Рекомендуемая литература
В.П.Сметник, Л.Г.Тумилович Неоперативная гинекология, руководство для врачей 2006г.
Клинические рекомендации. Акушерство и гинекология. Вып.2 / гл. ред. В.И. Кулаков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
Гинекология: практикум: учеб. пособие для студентов мед. вузов / под ред. В.Е. Радзинского. – М.: Изд-во РУДН, 2003.
Гинекология: учеб. для студентов / под ред. Г.М. Савельевой, В.Г. Брусенко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004, 2006.
Лекционный материал
ЗАДАЧИ
Задача №1.
Больная 32 лет доставлена в консервативное отделение машиной скорой помощи в состоянии средней тяжести. Жалобы на боли внизу живота, слабость, чувство жара, мажущиеся кровянистые выделения. Четыре дня тому назад в гинекологическом отделении больной был произведен аборт на сроке 7 недель. Через сутки после выписки — сегодня утром — появились боли внизу живота, кровянистые мажущиеся выделения, потрясающий озноб — температура повысилась до 39,5°С. Сразу не была доставлена в больницу. Данная беременность была первой. При поступлении — больная вялая, умеренно бледна, румянец на щеках. Кожные покровы сухие, горячие на ощупь. Язык влажный, обложен. Живот мягкий, активно участвует в акте дыхания, умеренно болезнен под лоном. При влагалищном исследовании: влагалище узкое, шейка матки конической формы, зев точечный, приоткрыт. Смещение шейки чувствительно. Матка мягкой консистенции, увеличена до 5-6 недель беременности, шаровидная, резко болезненна при пальпации. Придатки не определяются. Параметрии свободны. Выделения кровянистые, мажущиеся, без запаха. ДИАГНОЗ? ЧТО ДЕЛАТЬ?
Задача №2.
Больная 36 лет поступила в консервативное отделение с жалобами на резкие боли и наличие опухолевого образования в толще левой большой половой губы. Больна 4 дня — появилось болезненное уплотнение у основания половой губы, боли, усиливающиеся при ходьбе. Последнюю ночь не спала из-за боли, температура повысилась до 38'С. Объективно — половая щель смещена вправо — левая большая половая губа отечна, гиперемирована, у основания ее продолговатая, округлая, резко болезненная, туго-эластическая опухоль размером 6x5x4 см — по центру участка размягчения. ДИАГНОЗ? ЧТО ДЕЛАТЬ?
Задача №3.
Больная 22 лет поступила в консервативное отделение с жалобами на интенсивные боли внизу живота, больше справа, вздутие живота, тошноту, дважды была рвота, газы отходят плохо. В анамнезе 1 роды и медаборт, осложнившиеся воспалением матки и придатков, лечилась в стационаре и амбулаторно. Последние месячные кончились 3 дня тому назад. При поступлении: состояние средней тяжести, умеренно бледная. АД 105/60, температура 38,2°С, пульс 116 уд./мин. Язык суховат, обложен белым налетом. Живот слегка вздут, мягкий, резко болезнен при пальпации ниже пупка. Симптом Щеткина — Блюмберга слабоположительный над лоном, больше слева. Перистальтика прослушивается. При влагалищном исследовании: влагалище свободное, шейка матки цилиндрической формы, зев щелевидный, закрыт. Смещение шейки резко болезненно. Задний и левый боковые своды нависают, через них пальпируются нижний полюс туго-эластичной, резко болезненной опухоли. Матка слегка увеличена, ограниченно подвижна, чувствительна при смещении, придатки справа в виде болезненного тяжа, слева от матки и позади ее —продолговатая, туго-эластичная опухоль размером 12<6х6 см, неподвижная, по впечатлению, спаянная с брюшиной позади маточного пространства. Выделения гноевидные, умеренные. ДИАГНОЗ? ЧТО ДЕЛАТЬ?
- Учебно-методическое пособие
- Д.М.Н., заведующая кафедрой акушерства и гинекологии фпо кгму г.А.Лазарева
- Методические рекомендации по самостоятельной работе
- 1.Ночное дежурство.
- 2.Решение проблемных и ситуационных задач.
- 3.Составление схем и таблиц этиопатогенеза.
- 4.Подготовка рефератов, обзоров, докладов.
- 5.Фантомные занятия.
- 6.Подготовка учебно-дидактического материала.
- 7.Санитарно-просветительская работа.
- 8.Участие в научно-практических конференциях.
- 9.Участие в нир тем кафедры.
- 10.Выполнение курсовых и дипломных работ.
- 11.Проведение лабораторных исследований, узи, эндоскопических и диагностических манипуляций.
- Ориентировочная основа действий
- Клинический разбор историй.
- Контроль за эффективностью самостоятельной работы.
- Тематика практических занятий по акушерству для студентов 4 курса лечебного факультета. Осенний семестр
- Весенний семестр.
- Методы обследования беременных.
- 4. План изучения темы.
- 5. Рекомендуемые источники информации.
- 6. Задания, обязательные при самоподготовке:
- 7. Вопросы для самоподготовки.
- 8. Ситуационные задачи.
- Тема: структура и организация работы женской консультации. Медико-генетическое консультирование.
- 4. План изучения темы.
- 6. Вопросы для самоподготовки.
- Ситуационные задачи
- Тема: таз с акушерской точки зрения. Плод как объект родов.
- 5. Рекомендуемая литература:
- 6. Задания, обязательные при самоподготовке
- 7. Вопросы для самоподготовки
- 8. Ситуационные задачи
- Тема: клиническое течение и ведение родов. Биомеханизм нормальных родов.
- 5. Рекомендуемые источники информации
- 6. Задания, обязательные для самоподготовки
- 7. Вопросы для самоподготовки
- 8. Ситуационные задачи
- Тема: варианты биомеханизма родов при разгибательных предлежаниях.
- Рекомендуемые источники информации:
- 7. Вопросы для самоподготовки.
- 9. Ситуационные задачи.
- Тема: тазовые предлежания плода. Неправильные положения плода
- Рекомендуемые источники информации:
- 6. Задания, обязательные при самоподготовке:
- 7. Вопросы для самоподготовки:
- 8. Ситуационные задачи:
- Тема. Нормальный послеродовой период.
- Вопросы для самоподготовки.
- Ситуационные задачи.
- Тема: диагностика ранних сроков беременности. Аборт и его осложнения. Современная контрацепция.
- 4.План изучения темы.
- 5. Рекомендуемые источники информации.
- 6. Вопросы для самоподготовки.
- Тема: узкий таз в акушерстве. Диагностика. Тактика ведения.
- 3.Исходный уровень знаний
- 5.Рекомендуемые источники информации.
- 7.Вопросы для самоподготовки.
- Ситуационные задачи. Задача №1.
- Задача№2.
- Тема: аномалии родовой деятельности.
- 5. Рекомендуемые источники информации.
- 8. Ситуационные задачи. Задача 1
- Тема: гестозы.
- Рекомендуемая литература.
- Вопросы для самоподготовки.
- Ситуационные задачи. Задача 1
- Задача 2
- 3. Исходный уровень знаний
- 4. План изучения теМы.
- 5. Рекомендуемые источники информации.
- 6. ЗадаНия для самоподготовкИ.
- 7. Вопросы для самоподготовки.
- 8. Ситуационные задачи.
- Тема. Заболевание почек и беременность.
- 4. Вопросы для самоподготовки.
- 5.Ситуационная задача.
- Тема: ведение беременности и родов при эндокринной патологии. Беременность и туберкулез.
- 4. План изучения темы.
- 5. Рекомендуемые источники информации.
- 6. Задания, обязательные при самоподготовке.
- 7. Вопросы для самоподготовки.
- 8.Ситуационная задача.
- Тема: туберкулёз и беременность.
- 3. Вопросы для самоподготовки.
- Ситуационная задача.
- Тема: кровотечения во 2-й половине беременности.
- 6. Рекомендуемые источники информации:
- 6.Задания, обязательные при самоподготовке:
- 7. Вопросы для самоподготовки:
- 8. Ситуационные задачи:
- Тема: кровотечения в последовом и раннем послеродовом периоде.
- 4. План изучения темы:
- 5. Рекомендуемые источники информации:
- 6. Задания, обязательные при самоподготовке:
- 7. Вопросы для самоподготовки:
- Ситуационная задача:
- Тема: родоразрешающие операции. Акушерский травматизм.
- 4. Исходный уровень знаний:
- 7.Рекомендуемые источники информации.
- 8. Вопросы для самоподготовки.
- 9.Ситуационные задачи.
- Тема: послеродовые септические заболевания
- 5. Задания, обязательные при самоподготовке:
- 6. Рекомендуемые источники информации
- 7. Вопросы для самоподготовки.
- 8. Ситуационные задачи.
- Тематика семинаров по гинекологии
- Рекомендуемая литература
- 7. Вопросы для самоподготовки.
- Тема: неспецифические воспалительные заболевания гениталий
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоподготовки.
- Тема: специфические воспалительные заболевания гениталий
- Рекомендуемая литература
- 7. Вопросы для самоподготовки.
- 3. Спид
- 8. Задача
- Тема: регуляция менструального цикла. Нарушение овариально-менструальной функции. Дисменорея
- 4.План изучения темы
- 5. Материальное обеспечение занятий:
- 6. Рекомендуемая литература
- 7. Вопросы для самоподготовки.
- 8. Задачи
- Тема: дисфункциональные маточные кровотечения. Аменорея
- 4.План изучения темы
- 5.Материальное обеспечение занятий:
- 6. Рекомендуемая литература
- 7. Вопросы для самоподготовки.
- 8. Задачи
- Тема: бесплодный брак. Современные методы контрацепции. Зачетное занятие.
- 4.План изучения темы
- 5. Материальное обеспечение занятий:
- 6. Рекомендуемая литература
- 7. Вопросы для самоподготовки.
- 8. Задачи
- Тема: «острый живот» в гинекологии
- 4.План изучения темы
- 5.Материальное обеспечение занятий:
- 6. Рекомендуемая литература
- 7. Вопросы для самоподготовки.
- 8. Задачи
- Тема: фибромиома матки. Эндометриоз
- 4.План изучения темы
- 5.Материальное обеспечение занятий:
- 6.Рекомендуемая литература
- 7. Вопросы для самоподготовки.
- 8.Задачи
- Тема: доброкачественные и злокачественные опухоли яичников
- 4.План изучения темы
- 5.Материальное обеспечение занятий:
- 6. Рекомендуемая литература
- 7. Вопросы для самоподготовки.
- 8. Задачи
- Тема: предрак и рак шейки матки
- 4.План изучения темы
- 5.Материальное обеспечение занятий:
- 6. Рекомендуемая литература
- 7. Вопросы для самоподготовки.
- 8. Задачи
- Тема: предраковые заболевания и рак эндометрия. Трофобластические заболевания.
- 4.План изучения темы
- 5.Материальное обеспечение занятий:
- 6. Рекомендуемая литература
- 7. Вопросы для самоподготовки.
- 8. Задачи
- Тематика семинарских занятий для студентов VI курса лечебного факультета. Акушерство
- Гинекология.
- Тема: физиология беременности. Ведение нормальной беременности.
- 1. Цель семинара.
- 2. Исходный уровень знаний.
- 3.Вопросы для самоподготовки.
- 4. Задачи для итогового контроля знаний.
- 5. Рекомендуемая литература.
- 9) Выбрать и обосновать современные методы диагностики и лечения.
- 2. Исходный уровень знаний
- 3. Вопросы для самоподготовки.
- 4. Задачи для итогового контроля знаний.
- 5. Рекомендуемая литература:
- Тема: ведение родов. Период новорожденности.
- 1. Цель семинара. По окончании изучения данной темы студент должен:
- 2. Исходный уровень знаний.
- 3. Вопросы для самоподготовки.
- 4.Задачи для итогового контроля знаний.
- 5. Рекомендуемая литература.
- 2. Исходный уровень знаний.
- 3. Вопросы для самоподготовки.
- 4. Задачи для итогового контроля.
- 5. Рекомендуемая литература.
- 1. Цель семинара.
- Учебно-целевые задачи.
- 2. Исходный уровень знаний.
- 3. Вопросы для самоподготовки.
- 4. Задачи для итогового контроля знаний.
- 5. Рекомендуемая литература.
- Тема: гипертензивные состояния. Гестоз. Ведение беременности и родов.
- 1. Цель семинара.
- 2. Исходный уровень знаний.
- 3. Вопросы для самоподготовки.
- 4.Задачи для итогового контроля знаний.
- 5. Список рекомендуемой литературы.
- Тема: кардиоваскулярные, гематологические, пульмонологические заболевания и беременность. Анемии.
- 1. Цель семинара.
- Учебно-целевые задачи.
- 2. Исходный уровень знаний.
- 3. Вопросы для самоподготовки.
- 4. Задачи для итогового контроля.
- 5. Рекомендуемая литература.
- Тема: ревматизм. Врожденные и приобретенные пороки сердца. Тактика ведения беременности и родов.
- 1. Цель семинара.
- 2. Исходный уровень знаний.
- 3. Вопросы для самоподготовки.
- 4. Задачи для итогового контроля знаний.
- 5. Рекомендуемая литература.
- Тема: преждевременные и запоздалые роды.
- 1 . Цель семинара. В результате проведения семинара студент должен знать:
- 2. Исходный уровень знаний.
- 3. Вопросы для самоподготовки.
- 5. Рекомендуемая литература.
- 4. Задачи для итогового контроля знаний.
- 5. Рекомендуемая литература.
- 1. Цель занятия.
- 2. Исходный уровень знаний.
- 3. Вопросы для самоподготовки.
- Вопросы для самоподготовки.
- Задачи.
- Гинекология. Тема: сексуальное здоровье и инфекции, передающиеся половым путем
- 1. Общая цель семинарского занятия.
- 2. Исходный уровень знаний.
- 3. Вопросы для самоподготовки.
- Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- 5. Рекомендуемая литература
- 1. Цель семинарского занятия.
- Исходный уровень знаний.
- 3. Вопросы для самоподготовки.
- Задачи для итогового контроля знаний.
- Задача 7
- 5. Рекомендуемая литература
- Тема: эндометриоз и синдром хронических тазовых болей. Доброкачественные опухоли матки.
- Цель семинарского занятия
- Исходный уровень знаний.
- Вопросы для самоподготовки.
- Генитальный эндометриоз
- 4.Задачи для итогового контроля знаний.
- Задача 2.
- 5. Рекомендуемая литература
- Тема: профилактика рака эндометрия
- Исходный уровень знаний.
- 3. Вопросы для самоподготовки
- 4. Рекомендуемая литература
- Скриннинговая диагностика предраковых заболеваний шейки матки.
- 2. Исходный уровень знаний.
- 3. Вопросы для самоподготовки.
- Задачи для итогового контроля знаний. Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Тема: профилактика злокачественных опухолей яичников.
- 2. Исходный уровень знаний.
- 3. Вопросы для самоподготовки.
- Задачи. Задача l.
- Рекомендуемая литература
- Тема: основные виды гинекологических операций.
- Исходный уровень знаний.
- 3. Вопросы для самоподготовки.
- Рекомендуемая литература
- IV. Общий статус.
- V. Лабораторные данные (на момент курации).
- VI. Акушерское исследование.
- VII. Предполагаемый срок родов:
- XIII. Течение послеродового периода.
- XIV. Резюме родов (эпикриз).
- Xv1. Советы родильнице при выписке.
- Перечень практических навыков по акушерству