logo

Глава 1 Предмет, содержание и методы патофизиологии. Общая этиология и общий патогенез Патофизиология и ее место среди медико-биологических и клинических наук

Термин «патофизиология» происходит от двух слов: «патология» и «физиология». Термин «патологическая физиология» впервые использовал Галиот, выпустивший в 1819 г. учебник под названием «Общая патология и патологическая физиология»; этим термином пользовался Р. Вирхов (с 1847 г.), а утвердил его В.В.Пашутин, издав «Лекции по общей патологии (патологической физиологии)».

Наряду с термином «патофизиология» за рубежом в ряде стран используется термин «экспериментальная патология», введенный еще Франсуа Мажанди (1783–1855).

Так что же такое патофизиология? Это наука, изучающая нарушенные функции больного организма и ставящая своей задачей выяснение наиболее общих закономерностей возникновения, течения и исхода заболевания.

Объектом исследования патофизиологии является больной организм, а предметами изучения служат:

1) выяснение общих и частных механизмов, лежащих в основе резистентности организма, возникновения, развития и завершения патологических процессов и болезней;

2) изучение типовых патологических процессов, различная комбинация которых определяет клиническую картину заболеваний;

3) выявление специфичных для отдельных органов и систем типовых форм нарушений функций и их восстановления.

Как учебная дисциплина патофизиология состоит из трех разделов:

1. Общая патофизиология. Она включает общую нозологию (учение о сущности болезни), формирующую основные понятия и категории патологии, создающую классификации и номенклатуру болезней и изучающую социальные аспекты патологии; общую этиологию — учение о причинах и условиях возникновения болезни и принципах этиотропной профилактики и терапии; общий патогенез — учение о механизмах устойчивости, общих механизмах развития болезни, механизмах выздоровления и умирания и о принципах патогенетической профилактики и терапии, а также учение о наследственности, конституции и реактивности.

2. Типовые патологические процессы (воспаление, лихорадка, гипоксия, аллергия, отек и др.) — т.е. те процессы, которые часто выступают в качестве компонента многих заболеваний.

3. Частная патофизиология. Этот раздел включает типовые формы нарушений органов и систем: дыхания, кровообращения, крови, пищеварения, печени, эндокринной и нервной систем, почек и др.

Подчеркну, что клиницисты изучают болезни на основании клинической симптоматики: диагностики и лечения применительно к конкретному заболеванию и фиксируют внимание на специфических чертах, отличающих одно заболевание от другого, или одно и то же заболевание, но по-разному протекающее у разных людей, а патофизиологи изучают то общее, что наблюдается у больных при заболеваниях сердца, почек, печени, легких.

История возникновения и развития отечественной патофизиологии неразрывно связана с именем замечательного российского ученого, профессора Виктора Васильевича Пашутина (1845–1901), которого считают одним из основоположников патофизиологии как науки и учебной дисциплины в России.

Поэтому выделяют «допашутинский» период (с 30-х гг. XVIII столетия, когда начинают открываться российские университеты, и до 1874 г. — года открытия В.В. Пашутиным первой в России кафедры общей и экспериментальной патологии в Казанском университете, когда патофизиология (общая патология) как самостоятельная наука и учебная наука еще не существовала, но ее вопросы излагали на кафедрах патологической анатомии, физиологии, терапии.

С открытием первой кафедры в России начинается второй период в развитии отечественной патофизиологии — «послепашутинский». Создаются патофизиологические школы: петербургская (создатель — В.В. Пашутин), московская (А.Б. Фохт), киевская (В.В. Подвысоцкий), томская (П.М. Альбицкий, ученик В.В. Пашутина), харьковская (А.В.  Репрев) и др. Подробнее о каждом основоположнике научных школ и их учениках вы прочтете в учебниках.