logo search
OZZ_na_tel_k_GOSu

Экономика здравоохранения. Определение, задачи. Понятие о медицинской, социальной, экономической эффективности здравоохранения.

Экономика ЗО-комплекс экономич знаний о формах, методах, рез-тах, хозяйственной деят-ти в области ЗО. Предмет экон-ки – экономич отнош-я, складывающиеся и возникающие в процессе оказ-я мед пом. Объект исследов-я – мед деят-ть, кот осуществл в определ организационно-хозяйственных формах. Задачи: какие услуги ЗО, кому и с использованием каких организац-правовых форм надо оказывать; исследов-е ресурсной базы определенного вида мед услуг; оплата оказываемых услуг; ожидаемые результ-ты профессион и экономич деят-ти; определ-е полученного (фактического) рез-та деят-ти лечебно-профилактич учреждений; управление экономич процессами в мед учреждениях; спрос, предложение и ценообразование в области мед услуг, медиц маркетинг, реклама, экономическая эмблематика (товарные знаки, фирменные наименов-я, символы), психология потребителя. Медицинская эффект-ть – степень достиж-я мед рез-та: на ур-не метода возд-я проявляется в нормализации уровней гематологич, иммунологич показ-лей, скорости заживл-я ран; на ур-не пациента – выздоровление или улучшение состояния здоровья, восстановление утраченных ф-ций; на ур-не отрасли в целом и здоровья населения – множество показателей: удельный вес излеченных больных, снижение уровня заболеваемости и перехода бол-ней в хроническую форму. Социальная эфф-ть-степень достиж-я социальног рез-та: в отнош конкретного пац-та-возвращение к труду и активной жизни, удовлетворенность мед помощью, изменение мотивации чел-ка; на ур-не всей отрасли-увелич-е продолжит-ти предстоящей жизни, снижение смертности и инвалидности, изменение ур-ня удовлетворенности общ-ва системой оказания мед помощи. Экономическая эфф-ть-соотнош-е полученных рез-тов и производственных затрат (рассматривается в 2ух направлениях: эфф-ть использования различных видов ресурсов и влияние ЗО на развитие общественного произв-ва в целом). Экономический ущерб прямой – прямые затраты на лечение, профил-ку, сан-эпид обслужив-е, научные разработки, подготовку мед кадров, выплату пособий по временной нетрудоспос-ти и пенсий по инвалидности; и косвенный – экономич потери, связанные со снижением производит-ти труда, непроизведенной продукцией и снижением национ дохода на ур-не народного хоз-ва в рез-те болезни, инвалидности или преждевременной смерти. Предотвращенный экономический ущерб=экономический эффект-тот ущерб, который удалось предотвратить в рез-те комплекса мед мероприятий; находится как разность м/д экономич ущербом вследствие заболевания или смерти до и после применения лечебно-профилактич мероприятий. Прямой эффект-обусловлен улучшением методики или организации того или иного мероприятия, ведущим к его удешевлению. Косвенный эффект-является следствием мед или соц эффекта, т е этот рез-тат улучш-я профил-ки в конечном счете ведет к уменьшению затрат за счет экономии средств на борьбу с заболеванием и к снижению экономического ущерба в связи с утратой трудоспос-ти и смертности. Методы анализа экономич эффект-ти: анализ минимизации затрат (при равной эффект-ти исследуемых мед вмешательств); анализ стоимость-эффективность (оценка размера затрат на излечение 1го пациента); анализ стоимость-полезность (эффект-ть выражается в терминах полезности-ч/з индекс QUALY-сохраненные годы качественной жизни); анализ стоимость-выгода (параметры эффект-ти выражены ч/з денежные единицы).

Качество медицинской помощи. Определение. Факторы, влияющие на качество медицинской помощи. Мероприятия по обеспечению качества медицинской помощи. Управление качеством медицинской помощи населению в лечебно-профилактических организациях Республики Беларусь. Основные направления стандартизации в здравоохранении. Оценка качества медицинской помощи. Характеристики интегральной оценки качества медицинской помощи. Организация и порядок контроля качества медицинской помощи. Ступени экспертизы качества медицинской помощи.

Качество – совокупность характеристик медицинской помощи, отражающих её способности удовлетворять потребности пациентов с учетом стандартов з/о, соответствующих современному уровню медицинской науки. Факорты, влияющ на кач-во: 1)ф, связанные с деят-ю медработника: личностные качества, профессиональные кач-ва; 2) ф, связан с деят-ю отделения: рациональная орг-я труда, система контроля мед технологий, компетентность руководителя отд-я, морально-псих климат в коллективе; 3) внутриучрежденческие ф-ры: оснащенность мед оборуд, медикаментами, характер взаимод-я м/у подразделениями, рациональность распределнгия ресурсов м/у службами, профессиональный ур-нь рук состава; 4) надучрежденческие (системные) ф-ры: хар-р финансирования, нормативно-правовое сопровождение мед помощи, система подготовки кадров. Мероприятия по обеспечению кач-ва: - повыш эффекетивности использования ресурсов з/о, - определение оценочных критериев, мех-мов контроля, повыш эффективности и адекватности исп-я мед технологий, формирование удовлетворенности пациентов. Управление кач-вом – создание спец технологического процесса, обеспечивающего соблюдение требований и норм оказания мед помощи. Задачи: - межведомственное взаимодействие, разработка единой методики экспертизы, разработка системы мониторинга, развитие системы стандартизации, лицензирования, сертификации, разраб и ивнедрение мотивации и эконом мех-ов. Стандартизация – деятельность, заключающаяся в нахождении решений для повторяющихся задач в сфере науки, техники, экономики, медицины и др., направленных на достижение оптимальной степени упорядоченности в определенной области. Основные напрвления стандартизации: - мед технологии, - сан-гиг технологии, - образовательные стандарты, - организац и управленч технологии, - информ технологии, - технологии обращения лек ср-в, - технологии, орегламентирующие вопросы метрологии и мед техники. Стандарт мед помощи – нормативный документ, устанавливающий требования к процессу оказания мед помощи при конкретном виде патологии с учетом современных представлений о необходимых методах диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и возможностей конкретной мед помощи, обеспечивающий её надлежащее кач-во. Ятрогения – дефект оказания мед помощи, выраженный в виде нового заболевания или патологического процесса, возникшего в рез-те как правомерного так и неправомерного осуществления профил, диагн, реанимац, лечебных и реабилитац мед мероприятий. – умышленные, неосторожные, ошибочные, случайные. Медиц ошибка – причинение вреда здоровью или жизни пациента, вызванная ошибочным действием или бездействием медработника, хар-ся его добросовестным заблуждением при надлежащем отношении к проф обязанностям и отсутствием признаков умысла, халатности, небрежности или неосторожности. Контроль кач-ва: 1 ур-нь – руководители, 2 – замы, 3 – члены лечебно-контрольных комиссий. Внутренний контроль (со стороны производителя мед услуг). Потребительский контроль (со стороны потребителя). Внешний контроль (со тороны независимых орг-й). Экспертиза и контроль: - ведомственная (в плановом порядке), - вневедомственная (на основе оценки показателей деятельности лпу). Общие критерии кач-ва – минимизация ошибок и оптим исп-е финансов при обязательной стандартизации, объективный критерий – состояние больного.

Предпринимательская деятельность в здравоохранении. Предпринимательство, сущность, признаки, роль. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Риск в предпринимательской деятельности. Формы предпринимательской деятельности.

Законе «О предпринимательстве в Республике Беларусь» «Предпринимательство (предпринимательская деятельность) — самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия)». По существу, предпринимательство — это интеллектуальная деятельность с целью организации бизнеса и управления им. Предпринимательская деятельность направлена на поиск и реализацию различных вариантов наиболее эффективного соединения и использования ресурсов в целях извлечения прибыли. Главное в предпринимательской деятельности — выявить или сформировать спрос на товары, работу или услуги и удовлетворить его путем продажи соответствующих товаров, услуг и т.д. Отличительные черты предпринимательской деятельности: а) экономическая свобода (самостоятельность, независимость) в выборе направлений и методов деятельности; б) полная материальная ответственность за принимаемое решение в пределах личного имущества (вплоть до банкротства); в) ориентация на коммерческие результаты, получение максимально возможной прибыли; г) высокий уровень неопределенности промежуточных и конечных результатов, возможность потерь. Вторичные признаки предпринимательства: быть специалистом в своем деле, новаторство, инициативность, решительность, гибкость, динамичность, способность к риску и деловому общению, социальная ответственность и т.д.

Для успешного развития предпринимательства в стране должны быть созданы определенные условия. К числу важнейших условий относятся: стабильность государственной экономической и социальной политики; наличие позитивного общественного мнения о предпринимательстве; льготный налоговый режим; создание эффективной системы защиты интеллектуальной собственности; упрощение процедуры государственного регулирования хозяйственной деятельности (сокращение форм отчетности, облегчение правил регистрации и т.д.); эффективная защита прав предпринимателя; гарантированное страхование коммерческого риска. Риск — это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным планом, программой, прогнозом. Поэтому необходимый и существенный момент в работе предпринимателя — анализ риска, т.е. выявление его источников и причин, сопоставление возможных потерь и выгод. Каждый предприниматель определяет для себя допустимый уровень риска. В качестве такового можно принять угрозу полной потери прибыли. Более опасен критический риск, когда теряется вся предполагаемая выручка и затраты приходится возмещать за свой счет. И, наконец, катастрофический риск приводит к потере всего имущества. Риск можно уменьшить путем квалифицированного управления, прогнозирования и планирования, диверсификации производства, страхования и самострахования. Последнее означает создание резервных фондов за счет прибыли, остающейся в распоряжении предпринимателя. Практикуется также — хеджирование, т.е. страхование валютного риска путем создания встречных требований и обязательств в иностранной валюте. Одной из форм самострахования является опцион — это документ, дающий право ее владельцу купить или продать в течение установленного срока определенное количество товаров или ценных бумаг по фиксированной цене. Значительно снижает риск подписание контрактов, долгосрочных соглашений, в которых оговорены объемы товаров и услуг и цены на них.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется следующими методами: 1) правовое регулирование предпринимательской деятельности; 2) нормативное регулирование (сертификация, санитарные требования к хозяйственной деятельности и др.); 3) общегосударственные и местные налоги, влияющие на объем и содержание предпринимательской деятельности; 4) лицензирование (особая процедура официального признания права хозяйствующего субъекта на ведение определенного вида деятельности). В системе здравоохранения лицензия требуется на: 1) производство и реализацию бактериологических, психотропных, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ; 2) стационарное лечение больных, страдающих инфекционными, онкологическими и психическими заболеваниями; 3) производство и реализацию лекарственных средств; 4) медицинскую практику (кроме п. 2); 5) обучение в вузах и средних специальных учебных заведениях, на курсах, переподготовку и повышение квалификации специалистов медицинского профиля при наличии лицензии Министерства образования и науки на организацию соответствующего учебного заведения или курсов; 6) функциональный надзор и контроль, осуществляемый уполномоченными государственными органами (налоговая инспекция, валютный, таможенный контроль и т.п.).

Частная медицинская практика

Единоличное владение — одна из наиболее простых форм предпринимательской деятельности.

К преимуществам единоличного владения относятся: полная самостоятельность, свобода и оперативность действий, максимум заинтересованности в работе, расширении деловых операций, сохранение секретов технологии производственного процесса.

Его недостатки: – трудности привлечения больших капиталов; – большой риск потерять свои личные сбережения и имущество; – отсутствие специализированного менеджмента.

Простейшая и самая доступная форма участия врачей, провизоров, медсестер в предпринимательстве — индивидуальная трудовая деятельность. В здравоохранении к ней относятся частная медицинская практика (ЧМП) и частная фармацевтическая деятельность (ЧФД). Для их осуществления необходимо пройти государственную регистрацию и получить лицензию.

Партнерства и корпоративные формы предпринимательства . ЮЛ — это организация или учреждение, которые имеют в собственности (или в хозяйственном ведении, оперативном управлении) обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, несут обязанности быть истцом и ответчиком в суде. ЮЛ должны иметь самостоятельный баланс или смету. У ЮЛ может быть один или несколько учредителей.

Коммерческие организации в системе здравоохранения создаются, в основном, в форме хозяйственных товариществ или хозяйственных обществ. Примером последних могут служить общество с ограниченной ответственностью, а также акционерное общество (корпорация).

Отличия хозяйственных товариществ от обществ:

а) общество может быть создано одним учредителем, товарищество же — как минимум двумя участниками;

б) в обществе создается уставной капитал, а в товариществах — складочный;

в) участники товарищества обязаны принимать непосредственное участие в его деятельности, а для участников общества это условие необязательно, т.к. они объединяются не сами, а объединяют свои капиталы для осуществления коммерческой деятельности;

г) граждане — участники товариществ являются индивидуальными предпринимателями, а участники обществ — не становятся индивидуальными предпринимателями.

Медицинские товарищества

Товарищество (партнерство) — создается на основе договора между частными лицами или предприятиями на условиях распределения прибыли и убытков в соответствии с их долей или паем в имуществе товарищества, а также совместного контроля за бизнесом и непосредственного участия в нем. Имеется два основных вида товариществ: полное с неограниченной ответственностью его участников, а также смешанное товарищество или коммандитное. Участники полного товарищества несут неограниченную ответственность по обязательствам товарищества, а не только инвестированным в него капиталом.

Смешанное товарищество — такой вид товариществ, в соглашении об образовании которого фигурируют партнеры, чья ответственность не ограничена их долей в имуществе, а также члены-коммандитисты, ответственность которых ограничена инвестированным ими капиталом. Для образования такого товарищества необходимо формальное соглашение, заверенное нотариусом, где указывается, кто является основным партнером и кто партнером с ограниченной ответственностью.

Медицинские и фармацевтические хозяйственные общества

а) общества с ограниченной ответственностью (ООО);

в) закрытые акционерные общества (ЗАО);

г) открытые акционерные общества (ОАО).

Общество с ограниченной ответственностью создается на основе устава и договора. Оно имеет свой уставной фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами, и несет ответственность по обязательствам перед кредиторами и поставщиками только в пределах стоимости своего имущества. Имущество ООО не принадлежит его участникам, и они не отвечают по обязательствам общества.

свидетельства участников ООО не относятся к ценным бумагам и не имеют рыночной стоимости; в ООО число участников ограничено,ООО не обязано публиковать устав и данные о результатах хозяйственной деятельности, – участники ООО не отвечают по обязательствам ООО, – участники ООО теряют право собственности на имущество, переданное ООО, сохраняя лишь обязательственные права в отношении этого имущества, – ООО может быть создано одним участником; – участники ООО несут риск убытков, связанных с деятельностью ООО, лишь в пределах стоимости внесенных ими вкладов в уставной капитал.

Акционерное общество — общество, уставный фонд которого разделен на равные доли. Эти доли и определяют номинальную стоимость акций. Акционерное общество привлекает средства других инвесторов путем размещения среди них акций, в результате чего централизует значительный капитал. Держатели акций имеют право на получение дивидендов (т.е. определенной части чистой прибыли). По обязательствам они не отвечают и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Высший орган АО — общее собрание акционеров. Акционерные общества подразделяются на акционерные общества открытого типа (ОАО) и закрытого (ЗАО), различие между которыми состоит в следующем:

а) в ОАО акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, а в ЗАО акции распределяют только среди учредителей ЗАО;

б) только ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции, а также их свободную продажу. Такого права у ЗАО нет;

в) ОАО должно ежегодно публиковать свой годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Что касается ЗАО, то по общему правилу оно не обязано этого делать;

г) акционеры ЗАО имеют преимущественное перед другими лицами право приобретения акций, продаваемых другими акционерами АО. Однако если отчуждение акций происходит иным образом (например, путем дарения, мены и т.п.), то у них такого права нет. Что же касается акционеров ОАО , то у них нет никакого преимущества перед третьими лицами в приобретении отчуждаемых другими акционерами данного АО акций;

д) число акционеров ЗАО не должно превышать предельного, а у ОАО предельное число акционеров не устанавливается.

Арендное предприятие (АП) — предприятие, созданное трудовым коллективом на основе договора аренды имущества государственного либо другого какого-либо предприятия, или же его структурной единицы. Трудовой коллектив образует организацию арендаторов и после подписания договора с арендодержателем приобретает статус АП, которое действует на основе устава, утвержденного общим собранием трудового коллектива. При наличии подписанного договора и устава, АП подлежит регистрации в Исполкоме Совета народных депутатов по месту нахождения.

Кооператив — добровольное объединение граждан для совместного ведения хозяйственной деятельности, основанное на личном трудовом участии его членов, использовании собственного или арендного имущества.

Медицинские кооперативы относятся к группе производственных кооперативов (ПК). Производственным кооперативом признается коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности. ПК объединяет граждан на основе членства. Иначе говоря, члены кооператива объединяются для осуществления совместной производственной или иной хозяйственной деятельности. В медицинских кооперативах учредительный документ — устав, который утверждается решением общего собрания членов еще не зарегистрированного и не ставшего ЮЛ кооператива.