Организация охраны здоровья населения на территории Беларуси в составе вкл, рп, Российской империи
ВкЛ и РП.
В условиях нарастания с конца ХII – начала XIII вв. экспансии монголо-татар и европейских рыцарей-крестоносцев славяне (в большинстве своем православные) и балты (в большинстве своем язычники), жившие на западных рубежах Руси, вынуждены были пойти на создание совместного государственного образования — Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. Начавшееся в конце XV в. противостояние с московским государством, привело к объединению ВКЛ с польским королевством, юридически оформленном в 1569 г. в г. Люблине. Люблинская уния означала создание федеративного государства Речи Посполитой, ориентацию белорусских земель на достижения западноевропейской католической цивилизации и постепенную полонизацию белорусской политической элиты.
Развитие медицины Беларуси в эпоху Великого княжества Литовского и Речи Посполитой проходило на фоне периодически распространявшихся эпидемий (в основном чумы и оспы). В середине ХIV в. по всему европейскому континенту (в том числе и по белорусским землям), прокатилась пандемия «черной смерти» — чумы.
Именно борьба с эпидемиями подстегивала развитие медицинских знаний на белорусских землях. Великие князья литовские, в центре деятельности которых стояла война, не обращали на развитие системы здравоохранения пристального внимания. Оказание медицинской помощи населению белорусских земель было прерогативой служителей культа. До конца XIV в. ( Кревской унии 1385 г.) оказание медицинской помощи населению было фактически сосредоточено в руках языческих волхвов-знахарей. Да и сами православные монахи, занимавшиеся врачеванием, использовали в своей практике в основном знания народной медицины. В монастырях находились, т.н. манускрипты, которые представляли собой своеобразные средневековые медицинские справочники, в которых, наряду с описаниями самых различных растений, минералов и животных, приводились рекомендации для лечения всех известных тогда болезней, причем «в рецептах указывались растения, минералы и животные продукты именно как средства терапии». Теоретической основой развития медицинских знаний на белорусских землях являлись учения Гиппократа, Галена и Ибн Сины (Авиценны), признанных основополагающими обеими христианскими церквями. Их следовало читать и комментировать, но запрещалось в чем-либо сомневаться и за что-либо критиковать и исправлять.
Начало нового времени (эпоха Возрождения и Барокко) в развитии общеевропейской медицины ознаменовалось переходом от знахарства к алхимии и тесно связанной с ней астрологии. Для белорусских земель оно также характеризовалось созданием сети лечебных стационаров (т. н. «шпиталей»), переходом в оказании хирургической помощи от волхвов-знахарей к ремесленникам-цирюльникам и появлением высококвалифицированных светских врачей. Создание сети стационаров, совмещавших в себе функции медицинских учреждений и социальных приютов, — «шпиталей» относится к концу ХV в. Впервые они упоминаются в 1495 и 1503 гг., когда в Бресте местным еврейским кагалом и церковным братством св. Николая были основаны два шпиталя. К 1780 г. их общее число на белорусских землях достигло 370. Строительство шпиталей и их содержание осуществлялось за счет пожертвований со стороны великих князей литовских и королей польских, политической элиты того времени (магнатов и средней шляхты), а также городских магистров, церковных братств (православных, католических, униатских), религиозных общин (евреев, протестантов), цехов цирюльников при учреждениях культа (православных и католических приходах и монастырях, синагогах, зборах).
Несмотря на развитие шпитальной системы, она не стала основой оказания медицинской помощи населению белорусских земель. В эпоху Великого княжества Литовского и Речи Посполитой оказанием медицинской помощи основной массе населения белорусских земель занималась специальная категория ремесленников — цирюльники, составлявшие особый цех. Цирюльник занимался не только стрижкой, бритьем бороды, педикюром и маникюром, но и проводил различного рода хирургические (срезание мозолей, вправление вывихов, ампутация конечностей, камнесечение) и стоматологические (удаление зубов) операции. Официальное разграничение обоими христианскими церквями хирургии (которую не считали медициной) и терапии (собственно медицины) привел к тому, что оказанием хирургической помощи населению занимались исключительно цирюльники.
Начиная с ХV в. функция оказания медицинской помощи монархам и аристократии Великого княжества Литовского переходит от монахов к светским врачам, получившим высшее образование на медицинских факультетах ведущих европейских университетов Европы. Первым известным белорусским доктором медицины является знаменитый уроженец Полоцка, выдающийся представитель белорусского Возрождения, один из основателей восточнославянского книгопечатания Франциск Скорина. Примерно в это же время на белорусские земли начали приезжать врачи из других стран, такие каНиколло БучеллоиПьеро Симоне. С их именами связан первый случай документально зафиксированного анатомического вскрытия тела умершего на белорусских землях.
Среди врачей-итальянцев, работавших при белорусских магнатских дворах, своим талантом выделялся Джорджо Бьяндрата, который привез в несвижскую библиотеку белорусского магната сочинения своего учителя Мигеля Сервета, в том числе описание малого круга кровообращения.
Сымон Будный в своем «Катехизисе» связывал возможность зачатия с попаданием мужского семени в матку, а диагностику беременности — с отсутствием у женщин месячных.
Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Ситниянович-Петровский) (уроженец г. Полоцка) — один из основателей российского высшего образования, основатель Славяно-греко-латинской академии, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, поэт и мыслитель. В сочинении «Жезл правления» он разъяснял процесс зачатия и внутриутробное развитие ребенка, рассматривая эти вопросы с идеалистической точки зрения.
Эпоха Просвещения, охватившая весь европейский континент во второй половине XVIII в., принесла очередной виток секуляризации общества и стала рубежом окончательного выхода медицины из-под «опеки» религии. Постепенно государство начинает забирать у Церкви функции управления системой здравоохранения. Не стали исключением в этом процессе и белорусские земли. В 1775 г. с целью упорядочения управления системой здравоохранения Сейм Речи Посполитой учредил т. н. «Шпитальные комиссии», отдельные для королевства Польского и Великого княжества Литовского, но с единым уставом. Согласно этому уставу декларировалось создание централизованного государственного управления системой здравоохранения.
Эта эпоха характеризуется окончательным признанием хирургии органической частью медицинской науки, а не видом ремесленной деятельности, и внедрением в европейских университетах клинического преподавания, направленного на обучение специалистов, обладающих не только знаниями доктора медицины, но и навыками готового к лечебной практике врача. Белорусская земля может по праву гордиться своим уроженцем, происходившим из рода пинской шляхты, Рафалом Юзефом Червяковским (1743–1816)7 — основателем польской хирургической науки, первым профессором анатомии, хирургии и акушерства Краковского университета. Среди врачей-хирургов, занимавшихся медицинской практикой на белорусских землях, нельзя не упомянуть имя придворного хирурга РадзивилловФредерика Теодора Эме (ум. 1818) — фактического основателя хирургической и урологической науки в Беларуси. Одним из первых в Восточной Европе изданий, посвященных изучению рака, стала докторская диссертация уроженца ВильноМихаила Людвига Кноблоха.
Вторым достижением в развитии медицины XVIII в. является внедрение в университетское образование клинического преподавания, направленного на обучение специалистов, обладающих не только знаниями доктора медицины, но и навыками готового к лечебной практике врача. Инициатором в проведении реформы медицинского образования стал медицинский факультет Венского университета. Во главе этих планов стал молодой белорусский магнат Антоний Тизенгауз. Возникла необходимость открытия медицинской академии (школы). Для этого из Франции был приглашен известный ученый и врачЖан-Эммануэль Жилибер (1741–1814), которому было суждено войти в историю медицины Беларуси как первому руководителю высшего медицинского учебного заведения. Место для медицинской академии Антоний Тизенгауз выбрал в г. Гродно. В 1776 г. она приняла первых студентов. Для медицинской диагностики Ж.-Э. Жилибер впервые на белорусских землях предложил применять микроскоп. Неудача эксперимента А. Тизенгауза с организацией мануфактурного производства в Гродно и Поставах, их финансовый крах, привели к его отставке и свертыванию всех проектов. Как результат, после пяти лет успешной дидактической и научной работы в 1781 г. Гродненская медицинская академия была закрыта и вскоре послужила основой для создания медицинского отделения при Главной школе ВКЛ в Вильно.
Российская империя.
В результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795 гг.) белорусские земли вошли в состав Российской империи. В условиях существования строго централизованного государства российское правительство проводило политику, направленную на установление государственного контроля над всеми сферами жизни общества. Вопросы развития системы здравоохранения на территории всей империи были подчиненымедицинской коллегии, созданной в 1763 г. В рамках реформы системы государственного управления 1802 г. медицинская коллегия была включена в состав Министерства внутренних дел и переименована вмедицинский департамент. На местах (в губерниях) функции управления системой здравоохранения, согласно реформе местного управления и суда 1775 г., были поручены губернским приказам общественного призрения, подчинявшихся медицинской коллегии. В 1796–1797 гг. новым российским императором Павлом I (1796–1801) была проведена реорганизация структуры органов государственного управления системы здравоохранения. Согласно Врачебному уставу от 19 (30) января 1797 г., система здравоохранения была изъята из ведения губернских приказов общественного призрения (за которыми оставалась только функция благотворительного строительства больниц) и подчиненагубернским врачебным управам.
Ключевой момент в организации медицинской помощи населению — создание сети медицинских стационаров. Губернские врачебные управы постепенно начали строительство больниц, первоначально ограничиваясь губернскими городами. Так, в 1799 г. губернская больница была открыта в Минске, в 1802 г. — в Могилеве, в 1804 г. — в Витебске.
Врачи, работающие на белорусских землях в конце XVIII – начале XIX вв., не остались в стороне от планирования создания государственной системы здравоохранения. В 1797 г. Ф. Лефлер представил в Медицинскую коллегию докладную записку под названием «Некоторые практические примечания и начертания о госпиталях». В ней он предлагал мероприятия по улучшению обустройства больниц, разработал правила организации обслуживания больных, ведения истории болезни непосредственно у постели больного, режима в больницах.
После создания больниц в губернских городах, губернские врачебные управы приступили к созданию сети стационаров на местах: в уездных городах и больших селениях. Однако на практике распоряжения правительства оставались только декларацией намерений. Врачей катастрофически не хватало. Такая же критическая ситуация была и с лекарственным обеспечением населения. Система здравоохранения по-прежнему оставалась в ведении губернских врачебных управ и регламентировалась положением «Об устройстве врачебной части в селениях тех губерний, в коих не введено Положение о земских учреждениях» 1868 г. Согласно данному нормативно-правовому акту, на каждый участок до 7 тыс. душ населения в уезде должен был приходиться один сельский врач, один фельдшер и 3 повивальные бабки.
Эпидемиологическое положение белорусских земель в конце XVIII – начале ХХ вв. оставалось тяжелым. Рубеж XVIII–ХIХ вв. в развитии медицинской науки был ознаменован величайшим открытием — нахождением вакцины против оспы — сделанным в 1798 г. английским врачом Э. Дженнером. С 1801–1802 гг. врачи Беларуси стали активно применять предложенный им метод. С целью организации и проведения оспопрививания российское правительство распорядилось о создании на местах губернских и уездных оспенных комитетов. Но несмотря на самоотверженную работу медиков на белорусских землях, масштабы вакцинации не приобрели массового характера, носили нерегулярный характер и оживлялись только во время очередной эпидемии.
Нуждаемость в высококвалифицированных врачах обусловила в рамках проведения образовательной реформы 1802–1804 гг. создание медицинских факультетов при российских университетах. Подготовкой врачей для белорусских земель должен был заниматься медицинский факультет Виленского университета. На протяжении 29 лет дидактической и научной деятельности медицинского факультета (1803–1832 гг.) в Вильно была создана одна из ведущих медицинских научных школ, представленная плеядой выдающихся врачей и исследователей — уроженцев Беларуси. После закрытия в 1832 г. Виленского университета медицинский факультет был преобразован в медико-хирургическую академию. Но она просуществовала недолго. В 1842 г. в связи с антиправительственными настроениями, господствовавшими среди профессорско-преподавательского состава и студентов, Виленская медико-хирургическая академия была ликвидирована. Ее материально-техническое оборудование было передано в Киевский университет, что позволило открыть там медицинский факультет.
Центр подготовки высококвалифицированных медицинских кадров для белорусских земель переместился в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию.
Несмотря на проблемы, связанные с организацией системы здравоохранения, XIX век для развития медицины на белорусских землях стал периодом активного становления физиологической, терапевтической, хирургической, акушерской и гинекологической отраслей медицинской науки.
- Раздел I озз как наука и область практической деятельности. Задачи
- Основные методы исследований в озз. Характеристика
- Основы законодательства рб о здравоохранении
- Основные принципы государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения
- Обеспечение прав граждан Республики Беларусь на доступное медицинское обслуживание
- Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области здравоохранения
- Права медицинских (фармацевтических) работников
- Обязанности медицинских (фармацевтических) работников
- Права пациентов
- Обязанности пациентов
- Здравоохранение. Определение. История развития государственной системы зо
- Показатели развития зо. Методика вычисления. Современные уровни в рб (все данные за 2012 год!!!)
- Государственная система зо (Бевериджа, Семашко)
- Частная и страховая медицина, организационные принципы.
- Врачебная этика и медицинская деонтология
- Вклад в развитие медицины ученых Древнего мира и ученых эпохи раннего и развитого Средневековья
- Организация охраны здоровья населения на территории Беларуси в составе вкл, рп, Российской империи
- Раздел II Медицинская статистика, разделы, задачи. Роль статистического метода в изучении здоровья населения и деятельности системы здравоохранения
- Статистическая совокупность, определение, виды. Выборочная совокупность, требования к ней. Способы формирования выборки.
- Организация мед исследования, этапы. Хар-ка плана и программы мед исследования
- Статистическое наблюдение. Методы сбора стат информации. Стат таблицы, виды, требования к составлению
- Особенности проведения мед исследования
- Основные ошибки при проведении мед исследования
- Относительные величины, методика вычисления, использование в зо.
- Графическое изображение в статистике. Виды диаграмм, правила построения
- Вариационный ряд, его эл-ты, виды, правила построения
- Средние величины, виды, методика вычисления. Использование в медицине.
- Характеристика разнообразия изучаемого признака в выборочной совокупности. Среднее квадратичное отклонение, методика вычисления, использование в деят-ти врача.
- Оценка достоверности разности относительных и средних величин. Критерий «t».
- Корреляционная связь, ее признаки, виды. Коэффициент корреляции, определение, свойства, методы вычисления. Метод корреляции рядов Пирсона. Метод корреляции рангов Спирмена.
- Понятие о непараметрических методах исследования. Критерий соответствия (χ-квадрат), этапы расчета, значение. Понятие о нулевой гипотезе.
- Динамический ряд, виды, методы выравнивания. Показатели динамического ряда, методика вычисления.
- Раздел III Общественное здоровье, факторы его определяющие. Показатели, используемые для оценки здоровья населения.
- Демография как наука, определение, содержание. Важнейшие проблемы народонаселения. Значение демографических данных для здравоохранения.
- Закон Республики Беларусь «о демографической безопасности».
- Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Цель, задачи. Ожидаемые результаты реализации.
- Статика населения, методика изучения. Переписи населения. Типы возрастных структур населения. Численность и состав населения Республики Беларусь.
- Механическое движение населения. Характеристика миграционных процессов, значение для органов здравоохранения.
- Естественное движение населения, факторы на него влияющие. Показатели, методика вычисления. Основные закономерности естественного движения населения в Республике Беларусь.
- Рождаемость как медико-социальная проблема. Современное состояние, тенденции в Республике Беларусь.
- Общий и специальные показатели рождаемости. Методика вычисления, оценка уровня. Типы воспроизводства населения. Характер воспроизводства в Республике Беларусь.
- Смертность населения как медико-социальная проблема. Современное состояние, тенденции в Республике Беларусь.
- Общий и специальные показатели смертности. Методика вычисления, оценка уровня.
- Младенческая смертность, факторы, определяющие ее уровень. Методики вычисления, оценка уровня. Основные причины младенческой смертности в Республике Беларусь. Направления профилактики.
- Материнская смертность, факторы, определяющие ее уровень. Методика вычисления. Основные причины материнской смертности в Республике Беларусь. Направления профилактики.
- Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра, ее роль в статистическом изучении заболеваемости и смертности населения.
- Заболеваемость населения как медико-социальная проблема. Значение данных о заболеваемости для здравоохранения. Современное состояние заболеваемости в Республике Беларусь.
- Методы изучения заболеваемости населения, характеристика.
- Метод изучения заболеваемости по обращаемости в лечебно-профилактические организации, характеристика.
- Первичная и общая заболеваемость. Учетные и отчетные документы. Показатели. Уровни и структура в Республике Беларусь.
- Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Учетные и отчетные документы. Показатели.
- 7) Удельный вес часто и длительно болевших:
- Изучение острой инфекционной заболеваемости. Учетные и отчетные документы. Показатели.
- Инфекционными болезнями (на 100 тыс. Населения)
- Изучение заболеваемости населения важнейшими неэпидемическими болезнями. Учетные и отчетные документы. Показатели.
- Изучение госпитализированной заболеваемости. Учетные и отчетные документы. Показатели.
- Метод изучения заболеваемости населения по результатам профилактических медицинских осмотров. Виды осмотров. Группы здоровья. Учетные и отчетные документы. Показатели.
- 2) Моментная пораженность
- 3) Распределение осмотренных по группам здоровья:
- Метод изучения заболеваемости по данным о причинах смерти. Учетные документы, правила заполнения. Показатели.
- 1) Летальность
- 2) Смертность
- Раздел IV Первичная медико-санитарная помощь населению (пмсп). Задачи. Функции. Направления развития пмсп в Республике Беларусь. Виды медицинской помощи.
- Организация медицинской помощи населению в амбулаторно - поликлинических условиях, основные направления развития. Номенклатура амбулаторно-поликлинических организаций.
- Городская поликлиника, структура, задачи. Принципы организации работы городской поликлиники. Виды участков, нормативы численности.
- Регистратура поликлиники, структура, задачи. Организация записи пациентов на прием к врачу. Правила хранения медицинской документации.
- Профилактическая работа городской поликлиники. Отделение профилактики, задачи. Организация медицинских осмотров населения. Виды осмотров. Показатели профилактической работы.
- Разделы работы врача-терапевта участкового, их характеристика. Учетная документация в работе врача-терапевта участкового. Показатели деятельности.
- Диспансеризация населения. Определение, задачи. Организация и содержание этапов диспансеризации. Учетные документы. Показатели для оценки объема, качества и эффективности диспансерной работы.
- Кабинет медицинской статистики поликлиники, основные разделы работы. Роль статистической информации в управлении поликлиникой. Основные отчетные формы. Показатели работы поликлиники.
- Врач общей практики (воп): определение, виды деятельности. Содержание работы врача общей практики.
- Роль и место воп в системе первичной медико-санитарной помощи. Амбулатория общей практики, штатные нормативы, организация работы.
- Организация медицинской помощи населению в условиях стационара, основные направления совершенствования. Номенклатура больничных организаций.
- Городская больница, структура, задачи, управление, организация работы, учетная и отчетная документация.
- Организация работы приемного отделения больницы, задачи, порядок поступления. Документация.
- Виды режимов в стационаре, их характеристика, задачи, основные мероприятия.
- Показатели стационарной медицинской помощи, методика вычисления, уровни в Республике Беларусь.
- Показатели деятельности больницы, методика вычисления, оценка. Стационар
- Женская консультация, задачи, структура, организация работы. Учетная документация. Показатели работы по обслуживанию беременных женщин.
- Родильный дом, задачи, структура, организация работы. Учетная документация. Показатели деятельности родильного дома.
- Организация медицинской помощи детям. Номенклатура организаций. Ведущие медико-социальные проблемы здоровья детей.
- Детская поликлиника, задачи, структура. Особенности организации медицинской помощи детям. Показатели работы детской поликлиники.
- 2. Обслуживание детей на дому:
- 3. Профилактическая работа:
- 4. Наблюдение за новорожденными и детьми первых лет жизни:
- 5. Показатели диспансеризации:
- Профилактическая работа детской поликлиники. Патронаж новорожденных. Кабинет здорового ребенка, содержание его работы.
- Противоэпидемическая работа детской поликлиники. Прививочный кабинет, его задачи, организация работы. Учетная документация. Связь в работе с центром гигиены и эпидемиологии.
- Детская больница, задачи, структура, организация работы, особенности приема пациентов. Учетная и отчетная документация. Показатели деятельности.
- 1. Характеристика помощи в условиях стационара, оказываемой населению
- Сельский врачебный участок (сву). Медицинские организации сву. Сельская участковая больница. Организация и содержание лечебно - профилактической и противоэпидемической работы.
- Центральная районная больница, структура, функции. Роль в организации медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности. Показатели деятельности.
- Областная больница, структура, функции. Роль в организации медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности. Показатели деятельности.
- Организация специализированной медицинской помощи населению. Центры специализированной медицинской помощи, виды, задачи, структура.
- Диспансеры. Виды, задачи, структура. Роль диспансеров в повышении качества специализированной медицинской помощи населению. Взаимосвязь в работе с поликлиникой.
- Организация скорой (неотложной) медицинской помощи населению. Задачи станции скорой (неотложной) медицинской помощи. Больница скорой медицинской помощи: задачи, структура.
- Врачебно-консультационная комиссия (вкк), состав, функции. Разделы работы вкк. Порядок направления пациентов на вкк, выдача листка нетрудоспособности через вкк.
- Медико-социальная экспертиза, определение, содержание, основные понятия.
- Организация медико-социальной экспертизы (экспертизы нарушений жизнедеятельности пациентов). Документы, регламентирующие порядок проведения медико-социальной экспертизы.
- Медико-реабилитационные экспертные комиссии (мрэк). Виды, состав и функции мрэк. Порядок направления и освидетельствования пациентов на мрэк, документация, правила ее оформления.
- Раздел V. Современные проблемы профилактики Профилактика, определение понятий, современные проблемы.
- Уровни и виды профилактики. Основные принципы первичной профилактики. Факторы, обуславливающие необходимость усиления профилактики на современном этапе.
- Научные основы управления. Методы управления, характеристика. Стили руководства. Роль руководителя в повышении эффективности работы коллектива.
- Управленческий цикл. Виды управленческих решений, их характеристика.
- Автоматизированные системы управления в здравоохранении. Медицинские информационные системы. Классификация.
- Анализ деятельности организаций здравоохранения на основе модели конечных результатов. Методика расчета.
- Информационное обеспечение процесса управления. Виды информации в здравоохранении. Роль статистической информации в управлении здравоохранением.
- Планирование здравоохранения. Задачи и принципы планирования. Виды планов, их характеристика.
- Нормы и нормативы в здравоохранении, определение, классификация, примеры.
- Государственные минимальные социальные стандарты (гмсс): определение. Гмсс в здравоохранении.
- Финансирование здравоохранения, источники финансирования. Бюджет, виды бюджета. Бюджетная классификация. Внебюджетные средства.
- Финансирование организаций здравоохранения. Источники финансирования. Смета, порядок ее составления и утверждения. Основные статьи сметы. Внебюджетные средства.
- Экономика здравоохранения. Определение, задачи. Понятие о медицинской, социальной, экономической эффективности здравоохранения.