logo
OZZ_na_tel_k_GOSu

Уровни и виды профилактики. Основные принципы первичной профилактики. Факторы, обуславливающие необходимость усиления профилактики на современном этапе.

Первичная профил-ка-комплекс мероприятий, направл на предупр-е возникнов-я патол процесса и предупр-е воздействия факторов риска на здоровье. Вторичная профил-ка-меры воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего заболевания или повреждения (диспансеризация) (ранее выявл-е заболеваний, предупрежд-е рецидивов и прогрессирования патол процесса и возникнов-я его осложнений). Третичная профил-ка-предупреждение перехода возникших или врожденных функциональных нарушений в устойчивые дефекты/комплекс мероприятий по реабилитации (медицинской, трудовой, социальной) пациентов, утративших возможность полноценной жизнедеят-ти. Уровни профил-ки: государственный (различные гос программы), трудового коллектива (профил-ка травматизма, созд-е безопасных условий труда), семейно-бытовой (сем традиции), индивидуальный (личная гигиена, ЗОЖ). ЗОЖ-сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнедеят-ти и работоспос-ти, на достижение активной продолжительной жизни. Формиров-е навыков ЗОЖ предполагает: сознательный личный образ жизни, сознательное взятие на себя ответственности за здоровье других, активное содействие общественным мерам укрепления и охраны здоровья. Направления профилактики: 1) поведенческое 2) санитарно-гигиеническое 3) функционально-биологическое 4) лечебно-оздоровительное. Виды профилактики: а) индивиду - включает рациональный режим и гигиенич поведение человека б) обществ - система госуд, обществ и мед мероприятий по охране общественного здоровья. Основные принципы первичной профилактики: 1) непрерывность проф. мероприятий (на протяжении всей жизни, начиная еще в антенатальном периоде) 2) дифференцированный характер проф. Мероприятий 3) массовость профилактики 4) научность профилактики 5) комплексность проф. мер (участие в профилактике лечебных учреждений, органов власти, общественных организаций, населения)

Факторы риска: 1) управляемые (физ активность), 2) неуправляемые (генетика, этнич принадлежность). По ВОЗ выделяют 10 глобальных факторов риска, обусл-х до 40% всех смертей и 1/3 лет потери здоровой жизни: 1)низкая масса тела при рождении; 2) выс ур-нь холестерина; 3) выс ур-нь АД; 4) несоблюд санитарии и гигиены; 5) употребление табака; 6) употребление алкоголя; 7) незащищ секс; 8) избыточная масса тела; 9) дефицит железа; 10) наличие внутри помещения дыма, продуктов сгорания твердого топлива.

Гигиеническое воспитание и обучение населения в Республике Беларусь. Основные принципы. Методы и средства гигиенического воспитания и обучения. Содержание работы врача-специалиста по формированию здорового образа жизни.

Гигиеническое воспит-е и обуч-е – система госуд, обществ, мед мероприятий, направленных на повыш-е ур-ня санит культуры насел-я, формиров-е ЗОЖ с целью сохранения и укрепления здоровья. Принципы гиг воспит: госуд хар-р, научность, массовость, доступность, целенаправленность, оптимистичность, актуальность, систематичность (определение целевых групп, формы и методы воздействия на них, объем информации и каналы ее распростран-я, график работы с указанием сроков исполн-я, анализ и оценка выполнения плана). Задачи: способствовать сохранению и укрепл-ю здоровья чел-ка; предупреждать и предотвращать бол-ни, несч случаи и преждеврем смерть; обучить и создать мотивацию к ведению адекватного образа жизни при острых и хронич бол-нях, инвалидности, в соответствии с возрастом. Методы и ср-ва: 1) по охвату профилактическим воздействием: индивидуальные, групповые (до 16 чел), массовые; 2) методы преподнесения материала целевой аудитории: устный (сообщение, доклад, лекция: введение+изложение+заключение, беседа, выступление, вечер вопросов и ответов), печатный (лозунг, брошюра, памятка, листовка, стенная газета, статья, санит бюллетень, доска вопросов и ответов), изобразительный (натуральные объекты: микро- и макропрепараты, муляж, модель, макет; изобразит ср-ва: плакаты, фотографии, схемы), комбинированный (кино- и видеофильмы, соц реклама). Работа по гиг воспит проводится на врачебных участках, в общежитиях, на предприятиях, среди больных и членов их семей. Врач информирует о распростр заболеваний, об особенностях заболев, о ранних признаках и пограничных состояниях, о необходимости немедленного обращения в мед. учреждения. Формирование ЗОЖ: - сознательный личный образ жизни; - сознат взятие на себя ответственности за здор других; - активное созд-е обществ мер укрепления и охраны здоровья.

Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Вопросы профилактики в законодательных документах. Государственные программы профилактики, роль в укреплении и охране здоровья населения.

Норм-правов акты: Конституция РБ (ст 2, 45), закон РБ о ЗО (ст 1, 3, 5, 6, 16), закон о демографич безопасности (ст 11 п 5), закон о сан-эпид благополучии насел-я (ст 21, 28), закон о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов (ст 18), приказ МЗ ЗО РБ от 04.02.2011 № 115 о совершенствовании работы по формированию ЗОЖ (работа по ЗОЖ min 2 часа в месяц). Программа-план неповторяющихся действий. Цель-улучшение здоровья насел-я. Компоненты: информационная работа; привитие навыков ЗОЖ; лечебно-профилактическая работа. Содержание гос программ: 1) обоснование, 2) цель и задачи, 3) ожидаемые результаты, 4) перечень мероприятий, 5) ресурсы, 6) междунар сотрудничество

Гос программы РБ на 2011-2015гг: Туберкулез на 2010-2014, Гос комплексная программа профил-ки, д-ки и леч-я онкологич заболев-й на 2010-2014, Гос программа национальных д-вий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма 2011-2015, ВИЧ 2011-2015, Кардиология 2011-2015, Гос программа по созданию безбарьерной среды жизнед-ти физич ослабленных лиц 2011-2015, Комплексная програма разв-я соц обслужив-я 2011-2015, Национ программа демографической безопасности РБ на 2011-2015, Гос прогр по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС 2011-2015. Роль национальных программ профилактики в укреплении здоровья населения - национальные программы позволяют: 1) подходить к решению проблем профилактики с использованием не только ресурсов ЗО, но и ресурсов, возможностей других ведомств и министерств; 2) организовать взаимодействие специалистов на международном уровне; 3) привлечь к участию в программе общественные организации и население в целом.

Раздел VI. Основы управления, планирования, финансирования и экономики здравоохранения

Руководство и управление здравоохранением в Республике Беларусь. Центральный и местные органы управления здравоохранением. Главные специалисты органов управления здравоохранением, разделы работы.

МЗ РБ – министр + 5 замов (1-ый зам – главное управл организ мед помощи, главн гос санит врач, зам по управлению планированием, эконом и финансир, зам по строительству в з/о и организ мед пом в ЧС, директор департамента фармац промышленности)

Центральный орган управления - Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Местные (территориальные) органы управления:

- Управление з/о обл центров и одноименных р-нов

- Управление з/о городов обл подчинения и отдельных р-нов

- Управление з/о администр р-нов г. Минска

- Управление з/о сельских р-нов с административным центром

Главные штатные специалисты (8 штук, приказ ежегодно)

- терапевт, - хирург, - педиатр, - акуш-гин, - психиатр, - нарколог, - реабилитолог-эксперт, - радиолог

Главн внештатные специалисты (>79-84 штук, приказ ежегодно)