Вклад в развитие медицины ученых Древнего мира и ученых эпохи раннего и развитого Средневековья
ГИППОКРАТ (460-377 гг. до н.э.) знаменитый древнегреческий врач. Вошёл в историю как «отец медицины».
Достоверных сведений о жизни Гиппократа очень мало, так как его первые биографии были написаны через несколько столетий после смерти и поэтому носят отпечаток той легендарности, которой было окружено его имя. Его первым учителем был отец. После смерти родителей Гиппократ стал странствующим врачом, побывал во многих городах Греции и Малой Азии. Он занимался философией в Афинах, был военным врачом во время Пелопонесской войны, посетил Египет и Персию. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах, а на острове Кос, в том месте, где располагалась врачебная школа Гиппократа, был построен храм в его честь. Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе (Фессалия), где и умер, по одним источникам, на 83-м году жизни, по другим — на 104-м.
Учение Гиппократа объединяет медицинские представления, которые сложились в Греции к IV в. до н.э. Вот основные положения основанной им на острове Кос медицинской школы:
внимательное обследование больного. Каждый организм имеет свои особенности, лечить необходимо не болезнь, но больного. Большое значение придается целительным силам природы, способности человека к самоисцелению, которому должен помогать врач.
зависимость здоровья человека от гармоничного сочетания в его организме четырёх жидкостей: крови, слизи, желчи и черной желчи, а также — количества «прирождённой теплоты», которая поддерживается особым тонким веществом — пневмой, постоянно циркулирующей в сосудах человека.
диета, режим и гимнастика играли важную роль в профилактике болезней. Гиппократу приписывают выражение: «Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм».
Ему принадлежат знаменитые труды, такие как "Афоризмы", "Прогностика", "О диете", "О диете при острых болезнях".
"Афоризмы" состоят из восьми отделов, в которых собраны диетические и терапевтические наставления для врачей, практикующих в области как внутренней медицины, так и в хирургии, акушерстве и др.
В "Прогностике" подробно освещены основные составляющие прогноза: наблюдение, осмотр, опрос больного. Стало классическим приведенное в ней описание лица умирающего больного (Facies Hippocratica).
В сочинениях "О диете", "О диете при острых болезнях" подчеркивается, что терапия должна сводиться главным образом к урегулированию диеты, поскольку пищевые вещества должны быть лечебным средством. При этом отмечается, что количество принимаемой пиши должно соответствовать конституции человека, его возрасту, а также времени года, характеру местности.
«О воздухах, водах, местностях.» — первое дошедшее до нас сочинение, в котором различные формы воздействия окружающей природы на человеческий организм обобщены с позиций материалистической философии. Большое место в этом произведении уделено анализу причин возникновения болезней, которые подразделяются на две группы: 1) причины болезней, общие для всех людей данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы, и 2) индивидуальные причины, определяемые образом жизни каждого.
Впоследствии (в периоды поздней античности и средневековья) на основе древнегреческих представлений о четырех телесных соках и различных характерах сформировалось учение о четырех темпераментах, каждый из которых связывался с преобладанием в организме одного из четырех телесных соков: крови (лат. sanguis) — сангвинический тип, слизи (греч. phlegma) — флегматический, желтой желчи (греч. chole) — холерический, черной желчи (греч. melaine chole) — меланхолический (названия этих типов в сочинении «О воздухах, водах, местностях» не содержатся, так как появились лишь спустя несколько столетий).
Основные принципы терапии, которых придерживались Гиппократ и его последователи:
1. "Прежде всего не навредить!" Primum поп посеге!
2. "Противоположное излечивается противоположным." Contraria contrariis curantur!
3. "Природа исцеляет, врач лечит". Natura sanat, medicus curat!
Методы общей терапии Гиппократа: лечить надо железом, лекарством, словом.
Большое значение Гиппократ придавал этической стороне деятельности врача: деньги брать у больного не вперед, а только после его выздоровления: стыдно обирать умиравшего: первая обязанность врача - оберегать здоровье здоровых.
КЛАВДИЙ ГАЛЕН (130-200) прославленный ученый эпохи Древнего Рима Клавдий Гален обладал разносторонними знаниями. Он с юных лет проявлял глубокий интерес к познанию человека и окружающей его природы. Медицина и естествознание того времени связаны с его блестящими трудами. Они послужили основой для дальнейшего развития естествознания и врачебной науки. Гален усердно изучал труды Аристотеля, Феофраста и других философов. Теоретические обоснования медико-биологических взглядов Галена во многом покоились на учении школы Гиппократа (460—356), Аристотеля (384—323), Алкмеона и ученых позднего периода Александрийской школы Он систематизировал основные положения античной медицины в области физиологии, анатомии, понимания и лечения болезней.
Он впервые ввел в практику медицины эксперимент, описал костную и мышечную систему, выявил соотношение между дыхательными движениями и частотой пульса, влияние на пульс перевязки сосудов. Гален правильно описал венечные сосуды сердца и артериальный боталлов проток. Перегородку сердца Гален считал проницаемой для крови, которая могла через нее просачиваться из левого сердца в правое. Считал головной мозг источником движения, чувствительности, душевных способностей, описал блуждающий нерв, четверохолмие, 7 пар черепно-мозговых нервов, высказал идею о чувствительных, двигательных и смешанных нервах в зависимости от их твердости. Перерезая спинной мозг обезьян и свиней на разных уровнях, К. Гален наблюдал выпадение дыхательных функций и чувствительности. Писал о перекресте нервных волокон в спинном мозге. Обобщил способы обработки лекарственных веществ - получение галеновых препаратов. Считал печень органом кроветворения, принимал диастолу за активное движение, систолу - за пассивное и т.д. Написал более 400 трактатов по Философии и медицине.
Одно из главных сочинений Галена «De anatomia» («Об анатомии») состоит из 16 книг; до нас дошло девять из них. Написаны эти книги на греческом языке, который в то время был общепринятым языком в науке. В этом исследовании Гален дает последовательное и полное описание строения организма.
Труд Галена «О назначении частей человеческого тела» теоретически обосновывает его взгляды, но является и пособием для врачей-практиков того времени, учит диагностировать заболевания и определять их прогноз, рассматривая организм как единое целое. Гален сам занимался лечебной практикой и был великолепным хирургом и опытнейшим врачом.
АБУ АЛИ АЛ-ХУСЕЙН ИБН АБДАЛЛАХ ИБН АЛ-ХАСАН ИБН АЛИ ИБН СИНА (АВИЦЕННА: 980 – 1037) родился в Афшане. в селении близ Бухары, в прогрессивной и культурной семье.
Впервые слава к Авиценне пришла после того, как он предупреждал людей, что после голода не следует есть много мяса и хлеба, так как это может привести к гибели, и тем самым спасал их.
Авиценна написал "Канон врачебной науки", который только при его жизни издавался 40 раз. Поучительны разделы "Канона" "О воспитании", "Подарок матерям", "Закон детства" и др. Он разработал "Философию здоровья", где указывает на четыре основы жизни: воздух, вода, земля, огонь, которым соответствуют четыре свойства организма: сухость, влажность, холод, тепло.
"Канон врачебной науки" - это обширный труд, состоящий из 5 книг.
В книге 1-ой излагается теоретическая медицина. Книга разбита на четыре части. В первой части дается определение медицины, во второй - речь идет о болезнях, в третьей - о сохранении здоровья и в четвертой - о способах лечения.
В книге 2-ой описаны "простые" лекарства, излагается учение Ибн-Сины о лекарствах, их природе, их испытании. по алфавиту расположены 811 средств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения.
Книга 3-я, самая обширная, посвящена патологии и терапии - описанию отдельных болезней и их лечению. Каждый раздел снабжен анатомо-топогрофическим введением.
Книга 4-я посвящена хирургии, лечению вывихов и переломов, общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях). В ней говорится об опухолях, гнойных воспалениях подкожной клетчатки, а также о заразных болезнях. Освещаются основные вопросы учения о ядах.
Книга 5-я содержит описание "сложных" лекарств, а также ядов и противоядий.
К тому же великий Философ, естествоиспытатель и врач вошел в историю как сторонник рациональной психологии, заявивший о взаимовлиянии психического и телесного в патологии и подтвердившей это клиническими наблюдениями и опытным путем.
АБУ БАКР МУХАММАД ИБН ЗАКАРИЙА АР-РАЗИ (865 - 925) - персидский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ. Ему принадлежат первые в Аравийской литературе энциклопедические труды "Всеобъемлющая книга по медицине" (25-томов). "Медицинская книга" (10-томов). Ар-Рази одним из первых высказал предположение об инфекционной природе некоторых заболеваний. В труде «Об оспе и кори» он дал классическое описание этих болезней, особо отметив невосприимчивость к повторному заболеванию; применял оспопрививание для предотвращения заболевания. Ар-Рази ввёл в медицинскую практику составление истории болезни для каждого больного, использование гипсовой повязки для иммобилизации конечности при переломах. Одним из первых начал применять вату при перевязках и кетгут при сшивании ран; описал специальный инструмент для извлечения инородных тел из глотки.
- Раздел I озз как наука и область практической деятельности. Задачи
- Основные методы исследований в озз. Характеристика
- Основы законодательства рб о здравоохранении
- Основные принципы государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения
- Обеспечение прав граждан Республики Беларусь на доступное медицинское обслуживание
- Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области здравоохранения
- Права медицинских (фармацевтических) работников
- Обязанности медицинских (фармацевтических) работников
- Права пациентов
- Обязанности пациентов
- Здравоохранение. Определение. История развития государственной системы зо
- Показатели развития зо. Методика вычисления. Современные уровни в рб (все данные за 2012 год!!!)
- Государственная система зо (Бевериджа, Семашко)
- Частная и страховая медицина, организационные принципы.
- Врачебная этика и медицинская деонтология
- Вклад в развитие медицины ученых Древнего мира и ученых эпохи раннего и развитого Средневековья
- Организация охраны здоровья населения на территории Беларуси в составе вкл, рп, Российской империи
- Раздел II Медицинская статистика, разделы, задачи. Роль статистического метода в изучении здоровья населения и деятельности системы здравоохранения
- Статистическая совокупность, определение, виды. Выборочная совокупность, требования к ней. Способы формирования выборки.
- Организация мед исследования, этапы. Хар-ка плана и программы мед исследования
- Статистическое наблюдение. Методы сбора стат информации. Стат таблицы, виды, требования к составлению
- Особенности проведения мед исследования
- Основные ошибки при проведении мед исследования
- Относительные величины, методика вычисления, использование в зо.
- Графическое изображение в статистике. Виды диаграмм, правила построения
- Вариационный ряд, его эл-ты, виды, правила построения
- Средние величины, виды, методика вычисления. Использование в медицине.
- Характеристика разнообразия изучаемого признака в выборочной совокупности. Среднее квадратичное отклонение, методика вычисления, использование в деят-ти врача.
- Оценка достоверности разности относительных и средних величин. Критерий «t».
- Корреляционная связь, ее признаки, виды. Коэффициент корреляции, определение, свойства, методы вычисления. Метод корреляции рядов Пирсона. Метод корреляции рангов Спирмена.
- Понятие о непараметрических методах исследования. Критерий соответствия (χ-квадрат), этапы расчета, значение. Понятие о нулевой гипотезе.
- Динамический ряд, виды, методы выравнивания. Показатели динамического ряда, методика вычисления.
- Раздел III Общественное здоровье, факторы его определяющие. Показатели, используемые для оценки здоровья населения.
- Демография как наука, определение, содержание. Важнейшие проблемы народонаселения. Значение демографических данных для здравоохранения.
- Закон Республики Беларусь «о демографической безопасности».
- Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Цель, задачи. Ожидаемые результаты реализации.
- Статика населения, методика изучения. Переписи населения. Типы возрастных структур населения. Численность и состав населения Республики Беларусь.
- Механическое движение населения. Характеристика миграционных процессов, значение для органов здравоохранения.
- Естественное движение населения, факторы на него влияющие. Показатели, методика вычисления. Основные закономерности естественного движения населения в Республике Беларусь.
- Рождаемость как медико-социальная проблема. Современное состояние, тенденции в Республике Беларусь.
- Общий и специальные показатели рождаемости. Методика вычисления, оценка уровня. Типы воспроизводства населения. Характер воспроизводства в Республике Беларусь.
- Смертность населения как медико-социальная проблема. Современное состояние, тенденции в Республике Беларусь.
- Общий и специальные показатели смертности. Методика вычисления, оценка уровня.
- Младенческая смертность, факторы, определяющие ее уровень. Методики вычисления, оценка уровня. Основные причины младенческой смертности в Республике Беларусь. Направления профилактики.
- Материнская смертность, факторы, определяющие ее уровень. Методика вычисления. Основные причины материнской смертности в Республике Беларусь. Направления профилактики.
- Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра, ее роль в статистическом изучении заболеваемости и смертности населения.
- Заболеваемость населения как медико-социальная проблема. Значение данных о заболеваемости для здравоохранения. Современное состояние заболеваемости в Республике Беларусь.
- Методы изучения заболеваемости населения, характеристика.
- Метод изучения заболеваемости по обращаемости в лечебно-профилактические организации, характеристика.
- Первичная и общая заболеваемость. Учетные и отчетные документы. Показатели. Уровни и структура в Республике Беларусь.
- Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Учетные и отчетные документы. Показатели.
- 7) Удельный вес часто и длительно болевших:
- Изучение острой инфекционной заболеваемости. Учетные и отчетные документы. Показатели.
- Инфекционными болезнями (на 100 тыс. Населения)
- Изучение заболеваемости населения важнейшими неэпидемическими болезнями. Учетные и отчетные документы. Показатели.
- Изучение госпитализированной заболеваемости. Учетные и отчетные документы. Показатели.
- Метод изучения заболеваемости населения по результатам профилактических медицинских осмотров. Виды осмотров. Группы здоровья. Учетные и отчетные документы. Показатели.
- 2) Моментная пораженность
- 3) Распределение осмотренных по группам здоровья:
- Метод изучения заболеваемости по данным о причинах смерти. Учетные документы, правила заполнения. Показатели.
- 1) Летальность
- 2) Смертность
- Раздел IV Первичная медико-санитарная помощь населению (пмсп). Задачи. Функции. Направления развития пмсп в Республике Беларусь. Виды медицинской помощи.
- Организация медицинской помощи населению в амбулаторно - поликлинических условиях, основные направления развития. Номенклатура амбулаторно-поликлинических организаций.
- Городская поликлиника, структура, задачи. Принципы организации работы городской поликлиники. Виды участков, нормативы численности.
- Регистратура поликлиники, структура, задачи. Организация записи пациентов на прием к врачу. Правила хранения медицинской документации.
- Профилактическая работа городской поликлиники. Отделение профилактики, задачи. Организация медицинских осмотров населения. Виды осмотров. Показатели профилактической работы.
- Разделы работы врача-терапевта участкового, их характеристика. Учетная документация в работе врача-терапевта участкового. Показатели деятельности.
- Диспансеризация населения. Определение, задачи. Организация и содержание этапов диспансеризации. Учетные документы. Показатели для оценки объема, качества и эффективности диспансерной работы.
- Кабинет медицинской статистики поликлиники, основные разделы работы. Роль статистической информации в управлении поликлиникой. Основные отчетные формы. Показатели работы поликлиники.
- Врач общей практики (воп): определение, виды деятельности. Содержание работы врача общей практики.
- Роль и место воп в системе первичной медико-санитарной помощи. Амбулатория общей практики, штатные нормативы, организация работы.
- Организация медицинской помощи населению в условиях стационара, основные направления совершенствования. Номенклатура больничных организаций.
- Городская больница, структура, задачи, управление, организация работы, учетная и отчетная документация.
- Организация работы приемного отделения больницы, задачи, порядок поступления. Документация.
- Виды режимов в стационаре, их характеристика, задачи, основные мероприятия.
- Показатели стационарной медицинской помощи, методика вычисления, уровни в Республике Беларусь.
- Показатели деятельности больницы, методика вычисления, оценка. Стационар
- Женская консультация, задачи, структура, организация работы. Учетная документация. Показатели работы по обслуживанию беременных женщин.
- Родильный дом, задачи, структура, организация работы. Учетная документация. Показатели деятельности родильного дома.
- Организация медицинской помощи детям. Номенклатура организаций. Ведущие медико-социальные проблемы здоровья детей.
- Детская поликлиника, задачи, структура. Особенности организации медицинской помощи детям. Показатели работы детской поликлиники.
- 2. Обслуживание детей на дому:
- 3. Профилактическая работа:
- 4. Наблюдение за новорожденными и детьми первых лет жизни:
- 5. Показатели диспансеризации:
- Профилактическая работа детской поликлиники. Патронаж новорожденных. Кабинет здорового ребенка, содержание его работы.
- Противоэпидемическая работа детской поликлиники. Прививочный кабинет, его задачи, организация работы. Учетная документация. Связь в работе с центром гигиены и эпидемиологии.
- Детская больница, задачи, структура, организация работы, особенности приема пациентов. Учетная и отчетная документация. Показатели деятельности.
- 1. Характеристика помощи в условиях стационара, оказываемой населению
- Сельский врачебный участок (сву). Медицинские организации сву. Сельская участковая больница. Организация и содержание лечебно - профилактической и противоэпидемической работы.
- Центральная районная больница, структура, функции. Роль в организации медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности. Показатели деятельности.
- Областная больница, структура, функции. Роль в организации медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности. Показатели деятельности.
- Организация специализированной медицинской помощи населению. Центры специализированной медицинской помощи, виды, задачи, структура.
- Диспансеры. Виды, задачи, структура. Роль диспансеров в повышении качества специализированной медицинской помощи населению. Взаимосвязь в работе с поликлиникой.
- Организация скорой (неотложной) медицинской помощи населению. Задачи станции скорой (неотложной) медицинской помощи. Больница скорой медицинской помощи: задачи, структура.
- Врачебно-консультационная комиссия (вкк), состав, функции. Разделы работы вкк. Порядок направления пациентов на вкк, выдача листка нетрудоспособности через вкк.
- Медико-социальная экспертиза, определение, содержание, основные понятия.
- Организация медико-социальной экспертизы (экспертизы нарушений жизнедеятельности пациентов). Документы, регламентирующие порядок проведения медико-социальной экспертизы.
- Медико-реабилитационные экспертные комиссии (мрэк). Виды, состав и функции мрэк. Порядок направления и освидетельствования пациентов на мрэк, документация, правила ее оформления.
- Раздел V. Современные проблемы профилактики Профилактика, определение понятий, современные проблемы.
- Уровни и виды профилактики. Основные принципы первичной профилактики. Факторы, обуславливающие необходимость усиления профилактики на современном этапе.
- Научные основы управления. Методы управления, характеристика. Стили руководства. Роль руководителя в повышении эффективности работы коллектива.
- Управленческий цикл. Виды управленческих решений, их характеристика.
- Автоматизированные системы управления в здравоохранении. Медицинские информационные системы. Классификация.
- Анализ деятельности организаций здравоохранения на основе модели конечных результатов. Методика расчета.
- Информационное обеспечение процесса управления. Виды информации в здравоохранении. Роль статистической информации в управлении здравоохранением.
- Планирование здравоохранения. Задачи и принципы планирования. Виды планов, их характеристика.
- Нормы и нормативы в здравоохранении, определение, классификация, примеры.
- Государственные минимальные социальные стандарты (гмсс): определение. Гмсс в здравоохранении.
- Финансирование здравоохранения, источники финансирования. Бюджет, виды бюджета. Бюджетная классификация. Внебюджетные средства.
- Финансирование организаций здравоохранения. Источники финансирования. Смета, порядок ее составления и утверждения. Основные статьи сметы. Внебюджетные средства.
- Экономика здравоохранения. Определение, задачи. Понятие о медицинской, социальной, экономической эффективности здравоохранения.