logo search
УЧЕБНИК

1. Обеспеченность медицинскими кадрами

Под общей потребностью в медицинском персонале понимается абсолютное количество должностей, обеспечивающее все виды медицинской деятельности, включая управление, медицинскую науку, подготовку кадров.

Закономерным и целесообразным является дифференцированный подход к общегосударственным показателям потребности с учетом специфики различных территорий страны: возрастно-половой структуры населения, соотношения численности городских и сельских жителей, особенностей региональной патологии, уровня промышленного и экономического развития региона, имеющегося кадрового и материально-технического потенциала здравоохранения.

По данным на 1998 год, в системе здравоохранения России было занято 3,15 млн. человек, в том числе 670 тыс. врачей и провизоров и 1,6 млн. человек сестринского персонала. Вместе с тем, в стране насчитывалось 58 тыс. вакантных мест врачей и провизоров и около 80 тыс. вакансий для среднего медицинского персонала.

На протяжении нескольких десятилетий общей стратегической линией кадровой политики здравоохранения России являлось неуклонное наращивание численности медицинских кадров. В результате такой политики наша страна вышла на первое место в мире по числу врачей и обеспеченности ими населения. Так, в период 1988—1992 гг. обеспеченность врачами на 10 тыс. населения в стране составила 46,9. В США, Канаде, Норвегии, Финляндии этот показатель в 2 раза меньше; в Великобритании и целом ряде других стран — в 3 раза меньше. В 1999 г. показатель обеспеченности врачами всех специальностей на 10 тыс. населения в среднем по России составлял 42,2.

Характеристика кадрового обеспечения в целом по стране не дает представления о состоянии этой проблемы по отдельным регионам. Кадровые ресурсы отдельных регионов значительно различаются. Наблюдается, в частности, чрезмерная концентрация медицинских работников в крупных городах. Так, в Москве показатель обеспеченности врачами в 1999 г. составлял 74,4, в Санкт-Петербурге — 67,4; в то же время в Ленинградской области на 10 тыс. населения приходилось только 27,7 врача. Тревожная ситуация складывается в кадровом обеспечении сельского населения. На селе все показатели обеспеченности значительно ниже, чем в городах, и сохраняется тенденция к их дальнейшему ухудшению. Так, в ряде сельских районов показатель обеспеченности врачами едва достигает 10 на 10 тыс. населения. В сельской местности отмечается наибольшая текучесть кадров из-за неудовлетворенности условиями работы и быта. По тем же причинам продолжается отток специалистов из районов Севера.

Остается неудовлетворительным показатель соотношения врачей и средних медработников. По оценке Минздрава РФ, этот показатель должен составлять 1:4—1:5. Анализ динамики его изменения за последние годы выявляет стойкую тенденцию к снижению. Так, если в 1994 г. соотношение числа врачей и медицинских сестер составляло 1:3, то в 1998 г. — уже 1:2,5. Проблема кадрового дисбаланса не является специфической для нашей страны, тем не менее в развитых странах показатель соотношения врачей и среднего медицинского персонала значительно выше, чем в России, и составляет 1:4 и более.

Обращает на себя внимание тот факт, что более 15% средних медработников заняты не в системе Минздрава РФ, а в ведомственных службах здравоохранения. Просматривается весьма тревожная тенденция к сокращению как общей численности среднего медицинского персонала, так и специалистов этой категории в системе Минздрава РФ. Продолжается и отток врачей из учреждений здравоохранения в страховые организации, хозрасчетные и частные медицинские фирмы.

Следует учитывать, что количество врачей и высокая обеспеченность ими на 10 тыс. населения не являются гарантией качества медицинской помощи и хороших показателей здоровья населения. Решающими факторами здесь остаются качество подготовки специалистов, эффективность модели финансирования, доля расходов на здравоохранение и оплата труда врача.

Таким образом, при кажущемся перепроизводстве врачей в России имеется отчетливый дефицит медицинских кадров. Основная причина -недостаточное финансирование отрасли. Россия опережает экономически развитые страны по обеспеченности врачами, но отстает по доле государственных расходов на здравоохранение от ВВП (в России — 3,4%, в США— 13,9%). Зарплата российского врача значительно (в десятки, сотни раз) ниже, чем в развитых странах. Что же касается медицинских сестер, то высокий коэффициент «выбывания» их из профессии обусловлен тяжелыми условиями труда при низкой зарплате и растущей ответственности, отсутствием перспектив продвижения по службе, а также профессиональной неудовлетворенностью, падением социального статуса профессии. В течение последних 20 лет в нашей стране практически исчезла категория

младшего медицинского персонала. Таким образом, медсестры были вынуждены взять на себя еще и вспомогательные технические функции, не требующие профессиональной сестринской компетенции. В свою очередь, во врачебной деятельности увеличилась доля тех видов медицинских услуг, которые должны выполнять хорошо подготовленные сестры.

Одно из приоритетных направлений кадровой политики в области здравоохранения — реорганизация системы и значительное улучшение качества подготовки средних медицинских работников с постепенным увеличением их доли в структуре медицинского персонала, повышением материального и правового статуса специалистов сестринского дела в системе медицинских технологий с передачей им части функций, выполняемых в настоящее время врачом.

В Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации говорится, что подлежит реорганизации система планирования и распределения кадрового потенциала. Соотношение врач — медицинский работник среднего звена должно измениться в сторону увеличения числа последних.