I этап: представление соискателем лицензии документов в лицензирующий орган.
Соискатель лицензии подает в лицензирующий орган:
1. Заявление о выдаче лицензии. Только с момента подачи заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель получают статус соискателя лицензии. В заявлении соискатель лицензии указывает виды медицинской деятельности, которые планируются к осуществлению и срок, в течение которого будет осуществляться медицинская деятельность. В Законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» указывается, что минимальный срок действия лицензии составляет 5 лет, а максимальный определяет Правительство РФ в Положении о лицензировании конкретного вида деятельности. Положение о лицензировании медицинской деятельности предусматривает, что максимальный срок действия лицензии составляет также 5 лет. Таким образом, на настоящий момент минимальный и максимальный сроки действия лицензии на осуществление медицинской деятельности совпадают.
2. Копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Согласно законодательства лицензии могут получать только юридические лица или индивидуальные предприниматели. Структурные подразделения учреждений не вправе получать лицензии. Например, в автотранспортном предприятии имеется здравпункт, осуществляющий предрейсовые осмотры водителей. Лицензия на осуществление медицинской деятельности будет выдана автотранспортному предприятию, а не его подразделению — здравпункту. Таким образом, свидетельство о государственной регистрации указывает — кто является соискателем лицензии.
3. Копии учредительных документов (для юридических лиц). Необходимо отметить, что согласно Гражданскому Кодексу коммерческие организации обладают универсальной правоспособностью, они могут осуществлять (после оформления лицензии в необходимых случаях) все виды деятельности, не запрещенные законом. Даже если указанные виды не указаны в Уставе коммерческой организации. Некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, т.е. могут осуществлять только уставные (перечисленные в Уставе) виды деятельности.
4. Копию свидетельства о постановке соискателя на налоговый учет. Очевидно, что законодатель, вводя этот документ в перечень представляемых для получения лицензии, предусматривал обеспечение налоговой дисциплины.
5. Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии. Необходимо подчеркнуть, что рассмотрение заявления и прилагаемых документов является платной процедурой. Оплата производится в бюджет, и размер ее составляет 300 рублей.
6. Сведения о квалификации работников соискателя лицензии. Перечисленные документы указаны в Законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» и входят в пакет необходимых независимо от вида деятельности. Вместе с тем в Законе указано, что в зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих представление соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям. В Положении о лицензировании медицинской деятельности указаны нижеследующие документы, обязательные для представления соискателями лицензий на осуществление именно медицинской деятельности. Сведения полученные из этих документов позволяют еще на этапе документальной проверки сделать вывод о том, обладает ли соискатель лицензии необходимыми условиями для осуществления заявляемых видов медицинской деятельности.
7. Сведения о материально-техническом оснащении. В современных условиях результаты лечения во многом определяются используемыми медицинскими технологиями. Без наличия соответствующего оборудования невозможно осуществление практически всех видов медицинской деятельности. Однако наличие какого-либо оборудования само по себе еще не свидетельствует о наличии возможности оказывать конкретный вид медицинской деятельности. Важным представляется оценка степени износа данного оборудования, пригодности его использования. Кроме того, согласно Федеральному Закону «О единстве измерения» все оборудование, относящееся к средствам измерения должно проходить ежегодную поверку. Поэтому соискатели лицензии указывают: какое оборудование у них имеется для осуществления заявленных видов медицинской деятельности, год выпуска, год и результаты прохождения технического осмотра и поверки.
8. Сведения об организационно-технических возможностях. Медицинская помощь должна быть безопасной не только с медицинской точки зрения, что преимущественно достигается соответствием кадров и оборудования лицензионным требованиям и условиям, но и в санитарно-эпидемиологическом и противопожарным аспектах. Поэтому соискатели лицензий представляют в лицензирующий орган заключения Госсанэпиднадзора и Госпожнадзора. Указанные органы дают заключения о том, что они не возражают против осуществления медицинской деятельности по данному адресу. При этом центр санэпиднадзора указывает в своем заключении — какие именно виды, из числа планируемых к осуществлению, соответствуют санитарным правилам и нормам. Известно, что указанные правила отличаются для различных видов медицинской деятельности.
9. Сведения о нормативно-методическом обеспечении деятельности. В нормативно-методическое обеспечение включаются все законодательные и нормативные акты, инструкции, приказы и положения по данному медицинскому учреждению и т.д. В большинстве случаев анализ перечня документов, которыми планирует руководствоваться соискатель лицензии, позволяет сделать вывод о готовности учреждения оказывать заявленные виды медицинской деятельности.
10. Копии документов, подтверждающих право пользования помещениями, в которых будет осуществляться лицензируемая деятельность, и копия поэтажного плана указанных помещений, выданная органом технической инвентаризации.
11. Копию аккредитационного сертификата.
II этап лицензирования: проведение проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. В течение этого этапа производится анализ представленных документов.
III этап лицензирования: принятие лицензирующим органом решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии. Решение лицензирующего органа оформляется приказом. Согласно законодательству лицензирующий орган обязан принять решение о выдаче или отказа в выдаче лицензии в течение 30 дней с момента представления соискателем лицензии всех необходимых документов.
TV этап лицензирования: уведомление соискателя лицензии о принятом решении. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии в 3-дневный срок после принятия решения.
Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) в письменной форме с указанием банковских реквизитов и срока оплаты лицензионного сбора.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) в письменной форме с указанием причин отказа. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
— наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
— несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
Лицензионными требованиями и условиями являются:
а) Выполнение требований законодательства Российской Федерации. Согласно Закону РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к законодательству об охране здоровья граждан относятся не только законы как таковые, но даже правовые акты субъектов РФ.
б) Наличие помещения, соответствующего экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, противопожарным нормам и правилам. Таким образом, недопустимым является оказание медицинской помощи только на дому у пациента. Обязательно должна быть возможность оказания помощи амбулаторно или стационарно.
в) Наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженеров, техников и др.), имеющих профессиональное образование, подтверждаемое представлением соответствующих документов на право занятия профессиональной деятельностью по специальности, и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемой работы, — для юридического лица; высшее или среднее медицинское образование и специальная подготовка, соответствующие требованиям и характеру выполняемой работы, — для индивидуального предпринимателя. В соответствии с Постановлением Президиума Арбитражного Суда РФ индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность, обязан оказывать услуги лично и не имеет права нанимать на работу другого врача.
г) наличие организационно-технических возможностей и материально-технического оснащения (включая оборудование и инструменты) для осуществления медицинской деятельности.
V этап лицензирования (в случае отказа): проведение независимой экспертизы Необходимо отметить, что пятый и шестой этапы лицензирования в случае отказа в выдаче лицензии могут отсутствовать — оба или какой-либо один из них. В случае отказа соискатель вправе требовать проведения независимой экспертизы. В этом случае представители лицензирующего органа не входят в состав экспертной группы.
VI этап лицензирования (в случае отказа): судебное разбирательство. Соискатель лицензии вправе обжаловать принятое решение в судебном порядке.
V этап (в случае положительного решения): оплата соискателем лицензионного сбора за предоставление лицензии. Лицензионный сбор оплачивается в бюджет. Его величина составляет 1000 рублей. В случае неоплаты соискателем лицензии лицензионного сбора лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию.
VII этап лицензирования (в случае положительного решения): выдача лицензии. После представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора, лицензирующий орган обязан выдать лицензию в течение 3-дневного срока.
В лицензии указываются виды медицинской деятельности, разрешенные к осуществлению.
Контроль за деятельностью лицензиатов. Лицензирующий орган является контрольным органом и вправе проводить проверки соответствия лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям. Обычно осуществляется 3 вида проверок:
— плановые проверки;
— внеплановые проверки (по жалобам граждан, организаций и обращениям других контрольных и надзорных органов);
— поисковый контроль — установление факта деятельности организаций без лицензии или с окончанием срока действия лицензии, для последующего уведомления налоговых и правоохранительных органов.
По результатам проверки лицензирующий орган вправе:
— выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
— выносить предупреждения лицензиату;
— приостановить действие лицензии;
Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
— направить в суд заявление об аннулировании лицензии. Аннулирование лицензии возможно только в судебном порядке. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.
Порядок продления срока действия лицензии на осуществление медицинской деятельности аналогичен порядку его выдачи. В случае если за время действия лицензии не зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий, продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее переоформления.
Таким образом, нормативная база в целом достаточно четко определяет порядок лицензирования медицинской деятельности. Установлено, что этот вид деятельности подлежит лицензированию, определено, что его лицензирование осуществляет лицензирующий орган субъекта Российской Федерации, описаны этапы лицензирования с указанием максимальной продолжительности отдельных этапов, утвержден перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, определены основания для отказа в выдаче .лицензии и т.д. Безусловно, имеются отдельные проблемы в осуществлении лицензирования медицинской деятельности. Однако значительно большие трудности правового и организационного характера выявляются при осуществлении аккредитации медицинских учреждений.
Ранее было отмечено, что нормативная база предусматривает обязательность лицензирования медицинской деятельности. В Законе Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» указано, что лицензия выдается на основе сертификата соответствия условий оказания медицинской помощи неким стандартам. В то же время в Законе «О медицинском страховании граждан в РФ» дается определение процедуре «определения соответствия медицинских учреждений стандартам». Согласно Закона — это ничто иное как их аккредитация. Вместе с тем следует отметить, что данный Закон «определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации». На первый взгляд законодатель предусматривает, что аккредитации в обязательном порядке подлежат лишь те медицинские учреждения и предприятия, которые входят в систему медицинского страхования. Однако в большинстве территорий страны органы исполнительной власти ставят знак равенства между аккредитацией и сертификацией, обязательность прохождения которой перед лицензированием предусматривают «Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ». Необходимо подчеркнуть, что и аккредитация, и выдача сертификатов предусматривают использование стандартов. Вместе с тем согласно законодательству формирование стандартов является компетенцией Российской Федерации, практически отсутствуют нормативные документы федерального уровня, в которых был бы четко прописан механизм аккредитации. В этой связи следует приветствовать усилия Министерства здравоохранения РФ, лицензирующих органов ряда территорий по формированию отраслевого стандарта на проведение аккредитации. Однако по различным причинам разработка и утверждение стандарта затягивается, а органы исполнительной власти субъектов Федерации с 1994 года вынуждены каждодневно решать практические вопросы по осуществлению этой процедуры. Противоречия и правовые коллизии в нормативной базе, отсутствие четкого методического руководства по вопросам аккредитации из федерального центра привели к тому, что территории стали самостоятельно разрабатывать средства и механизмы этой процедуры. Различия в подходах привели к тому, что объектом оценки при осуществлении аккредитации в разных субъектах Российской Федерации выступают различные компоненты качества медицинской помощи. В ряде субъектов по результатам аккредитации происходит присвоение категории учреждению (в большинстве территорий), в других — категории не присваиваются. Лицензирующие органы одних субъектов Федерации при аккредитации используют совокупность из 3 аккредитационных категорий, другие присваивают одну из 4 категорий, третьи — 5 категорий и т.д. В процессе аккредитации используется самый различный набор параметров и критериев оценки.
В ряде субъектов Российской Федерации аккредитация по сути заменяет проведение проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям (2 этап лицензирования). В других субъектах эти процедуры идут параллельно. В любом случае результатом проведения аккредитации является определение лечебных и диагностических возможностей медицинского учреждения путем установления:
1. Перечня манипуляций и услуг, которые разрешено осуществлять данному учреждению или категорий больных, которых разрешено лечить в данном учреждении;
2. Аккредитационной категории учреждения.
В большинстве случаев в основу аккредитации положены специально разработанные территориальные «Программы аккредитации» по медицинским, фармацевтическим учреждениям и предприятиям всех профилей и специальностей.
Анализ опыта регионов по проведению аккредитации позволяет выделить общие этапы осуществления этой процедуры.
Этапы прохождения аккредитации
Технология аккредитации предусматривает выполнение четырех этапов:
1. Этапа самооценки деятельности подразделения, который проводится руководителем аккредитируемого подразделения.
2. Этапа экспертной оценки группой экспертов, которые проводят проверку данных и заключений самооценки, отражают свое мнение, оценивая соответствие условий оказания помощи в данном ЛПУ требованиям «Программы аккредитации» и формируют заключение по результатам экспертизы, которое выносится на заседание Комиссии.
3. Решения Комиссии.
4. Выдача или отказ в выдаче сертификата.
Процедура аккредитации включает, прежде всего, результаты самооценки и экспертной оценки соответствия условий оказания помощи требованиям следующих основных разделов «Программы»:
I. Материально-техническая база.
II. Кадры и кадровая политика.
III. Медицинские требования.
IV. Организационно-управленческий уровень.
V. Уровень эффективности и качества.
VI. Сервисный уровень.
После консультации по вопросам прохождения аккредитации представители ЛПУ приступают к заполнению «Программы аккредитации» и оформлению приложений. В соответствующих графах соискатели сертификата помечают: соответствует или нет их аккредитируемое подразделение ЛПУ тому или иному требованию «Программы». Отметив соответствие требованиям одного из разделов руководитель, используя единые для подразделений этого профиля критерии оценки, самостоятельно оценивает: какую из категорий можно присвоить его учреждению (подразделению) по этому разделу «Программы». Проведя последовательно самооценку по каждому разделу, руководитель объективно оценивает: может ли быть аккредитовано учреждение (подразделение) и какой из категорий оно соответствует.
Включение этапа самооценки в технологию аккредитации позволяет:
— персоналу осознать суть и задачи аккредитации;
— подразделению учреждения более объективно оценить свои условия оказания помощи, что снижает вероятность возникновения конфликтов на последующих этапах аккредитации;
— администрации ЛПУ выявить «узкие» места, проблемы, решение которых позволит повысить уровень качества структуры в учреждении.
После проведения самооценки пакет документов передается в Комиссию по аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности (лицензионно-аккредитационную комиссию). Эксперт-организатор Комиссии просматривает документы на предмет полноты их оформления и уточняет дату визита экспертов. В согласованный день на объект выходят эксперт-организатор Комиссии и внештатные эксперты по профилю аккредитируемого подразделения.
Внештатный эксперт должен иметь:
— высшее медицинское образование;
— стаж по экспортируемой специальности не менее 10 лет;
— высшую квалификационную категорию или ученую степень;
— специальную подготовку по экспертизе;
— документ, разрешающий проведение экспертизы качества.
Экспертиза осуществляется непосредственно на объекте. В случае если служба имеет несколько территориально обособленных объектов, экспертиза проводится последовательно на каждом. В процессе оценки экспертная группа использует «Программу аккредитации» и те же критерии оценки. По результатам экспертизы группа формирует экспертное заключение, в котором указывается:
1 — соответствуют ли условия оказания помощи в данном подразделении ЛПУ минимальным требованиям «Программы» и может ли учреждение получить сертификат соответствия;
2 — категории, которым соответствует аккредитируемое учреждение (подразделение) по каждому разделу и подразделу «Программы»;
3 — итоговая категория, которая может быть присвоена учреждению (подразделению ЛПУ) и срок, на который аккредитируется учреждение (подразделение);
4 — замечания и рекомендации, выполнение которых:
• позволит в последующем аккредитовать учреждение (подразделение), в случае если ей было отказано в выдаче сертификата соответствия;
• является обязательным к определенному сроку, в противном случае при проведении инспекционного контроля, лицензионно-акредитационной Комиссии будет запущен механизм отзыва сертификата и, соответственно приостановки действия лицензии;
• позволит повысить уровень качества структуры при последующей аккредитации.
После прохождения второго этапа аккредитации — экспертной оценки — пакет документов, дополненный заключением экспертной группы, передается в лицензионно-аккредитационную Комиссию.
На заседании Комиссии, в присутствии руководителя аккредитируемого подразделения ЛПУ, эксперт-организатор докладывает заключение экспертной группы. По результатам обсуждения члены Комиссии путем простого, открытого голосования выносят решение. В случае равенства голосов голос Председателя является решающим. Обсуждение результатов предыдущих этапов и принятие решения Комиссии является заключительным этапом аккредитации.
Помимо лицензирования медицинской деятельности и аккредитации медицинских учреждений к контрольно-разрешительным механизмам в здравоохранении относятся процедуры контроля профессиональных качеств медицинских работников. Под профессиональными качествами медицинского работника понимается уровень его теоретических знаний, сумма умений, навыков выполнения конкретных лечебно-диагностических манипуляций. В настоящее время контроль профессиональных качеств медицинских работников осуществляется с помощью двух процедур (см. главу «Медицинские кадры»):
• аттестации персонала;
• сертификации персонала.
- Общественное здоровье и здравоохранение
- Москва «меДпресс-информ» 2003
- Предисловие
- Глава 1 общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания (Краткая история развития)
- Глава 2 основные этапы развития здравоохранения в россии
- Глава 3 правовые основы здравоохранения в российской федерации
- 3.1. Развитие правовых основ здравоохранения в России
- 3.2. Система правового обеспечения охраны здоровья граждан
- 3.3. Конституция рф об охране здоровья граждан
- 3.4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993)
- Раздел I. Общие положения.
- Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
- Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья.
- Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья.
- Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи.
- Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.
- Раздел VIII. Гарантия осуществления медико-социальной помощи гражданам.
- Раздел IX. Медицинская экспертиза.
- Раздел X. Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.
- Раздел XI. Международное сотрудничество.
- Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
- Глава 4 здоровье населения и методы его изучения
- 4.1. Понятие здоровья, его оценка, социальная обусловленность6
- 4.2. Демографические показатели
- 4.2.1. Статика населения
- 4.2.2. Механическое движение населения
- 4.2.3. Естественное движение населения
- 4.2.3.1. Рождаемость населения
- 4.2.3.2. Смертность населения
- Динамика показателя смертности в России %0
- 4.2.3.3. Естественный прирост населения
- 4.2.3.4. Средняя продолжительность предстоящей жизни
- 4.2.3.5. Материнская смертность
- Динамика показателя материнской смертности в России на 100 тыс. Живорожденных
- 4.2.3.6. Детская смертность
- 4.2.3.7. Перинатальная смертность
- 4.3. Заболеваемость населения
- 4.3.1. Общая заболеваемость по данным обращаемости
- 4.3.2. Заболеваемость по данным медицинских осмотров
- 4.3.3. Инфекционная заболеваемость
- 4.3.4. Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями
- 4.3.5. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
- 4.3.6. Госпитализированная заболеваемость
- 4.4. Инвалидность населения
- 4.5. Международная статистическая классификация болезней и проблемы, связанные со здоровьем
- 4.6. Физическое развитие
- 4.7. Некоторые основные тенденции в состоянии здоровья населения России в конце XX века
- 4.7.1. Особенности демографических процессов в России
- Численность населения России и состав населения по месту проживания (1960—2000 гг.)
- 4.7.2. Современное состояние и особенности заболеваемости и инвалидности
- Структура первично признанных инвалидами по причинам инвалидности (в %)
- 4.7.3. Состояние физического развития и его тенденции
- Глава 5 основы медицинской статистики
- Относительные величины (статистические коэффициенты)
- Стандартизованные коэффициенты
- Стандартизация коэффициентов смертности от злокачественных новообразований в городах «а» и «б» (прямой метод)
- Стандартизация коэффициентов смертности
- Стандартизация коэффициентов смертности от злокачественных новообразований в городе н. Обратный метод (числа условные)
- Динамические ряды
- Динамика численности больничных коек в стационарах системы мз рф Санкт-Петербурга
- Динамика средней длительности пребывания больного на терапевтической койке до— и при переходе больниц Санкт-Петербурга на новые условия хозяйствования
- Динамика средней длительности пребывания больного на терапевтической койке до— и при переходе стационаров Санкт-Петербурга на новые условия хозяйствования
- Динамика младенческой смертности в Санкт-Петербурге (на 1000 родившихся живыми) за 1988—1992 гг.
- Динамика младенческой смертности и выравненной младенческой смертности в Санкт-Петербурге за 1988—1992 гг.
- Средние величины
- Определение среднего срока пребывания больных в специализированном отделении больницы
- Определение среднего роста 14-летних девочек
- Выборочный метод. Оценка достоверности средних арифметических и относительных величин
- Оценка полученного результата по средней ошибке
- Достоверность разности средних величин
- Алгоритм расчета
- Малая выборка
- Методы измерения между явлениями
- Непараметрические критерии
- Глава 6 социально-гигиеническое значение важнейших заболевание лечебно-профилактическое значение и организация помощи при них
- Социально-гигиеническое значение болезней системы кровообращения и организации медицинской помощи при них
- Заболеваемость и смертность от заболеваний системы кровообращения (на 100000 населения России)
- Социально-гигиеническое значение злокачественных новообразований и организация медицинской помощи при них
- Заболеваемость и смертность от злокачественных новообразований в Санкт-Петербурге (на 100000 населения в год)
- Туберкулез как социально-гигиеническая проблема и организация медицинской помощи больным туберкулезом
- Некоторые показатели заболеваемости туберкулезом (на 100000 человек) в России
- Травматизм
- Психические расстройства как социально-гигиеническая проблема
- Болезни органов дыхания
- Общая заболеваемость населения России болезнями органов дыхания
- Инфекционная заболеваемость
- Заболевания, передающиеся половым путем
- Глава 7 теоретические аспекты медицинской этики, медицинской деонтологии, биоэтики
- Глава 8 научные основы управления здравоохранением
- 1. Система управления здравоохранением в Российской Федерации
- 2. Менеджмент как отрасль науки и практической деятельности руководителей органов и учреждений здравоохранения
- Факторы внешней среды
- Структура организации
- Принципы, функции, методы и стиль управления
- Методы управления
- Стиль управления
- Функции управления
- Управленческий цикл и его элементы
- Управленческие решения
- Организация лечебно-профилактической помощи населению Глава 9 амбулаторно-поликлиническая помощь населению
- Амбулаторно-поликлинические учреждения
- Общие принципы организации работы поликлиники
- Организация работы регистратуры поликлиники
- Организация работы отделения профилактики
- Содержание и организация работы терапевтического отделения поликлиники
- Организация диспансерного обслуживания
- Основные проблемы перехода к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)
- Альтернативные формы стационарной помощи
- Глава 10 организация стационарной медицинской помощи взрослому населению
- Номенклатура больничных учреждений (утверждена пр. Мз рф №395 от 03.11.92 г.)
- Показатели стационарной (больничной) медицинской помощи
- Патологоанатомическое отделение и другие службы больницы
- Глава 11 организация скорой медицинской помощи
- Структура службы скорой медицинской помощи
- О профиле бригад скорой медицинской помощи
- Алгоритм очередности направления линейных врачебных, фельдшерских, акушерских и транспортных бригад скорой медицинской помощи по поводу к вызову
- Основные требования к работе выездных бригад
- Контроль работы выездных бригад
- Работа оперативного отдела
- Организационно-методическая работа
- Повышение квалификации медицинского персонала
- Глава 12 организация медицинской помощи работникам промышленных предприятии
- Глава 13 особенности организации медико-социального обеспечения сельского населения в россии
- Глава 14 Охрана здоровья женщин и детей
- Организация акушерско-гинекологической помощи
- Организация работы женской консультации
- I. Диспансеризация беременных и родильниц
- II. Гинекологическая помощь
- III. Профилактика абортов, контрацепция.
- V. Учет и отчетность
- Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи
- Глава 15 организация лечебно-профилактической помощи детям
- Организация работы детской поликлиники
- Детские дошкольные учреждения
- Школы, школы-интернаты, лагеря отдыха
- Дом ребенка
- Организация стационарной помощи детям
- Глава 16 организация стоматологической помощи
- Организация работы стоматологической поликлиники
- Учет и оценка деятельности стоматологической службы
- Особенности стоматологической помощи жителям сельской местности
- Глава 17 санаторно-курортная помощь населению
- Глава 18 социальное и медицинское страхование граждан
- 1. Основные понятия страхования
- 2. Социальная защита. Социальное страхование
- 3. Медицинское страхование (определение, виды)
- Система медицинского страхования в России
- Глава 19 контроль качества медицинской помощи. Лицензирование и аккредитации медицинских учреждений
- Используемые и оптимальные средства контроля различных компонентов качества
- Контрольно-разрешительные механизмы в здравоохранении
- I этап: представление соискателем лицензии документов в лицензирующий орган.
- Глава 20 экспертиза нетрудоспособности в здравоохранении Предмет и задачи врачебно-трудовой экспертизы
- Положение об экспертизе временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях
- Порядок оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
- Основные положения о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан
- I. Порядок выдачи листка нетрудоспособности (справки) при заболеваниях и травмах
- 2. Временная нетрудоспособность в связи с беременностью и родами
- 3. Временная нетрудоспособность в связи с уходом за больным членом семьи, здоровым ребенком и ребенком-инвалидом
- Временная нетрудоспособность в связи с карантином
- 5. Временная нетрудоспособность при протезировании
- 6. Временная нетрудоспособность при санаторно-курортном лечении и медицинской реабилитации
- 7. Особенности оформления временной нетрудоспособности в иных случаях
- 8. Порядок учета и хранения документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
- Медико-социальная экспертиза
- Глава 21 организация санитарно-эпидемиологической службы в российской федерации
- Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
- Структура центра гсэн. Организация и основные направления его работы
- Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Формы и методы планирования работы центров гсэн
- Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной и вторичной профилактики
- Деятельность санэпидслужбы по контролю за санитарным состоянием лпу
- Взаимодействие санэпидслужбы с ведомствами и учреждениями
- Обязанности предприятий и организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Административно-правовые основы деятельности центров гсэн
- Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц
- Методика анализа деятельности центра гсэн
- Глава 22 медицинские кадры
- 1. Обеспеченность медицинскими кадрами
- 2. Система подготовки медицинских кадров в России
- 2.1. Додипломное медицинское образование
- 2.2. Последипломное медицинское образование.
- 3. Врач общей практики (семейный врач) и его роль в системе медицинской помощи
- 4. Особенности подготовки руководящих кадров здравоохранения
- 5. Особенности подготовки медицинских кадров в зарубежных странах
- 6. Международное сотрудничество в области кадровой политики
- 7. Основные направления совершенствования кадровой политики здравоохранения России
- Глава 23 основы планирования, экономики и финансирования здравоохранения
- 1. Планирование здравоохранения
- 2. Экономика здравоохранения
- Хозрасчетный доход коллектива
- 3. Финансирование здравоохранения в условиях медицинского страхования в России
- Экономическая классификация расходов бюджета рф на 2001 г. (сокращенный вариант)
- I. Финансирование здравоохранения на федеральном (государственном) уровне
- II. Финансирование из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов
- III. Из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов финансируются и следующие расходы:
- Глава 24 организационно-правовые основы медицинской деятельности Профессиональные права и обязанности медработников в условиях перехода на рыночные отношения и медицинское страхование
- Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической деятельности
- Правовой статус лечащего врача
- Правовой статус пациента
- Правовой статус муниципальной системы здравоохранения
- Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного предпринимательства
- Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового права
- Изменение трудового договора
- Прекращение трудового договора
- Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- Защита трудовых прав работников, разрешение трудовых споров
- Материальная ответственность сторон трудового договора
- Глава 25 лекарственная помощь населению рф и концептуальные направления развития фармацевтического сектора Нормативно-правовая база обращения лекарственных средств
- Порядок приобретения лекарственных средств за счет собственных средств граждан
- Учет, хранение, выписывание и использование наркотических средств и психотропных веществ в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях
- Глава 26 укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики
- Медико-социальные аспекты образа жизни населения
- Основные факторы риска образа жизни и их медико-социальное значение
- Профилактика и ее основные виды
- Глава 27 участие общественных организации в охране здоровья населения
- Глава 28 здравоохранение в зарубежных странах. Международное сотрудничество в области здравоохранения
- Системы здравоохранения в экономически развитых странах
- Соотношение источников финансирования здравоохранения в ряде зарубежных стран
- Государственная система здравоохранения
- Страховая система здравоохранения
- Частнопредпринимательская система здравоохранения
- Основные направления реформирования систем здравоохранения в странах Центральной и Восточной Европы
- Организация здравоохранения в развивающихся странах
- Международное сотрудничество в области здравоохранения
- Всемирная организация здравоохранения
- Глава 5 основы медицинской статистики 81
- Глава 6 социально-гигиеническое значение важнейших заболевание лечебно-профилактическое значение и организация помощи при них 123
- Глава 7 теоретические аспекты медицинской этики, медицинской деонтологии, биоэтики 153
- Глава 8 научные основы управления здравоохранением 171
- Глава 9 амбулаторно-поликлиническая помощь населению 193
- Глава 22 медицинские кадры 463
- Глава 23 основы планирования, экономики и финансирования здравоохранения 484
- Глава 24 организационно-правовые основы медицинской деятельности 513