Контрольно-разрешительные механизмы в здравоохранении
Обязанность государства гарантировать безопасность медицинской помощи и многоукладность экономики здравоохранения является предпосылками формирования контрольно-разрешительных механизмов в здравоохранении.
Анализ мирового и отечественного опыта позволяет выделить следующие группы контрольно-разрешительных механизмов в здравоохранении:
— процедуры лицензирования медицинской, фармацевтической и иных видов деятельности, осуществляемых в сфере охраны здоровья;
— аккредитации учреждений различных систем здравоохранения;
— контроля профессиональных качеств медицинских работников;
— сертификации лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники;
— лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы дипломной и последипломной подготовки медицинских работников.
К контрольно-разрешительным механизмам следует, прежде всего, отнести процедуры лицензирования. В отечественной системе охраны здоровья лицензируются следующие виды деятельности:
— медицинская деятельность;
— фармацевтическая деятельность;
— производство лекарственных средств;
— производство медицинской техники;
— деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
— техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
— деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;
— культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ;
— деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
— деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
— деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
— производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств.
Таким образом, согласно законодательству подлежит лицензированию 12 видов деятельности, так или иначе связанных со здравоохранением. Нижеследующие материалы посвящены, прежде всего, лицензированию медицинской деятельности.
Правовой основой лицензирования медицинской деятельности являются:
1. Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01 №128-ФЗ.
2. Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21.05.01 №402.
3. Нормативные документы федеральных органов исполнительной власти (приказы Министерства здравоохранения РФ, государственные и отраслевые стандарты, постановления Правительства РФ и т.д.), определяющие содержание лицензионных требований и условий по каждому виду медицинской деятельности.
4. Территориальное законодательство.
Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»:
— устанавливает общие принципы, правила и порядок лицензирования;
— дает определения основным понятиям;
— определяет перечень лицензируемых видов деятельности Согласно Закона:
лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
лицензирование — мероприятия, связанные с
— предоставлением лицензий;
— переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий;
— приостановлением и возобновлением действия лицензий;
— аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
лицензирующий орган — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Положение о лицензировании медицинской деятельности:
— определяет конкретный механизм лицензирования медицинской деятельности, устанавливает, что лицензирование медицинской деятельности осуществляет лицензирующий орган субъекта Российской Федерации.
Вид лицензирующего органа субъекта Российской Федерации, его структуру, штатное расписание и т.д. определяются группой нормативных документов, составляющих территориальное законодательство. Все многообразие видов лицензирующих органов в здравоохранении можно свести к 3 основным видам. Следует выделять следующие виды лицензирующих органов в здравоохранении:
1. Медицинские лицензионно-аккредитационные комиссии (центры по лицензированию и аккредитации медицинской деятельности и т.п.) — самостоятельные юридические лица. Вышестоящим органом управления для них являются либо Правительство субъекта РФ, либо орган управления здравоохранением субъекта РФ. Особенностью данного вида лицензирующего органа в здравоохранении является то, что данный орган:
— занимается только лицензированием;
— осуществляет лицензирование только видов деятельности, связанных с системой охраны здоровья граждан.
2. Орган управления здравоохранением субъекта РФ. В этом случае в структуре органа управления сформировано подразделение, осуществляющее функции лицензирования. Особенностью данного вида лицензирующего органа в здравоохранении является то, что данный орган:
— занимается не только лицензированием, но и всеми функциями, присущими органу исполнительной власти, ответственному за охрану здоровья граждан;
— осуществляет лицензирование только видов деятельности, связанных с системой охраны здоровья граждан (как и медицинские лицензионно-аккредитационные комиссии).
3. Лицензионная палата (Комитет по лицензированию и т.д.) — единый лицензирующий орган субъекта РФ. Этот орган лицензирует все виды деятельности, отнесенные к компетенции субъекта Российской Федерации (эксплуатацию автозаправочных станций, ветеринарную деятельность, эксплуатацию инженерных инфраструктур городов и других населенных пунктов, публичный показ аудиовизуальных произведений, осуществляемый в кинозале, риэлтерскую деятельность и т.д.), в том числе виды деятельности, связанных с системой охраны здоровья граждан.
— занимается только лицензированием.
К достоинствам лицензирующих органов в здравоохранении, курируемых или являющихся органами управления здравоохранением, следует отнести усиление роли и влияния органов управления здравоохранением субъекта РФ в системе охраны здоровья. К недостаткам — выведение процедуры лицензирования из системы вневедомственного контроля качества медицинской помощи, что противоречит нормативной базе.
Достоинства и недостатки самостоятельных лицензирующих органов в здравоохранении обратны недостаткам и достоинствам предыдущего вида.
К достоинствам такого вида как единый лицензирующий орган следует отнести:
— обеспечение единых методологических подходов, установление единой технологии лицензирования различных видов деятельности;
— обеспечение проведения комплексных проверок, возможность создания общей базы данных о лицензиатах;
— повышение независимости лицензирующего органа при принятии решения;
— интенсификация деятельности;
— сокращение численности управленческого персонала.
Независимо какой вид лицензирующего органа в здравоохранении осуществляет свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в его структуре можно выделить общие элементы. Одним из элементов является аппарат лицензирующего органа — государственные служащие, управленцы, ответственные за выполнение задач данного органа исполнительной власти. Для принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии весьма важным представляется учет мнения внештатных врачей-экспертов. Совокупность этих экспертов является вторым элементом общей структуры лицензирующего органа в здравоохранении. Существуют лицензионные и объединенные лицензионно-аккредитационные комиссии. В состав лицензионной комиссии входят представители: лицензирующего органа, органа управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций и медицинских учреждений. В состав лицензионно-аккредитационной комиссии, кроме того, входят представители страховщиков.
Этапы лицензирования медицинской деятельности
- Общественное здоровье и здравоохранение
- Москва «меДпресс-информ» 2003
- Предисловие
- Глава 1 общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания (Краткая история развития)
- Глава 2 основные этапы развития здравоохранения в россии
- Глава 3 правовые основы здравоохранения в российской федерации
- 3.1. Развитие правовых основ здравоохранения в России
- 3.2. Система правового обеспечения охраны здоровья граждан
- 3.3. Конституция рф об охране здоровья граждан
- 3.4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993)
- Раздел I. Общие положения.
- Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
- Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья.
- Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья.
- Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи.
- Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.
- Раздел VIII. Гарантия осуществления медико-социальной помощи гражданам.
- Раздел IX. Медицинская экспертиза.
- Раздел X. Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.
- Раздел XI. Международное сотрудничество.
- Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
- Глава 4 здоровье населения и методы его изучения
- 4.1. Понятие здоровья, его оценка, социальная обусловленность6
- 4.2. Демографические показатели
- 4.2.1. Статика населения
- 4.2.2. Механическое движение населения
- 4.2.3. Естественное движение населения
- 4.2.3.1. Рождаемость населения
- 4.2.3.2. Смертность населения
- Динамика показателя смертности в России %0
- 4.2.3.3. Естественный прирост населения
- 4.2.3.4. Средняя продолжительность предстоящей жизни
- 4.2.3.5. Материнская смертность
- Динамика показателя материнской смертности в России на 100 тыс. Живорожденных
- 4.2.3.6. Детская смертность
- 4.2.3.7. Перинатальная смертность
- 4.3. Заболеваемость населения
- 4.3.1. Общая заболеваемость по данным обращаемости
- 4.3.2. Заболеваемость по данным медицинских осмотров
- 4.3.3. Инфекционная заболеваемость
- 4.3.4. Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями
- 4.3.5. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
- 4.3.6. Госпитализированная заболеваемость
- 4.4. Инвалидность населения
- 4.5. Международная статистическая классификация болезней и проблемы, связанные со здоровьем
- 4.6. Физическое развитие
- 4.7. Некоторые основные тенденции в состоянии здоровья населения России в конце XX века
- 4.7.1. Особенности демографических процессов в России
- Численность населения России и состав населения по месту проживания (1960—2000 гг.)
- 4.7.2. Современное состояние и особенности заболеваемости и инвалидности
- Структура первично признанных инвалидами по причинам инвалидности (в %)
- 4.7.3. Состояние физического развития и его тенденции
- Глава 5 основы медицинской статистики
- Относительные величины (статистические коэффициенты)
- Стандартизованные коэффициенты
- Стандартизация коэффициентов смертности от злокачественных новообразований в городах «а» и «б» (прямой метод)
- Стандартизация коэффициентов смертности
- Стандартизация коэффициентов смертности от злокачественных новообразований в городе н. Обратный метод (числа условные)
- Динамические ряды
- Динамика численности больничных коек в стационарах системы мз рф Санкт-Петербурга
- Динамика средней длительности пребывания больного на терапевтической койке до— и при переходе больниц Санкт-Петербурга на новые условия хозяйствования
- Динамика средней длительности пребывания больного на терапевтической койке до— и при переходе стационаров Санкт-Петербурга на новые условия хозяйствования
- Динамика младенческой смертности в Санкт-Петербурге (на 1000 родившихся живыми) за 1988—1992 гг.
- Динамика младенческой смертности и выравненной младенческой смертности в Санкт-Петербурге за 1988—1992 гг.
- Средние величины
- Определение среднего срока пребывания больных в специализированном отделении больницы
- Определение среднего роста 14-летних девочек
- Выборочный метод. Оценка достоверности средних арифметических и относительных величин
- Оценка полученного результата по средней ошибке
- Достоверность разности средних величин
- Алгоритм расчета
- Малая выборка
- Методы измерения между явлениями
- Непараметрические критерии
- Глава 6 социально-гигиеническое значение важнейших заболевание лечебно-профилактическое значение и организация помощи при них
- Социально-гигиеническое значение болезней системы кровообращения и организации медицинской помощи при них
- Заболеваемость и смертность от заболеваний системы кровообращения (на 100000 населения России)
- Социально-гигиеническое значение злокачественных новообразований и организация медицинской помощи при них
- Заболеваемость и смертность от злокачественных новообразований в Санкт-Петербурге (на 100000 населения в год)
- Туберкулез как социально-гигиеническая проблема и организация медицинской помощи больным туберкулезом
- Некоторые показатели заболеваемости туберкулезом (на 100000 человек) в России
- Травматизм
- Психические расстройства как социально-гигиеническая проблема
- Болезни органов дыхания
- Общая заболеваемость населения России болезнями органов дыхания
- Инфекционная заболеваемость
- Заболевания, передающиеся половым путем
- Глава 7 теоретические аспекты медицинской этики, медицинской деонтологии, биоэтики
- Глава 8 научные основы управления здравоохранением
- 1. Система управления здравоохранением в Российской Федерации
- 2. Менеджмент как отрасль науки и практической деятельности руководителей органов и учреждений здравоохранения
- Факторы внешней среды
- Структура организации
- Принципы, функции, методы и стиль управления
- Методы управления
- Стиль управления
- Функции управления
- Управленческий цикл и его элементы
- Управленческие решения
- Организация лечебно-профилактической помощи населению Глава 9 амбулаторно-поликлиническая помощь населению
- Амбулаторно-поликлинические учреждения
- Общие принципы организации работы поликлиники
- Организация работы регистратуры поликлиники
- Организация работы отделения профилактики
- Содержание и организация работы терапевтического отделения поликлиники
- Организация диспансерного обслуживания
- Основные проблемы перехода к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)
- Альтернативные формы стационарной помощи
- Глава 10 организация стационарной медицинской помощи взрослому населению
- Номенклатура больничных учреждений (утверждена пр. Мз рф №395 от 03.11.92 г.)
- Показатели стационарной (больничной) медицинской помощи
- Патологоанатомическое отделение и другие службы больницы
- Глава 11 организация скорой медицинской помощи
- Структура службы скорой медицинской помощи
- О профиле бригад скорой медицинской помощи
- Алгоритм очередности направления линейных врачебных, фельдшерских, акушерских и транспортных бригад скорой медицинской помощи по поводу к вызову
- Основные требования к работе выездных бригад
- Контроль работы выездных бригад
- Работа оперативного отдела
- Организационно-методическая работа
- Повышение квалификации медицинского персонала
- Глава 12 организация медицинской помощи работникам промышленных предприятии
- Глава 13 особенности организации медико-социального обеспечения сельского населения в россии
- Глава 14 Охрана здоровья женщин и детей
- Организация акушерско-гинекологической помощи
- Организация работы женской консультации
- I. Диспансеризация беременных и родильниц
- II. Гинекологическая помощь
- III. Профилактика абортов, контрацепция.
- V. Учет и отчетность
- Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи
- Глава 15 организация лечебно-профилактической помощи детям
- Организация работы детской поликлиники
- Детские дошкольные учреждения
- Школы, школы-интернаты, лагеря отдыха
- Дом ребенка
- Организация стационарной помощи детям
- Глава 16 организация стоматологической помощи
- Организация работы стоматологической поликлиники
- Учет и оценка деятельности стоматологической службы
- Особенности стоматологической помощи жителям сельской местности
- Глава 17 санаторно-курортная помощь населению
- Глава 18 социальное и медицинское страхование граждан
- 1. Основные понятия страхования
- 2. Социальная защита. Социальное страхование
- 3. Медицинское страхование (определение, виды)
- Система медицинского страхования в России
- Глава 19 контроль качества медицинской помощи. Лицензирование и аккредитации медицинских учреждений
- Используемые и оптимальные средства контроля различных компонентов качества
- Контрольно-разрешительные механизмы в здравоохранении
- I этап: представление соискателем лицензии документов в лицензирующий орган.
- Глава 20 экспертиза нетрудоспособности в здравоохранении Предмет и задачи врачебно-трудовой экспертизы
- Положение об экспертизе временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях
- Порядок оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
- Основные положения о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан
- I. Порядок выдачи листка нетрудоспособности (справки) при заболеваниях и травмах
- 2. Временная нетрудоспособность в связи с беременностью и родами
- 3. Временная нетрудоспособность в связи с уходом за больным членом семьи, здоровым ребенком и ребенком-инвалидом
- Временная нетрудоспособность в связи с карантином
- 5. Временная нетрудоспособность при протезировании
- 6. Временная нетрудоспособность при санаторно-курортном лечении и медицинской реабилитации
- 7. Особенности оформления временной нетрудоспособности в иных случаях
- 8. Порядок учета и хранения документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
- Медико-социальная экспертиза
- Глава 21 организация санитарно-эпидемиологической службы в российской федерации
- Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
- Структура центра гсэн. Организация и основные направления его работы
- Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Формы и методы планирования работы центров гсэн
- Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной и вторичной профилактики
- Деятельность санэпидслужбы по контролю за санитарным состоянием лпу
- Взаимодействие санэпидслужбы с ведомствами и учреждениями
- Обязанности предприятий и организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Административно-правовые основы деятельности центров гсэн
- Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц
- Методика анализа деятельности центра гсэн
- Глава 22 медицинские кадры
- 1. Обеспеченность медицинскими кадрами
- 2. Система подготовки медицинских кадров в России
- 2.1. Додипломное медицинское образование
- 2.2. Последипломное медицинское образование.
- 3. Врач общей практики (семейный врач) и его роль в системе медицинской помощи
- 4. Особенности подготовки руководящих кадров здравоохранения
- 5. Особенности подготовки медицинских кадров в зарубежных странах
- 6. Международное сотрудничество в области кадровой политики
- 7. Основные направления совершенствования кадровой политики здравоохранения России
- Глава 23 основы планирования, экономики и финансирования здравоохранения
- 1. Планирование здравоохранения
- 2. Экономика здравоохранения
- Хозрасчетный доход коллектива
- 3. Финансирование здравоохранения в условиях медицинского страхования в России
- Экономическая классификация расходов бюджета рф на 2001 г. (сокращенный вариант)
- I. Финансирование здравоохранения на федеральном (государственном) уровне
- II. Финансирование из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов
- III. Из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов финансируются и следующие расходы:
- Глава 24 организационно-правовые основы медицинской деятельности Профессиональные права и обязанности медработников в условиях перехода на рыночные отношения и медицинское страхование
- Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической деятельности
- Правовой статус лечащего врача
- Правовой статус пациента
- Правовой статус муниципальной системы здравоохранения
- Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного предпринимательства
- Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового права
- Изменение трудового договора
- Прекращение трудового договора
- Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- Защита трудовых прав работников, разрешение трудовых споров
- Материальная ответственность сторон трудового договора
- Глава 25 лекарственная помощь населению рф и концептуальные направления развития фармацевтического сектора Нормативно-правовая база обращения лекарственных средств
- Порядок приобретения лекарственных средств за счет собственных средств граждан
- Учет, хранение, выписывание и использование наркотических средств и психотропных веществ в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях
- Глава 26 укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики
- Медико-социальные аспекты образа жизни населения
- Основные факторы риска образа жизни и их медико-социальное значение
- Профилактика и ее основные виды
- Глава 27 участие общественных организации в охране здоровья населения
- Глава 28 здравоохранение в зарубежных странах. Международное сотрудничество в области здравоохранения
- Системы здравоохранения в экономически развитых странах
- Соотношение источников финансирования здравоохранения в ряде зарубежных стран
- Государственная система здравоохранения
- Страховая система здравоохранения
- Частнопредпринимательская система здравоохранения
- Основные направления реформирования систем здравоохранения в странах Центральной и Восточной Европы
- Организация здравоохранения в развивающихся странах
- Международное сотрудничество в области здравоохранения
- Всемирная организация здравоохранения
- Глава 5 основы медицинской статистики 81
- Глава 6 социально-гигиеническое значение важнейших заболевание лечебно-профилактическое значение и организация помощи при них 123
- Глава 7 теоретические аспекты медицинской этики, медицинской деонтологии, биоэтики 153
- Глава 8 научные основы управления здравоохранением 171
- Глава 9 амбулаторно-поликлиническая помощь населению 193
- Глава 22 медицинские кадры 463
- Глава 23 основы планирования, экономики и финансирования здравоохранения 484
- Глава 24 организационно-правовые основы медицинской деятельности 513