Организация работы стоматологической поликлиники
Среди всех медицинских учреждений, оказывающих стоматологическую помощь, особое место занимает стоматологическая поликлиника. Стоматологическая поликлиника — это лечебно-профилактическое учреждение, деятельность которого направлена на профилактику стоматологических заболеваний, своевременное выявление и лечение больных с заболеваниями челюстно-лицевой области. Стоматологические поликлиники различаются:
1. По уровню обслуживания: республиканские, краевые, областные, городские, районные.
2. По подчиненности: территориальные, ведомственные.,
3. По источнику финансирования, бюджетные, хозрасчетные.
4. По категориям: в зависимости от мощности, которая определяется числом посещений в смену.
Стоматологическая поликлиника создается в установленном порядке и осуществляет свою деятельность на правах самостоятельного учреждения здравоохранения. Границы района деятельности поликлиники, перечень организаций, которые она обслуживает, устанавливаются органом управления здравоохранением по подчиненности поликлиники. Основными задачами стоматологической поликлиники являются:
а) проведение мероприятий по профилактике заболеваний челюстно-лицевой области среди населения и в организованных коллективах;
б) организация и проведение мероприятий, направленных на раннее выявление больных с заболеваниями челюстно-лицевой области и своевременное их лечение;
в) оказание квалифицированной амбулаторной стоматологической помощи населению. Для осуществления основных задач поликлиника организует и проводит:
— в плановом порядке, по графикам, согласованным руководителями предприятий и организаций, профилактические осмотры работников промышленных предприятий, строительных организаций, учащихся высших и средних учебных заведений, работников и учащихся других организованных коллективов с одновременным осуществлением лечения выявленных больных;
— осуществление полной санации полости рта всем лицам, обращающимся в поликлинику по вопросам оказания стоматологической помощи;
— полную санацию полости рта у допризывных и призывных контингентов;
— оказание экстренной медицинской помощи больным при острых заболеваниях и травмах челюстно-лицевой области;
— диспансерное наблюдение за определенными контингентами больных стоматологического профиля;
— оказание квалифицированной амбулаторной стоматологической помощи с осуществлением своевременной госпитализации лиц, нуждающихся в стационарном лечении;
— экспертизу временной нетрудоспособности больных, выдачу больничных листков и рекомендаций по рациональному трудоустройству, направление во врачебно-трудовые экспертные комиссии лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности;
— весь комплекс реабилитационного лечения патологий челюстно-лицевой области и, прежде всего, зубное протезирование и ортодонтическое лечение;
— анализ заболеваемости населения стоматологическими болезнями, в том числе заболеваемости с временной утратой трудоспособности рабочих и служащих, работающих на промышленных предприятиях, расположенных на территории обслуживаемого района, а также разработку мероприятий по снижению и устранению причин, способствующих возникновению заболеваний и их осложнений;
— отбор больных, нуждающихся в санаторно-курортном лечении;
— внедрение современных методов диагностики и лечения, новой медицинской техники и аппаратуры, лекарственных средств;
— санитарно-просветительную работу среди населения с привлечением общественности, Общества Красного Креста и Красного Полумесяца и использованием всех средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, кино и т.д.);
— мероприятия по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала.
В состав стоматологической поликлиники могут входить следующие подразделения (схема 1):
— регистратура;
— отделения терапевтической и хирургической стоматологии (в том числе в соответствующих случаях — детские);
— отделение ортопедической стоматологии с зуботехнической лабораторией;
— вспомогательные подразделения (кабинеты рентгенодиагностики, физиотерапии);
— передвижные стоматологические кабинеты;
— кабинет неотложной стоматологической помощи;
— административно-хозяйственная часть;
— бухгалтерия.
В структуре стоматологических поликлиник предусматривается создание смотровых кабинетов. Работающие в них врачи обеспечивают обоснованное направление больных к врачам поликлиники, которые оказывают специализированную стоматологическую помощь. Врачи-стоматологи смотровых кабинетов могут и сами оказывать помощь больным при отсутствии возможности направить их в соответствующее отделение.
Кроме того, в поликлинике могут быть организованы отделения и кабинеты по оказанию узкоспециализированной помощи стоматологическим больным. К ним относятся кабинеты профилактики, пародонтологии, ортодонтии, кабинет для приема больных с патологическими изменениями слизистой оболочки полости рта, кабинет функциональной диагностики, аллергологический кабинет.
В структуре республиканских, областных, городских стоматологических поликлиник создаются организационно-методические кабинеты, сотрудники которых совместно с главными специалистами проводят организационно-методическую работу по стоматологии, ее планирование, анализ деятельности учреждений, разрабатывают мероприятия по повышению качества стоматологической помощи населению.
Стоматологическая поликлиника республиканского, краевого, областного подчинения:
— осуществляет организационно-методическое руководство стоматологическими поликлиниками, отделениями и кабинетами, расположенными на соответствующей территории;
— анализирует заболеваемость на этой территории, потребность в стоматологической помощи и разрабатывает мероприятия, направленные на ее совершенствование;
— обеспечивает в необходимых случаях выезды специалистов в населенные пункты сельской местности для проведения в них всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий.
Непосредственное руководство стоматологической поликлиникой осуществляет главный врач, права и обязанности которого определяются соответствующим положением. Администрация поликлиники, совместно с общественными организациями устанавливает правила внутреннего трудового распорядка. Режим работы поликлиники определяется органом здравоохранения по подчиненности с учетом потребности населения и конкретных условий.
Стоматологическая поликлиника, оснащенная современным оборудованием, укомплектованная квалифицированными кадрами, владеющими современными методиками диагностики и лечения стоматологических заболеваний, обеспечивает наиболее высокое качество медицинской помощи.
Важным разделом работы стоматологической помощи является профилактическая деятельность. С целью активной борьбы с кариесом зубов и другими наиболее распространенными стоматологическими заболеваниями стоматологические поликлиники проводят плановую санацию зубов и полости рта детям в школах и дошкольных учреждениях, студентам вузов и учащимся техникумов, профтехучилищ, рабочим-подросткам, рабочим, связанным с профессиональными вредностями, призывникам, беременным женщинам и другим контингентам населения
Регистратура играет большую роль в организации приема и регулировании потока больных, которое осуществляется выдачей талонов или предварительной записью на прием. Первичные талоны выдаются на прием к хирургу или на плановый прием к терапевту, к специалисту узкого профиля (парадонтологу, специалисту по заболеваниям слизистой полости рта). Ортопедическое и детское отделения имеют, как правило, свои регистратуры.
Кроме регулирования посещений регистратура выполняет еще ряд важных функций: оформление и хранение амбулаторных историй болезни, их подбор, доставку в кабинеты и раскладку после приема, оформление листков временной нетрудоспособности и их регистрацию; имеет справочно-информационную службу; осуществляет финансовые расчеты с пациентами по оплате платных медицинских услуг.
В организации приема больных в стоматологической поликлинике большая роль принадлежит дежурному стоматологу. Он оказывает при необходимости неотложную стоматологическую помощь, осматривает пациента и определяет объем, необходимой ему дальнейшей стоматологической помощи, направляет больных к другим специалистам поликлиники.
Повторные посещения больными поликлиники назначаются и регулируются лечащими врачами. При правильной организации работы больной наблюдается одним врачом до полной санации. Некоторые стоматологические поликлиники проводят работу по участковому принципу, что повышает ответственность каждого врача, позволяет оценивать эффективность его работы и контролировать качество помощи.
В ряде поликлиник повышение качества стоматологической помощи обеспечивается путем введения гарантийной системы обслуживания: по окончании лечения и полной санации полости рта больному выдается так называемый «санационный» талон, который дает больному право в случае обнаружения дефектов обратиться к врачу в любое время вне очереди в течение года со дня выдачи талона.
Основными разделами работы врача-стоматолога, работающего в поликлинике, являются:
— оказание лечебно-профилактической, хирургической или ортопедической помощи по обращаемости;
— проведение консультаций для врачей других специальностей;
— диспансерное наблюдение за определенными группами стоматологических больных;
— проведение плановой санации полости рта у определенных контингентов населения;
— санитарно-просветительная работа.
Детское стоматологическое отделение работает преимущественно по методу плановой санации. Этот метод реализуется в два этапа:
1-й этап — осмотр полости рта, определение нуждаемости в различных видах стоматологической помощи и ее объема;
2-й этап — оказание необходимой лечебно-профилактической помощи в возможно более короткие сроки до полной санации. В ряде случаев плановая санация предусматривает и третий этап — последующее систематическое активное наблюдение за больными, т. е. диспансерное наблюдение.
Плановая санация организованных детских коллективов производится по специальному графику. За выполнение этого графика несет ответственность не только стоматологическая поликлиника, но и администрация школ, детских садов.
Плановой санацией охватываются и некоторые контингенты взрослого населения: инвалиды Великой Отечественной войны, беременные женщины, допризывники, соматические больные, состоящие под диспансерным наблюдением у терапевта, учащиеся ПТУ, техникумов, студенты вузов, представители некоторых профессий.
Особого внимания заслуживает организация работы ортопедического отделения. Зубопротезная помощь оказывается на заключительном этапе лечения стоматологических больных, после проведения полной санации.
Ортопедическое отделение имеет свою регистратуру, смотровой кабинет, кабинеты врачей-протезистов, зуботехническую лабораторию, может иметь кабинет врача-ортодонта. Больной, нуждающийся в зубопротезировании, обращается в регистратуру ортопедического отделения. При наличии справки о полной санации на него заводится специальная амбулаторная карта и выдается талон на прием к врачу смотрового кабинета. В смотровом кабинете составляется план протезирования, после чего больной направляется на прием к лечащему врачу-стоматологу-ортопеду, который осматривает больного, знакомится с планом протезирования и оформляет наряд на изготовление протезов. После оплаты зубопротезных работ в лаборатории начинается изготовление протезов.
Кроме изготовления новых протезов в ортопедическом отделении производится ремонт и замена старых протезов, даются консультации по вопросам протезирования зубов и ортопедического лечения стоматологических заболеваний. В некоторых крупных поликлиниках оказывается специализированная ортодонтическая помощь.
Бесплатным зубопротезированием обеспечиваются инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды труда I и II групп, персональные пенсионеры, дети и некоторые другие контингенты населения.
Стоматологические поликлиники оказывают в случае необходимости помощь больным на дому по вызову врачей территориальных поликлиник. Для оказания стоматологической помощи на дому в поликлинике имеется портативная аппаратура. На дому осуществляются все необходимые виды помощи, включая зубопротезирование. Квартирные вызовы обслуживаются или специально выделенными для этого врачами, или всеми врачами поликлиники в порядке очередности.
Неотложная стоматологическая помощь в часы работы поликлиники оказывается дежурными стоматологами, в выходные и праздничные дни, а также в ночное время — в специальных пунктах неотложной стоматологической помощи, которые организованы в нескольких поликлиниках города.
Большое место в работе стоматологической поликлиники занимает диспансеризация стоматологических больных. Под диспансерным наблюдением находятся больные с активно протекающим кариесом зубов, с заболеваниями пародонта и слизистой оболочки полости рта, хроническим остеомиелитом челюстей, злокачественными новообразованиями лица и полости рта, врожденными расщеплениями губы и неба, аномалиями развития и деформации челюстей и др. Отбор таких больных проводится как в ходе профилактических осмотров и плановой санации, так и при обращениях к стоматологам для оказания медицинской помощи.
Поликлиника работает по планам, в которых предусматриваются конкретные организационные и лечебно-профилактические мероприятия. Учет деятельности поликлиники осуществляется в порядке, установленном органами управления здравоохранения по учетным и отчетным документам, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации.
- Общественное здоровье и здравоохранение
- Москва «меДпресс-информ» 2003
- Предисловие
- Глава 1 общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания (Краткая история развития)
- Глава 2 основные этапы развития здравоохранения в россии
- Глава 3 правовые основы здравоохранения в российской федерации
- 3.1. Развитие правовых основ здравоохранения в России
- 3.2. Система правового обеспечения охраны здоровья граждан
- 3.3. Конституция рф об охране здоровья граждан
- 3.4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993)
- Раздел I. Общие положения.
- Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
- Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья.
- Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья.
- Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи.
- Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.
- Раздел VIII. Гарантия осуществления медико-социальной помощи гражданам.
- Раздел IX. Медицинская экспертиза.
- Раздел X. Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.
- Раздел XI. Международное сотрудничество.
- Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
- Глава 4 здоровье населения и методы его изучения
- 4.1. Понятие здоровья, его оценка, социальная обусловленность6
- 4.2. Демографические показатели
- 4.2.1. Статика населения
- 4.2.2. Механическое движение населения
- 4.2.3. Естественное движение населения
- 4.2.3.1. Рождаемость населения
- 4.2.3.2. Смертность населения
- Динамика показателя смертности в России %0
- 4.2.3.3. Естественный прирост населения
- 4.2.3.4. Средняя продолжительность предстоящей жизни
- 4.2.3.5. Материнская смертность
- Динамика показателя материнской смертности в России на 100 тыс. Живорожденных
- 4.2.3.6. Детская смертность
- 4.2.3.7. Перинатальная смертность
- 4.3. Заболеваемость населения
- 4.3.1. Общая заболеваемость по данным обращаемости
- 4.3.2. Заболеваемость по данным медицинских осмотров
- 4.3.3. Инфекционная заболеваемость
- 4.3.4. Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями
- 4.3.5. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
- 4.3.6. Госпитализированная заболеваемость
- 4.4. Инвалидность населения
- 4.5. Международная статистическая классификация болезней и проблемы, связанные со здоровьем
- 4.6. Физическое развитие
- 4.7. Некоторые основные тенденции в состоянии здоровья населения России в конце XX века
- 4.7.1. Особенности демографических процессов в России
- Численность населения России и состав населения по месту проживания (1960—2000 гг.)
- 4.7.2. Современное состояние и особенности заболеваемости и инвалидности
- Структура первично признанных инвалидами по причинам инвалидности (в %)
- 4.7.3. Состояние физического развития и его тенденции
- Глава 5 основы медицинской статистики
- Относительные величины (статистические коэффициенты)
- Стандартизованные коэффициенты
- Стандартизация коэффициентов смертности от злокачественных новообразований в городах «а» и «б» (прямой метод)
- Стандартизация коэффициентов смертности
- Стандартизация коэффициентов смертности от злокачественных новообразований в городе н. Обратный метод (числа условные)
- Динамические ряды
- Динамика численности больничных коек в стационарах системы мз рф Санкт-Петербурга
- Динамика средней длительности пребывания больного на терапевтической койке до— и при переходе больниц Санкт-Петербурга на новые условия хозяйствования
- Динамика средней длительности пребывания больного на терапевтической койке до— и при переходе стационаров Санкт-Петербурга на новые условия хозяйствования
- Динамика младенческой смертности в Санкт-Петербурге (на 1000 родившихся живыми) за 1988—1992 гг.
- Динамика младенческой смертности и выравненной младенческой смертности в Санкт-Петербурге за 1988—1992 гг.
- Средние величины
- Определение среднего срока пребывания больных в специализированном отделении больницы
- Определение среднего роста 14-летних девочек
- Выборочный метод. Оценка достоверности средних арифметических и относительных величин
- Оценка полученного результата по средней ошибке
- Достоверность разности средних величин
- Алгоритм расчета
- Малая выборка
- Методы измерения между явлениями
- Непараметрические критерии
- Глава 6 социально-гигиеническое значение важнейших заболевание лечебно-профилактическое значение и организация помощи при них
- Социально-гигиеническое значение болезней системы кровообращения и организации медицинской помощи при них
- Заболеваемость и смертность от заболеваний системы кровообращения (на 100000 населения России)
- Социально-гигиеническое значение злокачественных новообразований и организация медицинской помощи при них
- Заболеваемость и смертность от злокачественных новообразований в Санкт-Петербурге (на 100000 населения в год)
- Туберкулез как социально-гигиеническая проблема и организация медицинской помощи больным туберкулезом
- Некоторые показатели заболеваемости туберкулезом (на 100000 человек) в России
- Травматизм
- Психические расстройства как социально-гигиеническая проблема
- Болезни органов дыхания
- Общая заболеваемость населения России болезнями органов дыхания
- Инфекционная заболеваемость
- Заболевания, передающиеся половым путем
- Глава 7 теоретические аспекты медицинской этики, медицинской деонтологии, биоэтики
- Глава 8 научные основы управления здравоохранением
- 1. Система управления здравоохранением в Российской Федерации
- 2. Менеджмент как отрасль науки и практической деятельности руководителей органов и учреждений здравоохранения
- Факторы внешней среды
- Структура организации
- Принципы, функции, методы и стиль управления
- Методы управления
- Стиль управления
- Функции управления
- Управленческий цикл и его элементы
- Управленческие решения
- Организация лечебно-профилактической помощи населению Глава 9 амбулаторно-поликлиническая помощь населению
- Амбулаторно-поликлинические учреждения
- Общие принципы организации работы поликлиники
- Организация работы регистратуры поликлиники
- Организация работы отделения профилактики
- Содержание и организация работы терапевтического отделения поликлиники
- Организация диспансерного обслуживания
- Основные проблемы перехода к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)
- Альтернативные формы стационарной помощи
- Глава 10 организация стационарной медицинской помощи взрослому населению
- Номенклатура больничных учреждений (утверждена пр. Мз рф №395 от 03.11.92 г.)
- Показатели стационарной (больничной) медицинской помощи
- Патологоанатомическое отделение и другие службы больницы
- Глава 11 организация скорой медицинской помощи
- Структура службы скорой медицинской помощи
- О профиле бригад скорой медицинской помощи
- Алгоритм очередности направления линейных врачебных, фельдшерских, акушерских и транспортных бригад скорой медицинской помощи по поводу к вызову
- Основные требования к работе выездных бригад
- Контроль работы выездных бригад
- Работа оперативного отдела
- Организационно-методическая работа
- Повышение квалификации медицинского персонала
- Глава 12 организация медицинской помощи работникам промышленных предприятии
- Глава 13 особенности организации медико-социального обеспечения сельского населения в россии
- Глава 14 Охрана здоровья женщин и детей
- Организация акушерско-гинекологической помощи
- Организация работы женской консультации
- I. Диспансеризация беременных и родильниц
- II. Гинекологическая помощь
- III. Профилактика абортов, контрацепция.
- V. Учет и отчетность
- Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи
- Глава 15 организация лечебно-профилактической помощи детям
- Организация работы детской поликлиники
- Детские дошкольные учреждения
- Школы, школы-интернаты, лагеря отдыха
- Дом ребенка
- Организация стационарной помощи детям
- Глава 16 организация стоматологической помощи
- Организация работы стоматологической поликлиники
- Учет и оценка деятельности стоматологической службы
- Особенности стоматологической помощи жителям сельской местности
- Глава 17 санаторно-курортная помощь населению
- Глава 18 социальное и медицинское страхование граждан
- 1. Основные понятия страхования
- 2. Социальная защита. Социальное страхование
- 3. Медицинское страхование (определение, виды)
- Система медицинского страхования в России
- Глава 19 контроль качества медицинской помощи. Лицензирование и аккредитации медицинских учреждений
- Используемые и оптимальные средства контроля различных компонентов качества
- Контрольно-разрешительные механизмы в здравоохранении
- I этап: представление соискателем лицензии документов в лицензирующий орган.
- Глава 20 экспертиза нетрудоспособности в здравоохранении Предмет и задачи врачебно-трудовой экспертизы
- Положение об экспертизе временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях
- Порядок оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
- Основные положения о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан
- I. Порядок выдачи листка нетрудоспособности (справки) при заболеваниях и травмах
- 2. Временная нетрудоспособность в связи с беременностью и родами
- 3. Временная нетрудоспособность в связи с уходом за больным членом семьи, здоровым ребенком и ребенком-инвалидом
- Временная нетрудоспособность в связи с карантином
- 5. Временная нетрудоспособность при протезировании
- 6. Временная нетрудоспособность при санаторно-курортном лечении и медицинской реабилитации
- 7. Особенности оформления временной нетрудоспособности в иных случаях
- 8. Порядок учета и хранения документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
- Медико-социальная экспертиза
- Глава 21 организация санитарно-эпидемиологической службы в российской федерации
- Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
- Структура центра гсэн. Организация и основные направления его работы
- Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Формы и методы планирования работы центров гсэн
- Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной и вторичной профилактики
- Деятельность санэпидслужбы по контролю за санитарным состоянием лпу
- Взаимодействие санэпидслужбы с ведомствами и учреждениями
- Обязанности предприятий и организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Административно-правовые основы деятельности центров гсэн
- Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц
- Методика анализа деятельности центра гсэн
- Глава 22 медицинские кадры
- 1. Обеспеченность медицинскими кадрами
- 2. Система подготовки медицинских кадров в России
- 2.1. Додипломное медицинское образование
- 2.2. Последипломное медицинское образование.
- 3. Врач общей практики (семейный врач) и его роль в системе медицинской помощи
- 4. Особенности подготовки руководящих кадров здравоохранения
- 5. Особенности подготовки медицинских кадров в зарубежных странах
- 6. Международное сотрудничество в области кадровой политики
- 7. Основные направления совершенствования кадровой политики здравоохранения России
- Глава 23 основы планирования, экономики и финансирования здравоохранения
- 1. Планирование здравоохранения
- 2. Экономика здравоохранения
- Хозрасчетный доход коллектива
- 3. Финансирование здравоохранения в условиях медицинского страхования в России
- Экономическая классификация расходов бюджета рф на 2001 г. (сокращенный вариант)
- I. Финансирование здравоохранения на федеральном (государственном) уровне
- II. Финансирование из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов
- III. Из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов финансируются и следующие расходы:
- Глава 24 организационно-правовые основы медицинской деятельности Профессиональные права и обязанности медработников в условиях перехода на рыночные отношения и медицинское страхование
- Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической деятельности
- Правовой статус лечащего врача
- Правовой статус пациента
- Правовой статус муниципальной системы здравоохранения
- Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного предпринимательства
- Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового права
- Изменение трудового договора
- Прекращение трудового договора
- Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- Защита трудовых прав работников, разрешение трудовых споров
- Материальная ответственность сторон трудового договора
- Глава 25 лекарственная помощь населению рф и концептуальные направления развития фармацевтического сектора Нормативно-правовая база обращения лекарственных средств
- Порядок приобретения лекарственных средств за счет собственных средств граждан
- Учет, хранение, выписывание и использование наркотических средств и психотропных веществ в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях
- Глава 26 укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики
- Медико-социальные аспекты образа жизни населения
- Основные факторы риска образа жизни и их медико-социальное значение
- Профилактика и ее основные виды
- Глава 27 участие общественных организации в охране здоровья населения
- Глава 28 здравоохранение в зарубежных странах. Международное сотрудничество в области здравоохранения
- Системы здравоохранения в экономически развитых странах
- Соотношение источников финансирования здравоохранения в ряде зарубежных стран
- Государственная система здравоохранения
- Страховая система здравоохранения
- Частнопредпринимательская система здравоохранения
- Основные направления реформирования систем здравоохранения в странах Центральной и Восточной Европы
- Организация здравоохранения в развивающихся странах
- Международное сотрудничество в области здравоохранения
- Всемирная организация здравоохранения
- Глава 5 основы медицинской статистики 81
- Глава 6 социально-гигиеническое значение важнейших заболевание лечебно-профилактическое значение и организация помощи при них 123
- Глава 7 теоретические аспекты медицинской этики, медицинской деонтологии, биоэтики 153
- Глава 8 научные основы управления здравоохранением 171
- Глава 9 амбулаторно-поликлиническая помощь населению 193
- Глава 22 медицинские кадры 463
- Глава 23 основы планирования, экономики и финансирования здравоохранения 484
- Глава 24 организационно-правовые основы медицинской деятельности 513