logo
УЧЕБНИК

Частнопредпринимательская система здравоохранения

Частнопредпринимательская система здравоохранения полностью подчинена интересам рынка, и в основе деятельности большинства медицинских учреждений лежат коммерческие принципы. Здравоохранение финансируется главным образом из личных средств населения, и медицинская помощь предоставляется преимущественно на платной основе. При этом здравоохранение является не только видом медицинской деятельности, но и бизнесом: врач продает медицинские услуги, а пациент их покупает. Медицинская услуга является таким же товаром, как и другие потребительские блага.

Медицинскую .помощь населению, как правило, оказывают частнопрактикующие врачи, которые ведут прием в своих частных кабинетах и получают плату за свой труд непосредственно от пациента (гонорар) или через страховую организацию. Кабинет, приемная, оборудование, инструменты — все это личная собственность врача. Работодатель и работник, руководитель и исполнитель совмещаются в одном лице. Творческие мотивы и профессиональные обязательства дополняются экономическими стимулами.

Даже в формальном отношении врач частной практики не является наемным служащим. Действуя на договорной основе, он обладает определенной автономией: может оговаривать перечень оказываемых услуг, работать по совместительству в больнице, набирать помощников и оплачивать их труд.

Однако, работая в одиночку, врач не в состоянии обеспечить комплексное обследование и лечение, консультации у врачей-специалистов. В последние годы получила распространение система групповой практики, когда в одном помещении принимают больных несколько (обычно 5—7) врачей, в том числе врачи-специалисты. Групповая практика позволяет врачам совместно приобретать дорогостоящее оборудование, нанимать сестринский персонал.

Цены на медицинские услуги растут очень быстро, обгоняя значительно рост цен на потребительские и другие услуги. Поэтому жители стран с частнопредпринимательской системой здравоохранения предпочитают страховаться, затрачивая на приобретение медицинских полисов частных страховых компаний в среднем более 10% чистого дохода семьи. Таким образом, объем и качество медицинской помощи определяются денежными средствами, которые пациент может израсходовать. Люди с плохим состоянием здоровья и высокой вероятностью заболевания обычно страхуются на большую сумму и могут рассчитывать на оплату более значительных счетов за лечение.

Именно эта зависимость объема медицинской помощи от размеров взноса, т.е. от платежеспособности человека, отличает частное медицинское страхование, при котором каждый платит за себя, от социального, при котором действует принцип общественной солидарности.

Преимущественно частнопредпринимательская система здравоохранения характерна для Соединенных Штатов Америки.

Система здравоохранения США — страны с наиболее выраженными капиталистическими отношениями и рыночной экономикой — сложилась в условиях практически свободного рынка. Профессиональные медицинские ассоциации имели огромную власть, не допуская государственного вмешательства. В стране применяются два типа частного медицинского страхования: индивидуальное и групповое. Групповым страхованием охвачено 74% рабочих и служащих частного сектора экономики и 80% государственного сектора. За счет средств этого вида страхования оплачивается более трети всех медицинских услуг, прежде всего самых дорогих — больничных (более 35%) и почти половина внебольничной врачебной помощи.

В стране более 2000 страховых медицинских компаний. Из них две самые крупные, занимающиеся преимущественно страхованием больничной и внебольничной помощи, — «Синий крест» и «Синий щит». В США нет единого добровольного медицинского страхования. Есть разные его виды — на больничную помощь, амбулаторную, врачебную, сестринскую, хирургическую и др. Даже если застраховаться на все виды медицинской помощи, это не гарантирует стопроцентной оплаты за медицинскую помощь: часть выплат все равно должен нести застрахованный.

Стоимость медицинского обслуживания растет быстрыми темпами, и реальный объем и доступность медицинской помощи для большинства граждан сокращаются: они оплачивают 3/4 стоимости услуг частнопрактикующих врачей, полностью — лечение у стоматологов, приобретение лекарств, очков, протезов и послебольничный уход на дому. Особенно высоки расходы, связанные с госпитализацией и проведением сложных операций.

Из федерального бюджета, бюджетов штатов, местных органов управления финансируются принятые в 1965 году программы «Медикэр» (Medicare) и «Медикэйд» (Medicaid).

«Медикэр» — это единая общегосударственная программа медицинской помощи для престарелых (старше 65 лет) и потерявших трудоспособность людей. Программа предусматривает выплату пенсий по инвалидности в течение 2 и более лет, обязательное страхование пожилых людей на случай госпитализации; им предоставляется больничное и послебольничное обслуживание, уход на дому, место в хосписе. Вторая часть программы предполагает дополнительное добровольное страхование, по условиям которого государство покрывает 80% стоимости лечения, а остальные 20% оплачивают сами пациенты. Программа «Медикэр» обеспечивает страховки для 13% населения страны.

«Медикэйд» — государственная программа медицинской помощи семьям с низким доходом. Она охватывает 10% населения. Программа «Медикэйд» субсидируется федеральным правительством, но регулируется законами штатов. Семья имеет право на получение льгот по программе «Медикэйд», если ее доход ниже определенного уровня, устанавливаемого каждым штатом. Малоимущим людям предоставляется бесплатная медицинская помощь по программе «Медикэйд», если они имеют детей, либо являются беременными, слепыми, нетрудоспособными или людьми пожилого возраста. И все же около 60% тех, кто живет ниже официального уровня бедности, не охвачены программой. «Медикэйд» покрывает расходы на профилактическое лечение, лечение острых заболеваний и долговременную медицинскую помощь. Реализация программы требует больших финансовых затрат в связи с тем, что растет число малоимущих граждан, нуждающихся в бесплатной помощи.

Даже после введения в действие программ «Медикэр» и «Медикэйд» значительная часть населения США, не входившего в категории престарелых и малоимущих, в течение долгого времени не могла позволить себе медицинскую помощь в необходимом объеме. Начиная с 60-х годов, все большее распространение получали «Организации по поддержанию здоровья» (Health Maintenance Organizations). По сути, эти организации являются страховыми компаниями, работающими в условиях жесткой конкуренции по различным схемам. Они занимаются страхованием преимущественно по основным видам внебольничной, наиболее массовой помощи. Интересной является новая концепция, по которой работают эти организации — «управляемая медицинская помощь» (managed care). Поскольку организации, поддерживающие здоровье, являются плательщиками за все виды медицинских услуг, предоставляемых застрахованным, посредством правильного менеджмента им удается снижать расходы — за счет проведения профилактики (в случаях, когда это затратно-эффективно), лечения в амбулаторных условиях вместо стационарных, избежания неэффективных и неоправданных назначений. Эти организации пользуются поддержкой многих общественных ассоциаций, местной администрации и спонсоров; они обслуживают уже более 35 млн. граждан США.

Расходы на здравоохранение в США превышают 14% от ВНП; сумма, выделяемая ежегодно на эти цели, достигла 1000 млрд. долларов (более 3000 долларов на человека). При этих высочайших в мире расходах показатели здоровья населения страны относительно невысоки. Продолжительность жизни белого населения меньше, чем в большинстве европейских стран; что же касается чернокожих американцев, то показатели продолжительности их жизни сравнимы со странами Восточной Европы. При том, что медицина США является самой передовой в мире, 15% населения не имеют возможности пользоваться ее услугами, а еще 15% — застрахованы неадекватно.

Таким образом, огромные расходы на здравоохранение в США не приносят адекватных результатов, проблема доступности медицинской помощи остается нерешенной. В связи с этим всеми признано, что американская система здравоохранения нуждается в реформировании.

В настоящее время США делают решительный шаг в сторону социального страхования в медицине, которое в предстоящие годы призвано стать основой всей системы здравоохранения страны.

Медицинским страхованием, которое обеспечит примерно одинаковое обслуживание как самых богатых, так и самых бедных, будет охвачено все население. Участвовать в оплате предоставляемых услуг будут все застрахованные. Часть расходов понесут предприниматели. Источники бюджетного финансирования пока окончательно не определены.

Реформа не ликвидирует свободную практику врачей. Однако те из них, кто будет обслуживать застрахованных, должны стать участниками одного из страховых пулов, в которые будут объединены независимые частные страховые компании. При этом не исключено, что врачи из систем всеобщего медицинского страхования будут переведены на зарплату, прямо не связанную с доходами от обслуживания пациентов. Тем не менее, большинство врачей высказываются в поддержку реформы, так как издержки при существующем порядке в виде бюрократических проволочек, уязвимости перед частными страховыми компаниями и судебными исками пациентов, дороговизны больничных коек стали перевешивать прежние преимущества свободной врачебной практики.

Таким образом, во многих экономически развитых зарубежных странах основными принципами здравоохранения являются следующие:

1. Содействие расширению государственного характера здравоохранения; всемерное расширение бесплатной, общедоступной медицинской помощи.

2. Сочетание различных систем здравоохранения: государственной, медицинского страхования и частнопредпринимательской.

3. Совершенствование первичной амбулаторной медицинской помощи, которая в большинстве стран оказывается семейными врачами.

4. Развитие профилактического направления путем разработки государственных программ профилактики заболеваний; борьба за здоровый образ жизни.