logo
УЧЕБНИК

Предисловие

Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания в медицинском вузе занимает ведущее место в системе здравоохранения страны и в подготовке будущего врача.

Происходящие преобразования в нашей стране во всех сферах ее жизнедеятельности закономерно вызывают потребность внесения определенных изменений в систему здравоохранения, направленных на дальнейшее совершенствование медицинского обслуживания населения.

Все это соответственно требует пересмотреть и некоторые положения в преподавании предмета общественное здоровье и здравоохранение, преследуя единственную цель — совершенствовать формы и методы подготовки студентов, будущих врачей-организаторов здравоохранения, где бы они не трудились — будь то органы управления здравоохранением, ЛПУ с государственной формой собственности или коммерческие медицинские организации... Каждый выпускник медицинского вуза должен быть обстоятельно подготовлен по основным вопросам профилактики, методики изучения здоровья населения в зависимости от условий внешней среды, производственных, бытовых и социальных факторов. Он должен хорошо знать основные организационные принципы отечественного и зарубежного здравоохранения, владеть вопросами управления и экономическими проблемами в здравоохранении, в частности, знать и уметь организовать работу отдельных лечебно-профилактических учреждений, руководить коллективом медицинских работников.

За основу составления настоящего учебника взята новая программа предмета1, двухтомное руководство «Социальная медицина и организация здравоохранения» под редакцией В.А.Миняева, Н.И.Вишнякова, В.К.Юрьева, В.С.Лучкевича (1998). Задача авторского коллектива была объективно показать все прогрессивное, достигнутое отечественным здравоохранением с анализом негативного опыта в охране здоровья населения, в его медицинском обслуживании.

При написании учебника возникла необходимость пересмотреть некоторые теоретические аспекты с учетом новых подходов к проблемам социальной медицины, критический анализом современного состояния здоровья нашего общества, уровня медицинской помощи и тех преобразований, которые проходят в стране в настоящее время и будут происходить в ближайшем будущем при условии, что здравоохранение должно стать одним из ведущих направлений социальной политики государства, должно обеспечивать высокий уровень медицинской помощи населению страны.

При написании настоящего учебника учитывалось, что за последние годы в ряде регионов страны были выпущены учебники, руководства, курсы избранных лекций по нашей специальности. Большинство из них представляет собой достойные учебные издания для подготовки студентов с учетом современных требований высшей медицинской школы (в частности, учебник В.К.Юрьева, Г.И.Куценко «Общественное здоровье и здравоохранение» (СПб., 2000), «Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению» (Медик В.А., Юрьев В.К., 2001) и др.

Однако, учитывая наличие в ряде случаев определенных пробелов в изданных учебных пособиях (например, учебник В.К.Юрьева и Г.И.Куценко в основном ориентирован на студентов педиатрических факультетов, да и «Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению» В.А.Медика и В.К.Юрьева в большей степени направлен на подготовку будущих педиатров), а также огромный научно-педагогический, методический (почти 80-летний) опыт кафедры I ЛМИ — СПб ГМУ им. акад. И.П.Павлова в преподавании нашего предмета для студентов лечебного и стоматологического факультетов, а в последние годы и в преподавании менеджмента в здравоохранении для клинических ординаторов, стажеров, интернов — все это послужило побудительным мотивом издать настоящий учебник. Авторский коллектив кафедры общественного здоровья и здравоохранения СПб ГМУ им. акад. И.П.Павлова выражает глубокую признательность профессорско-преподавательским составам содружественных кафедр ряда петербургских медицинских вузов, а также известным руководителям практического здравоохранения Санкт-Петербурга и Москвы за активное сотрудничество в подготовке учебника.