logo
УЧЕБНИК

Стиль управления

Под стилем управления понимается система сложившихся отношений между руководителями и коллективом по поводу принятия и реализации управленческих решений.

Стиль управления формируется и под влиянием преимущественно используемых руководителями методов управления. Принято выделять 3 основных стиля:

1. Авторитарный (автократический) стиль управления характеризуется минимальной контактностью руководителя с коллективом, жесткостью в выработке и реализации решений. Решение подчиненным навязывается, мотивация осуществляется посредством угроз. Менеджеры, придерживающиеся этого стиля исходят из теории X Мак-Грегора. Преобладают административные методы управления. Деятельность подчиненных строго регламентируется.

2. Либеральный стиль управления представляет собой полную противоположность авторитарному. Руководитель каждое решение согласовывает с коллективом, идет на бесконечные уступки формальным и неформальным лидерам и группам. По существу коллектив управляет руководителем.

3. Демократический тип управления или система группового участия в управлении основаны на активном привлечении подчиненных как к определению целей организации или подразделений, так и к контролю за их достижениями. Менеджеры полностью доверяют своим подчиненным. Основной мотивацией является возможность вознаграждения, поощрения. Персонал во всех подразделениях чувствует реальную ответственность за цели организации. Существует множество коммуникативных связей и большие возможности для коллективной деятельности. Менеджеры этого стиля исходят из теории Y Мак—Грегора, в управлении преобладают социально-психологические и экономические методы. Организации, где такой стиль доминирует, характеризуются высокой степенью децентрализации, активным участием сотрудников в принятии решений.

Важно также подчеркнуть, что в медицинских учреждениях авторитарный стиль управления с преобладанием административно-командных методов управления в современных условиях, характеризующихся отсутствием необходимых средств для обеспечения лечебно-диагностического процесса и низким уровнем заработной платы, наименее эффективен. К тому же, в лечебно-профилактических учреждениях нередко возникают ситуации, когда требуется выполнить какие-то дополнительные виды работ, больший их объем (например, выполнение квартирных вызовов с другого участка, прием больных с участка врача, работающего в другую смену), и вряд ли использование принудительных методов воздействия в этих случаях уместно.