logo search
УЧЕБНИК

4. Особенности подготовки руководящих кадров здравоохранения

Отечественная школа повышения квалификации руководителей органов и учреждений здравоохранения имеет свою историю и положительные традиции. Однако реформирование здравоохранения в условиях перехода страны к рыночной экономике и новой социально-политической формации, децентрализация системы управления, развитие многоукладное™ и альтернативных форм в организационно-правовой и экономической деятельности медицинских учреждений обуславливают необходимость подготовки нового типа руководителя здравоохранения.

Проблема подготовки организаторов (менеджеров) здравоохранения имеет большую важность и актуальность. Минимальная потребность в администраторах и менеджерах с учетом реформирования системы, постоянного роста негосударственных учреждений и организаций, связанных с оказанием медицинской помощи, составляет, по оценкам экспертов, 6 должностей на 10 тыс. населения. Фактическая же обеспеченность организаторами здравоохранения (включая руководителей крупных подразделений лечебно-профилактических учреждений, заведующих отделениями, менеджеров коммерческих фирм и компаний) в настоящее время значительно ниже. Потребность в последипломной подготовке специалистов по государственному менеджменту в здравоохранении удовлетворяется только на 2%, а по рыночному — на 0,02% (!).

В отечественном здравоохранении сложилась парадоксальная ситуация. Для представителей клинических и фармацевтических специальностей в высшей медицинской школе имеются четко продуманные, научно обоснованные программы их подготовки как в вузе, так и в системе последипломного образования, и без прохождения как минимум двухлетней ординатуры практикующий врач не может стать пульмонологом, нефрологом, эндокринологом или каким-либо другим специалистом. В то же время руководители приобретают свои управленческие навыки лишь непосредственно в лечебно-профилактических учреждениях, руководителем любого уровня — от главного врача районной больницы до начальника департамента здравоохранения города и даже области — может быть назначен врач-клиницист, имеющий первую или высшую категорию по одной из терапевтических или хирургических специальностей, но не прошедший специальной подготовки по управлению здравоохранением!!! Это положение необходимо изменить. Особо актуальной для отрасли является первичная (базовая) подготовка организаторов (менеджеров) здравоохранения нового поколения. Путь к должности руководителя нужно начинать в медицинском вузе, где будущий главный врач должен пройти клиническую ординатуру по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение». На руководящие посты следует назначать только лиц, прошедших специальную подготовку в области управления. Необходима существенная оптимизация системы последипломной подготовки руководителей органов и учреждений здравоохранения. Целостная система подготовки специалистов по управлению здравоохранением на различных уровнях позволит оптимизировать управление в современных условиях. Формирующиеся рыночные отношения требуют от руководителей здравоохранения приобретения новых знаний, умений и навыков, которые включают эффективное использование механизма многоканального финансирования, экономичное использование ограниченных ресурсов здравоохранения, перераспределение функций между первичной и специализированной медицинской помощью, профилактикой, лечением и реабилитацией.

Программы последипломного профессионального обучения организаторов здравоохранения всех уровней управления постепенно совершенствуются с учетом предъявляемых к ним требований. При этом в корректируемых программах и учебных планах приоритеты отдаются вопросам экономики и финансирования, менеджменту, маркетингу, законодательству и т.д. Начиная с апреля 1996 г. начата реализация программы последипломной подготовки руководителей территориальных органов здравоохранения на базе Российской медицинской академии последипломного образования и Института социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН. При создании современных программ последипломной подготовки руководителей здравоохранения всех уровней используется как зарубежный опыт менеджмента, так и богатый отечественный практический опыт. На базе Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова на протяжении ряда лет успешно функционирует «Факультет управления здравоохранением», который готовит организаторов здравоохранения — менеджеров по самым современным программам, рассчитанным на 2-х летний курс последипломного обучения (в ординатуре).

Подобная программа 2-х летнего последипломного обучения организаторов здравоохранения — специалистов в области управления, экономики, маркетинга и т.д. утверждена Ученым Советом Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П.Павлова и успешно реализуется в этом вузе на базе кафедры общественного здоровья и здравоохранения с 1999 г.

Таким образом, одним из важнейших факторов, обеспечивающих развитие системы здравоохранения страны, должна стать достаточная профессиональная компетентность лиц, принимающих управленческие решения, которым доверяются ресурсы, власть, судьбы трудовых коллективов и здоровье населения больших территорий. При этом обязательным условием совершенствования системы подготовки руководящих кадров является ее солидное научное сопровождение. В связи с этим первостепенное внимание должно уделяться вопросам преподавания организационных, управленческих, экономических основ здравоохранения, подготовке и усовершенствованию кадров преподавателей.