logo search
УЧЕБНИК

3. Финансирование здравоохранения в условиях медицинского страхования в России

Необходимость внедрения медицинского страхования в России в период перехода к рыночной экономике во многом была предопределена поиском новых источников финансирования здравоохранения.

По сравнению с существовавшей в России государственной системой здравоохранения, финансируемой из бюджета, к тому же по остаточному принципу, система медицинского страхования позволяет использовать дополнительные источники финансирования здравоохранения с целью создания наиболее благоприятных условий для полной реализации прав граждан на получение квалифицированной медицинской помощи.

В связи с внедрением медицинского страхования в стране была практически пересмотрена система финансирования как отрасли в целом, так и отдельных медицинских учреждений.

Термин финансирование означает обеспечение денежными средствами потребностей расширенного воспроизводства медицинской помощи гражданам страны.

Финансирование здравоохранения в настоящее время осуществляется из нескольких источников, включающих:

— средства, поступающие из государственного бюджета (в учете государственной системы здравоохранения) и местных бюджетов, т.е. бюджетов всех уровней;

— средства системы обязательного медицинского страхования (ОМС), поступающие из всех предприятий, учреждений и организаций в виде страховых взносов;

— внебюджетные средства, средства от добровольного медицинского страхования — ДМС (индивидуального и группового), благотворительные фонды, личные средства граждан, кредиты банков, прибыль от ценных бумаг, средства спонсоров и другие источники, не запрещенные законом.

Государство с помощью законов определяет источники финансирования здравоохранения в зависимости от реальных возможностей страны. Обычно на здравоохранение (как и на другие отрасли хозяйства) идет определенная часть от валового национального продукта (ВНП), выраженного в процентах от расходной части бюджета. В 90-е годы XX века этот показатель в РФ составлял в пределах 3-4%, что крайне недостаточно. По опыту ряда экономически развитых стран удельный вес ВНП, идущего на оказание медицинской помощи населению, должен быть не менее 10-12%.

В условиях крайне недостаточного финансирования здравоохранения в период перехода к рыночным отношениям исключительно важным является правильное планирование бюджета здравоохранения, его целенаправленность и исполнение.

Финансирование из бюджетов всех уровней

Учреждения здравоохранения в основном являются бюджетными, т.е. получают ассигнования из бюджета соответствующего уровня.

Бюджет - это выраженная в денежной форде сумма доходов и расходов на определенный период времени (год, квартал, месяц).

Бюджетным считается календарный год с 1 января по 31 декабря.

В соответствии с бюджетным кодексом и бюджетной системой РФ существует 3 уровня бюджетов: федеральный, бюджет субъектов Российской Федерации (краев, областей, округов) и муниципальный органов местного самоуправления (городской, районный, поселковый). На каждом из уровней проводится регулирование бюджетов: составление бюджета (планирование), его утверждение и контроль за выполнением бюджета (доходов, расходов).

Как на федеральном, краевом, областном, так и на муниципальном уровне в расходной части бюджета выделяются ассигнования на здравоохранение.

Бюджетная классификация — это группировка доходов и расходов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования (ст. 18).

В соответствии с бюджетным законом как в доходной, так и в расходной части бюджета выделяется несколько видов классификации.

Для бюджетного здравоохранения особое значение имеют функциональная и экономическая классификация.

Функциональная классификация - это группировка расходов бюджетов всех уровней, она отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства (ст. 21 БК).

Последняя имеет несколько уровней.

Первым уровнем является раздел — направление бюджетных средств на определенную отрасль хозяйства «Здравоохранение и физическая культура» — это 17-й раздел.

Второй уровень — подраздел. Характеризует конкретное направление бюджетных средств в пределах раздела. Например, это подразделы здравоохранение, санитарно-эпидемиологическая служба, физическая культура и спорт.

Третий уровень — это целевая статья. Она указывает на финансирование расходов в пределах подраздела (лечебно-профилактические учреждения, высшее медицинское образование, наука и др.).

Четвертый уровень функциональной классификации — это вид расходов. Он означает вид медицинского учреждения (ранее это называлось параграфом).

Приводим пример видов расходов:

— средние специальные учебные заведения;

— учебные заведения и курсы подготовки кадров;

— больницы, родильные дома, госпитали;

— поликлиники, амбулатории, диагностические центры;

— фельдшерско-акушерские пункты;

— станции переливания крови;

— дома ребенка;

— станции скорой и неотложной помощи;

— санатории для больных туберкулезом;

— детские санатории;

— прочие учреждения и мероприятия в области здравоохранения;

— центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

— мероприятия по борьбе с эпидемиями;

— целевые расходы на оказание дорогостоящих видов медицинской помощи. Вся вышеуказанная функциональная классификация в цифровых знаках указывается в лицевой части сметы медицинского учреждения.

Экономическая классификация группирует расходы бюджета всех уровней по их экономическому содержанию (ст. 22 БК), или иначе по статьям сметы расходов. Если раньше, до 1998 г., в смете учреждения здравоохранения числилось всего 18 статей, то, начиная с 1998 г., число статей (кодов) значительно увеличилось. В таблице 23.1 приводим пример экономической классификации, которая применяется в учреждениях здравоохранения.

Таблица 23.1

Код (статья)

Группа, подгруппа, предметная статья, подстатья, элемент расходов

110100

Оплата труда государственных служащих

110110

Оплата труда гражданских служащих

110112

Надбавка к заработной плате гражданских служащих

110200

Начисления на оплату труда

110210

Страховые взносы в фонд социального страхования

110220

Страховые взносы в пенсионный фонд

110240

Страховые взносы в фонд ОМС

110310

Медикаменты и перевязочные средства

110320

Мягкий инвентарь и обмундирование

110330

Продукты питания

110400

Командировки и служебные разъезды

110700

Оплата коммунальных услуг

110421

Оплата отопления

130320

Стипендии

240110

Приобретение оборудования и предметов длительного пользования

240200

Капитальное строительство

240300

Капитальный ремонт