logo search
УЧЕБНИК

III. Из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов финансируются и следующие расходы:

а) профессиональная подготовка и переподготовка кадров;

б) приобретение дорогостоящего медицинского оборудования;

в) финансирование дорогостоящих видов диагностики и лечение по утвержденному департаментом здравоохранения администрации области перечню;

г) научные исследования;

д) капитальные ремонты и государственные капитальные вложения (развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения);

е) бесплатное льготное обеспечение лекарствами граждан по утвержденному перечню (перечень периодически пересматривается);

ж) оплата проезда больных, направленных в установленном порядке в учреждения здравоохранения Федерального уровня и научно-исследовательские институты;

з) зубное, ушное, глазное протезирование граждан, имеющих льготы в установленном порядке;

и) дорогостоящие виды медицинской помощи, сверх квот.

Перечень всех учреждений и мероприятий, финансируемых из бюджета, указан в «Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 г.) и в «Методических рекомендациях по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской федерации бесплатной медицинской помощью» от 28.12.2000г.

Финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования

См. соответствующий раздел учебника «Организация медицинского страхования граждан».

Финансирование системы добровольного медицинского страхования (ДМС)

Финансовые средства системы добровольного медицинского страхования формируются за счет платежей страхователей, которыми при коллективном страховании выступают предприятия, а при индивидуальном — граждане. Размеры взносов устанавливаются по соглашению сторон (страхователя и страховщика). Страховые медицинские компании по устанавливаемым тарифам оплачивают медицинские услуги, оказываемые медицинскими учреждениями в рамках программ добровольного медицинского страхования.

ДМС финансируется из собственных средств предприятий и относится на себестоимость производимых товаров (или услуг). Такое положение дел очень выгодно предприятиям и организациям, так как последние обеспечивают предоставление медицинской помощи своим работникам сверх программы ОМС. Страховые суммы по договорам ДМС — самый реальный источник финансирования на сегодняшний день, поскольку объем этих средств ничем не ограничен и превышает объем средств] поступающих в медицинские учреждения от обязательного медицинского страхования.

Кроме вышеуказанных основных источников денежных средств, медицинские учреждения могут иметь дополнительные источники финансирования, способствующие улучшению медицинского обслуживания населения (перечислены выше).

Таким образом, все вышесказанное подтверждает положение о многоканальном финансировании учреждений здравоохранения.

Каждое самостоятельное медицинское учреждение имеет свой текущий счет в соответствующем банке, куда поступают все денежные средства: из бюджета, от территориального фонда ОМС, медицинской страховой компании и др.

Задача руководителя учреждения (как распорядителя средств) — правильно рассчитать необходимые финансовые средства на медицинское обслуживание населения и целесообразно их использовать.

Главные врачи ЛПУ обязаны правильно составить смету учреждения и использовать все имеющиеся финансовые возможности.

В условиях рыночной экономики механизм обеспечения денежными средствами потребностей здравоохранения в общих чертах действует по изображенной схеме 23.2.

Главными субъектами этой системы являются потребители медицинской помощи, то есть граждане, чье участие в финансировании здравоохранения может проявляться непосредственными платежами при расчетах за медицинские услуги, оказанные в частном порядке, или опосредованной оплатой услуг общественных служб здравоохранения через налоги и страховые взносы.

Схема 23.2. Механизм финансирования здравоохранения в условиях рыночной экономики.

Службы, выступающие в роли поставщиков медицинской помощи, являются в результате и основными получателями денежных средств в системе финансирования здравоохранения.

В большинстве случаев современный механизм финансового обеспечения здравоохранения предусматривает наличие покупателя медицинской помощи, выступающего своего рода посредником между ее потребителями и поставщиками. Функции покупателя медицинской помощи обычно выполняют органы государственной власти или страховые организации.

Наряду с вышеуказанными основными субъектами финансирования здравоохранения пока важную роль призвано играть и государство, определяющее политику и регулирующее взаимоотношения между основными субъектами посредством издания соответствующих законов и других нормативных актов, правил денежного обеспечения мероприятий по охране здоровья граждан. Кроме государства, активное участие в этой деятельности принимают различные общественные организации, к которым прежде всего следует отнести профессиональные медицинские ассоциации, а также политические партии, профсоюзы, общества защита прав потребителей и другие.