logo search
УЧЕБНИК

Структура центра гсэн. Организация и основные направления его работы

С учетом развития санитарного законодательства и функций Госсанэпиднадзора на некоторых административных территориях введена трехзвеньевая структура управлений областного (краевого) центра ГСЭН: 1) управление Госсанэпиднадзора; 2) управление информационно-аналитического обеспечения; 3) управление финансово-материального обеспечения. Начальники управлений являются заместителями главного врача территориального центра ГСЭН, а начальник управления Госсанэпиднадзора — заместителем главного государственного санитарного врача области (края, автономной республики). Первый заместитель главного врача осуществляет координацию деятельности управлений областного (краевого) центра ГСЭН и взаимодействие между ними. В его непосредственном подчинении находятся сектора кадров, чрезвычайных ситуаций и ГО, специальный, юридический, а также пресс-центр.

Руководит центром ГСЭН главный врач — главный государственный санитарный врач области (края, автономной республики).

Центр ГСЭН в области (крае, республике) может иметь следующую организационную структуру:

1. УПРАВЛЕНИЕ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА:

1.1. Санитарно-гигиенический отдел:

— отдел (отделение) коммунальной гигиены и санитарной экологии;

— отделение гигиены труда;

— отделение гигиены питания;

— отделение гигиена детей и подростков;

— отделение радиационной гигиены.

1.2. Отдел эпидемиологического надзора, включающий отделения профилактики особо опасных, паразитарных, внутрибольничных инфекций.

1.3. Отделение профилактической дезинфекции (с методическим подчинением отделу эпиднадзора).

1.4. Отдел лабораторного обеспечения:

— санитарно-гигиеническое отделение (физико-химические, токсикологические, аналитические методы исследования; исследования радиационных и физических факторов);

— санитарно-бактериологическое отделение (бактериологические вирусологические и паразитологические исследования).

2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

2.1. Отдел социальной гигиены и социально-гигиенического мониторинга.

2.2. Отделение организационно-методической работы с функциями маркетинга.

2.3. Отделение вычислительной техники и программного обеспечения.

2.4. Отделение метрологии и стандартизации.

2.5. Отделение комплексных программ (формируется на основе комплексирования деятельности специалистов для решения конкретных проблем).

3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

3.1. Центральная бухгалтерия.

3.2. Финансово-экономическое отделение.

3.3. Контрольно-ревизионное отделение.

3.4. Касса.

3.5. Отдел материально-технического и транспортного обеспечения. Штатное расписание центра Госсанэпиднадзора определяется главным

врачом, который, используя предоставленные ему права, может изменять численность специалистов учреждения (в рамках единого фонда оплаты труда) в зависимости от динамики показателей здоровья населения, санитарно-эпидемиологической обстановки и от состояния других факторов, имеющих значение для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Как было отмечено выше, центры ГСЭН осуществляют предупредительный и текущий санитарный надзор.

Предупредительный санитарный надзор обеспечивает:

— учет всех проектируемых, строящихся или реконструируемых объектов и сооружений;

— согласование отвода земельного участка под строительство;

— согласование и составление гигиенического заключения, утверждение проекта строительства, реконструкции объекта, сооружения;

— проведение систематического санитарного контроля за ходом строительства или реконструкции в соответствии с утвержденным проектом;

— прием выстроенного или реконструированного объекта. Предупредительный санитарный надзор устанавливает санитарно-гигиенические нормы, утверждает их согласно требований государственных стандартов на все промышленные изделия, продукты питания, школьную и детскую мебель, красители и т.п., нарушение которых может повлиять на здоровье населения.

Предупредительному санитарному надзору, его контролю подлежат все медицинские биологические препараты, вакцины, сыворотки и пр.

В содержание текущего санитарного надзора в основном входят:

1) изучение санитарно-гигиенических условий труда (воспитания, обучения) и гигиеническая оценка производственной среды (характер технологического процесса, уровень механизации процессов производства, состояния производственного оборудования и аппаратуры, обеспеченность санитарно-техническими установками и т.д.);

2) осуществление систематического лабораторного контроля и повседневное наблюдение за санитарным состоянием предприятий, коммунальных сооружений, учебных заведений и государственных детских учреждений, производственных, жилых и общественных культурно-бытовых зданий и соблюдением в них санитарных норм и правил;

3) изучение заболеваемости и травматизма у рабочих, служащих, подростков и детей; проведение мероприятий по профилактике заболеваний, травматизма, профессиональных отравлений, профессиональных заболеваний;

4) организация и контроль за проведением осмотров, строгое соблюдение санитарного законодательства в отношении работы подростков и женщин;

5) контроль за соблюдением гигиенических условий обучения, режима для школьника, а также детей в других учреждениях;

6) гигиеническое изучение и контроль за состоянием воздушной среды, водоемов, почвы;

7) санитарная охрана границ;

8) обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при производстве пищевых продуктов питания, их транспортировке и хранений, а также реализации;

9) разработка и внедрение мероприятий по организации рационального питания населения;

10) организация и проведение комплекса мероприятий по повышению санитарной культуры работы предприятий;

11) контроль за выполнением оздоровительных мероприятий, предусмотренных комплексным планом, коллективными договорами, и изучение эффективности этих мероприятий, разработка и предъявление планов-заданий оздоровительных мероприятий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и др.

Областные центры ГСЭН осуществляют административное, организационное методическое руководство деятельностью городских (районных) учреждений госсанэпидслужбы, взаимодействие с органами власти и управления территории по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; совершенствуют организационное построение, систему управления службой; осуществляют финансовое, материальное, техническое, штатно-кадровое, правовое и научное обеспечение деятельности госсанэпидслужбы территории, социальную защиту ее работников, участвуют в международном сотрудничестве, разрабатывают и реализуют местные и региональные программы по оздоровлению среды обитания и профилактике заболеваний, реализуют свои права и полномочия как федерального органа.

Структура районного (городского) центра ГСЭН:

— административно-хозяйственные подразделения;

— санитарно-гигиенический отдел с профилизацией сотрудников по гигиене питания, гигиене труда, коммунальной гигиене и гигиене детей и подростков; в его составе — санитарно-гигиеническая лаборатория, работа которой осуществляется по принципу единого звена;

Организация санитарно-эпидемиологической службы в РФ

397

— эпидемиологический отдел, состоящий из эпидемиологов и паразитологов. Сюда же относятся отделения очаговой и камерной дезинфекции, профилактической дезинфекции и бактериологическая лаборатория.

Центры ГСЭН подразделяются на категории (I, II и III) в зависимости от численности обслуживаемого населения. Сельские районные центры III категории обслуживают территорию с населением до 30 тыс., II — от 30 до 60 тыс. и I категории — от 60 до 100 тыс. человек.

Организационно-методическая работа областного центра ГСЭН

Одной из важнейших функций областного центра ГСЭН является организационно-методическое руководство деятельностью санитарно-профилактических органов и учреждений административной территории (городские и районные центры ГСЭН, дезинфекционные станции и др.).

Организационный отдел областного центра ГСЭН объединяет усилия профильных подразделений и осуществляет организационно-методическую работу по следующим направлениям: организационно-методическое, научно-практическое, консультативное, планово-нормативное, учебно-методическое, штатно-кадровое, санитарно-статистическое, контрольное, организационно-массовое, внедрение элементов научной организации труда, совершенствование информационного обеспечения деятельности.

Организационно-методическое направление включает изучение, обобщение и распространение передового опыта работы, подготовку и издание инструктивно-методических и нормативных документов, организацию выездной работы (комплексные обследования, плановые выезды и курация), разработку и внедрение методик обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Научно-практическое направление предусматривает планирование и апробацию результатов научно-практических работ, координацию деятельности с научными учреждениями, организацию конференций и заседаний научных обществ.

Сущность планово-нормативного направления заключается в разработке и внедрении современных форм и методов планирования, выборе стратегических целей и задач развития санэпидслужбы с учетом местных условий административной территории, в определении ожидаемых результатов и ориентировочных нормативов деятельности специалистов.

Учебно-методическое направление включает комплекс мероприятий по повышению квалификации специалистов (планирование и организация повышения квалификации на рабочем месте, на семинарах и курсах, в академиях последипломного образования и на факультетах усовершенствования врачей медицинских вузов, на базе областного и городского центров ГСЭН).

Кадрово-штатное направление предполагает проведение анализа кадрового обеспечения, разработку методических подходов и ориентировочных прогнозов потребностей, которые могут быть использованы для совершенствования штатно-кадрового обеспечения центров ГСЭН.

Оценка и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с воздействием факторов окружающей среды на основе изучения причинно-следственных связей, обеспечение качественного функционирования системы учета и отчетности, составляют информационно-аналитическое направление деятельности областного центра ГСЭН.

Оптимизация информационного обеспечения предусматривает разработку и внедрение автоматизированных информационных систем (АИС «Санэпид», «Анализ противоэпидемических мероприятий», «Окружающая среда», «Кадры» и др.), автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов, создание локальной, региональной и федеральной информационной сети и банка данных для социально-гигиенического мониторинга.