Медико-социальная экспертиза
Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев в порядке, определяемом Правительством РФ.
МСЭ осуществляется Государственной службой МСЭ, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения РФ. Решение органа государственной службы МСЭ является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Учреждения государственной службы МСЭ: структура, организация деятельности
Согласно закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) и «Примерному положению об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» (1996 г.), на службу МСЭ возлагаются следующие задачи и функции:
— установление факта наличия инвалидности, определение группы, причины (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности;
— определение потребности инвалидов в мерах социальной защиты, в том числе в мерах медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и разработку им индивидуальных программ реабилитации (ИПР), контроль за их реализацией;
— содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;
— определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, необходимости осуществления дополнительных мер их социальной защиты и реабилитации;
— определение потребности инвалидов в специальных транспортных средствах;
— определение причинной связи смерти пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при которых законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего;
— формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;
— участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной защиты инвалидов.
Учреждения государственной службы МСЭ для осуществления своих функций имеют право:
— направлять лиц, проходящих экспертизу, на обследование в учреждения здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере МСЭ и реабилитации инвалидов;
— запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия решения и выполнения других функций, возложенных на учреждения;
— проводить контрольные освидетельствования инвалидов для динамического наблюдения за выполнением мероприятий, предусмотренных ИПР;
— направлять специалистов в организации всех форм собственности с целью изучения условий труда инвалидов, контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий и в других случаях, необходимых для выполнения функций, возложенных на учреждения МСЭ.
Учреждения МСЭ создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органа исполнительной власти субъекта РФ, который устанавливает также количество учреждений, профили и штаты.
Первичным звеном в системе учреждений государственной службы МСЭ, осуществляющим экспертное обслуживание взрослого и детского населения, являются бюро МСЭ. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро МСЭ общего профиля, специализированные (кардиологические, психиатрические, травматологические; педиатрические — для освидетельствования лиц в возрасте до 18 лет) и смешанного типа. В штатный норматив бюро МСЭ входят 3 врача различных специальностей, специалист по реабилитации, по социальной работе и психолог; при необходимости могут быть введены другие специалисты.
Для организационно-методического руководства деятельностью первичных бюро МСЭ в составе государственной службы МСЭ субъекта РФ создается главное бюро МСЭ. В штатный норматив главного бюро МСЭ входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, могут входить группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения. В состав специалистов главного бюро МСЭ входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации, по социальной работе и психологи.
Главное бюро МСЭ проводит экспертизу лиц, обжаловавших решения бюро; проводит экспертизу граждан в сложных случаях, а также формирует и корректирует ИПР инвалидов при необходимости применения специальных методов обследования — по направлениям бюро; оказывает консультативную помощь врачам — экспертам и другим специалистам- бюро; осуществляет контроль за деятельностью бюро МСЭ; формирует банк данных и осуществляет государственное статистическое наблюдение за составом инвалидов на территории субъекта РФ; участвует в разработке и реализации региональных комплексных программ профилактики инвалидности и реабилитации.
Учреждения МСЭ осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, общественных организаций инвалидов; могут привлекать консультантов по медицинским и социальным вопросам. Специалисты бюро МСЭ оказывают консультативную помощь врачам ЛПУ, знакомят их с нормативными и методическими материалами, участвуют в совместных совещаниях и семинарах по вопросам МСЭ и реабилитации инвалидов.
Порядок направления на медико-социальную экспертизу: граждане направляются на МСЭ учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. В случае отказа учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения в направлении на МСЭ гражданин имеет право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно, представив необходимые медицинские документы.
Основанием для направления на МСЭ является: наличие признаков инвалидности или утраты профессиональной трудоспособности, окончание срока инвалидности, досрочное переосвидетельствование инвалида в связи с утяжелением состояния, наличие показаний для обеспечения инвалида спецтранспортом, необходимость проведения очной консультации. Учреждение здравоохранения направляет больного на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Медицинские услуги при оформлении больных на освидетельствование в учреждения МСЭ финансируются из средств ОМС. По результатам проведенных мероприятий учреждение здравоохранения оформляет больному «Направление на медико-социальную экспертизу» форма №088/у-97 (для лиц старше 18 лет) или форма 080/у-97 (для лиц до 18 лет). В него вносятся сведения о развитии заболевания, течении, частоте и длительности временной нетрудоспособности, данные клинического обследования, диагноз, характер и степень нарушения основных функций организма, категория и степень ограничения жизнедеятельности, проведенные лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия. Направление подписывается председателем КЭК и членами комиссии, скрепляется печатью лечебного учреждения.
Порядок проведения МСЭ определен «Положением о признании лица инвалидом», утвержденным постановлением Правительства РФ (1996). Экспертиза осуществляется в бюро МСЭ по месту жительства больного либо по месту прикрепления к учреждению здравоохранения. Она может проводиться как очно в бюро МСЭ, на дому или в стационаре, где больной находится на лечении, так и (с согласия больного) заочно на основании анализа представленных медицинских документов.
МСЭ проводится по письменному заявлению больного (либо его законного представителя) на имя руководителя бюро МСЭ. К заявлению прилагаются: направление на МСЭ, оформленное учреждением здравоохранения либо органом социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья больного, а также документы, необходимые для принятия решения о причине инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности, по другим вопросам экспертизы.
Состав специалистов бюро, принимающих экспертное решение, назначается руководителем. Больной имеет право привлекать к участию в проведении экспертизы с правом совещательного голоса любого специалиста за счет собственных средств. Специалисты, проводящие МСЭ, рассматривают представленные сведения (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные), проводят личный осмотр больного, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.
В случае признания больного инвалидом оформляется справка МСЭ, подтверждающая факт инвалидности, руководитель бюро МСЭ объявляет экспертное решение больному. Больному, направленному на МСЭ с листком нетрудоспособности, бюро МСЭ указывает в листке нетрудоспособности дату начала экспертизы (дату поступления в бюро МСЭ заявления больного с прилагаемыми документами), дату ее окончания, а также принятое экспертное решение: «Признан инвалидом I (II или III) группы», либо «Инвалидом не признан». Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро МСЭ заявления больного с прилагаемыми к нему документами. В случае признания больного инвалидом лечебное учреждение закрывает листок нетрудоспособности этим днем. В случае признания пациента трудоспособным зачитываются все дни освидетельствования, со следующего дня он выписывается на работу. При необходимости долечивания листок нетрудоспособности продлевается в обычном порядке.
По результатам экспертизы также оформляются «Извещение ЛПУ о заключении учреждения государственной службы МСЭ» (для лиц старше 18 лет) или «Отрывной талон» (для лиц до 18 лет), в которых указывается диагноз, степень нарушения функций и ограничений жизнедеятельности, группа, причина инвалидности (а для лиц до 18 лет — решение о признании ребенка инвалидом), срок, на который установлена инвалидность, дата очередного переосвидетельствования; вносятся рекомендации по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалида.
Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию может быть выдана справка произвольной формы о результатах освидетельствования.
Порядок обжалования решений бюро МСЭ: гражданин (или его законный представитель) может обжаловать решение бюро МСЭ, подав заявление в адрес главного бюро МСЭ, или в соответствующий орган социальной защиты населения. Решение главного бюро МСЭ может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта РФ, который может поручить проведение экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля. Решение учреждения МСЭ также может быть обжаловано в суд.
Определение инвалидности
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Признание лица инвалидом осуществляется в соответствии с «Положением о признании лица инвалидом», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации (1996 г.) и «Классификациями и временными критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы», утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации №1/30 (1997 г.).
Основаниями для признания гражданина инвалидом, являются:
— нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
— ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
— необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина в связи с наличием социальной недостаточности.
Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.
Нарушение здоровья — физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека. «Классификация» выделяет четыре основные группы нарушения функций:
— нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли);
— нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания);
— нарушения статодинамической функции;
— нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.
Выделяют преимущественно четыре степени нарушения функций:
— I степень — незначительные нарушения функций;
— II степень — умеренные нарушения функций;
— III степень — выраженные нарушения функций;
— IV степень — значительно выраженные нарушения функций.
Ограничение жизнедеятельности — отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.
Классификация основных категорий жизнедеятельности | Классификация ограничений жизнедеятельности по степени выраженности
|
1. Способность к самообслуживанию (способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, осуществлять повседневную бытовую деятельность и соблюдать личную гигиену);
2. Способность к самостоятельному передвижению (способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности);
3. Способность к обучению (способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми);
4. Способность к трудовой деятельности (способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы);
5. Способность к ориентации (способность определяться во времени и пространстве);
6. Способность к общению (способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации);
7. Способность контролировать свое поведение (способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых норм).
| I степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств; II степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц; III степень — неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц; I степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния; II степень — способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц; III степень — неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;
I степень — способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и(или)с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала); II степень — способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях;
III степень — неспособность к обучению; I степень — способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема работы, невозможности выполнения работы по своей профессии; II степень — способность к трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц; III степень — неспособность к трудовой деятельности; I степень — способность к ориентации с использованием вспомогательных средств; II степень — способность к ориентации с помощью других лиц; III степень — неспособность к ориентации (дезориентация); I степень — способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации; II степень — способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц; III степень — неспособность к общению; I степень — частичное снижение способности самостоятельно контролировать свое поведение; II степень — способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц; III степень — неспособность контролировать свое поведение.
|
Социальная недостаточность — социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты или помощи. Социальная недостаточность проявляется в невыгодном положении больного человека по сравнению с другими людьми, в полной или частичной утрате лицом способности или возможности выполнять обычную для него (с учетом возраста, пола, уровня образования и т.п.) роль в обществе. Основными видами социальной недостаточности являются: неспособность к самостоятельному проживанию, к поддержанию социальных связей, к социальной интеграции, к обеспечению экономической независимости (самостоятельности).
Критерии определения групп инвалидности
В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию: способности к самообслуживанию III степени; к передвижению III степени; к ориентации III степени; к общению III степени; способности контроля за своим поведением III степени.
Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию: способности к самообслуживанию II степени; к передвижению II степени; к трудовой деятельности III или II степеней; обучению III или II степеней; к ориентации II степени; к общению II степени; способности контроля за своим поведением II степени. Ограничение способности к обучению II и III степеней может быть основанием для установления второй группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности, за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению второй, третьей степеней может обусловить необходимость установления второй группы инвалидности.
Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к не резко или умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию: способности к самообслуживанию I степени; к передвижению I степени; к обучению I степени; к трудовой деятельности I степени; к ориентации I степени; к общению I степени; способности контроля за своим поведением I степени. Ограничение способности к общению I степени и способности к обучению I степени может быть основанием для установления третьей группы инвалидности преимущественно при их сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности.
В некоторых случаях основанием для определения инвалидности является наличие неблагоприятного или сомнительного (с тенденцией к неблагоприятному) клинического и реабилитационного прогнозов даже на фоне временно сохранных функций организма и отсутствия ограничений жизнедеятельности (например, при онкологических заболеваниях, иммунодефицитных состояниях и др.).
Лицу в возрасте до 18 лет при определении инвалидности устанавливается категория «ребенок — инвалид». Основанием для признания ребенка инвалидом является наличие значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к социальной дезадаптации вследствие нарушений здоровья, развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, пере-
движению, ориентации, общению, контролю за своим поведением, обучению, (игровой деятельности), трудовой деятельности в будущем.
Сроки установления инвалидности: инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год. Категория «ребенок — инвалид» устанавливается на срок 1 год, 2 года или до достижения ребенком возраста 18 лет. Инвалидность может устанавливаться без срока переосвидетельствования: мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет; инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами; при невозможности устранения или уменьшения социальной недостаточности инвалида вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности (при сроках наблюдения не менее 5 лет), вызванного нарушением здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма; неэффективности реабилитационных мероприятий, что приводит к необходимости долговременной (постоянной) социальной защиты.
Определение причины инвалидности. При установлении инвалидности учреждение МСЭ решает также вопрос о причине инвалидности, которая определяет особенности мер социальной защиты (размер пенсии, льготы и ряд других). Устанавливаются следующие причины инвалидности:
— «общее заболевание»: если инвалидность не является следствием иных причин — в случае отсутствия оснований либо подтверждающих документов о трудовом увечье, профессиональном заболевании, военной травме, заболевании, связанном с военной службой или с радиационными воздействиями, а также о наступлении инвалидности в детстве;
— «трудовое увечье»: лицам, у которых повреждение здоровья произошло при выполнении трудовых обязанностей (в том числе во время командировки); в пути на работу или с работы; на территории предприятия или в ином месте работы в течение рабочего времени (включая установленные перерывы); вблизи предприятия (организации) или иного места работы в течение рабочего времени, включая установленные перерывы, если нахождение там не противоречило правилам внутреннего трудового распорядка; при прохождении производственного обучения (практики) либо при проведении учебных опытов (экспериментов) во время учебы; при выполнении государственных обязанностей, заданий общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции РФ; при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни (в том числе при исполнении донорских функций), охране собственности, правопорядка;
— «профессиональное заболевание»: лицам, у которых заболевание, приведшее к инвалидности, признано профессиональным, о чем имеется заключение специализированных учреждений (центра профпатологии, клиники или отдела профзаболеваний);
— «инвалидность с детства»: лицам, у которых инвалидность наступила в возрасте до достижения 18 лет (либо имеются достоверные сведения о том, что имелись ограничения жизнедеятельности в указанном возрасте);
— «военная травма»: если увечье (ранение, травма, контузия) получено военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), в том числе поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ; заболевание возникло в период пребывания на фронте, либо в период службы за границей в государстве, где велись боевые действия и др.;
— «заболевание получено в период военной службы»: если заболевание возникло в период прохождения военной службы либо увечье (ранение, травма, контузия) получено военнослужащим в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы; если инвалидность наступила в первые три месяца после демобилизации со срочной службы. Порядок установления бюро МСЭ причины инвалидности бывшему военнослужащему во многом зависит от наличия или отсутствия заключения военно-врачебной комиссии (ВВК) о его состоянии здоровья в период службы в армии или при увольнении.
Кроме перечисленных в бюро МСЭ могут быть установлены (в зависимости от соответствующих обстоятельств) и другие причины инвалидности: инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны; инвалидность (заболевание, увечье), связанная с аварией на Чернобыльской АЭС; инвалидность (заболевание, увечье), связанная с последствиями радиационных воздействий; инвалидность (заболевание, увечье), связанная с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Учреждения МСЭ осуществляют также определение степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в соответствии с «Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации (2000 г.). Степень утраты профессиональной трудоспособности выражается в процентах и устанавливается в пределах от 10 до 100 процентов: 100 процентов (при полной утрате трудоспособности); 70-90 процентов (если пострадавший может выполнять работу лишь в специально созданных условиях); 40—60 процентов (при возможности работы в обычных производственных условиях с выраженным снижением квалификации, либо с уменьшением ее объема); 10—30 процентов (если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо при изменении условий труда со снижением заработка, или если выполнение работы требует большего напряжения, чем прежде).
При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего определяется также его нуждаемость в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и составляется программа реабилитации пострадавшего (ПРП), в которой определяются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения.
Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается на шесть месяцев, один год или два года; в случае необратимых последствий повреждения здоровья со стойким нарушением профессиональных способностей — бессрочно. Нуждаемость пострадавшего в тех или иных видах реабилитации бессрочно не устанавливается.
Определение потребности инвалидов в специальных транспортных средствах. При проведении этого вида экспертизы бюро МСЭ руководствуются Перечнями медицинских показаний на получение инвалидами автомобилей с ручным управлением (1969), на получение инвалидами мотоколясок с ручным управлением (1970), для обеспечения инвалидов кресло-велоколясками (1989). Одновременно с установлением медицинских показаний бюро МСЭ определяет годность к вождению автомобилем сроком на 2 года, а в отдельных случаях — на 1 год. По истечении указанных сроков решение о годности инвалида к вождению выносит водительская комиссия учреждения здравоохранения.
Реабилитация инвалидов
Реабилитация инвалидов — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление здоровья, трудоспособности, личностного и социального статуса инвалидов, достижение ими материальной и социальной независимости, интеграции (или реинтеграции) в обычные условия жизни общества. В соответствии с классификацией ВОЗ, выделяют три основных вида (направления) реабилитации:
— медицинскую реабилитацию;
— профессиональную реабилитацию;
— социальную реабилитацию.
Медицинская реабилитация — комплекс лечебных мер воздействия, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций и здоровья больных и инвалидов. Цель ее — устранение или ослабление последствий болезни, травмы или увечья до полного или частичного восстановления или компенсации нарушений в психическом, физиологическом и анатомическом состоянии больного. Медицинская реабилитация инвалидов проводится в рамках программы обязательного медицинского страхования.
Профессиональная реабилитация — система государственных и общественных мер, направленных на возвращение или включение инвалида в общественно-полезный труд в соответствии с состоянием его здоровья, трудоспособности, личными склонностями и желаниями. Система мер профессиональной реабилитации включает: медико-социальную (врачебно-трудовую) экспертизу; профессиональную ориентацию; подготовку инвалида к профессиональному труду (включая профессиональное обучение); подготовку производства к использованию труда инвалидов (с созданием соответствующих условий их трудовой деятельности); мероприятия по обеспечению занятости (трудоустройству) инвалидов; динамическое наблюдение и контроль рациональности трудоустройства; мероприятия по социально-трудовой адаптации (закреплению) инвалидов на производстве.
Инвалиды в зависимости от степени выраженности ограничений в трудовой деятельности, могут продолжать работать в обычных или специально созданных производственных условиях. В обычных производственных условиях (на обычных предприятиях и обычных рабочих местах вместе со здоровыми работниками) осуществляется в основном трудоустройство инвалидов III группы: в новой профессии с выполнением работы в полном объеме; в прежней профессии с уменьшением объема работы или со снижением квалификации. В специально созданных условиях осуществляется в основном трудоустройство инвалидов I и II групп: на специальных рабочих местах; в спеццехах, спецучастках, на специализированных предприятиях, предназначенных для труда инвалидов; на дому.
Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости в соответствии с трудовой рекомендацией учреждения МСЭ (заключением о рекомендуемом характере и условиях труда). Помощь инвалидам в трудоустройстве, в соответствии с Законом «О занятости населения в РФ», оказывают органы и учреждения службы занятости населения, которые регистрируют инвалидов (при предъявлении справки МСЭ и ИПР) в целях поиска подходящей работы, а также в качестве безработных.
Социальная реабилитация — система социальных, социально-психологических, педагогических, правовых и экономических мер, направленных на создание условий для преодоления инвалидами ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности путем восстановления социальных навыков и связей, достижения свободной и независимой жизнедеятельности вместе и наравне со здоровыми гражданами. Социальная реабилитация является важным условием для последующего включения или возвращения инвалида в обычные условия жизни в соответствии с возрастом, образовательным уровнем и способностями, занимаемым в обществе положением.
В комплексе средств и методов социальной реабилитации выделяют следующие меры и услуги: социальная диагностика; консультирование по вопросам социально-бытовой и социально-средовой адаптации; правовая помощь; обучение инвалида основным социальным навыкам (личной гигиены, самообслуживания, передвижения, общения); социальный тренинг; обеспечение техническими средствами реабилитации и обучение инвалидов пользованию ими; приспособление жилых помещений и жилой обстановки, применительно к потребностям инвалида; социально-психологическая помощь и поддержка; обучение навыкам организации и проведения отдыха, досуга, занятий спортом и другими видами рекреационной деятельности.
Основным документом в действующей системе реабилитации инвалидов, на основании которого инвалид может получить необходимые ему реабилитационные услуги, является индивидуальная программа реабилитации (ИПР), которая разрабатывается ему в учреждении МСЭ. ИПР выполняет следующие основные функции: определяет «реабилитационный маршрут» — конкретные мероприятия, сроки и порядок их исполнения, ответственных исполнителей; обеспечивает правовую гарантию исполнения намеченных мероприятий и закрепляет обязанности и ответственность исполнителей; определяет финансовую основу и гарантию исполнения реабилитационной программы.
ИПР составляется и реализуется только при согласии инвалида (или его законного представителя), которое выражается в виде заявления на имя руководителя учреждения МСЭ с просьбой разработать ИПР. Для инвалида ИПР имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. ИПР инвалида может включать как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной (региональной) базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых может принять участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное ИПР техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду бесплатно.
ИПР состоит из следующих частей: паспортной части; результатов экспертно-реабилитационной диагностики; программы реабилитационных мероприятий (медицинской, профессиональной, социальной); заключения о выполнении ИПР. Для детей-инвалидов ИПР может быть также дополнена программой психолого-педагогической реабилитации.
ИПР разрабатывается специалистом по реабилитации с привлечением врачей-экспертов, специалиста по социальной работе, психолога и других специалистов бюро МСЭ. В случае необходимости к разработке ИПР могут привлекаться в качестве консультантов специалисты органов и учреждений здравоохранения, службы занятости населения, социальной защиты населения, образования и других, осуществляющих деятельность в сфере реабилитации. Раздел ИПР «Программа медицинской реабилитации» составляется на основе примерного плана лечебно-восстановительных мероприятий, представляемых лечебным учреждением в качестве приложения к «Направлению на МСЭ».
Порядок и условия реализации ИПР. Реализацию ИПР осуществляют организации, предприятия, учреждения (лечебно-профилактические, образовательные и другие) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов; перечень учреждений — исполнителей ИПР — определяется на региональном уровне. Координация реализации ИПР и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляются органом социальной защиты населения.
- Общественное здоровье и здравоохранение
- Москва «меДпресс-информ» 2003
- Предисловие
- Глава 1 общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания (Краткая история развития)
- Глава 2 основные этапы развития здравоохранения в россии
- Глава 3 правовые основы здравоохранения в российской федерации
- 3.1. Развитие правовых основ здравоохранения в России
- 3.2. Система правового обеспечения охраны здоровья граждан
- 3.3. Конституция рф об охране здоровья граждан
- 3.4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993)
- Раздел I. Общие положения.
- Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
- Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья.
- Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья.
- Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи.
- Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.
- Раздел VIII. Гарантия осуществления медико-социальной помощи гражданам.
- Раздел IX. Медицинская экспертиза.
- Раздел X. Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.
- Раздел XI. Международное сотрудничество.
- Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
- Глава 4 здоровье населения и методы его изучения
- 4.1. Понятие здоровья, его оценка, социальная обусловленность6
- 4.2. Демографические показатели
- 4.2.1. Статика населения
- 4.2.2. Механическое движение населения
- 4.2.3. Естественное движение населения
- 4.2.3.1. Рождаемость населения
- 4.2.3.2. Смертность населения
- Динамика показателя смертности в России %0
- 4.2.3.3. Естественный прирост населения
- 4.2.3.4. Средняя продолжительность предстоящей жизни
- 4.2.3.5. Материнская смертность
- Динамика показателя материнской смертности в России на 100 тыс. Живорожденных
- 4.2.3.6. Детская смертность
- 4.2.3.7. Перинатальная смертность
- 4.3. Заболеваемость населения
- 4.3.1. Общая заболеваемость по данным обращаемости
- 4.3.2. Заболеваемость по данным медицинских осмотров
- 4.3.3. Инфекционная заболеваемость
- 4.3.4. Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями
- 4.3.5. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
- 4.3.6. Госпитализированная заболеваемость
- 4.4. Инвалидность населения
- 4.5. Международная статистическая классификация болезней и проблемы, связанные со здоровьем
- 4.6. Физическое развитие
- 4.7. Некоторые основные тенденции в состоянии здоровья населения России в конце XX века
- 4.7.1. Особенности демографических процессов в России
- Численность населения России и состав населения по месту проживания (1960—2000 гг.)
- 4.7.2. Современное состояние и особенности заболеваемости и инвалидности
- Структура первично признанных инвалидами по причинам инвалидности (в %)
- 4.7.3. Состояние физического развития и его тенденции
- Глава 5 основы медицинской статистики
- Относительные величины (статистические коэффициенты)
- Стандартизованные коэффициенты
- Стандартизация коэффициентов смертности от злокачественных новообразований в городах «а» и «б» (прямой метод)
- Стандартизация коэффициентов смертности
- Стандартизация коэффициентов смертности от злокачественных новообразований в городе н. Обратный метод (числа условные)
- Динамические ряды
- Динамика численности больничных коек в стационарах системы мз рф Санкт-Петербурга
- Динамика средней длительности пребывания больного на терапевтической койке до— и при переходе больниц Санкт-Петербурга на новые условия хозяйствования
- Динамика средней длительности пребывания больного на терапевтической койке до— и при переходе стационаров Санкт-Петербурга на новые условия хозяйствования
- Динамика младенческой смертности в Санкт-Петербурге (на 1000 родившихся живыми) за 1988—1992 гг.
- Динамика младенческой смертности и выравненной младенческой смертности в Санкт-Петербурге за 1988—1992 гг.
- Средние величины
- Определение среднего срока пребывания больных в специализированном отделении больницы
- Определение среднего роста 14-летних девочек
- Выборочный метод. Оценка достоверности средних арифметических и относительных величин
- Оценка полученного результата по средней ошибке
- Достоверность разности средних величин
- Алгоритм расчета
- Малая выборка
- Методы измерения между явлениями
- Непараметрические критерии
- Глава 6 социально-гигиеническое значение важнейших заболевание лечебно-профилактическое значение и организация помощи при них
- Социально-гигиеническое значение болезней системы кровообращения и организации медицинской помощи при них
- Заболеваемость и смертность от заболеваний системы кровообращения (на 100000 населения России)
- Социально-гигиеническое значение злокачественных новообразований и организация медицинской помощи при них
- Заболеваемость и смертность от злокачественных новообразований в Санкт-Петербурге (на 100000 населения в год)
- Туберкулез как социально-гигиеническая проблема и организация медицинской помощи больным туберкулезом
- Некоторые показатели заболеваемости туберкулезом (на 100000 человек) в России
- Травматизм
- Психические расстройства как социально-гигиеническая проблема
- Болезни органов дыхания
- Общая заболеваемость населения России болезнями органов дыхания
- Инфекционная заболеваемость
- Заболевания, передающиеся половым путем
- Глава 7 теоретические аспекты медицинской этики, медицинской деонтологии, биоэтики
- Глава 8 научные основы управления здравоохранением
- 1. Система управления здравоохранением в Российской Федерации
- 2. Менеджмент как отрасль науки и практической деятельности руководителей органов и учреждений здравоохранения
- Факторы внешней среды
- Структура организации
- Принципы, функции, методы и стиль управления
- Методы управления
- Стиль управления
- Функции управления
- Управленческий цикл и его элементы
- Управленческие решения
- Организация лечебно-профилактической помощи населению Глава 9 амбулаторно-поликлиническая помощь населению
- Амбулаторно-поликлинические учреждения
- Общие принципы организации работы поликлиники
- Организация работы регистратуры поликлиники
- Организация работы отделения профилактики
- Содержание и организация работы терапевтического отделения поликлиники
- Организация диспансерного обслуживания
- Основные проблемы перехода к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)
- Альтернативные формы стационарной помощи
- Глава 10 организация стационарной медицинской помощи взрослому населению
- Номенклатура больничных учреждений (утверждена пр. Мз рф №395 от 03.11.92 г.)
- Показатели стационарной (больничной) медицинской помощи
- Патологоанатомическое отделение и другие службы больницы
- Глава 11 организация скорой медицинской помощи
- Структура службы скорой медицинской помощи
- О профиле бригад скорой медицинской помощи
- Алгоритм очередности направления линейных врачебных, фельдшерских, акушерских и транспортных бригад скорой медицинской помощи по поводу к вызову
- Основные требования к работе выездных бригад
- Контроль работы выездных бригад
- Работа оперативного отдела
- Организационно-методическая работа
- Повышение квалификации медицинского персонала
- Глава 12 организация медицинской помощи работникам промышленных предприятии
- Глава 13 особенности организации медико-социального обеспечения сельского населения в россии
- Глава 14 Охрана здоровья женщин и детей
- Организация акушерско-гинекологической помощи
- Организация работы женской консультации
- I. Диспансеризация беременных и родильниц
- II. Гинекологическая помощь
- III. Профилактика абортов, контрацепция.
- V. Учет и отчетность
- Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи
- Глава 15 организация лечебно-профилактической помощи детям
- Организация работы детской поликлиники
- Детские дошкольные учреждения
- Школы, школы-интернаты, лагеря отдыха
- Дом ребенка
- Организация стационарной помощи детям
- Глава 16 организация стоматологической помощи
- Организация работы стоматологической поликлиники
- Учет и оценка деятельности стоматологической службы
- Особенности стоматологической помощи жителям сельской местности
- Глава 17 санаторно-курортная помощь населению
- Глава 18 социальное и медицинское страхование граждан
- 1. Основные понятия страхования
- 2. Социальная защита. Социальное страхование
- 3. Медицинское страхование (определение, виды)
- Система медицинского страхования в России
- Глава 19 контроль качества медицинской помощи. Лицензирование и аккредитации медицинских учреждений
- Используемые и оптимальные средства контроля различных компонентов качества
- Контрольно-разрешительные механизмы в здравоохранении
- I этап: представление соискателем лицензии документов в лицензирующий орган.
- Глава 20 экспертиза нетрудоспособности в здравоохранении Предмет и задачи врачебно-трудовой экспертизы
- Положение об экспертизе временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях
- Порядок оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
- Основные положения о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан
- I. Порядок выдачи листка нетрудоспособности (справки) при заболеваниях и травмах
- 2. Временная нетрудоспособность в связи с беременностью и родами
- 3. Временная нетрудоспособность в связи с уходом за больным членом семьи, здоровым ребенком и ребенком-инвалидом
- Временная нетрудоспособность в связи с карантином
- 5. Временная нетрудоспособность при протезировании
- 6. Временная нетрудоспособность при санаторно-курортном лечении и медицинской реабилитации
- 7. Особенности оформления временной нетрудоспособности в иных случаях
- 8. Порядок учета и хранения документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
- Медико-социальная экспертиза
- Глава 21 организация санитарно-эпидемиологической службы в российской федерации
- Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
- Структура центра гсэн. Организация и основные направления его работы
- Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Формы и методы планирования работы центров гсэн
- Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной и вторичной профилактики
- Деятельность санэпидслужбы по контролю за санитарным состоянием лпу
- Взаимодействие санэпидслужбы с ведомствами и учреждениями
- Обязанности предприятий и организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Административно-правовые основы деятельности центров гсэн
- Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц
- Методика анализа деятельности центра гсэн
- Глава 22 медицинские кадры
- 1. Обеспеченность медицинскими кадрами
- 2. Система подготовки медицинских кадров в России
- 2.1. Додипломное медицинское образование
- 2.2. Последипломное медицинское образование.
- 3. Врач общей практики (семейный врач) и его роль в системе медицинской помощи
- 4. Особенности подготовки руководящих кадров здравоохранения
- 5. Особенности подготовки медицинских кадров в зарубежных странах
- 6. Международное сотрудничество в области кадровой политики
- 7. Основные направления совершенствования кадровой политики здравоохранения России
- Глава 23 основы планирования, экономики и финансирования здравоохранения
- 1. Планирование здравоохранения
- 2. Экономика здравоохранения
- Хозрасчетный доход коллектива
- 3. Финансирование здравоохранения в условиях медицинского страхования в России
- Экономическая классификация расходов бюджета рф на 2001 г. (сокращенный вариант)
- I. Финансирование здравоохранения на федеральном (государственном) уровне
- II. Финансирование из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов
- III. Из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов финансируются и следующие расходы:
- Глава 24 организационно-правовые основы медицинской деятельности Профессиональные права и обязанности медработников в условиях перехода на рыночные отношения и медицинское страхование
- Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической деятельности
- Правовой статус лечащего врача
- Правовой статус пациента
- Правовой статус муниципальной системы здравоохранения
- Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного предпринимательства
- Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового права
- Изменение трудового договора
- Прекращение трудового договора
- Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- Защита трудовых прав работников, разрешение трудовых споров
- Материальная ответственность сторон трудового договора
- Глава 25 лекарственная помощь населению рф и концептуальные направления развития фармацевтического сектора Нормативно-правовая база обращения лекарственных средств
- Порядок приобретения лекарственных средств за счет собственных средств граждан
- Учет, хранение, выписывание и использование наркотических средств и психотропных веществ в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях
- Глава 26 укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики
- Медико-социальные аспекты образа жизни населения
- Основные факторы риска образа жизни и их медико-социальное значение
- Профилактика и ее основные виды
- Глава 27 участие общественных организации в охране здоровья населения
- Глава 28 здравоохранение в зарубежных странах. Международное сотрудничество в области здравоохранения
- Системы здравоохранения в экономически развитых странах
- Соотношение источников финансирования здравоохранения в ряде зарубежных стран
- Государственная система здравоохранения
- Страховая система здравоохранения
- Частнопредпринимательская система здравоохранения
- Основные направления реформирования систем здравоохранения в странах Центральной и Восточной Европы
- Организация здравоохранения в развивающихся странах
- Международное сотрудничество в области здравоохранения
- Всемирная организация здравоохранения
- Глава 5 основы медицинской статистики 81
- Глава 6 социально-гигиеническое значение важнейших заболевание лечебно-профилактическое значение и организация помощи при них 123
- Глава 7 теоретические аспекты медицинской этики, медицинской деонтологии, биоэтики 153
- Глава 8 научные основы управления здравоохранением 171
- Глава 9 амбулаторно-поликлиническая помощь населению 193
- Глава 22 медицинские кадры 463
- Глава 23 основы планирования, экономики и финансирования здравоохранения 484
- Глава 24 организационно-правовые основы медицинской деятельности 513