2. Социальная защита. Социальное страхование
Социальная защита населения является важным направлением социальной политики государства. Право социальной защиты, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, распространяется на всех проживающих на территории граждан, однако реализуется оно при определенных условиях и обстоятельствах, например: низкий, меньше среднедушевого регионального уровня, доход; отсутствие средств существования; одиночество, неспособность к самообслуживанию, передвижению и другие причины.
Субъектами социальной защиты со стороны государства выступают:
— нетрудоспособные граждане, в том числе пенсионеры по возрасту, инвалиды разных категорий; потерявшие кормильца; дети;
— малообеспеченные граждане и семьи (в том числе многодетные и неполные семьи, молодые студенческие семьи);
— лица, попавшие в экстремальные условия (пострадавшие от социальных катаклизмов, катастроф, стихийных бедствий: вынужденные переселенцы; граждане, не имеющие определенного места жительства и занятий и др.); безработные.
Особой частью социальной защиты населения является система социальной защиты инвалидов. Она имеет сформировавшуюся нормативно-правовую, финансовую и организационную основу.
Социальная защита инвалидов — это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Основными формами социальной защиты инвалидов являются:
1. Материальное обеспечение — денежные выплаты (в виде пенсий, пособий, доплат к ним, компенсаций).
2. Натуральное обеспечение (предметами первой необходимости, в том числе питанием, одеждой, лекарствами, протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения; вспомогательными техническими средствами социально-бытового, спортивного, культурного, информационного, производственного назначения);
3. Социальные услуги и льготы по их предоставлению (медицинская и протезно-ортопедическая помощь; воспитание и обучение инвалидов; профессиональная подготовка и трудовое устройство — обеспечение занятости; медико-социальная помощь и уход; социально-бытовое обслуживание; социально-психологическая помощь и поддержка);
4. Правовая защита инвалидов (защита прав и свобод, законных интересов инвалидов обеспечивается государством; дискриминация инвалидов запрещается и преследуется по закону; виновные в нарушении прав, свобод и интересов инвалидов, несут установленную законом ответственность).
Законодательной, нормативно-правовой основой системы социальной защиты инвалидов является обширный блок документов различного уровня. Они приняты на основе (согласуясь с требованиями) международных документов: «Декларация о правах инвалидов» (ООН, 1975); «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (ООН, 1993) и др.
Система социальной защиты инвалидов в РФ формируется и осуществляется на базе следующих основных принципов:
— государственный характер обеспечения прав и гарантий предоставления необходимой помощи и защиты (социальная помощь и защита реализуется государством через соответствующие органы управления, специальные учреждения, на закрепленной нормативно-правовой основе);
— комплексность мер социальной защиты и преемственность на всех этапах оказания помощи;
сочетание общедоступности мер социальной защиты и помощи и ее адресности (предоставление конкретной помощи с учетом индивидуальных потребностей), а также возможность замены форм и видов социальной защиты их конвертируемость (например, предоставление денежной компенсации взамен услуги или реабилитационного средства);
— разграничение ответственности и компетенции в сфере социальной защиты на федеральном, региональном и местном уровне, а также устойчивость формирования ресурсного, финансового обеспечения мер социальной помощи и защиты, использование различных источников финансирования;
— участие инвалидов в формировании государственной политики, нормативной базы и реализации конкретных мер социальной защиты (в частности, через общественные организации или представительство в органах власти).
Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» , (1995) выделяет три основных направления социальной защиты:
1.Медико-социальная экспертиза (МСЭ) —определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Она осуществляется на основе анализа и комплексной оценки клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица (с использованием утвержденных Правительством РФ классификаций и критериев). МСЭ проводится в учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы.
2. Реабилитация инвалидов — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Реабилитация инвалидов включает в себя:
— медицинскую реабилитацию (восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование и проч.);
— профессиональную реабилитацию (профориентацию, профессиональное обучение, трудоустройство, профессионально-производственную адаптацию и др.);
— социальную реабилитацию (мероприятия по социально-средовой адаптации, социально бытовой адаптации и пр.)
Реабилитация осуществляется для каждого инвалида через индивидуальную программу реабилитаций (ИПР) — которая разрабатывается - в учреждениях МСЭ и содержит комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других мер. Реализуется ИПР в учреждениях реабилитационного типа различной ведомственной принадлежности, действующих в системе реабилитации. ИПР является обязательной к исполнению органами государственной власти различного уровня и учреждениями, организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
3. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов — система государственных гарантий, прав и льгот инвалидов в различных сферах жизнедеятельности. Этому направлению социальной защиты посвящена глава 4 указанного закона, где каждая статья посвящена закреплению определенных гарантий, прав и льгот. Сюда, в частности, относится создание безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов — обеспечение им беспрепятственного доступа к информации, к объектам социальной инфраструктуры (жилым зданиям, производственным, спортивным, культурным учреждениям, транспортным коммуникациям); обеспечение инвалидов жилой площадью и коммунальные льготы; транспортное обслуживание и льготы; материальное обеспечение; медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение; санаторно-курортное обслуживание и протезно-ортопедическая помощь; обеспечение воспитания, образования, профессиональной подготовки; социально-бытовое обслуживание; обеспечение занятости — трудоустройства в соответствии с показаниями и др.
Организационно система социальной защиты инвалидов обеспечивается органами управления различных уровней и учреждениями, оказывающими конкретные виды помощи, услуг.
На федеральном уровне ведомственным органом управления является Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд РФ): на региональном — Комитет (Управление, в автономной республике Министерство) по труду и социальной защите населения субъекта РФ; на местном — районные (в городах без районного деления городские) комитеты (управления) социальной защиты населения.
Основными видами учреждений, осуществляющими мероприятия социальной защиты в системе Минтруда РФ, являются следующие:
— учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (бюро и главные бюро МСЭ);
— протезно-ортопедические предприятия;
— стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для взрослых: психоневрологические и общего типа, специализированные; для детей: с умственной отсталостью и с физическими недостатками);
— нестационарные учреждения социального обслуживания (территориальные центры, в том числе комплексные, а также отделения социального обслуживания пожилых и инвалидов);
— учебные заведения для инвалидов (училища, техникумы, в том числе с интернатами, а также учебные центры и центры профессиональной реабилитации);
— реабилитационные учреждения (отделения и центры реабилитации многопрофильные и специализированные: медико-социальной, социальной, социально-бытовой, социально-психологической, профессиональной, творческой реабилитации и др.).
В системе Минтруда России работают учебные заведения среднего, высшего и последипломного профессионального образования для подготовки и повышения квалификации специалистов для системы социальной защиты населения России, а также научно-исследовательские центры МСЭ, протезирования и реабилитации (в Москве, Санкт-Петербурге, Новокузнецке).
Финансовая база системы социальной защиты инвалидов формируется из следующих источников:
— бюджет всех уровней (федеральный, региональные, местные);
— средства государственных внебюджетных фондов (средства государственного социального страхования): Пенсионного Фонда, Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования;
— средства целевых фондов (Социальной поддержки населения, Национального фонда содействия инвалидам, др.);
— благотворительных, гуманитарных организаций и фондов, в том числе международных;
— средств предприятий, организаций, отдельных граждан;
— общественных организаций инвалидов и др.
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из норм права, установленных Конституцией РФ, Законодательством о труде. Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» (1999), а также специальных законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих особые (специальные) виды страхования. К ним относятся обязательное пенсионное, обязательное медицинское, обязательное государственное социальное, обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Основными видами социальных страховых рисков (страховыми случаями) являются: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:
— оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
— пенсия по старости;
— пенсия по инвалидности;
— пенсия по случаю потери кормильца;
— пособие по временной нетрудоспособности;
— пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
— пособие по беременности и родам;
— ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
— пособие по безработице;
— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
— единовременное пособие при рождении ребенка;
— пособие на санаторно-курортное лечение;
— социальное пособие на погребение;
— оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Фонд социального страхования РФ (ФСС) является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ и управляет средствами государственного социального страхования. В ФСС входят следующие исполнительные органы: региональные отделения (они управляют средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ); центральные отраслевые отделения (управляют соответствующими средствами в отдельных отраслях хозяйства); филиалы отделений (региональных и центральных отраслевых).
Средства Фонда образуются из взносов работодателей (предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности), страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, добровольных взносов граждан и юридических лиц, иных поступлений. Направляются средства ФСС на выплату пособий по временной нетрудоспособности; беременности и родам; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом; оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников и их детей; оплату проезда к месту лечения и обратно; и другие.
Основными задачами Фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования; разработка предложений о размерах страховых взносов на государственное социальное страхование; организация работы по подготовке кадров для системы государственного социального страхования; организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования и другие.
Особым видом социального страхования является обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Страховщиком и, следовательно, финансовым гарантом и плательщиком по основному объему различных видов страхового обеспечения по данному виду страхования является Фонд социального страхования РФ.
Основными видами обеспечения по данному виду страхования являются:
1. пособия по временной нетрудоспособности;
2. страховые выплаты (единовременные и ежемесячные — в соответствии с установленной учреждением МСЭ степенью утраты профессиональной трудоспособности);
3. оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию — если учреждение МСЭ определило нуждаемость в указанных видах помощи и разработало программу реабилитации пострадавшего (ПРП).
К дополнительным расходам, в частности, относятся:
— дополнительная (сверх предусмотренной ОМС) медицинская помощь, в том числе дополнительное питание и приобретение лекарств;
— посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за пострадавшим, в том числе осуществляемый членами его семьи;
— санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодно оплачиваемого) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, а также стоимость проезда, проживания и питания сопровождающего лица;
— протезирование, а также обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованному для трудовой деятельности, в быту и др.;
— обеспечение специальными транспортными средствами (по медицинским показаниям), их текущий и капитальный ремонт и оплата горючесмазочных материалов;
— профессиональное обучение (или переобучение). Закон предусмотрел и компенсацию морального вреда пострадавшему, а также, при необходимости, создание для него специального рабочего места за счет работодателя.
- Общественное здоровье и здравоохранение
- Москва «меДпресс-информ» 2003
- Предисловие
- Глава 1 общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания (Краткая история развития)
- Глава 2 основные этапы развития здравоохранения в россии
- Глава 3 правовые основы здравоохранения в российской федерации
- 3.1. Развитие правовых основ здравоохранения в России
- 3.2. Система правового обеспечения охраны здоровья граждан
- 3.3. Конституция рф об охране здоровья граждан
- 3.4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993)
- Раздел I. Общие положения.
- Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
- Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья.
- Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья.
- Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи.
- Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.
- Раздел VIII. Гарантия осуществления медико-социальной помощи гражданам.
- Раздел IX. Медицинская экспертиза.
- Раздел X. Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.
- Раздел XI. Международное сотрудничество.
- Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
- Глава 4 здоровье населения и методы его изучения
- 4.1. Понятие здоровья, его оценка, социальная обусловленность6
- 4.2. Демографические показатели
- 4.2.1. Статика населения
- 4.2.2. Механическое движение населения
- 4.2.3. Естественное движение населения
- 4.2.3.1. Рождаемость населения
- 4.2.3.2. Смертность населения
- Динамика показателя смертности в России %0
- 4.2.3.3. Естественный прирост населения
- 4.2.3.4. Средняя продолжительность предстоящей жизни
- 4.2.3.5. Материнская смертность
- Динамика показателя материнской смертности в России на 100 тыс. Живорожденных
- 4.2.3.6. Детская смертность
- 4.2.3.7. Перинатальная смертность
- 4.3. Заболеваемость населения
- 4.3.1. Общая заболеваемость по данным обращаемости
- 4.3.2. Заболеваемость по данным медицинских осмотров
- 4.3.3. Инфекционная заболеваемость
- 4.3.4. Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями
- 4.3.5. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
- 4.3.6. Госпитализированная заболеваемость
- 4.4. Инвалидность населения
- 4.5. Международная статистическая классификация болезней и проблемы, связанные со здоровьем
- 4.6. Физическое развитие
- 4.7. Некоторые основные тенденции в состоянии здоровья населения России в конце XX века
- 4.7.1. Особенности демографических процессов в России
- Численность населения России и состав населения по месту проживания (1960—2000 гг.)
- 4.7.2. Современное состояние и особенности заболеваемости и инвалидности
- Структура первично признанных инвалидами по причинам инвалидности (в %)
- 4.7.3. Состояние физического развития и его тенденции
- Глава 5 основы медицинской статистики
- Относительные величины (статистические коэффициенты)
- Стандартизованные коэффициенты
- Стандартизация коэффициентов смертности от злокачественных новообразований в городах «а» и «б» (прямой метод)
- Стандартизация коэффициентов смертности
- Стандартизация коэффициентов смертности от злокачественных новообразований в городе н. Обратный метод (числа условные)
- Динамические ряды
- Динамика численности больничных коек в стационарах системы мз рф Санкт-Петербурга
- Динамика средней длительности пребывания больного на терапевтической койке до— и при переходе больниц Санкт-Петербурга на новые условия хозяйствования
- Динамика средней длительности пребывания больного на терапевтической койке до— и при переходе стационаров Санкт-Петербурга на новые условия хозяйствования
- Динамика младенческой смертности в Санкт-Петербурге (на 1000 родившихся живыми) за 1988—1992 гг.
- Динамика младенческой смертности и выравненной младенческой смертности в Санкт-Петербурге за 1988—1992 гг.
- Средние величины
- Определение среднего срока пребывания больных в специализированном отделении больницы
- Определение среднего роста 14-летних девочек
- Выборочный метод. Оценка достоверности средних арифметических и относительных величин
- Оценка полученного результата по средней ошибке
- Достоверность разности средних величин
- Алгоритм расчета
- Малая выборка
- Методы измерения между явлениями
- Непараметрические критерии
- Глава 6 социально-гигиеническое значение важнейших заболевание лечебно-профилактическое значение и организация помощи при них
- Социально-гигиеническое значение болезней системы кровообращения и организации медицинской помощи при них
- Заболеваемость и смертность от заболеваний системы кровообращения (на 100000 населения России)
- Социально-гигиеническое значение злокачественных новообразований и организация медицинской помощи при них
- Заболеваемость и смертность от злокачественных новообразований в Санкт-Петербурге (на 100000 населения в год)
- Туберкулез как социально-гигиеническая проблема и организация медицинской помощи больным туберкулезом
- Некоторые показатели заболеваемости туберкулезом (на 100000 человек) в России
- Травматизм
- Психические расстройства как социально-гигиеническая проблема
- Болезни органов дыхания
- Общая заболеваемость населения России болезнями органов дыхания
- Инфекционная заболеваемость
- Заболевания, передающиеся половым путем
- Глава 7 теоретические аспекты медицинской этики, медицинской деонтологии, биоэтики
- Глава 8 научные основы управления здравоохранением
- 1. Система управления здравоохранением в Российской Федерации
- 2. Менеджмент как отрасль науки и практической деятельности руководителей органов и учреждений здравоохранения
- Факторы внешней среды
- Структура организации
- Принципы, функции, методы и стиль управления
- Методы управления
- Стиль управления
- Функции управления
- Управленческий цикл и его элементы
- Управленческие решения
- Организация лечебно-профилактической помощи населению Глава 9 амбулаторно-поликлиническая помощь населению
- Амбулаторно-поликлинические учреждения
- Общие принципы организации работы поликлиники
- Организация работы регистратуры поликлиники
- Организация работы отделения профилактики
- Содержание и организация работы терапевтического отделения поликлиники
- Организация диспансерного обслуживания
- Основные проблемы перехода к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)
- Альтернативные формы стационарной помощи
- Глава 10 организация стационарной медицинской помощи взрослому населению
- Номенклатура больничных учреждений (утверждена пр. Мз рф №395 от 03.11.92 г.)
- Показатели стационарной (больничной) медицинской помощи
- Патологоанатомическое отделение и другие службы больницы
- Глава 11 организация скорой медицинской помощи
- Структура службы скорой медицинской помощи
- О профиле бригад скорой медицинской помощи
- Алгоритм очередности направления линейных врачебных, фельдшерских, акушерских и транспортных бригад скорой медицинской помощи по поводу к вызову
- Основные требования к работе выездных бригад
- Контроль работы выездных бригад
- Работа оперативного отдела
- Организационно-методическая работа
- Повышение квалификации медицинского персонала
- Глава 12 организация медицинской помощи работникам промышленных предприятии
- Глава 13 особенности организации медико-социального обеспечения сельского населения в россии
- Глава 14 Охрана здоровья женщин и детей
- Организация акушерско-гинекологической помощи
- Организация работы женской консультации
- I. Диспансеризация беременных и родильниц
- II. Гинекологическая помощь
- III. Профилактика абортов, контрацепция.
- V. Учет и отчетность
- Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи
- Глава 15 организация лечебно-профилактической помощи детям
- Организация работы детской поликлиники
- Детские дошкольные учреждения
- Школы, школы-интернаты, лагеря отдыха
- Дом ребенка
- Организация стационарной помощи детям
- Глава 16 организация стоматологической помощи
- Организация работы стоматологической поликлиники
- Учет и оценка деятельности стоматологической службы
- Особенности стоматологической помощи жителям сельской местности
- Глава 17 санаторно-курортная помощь населению
- Глава 18 социальное и медицинское страхование граждан
- 1. Основные понятия страхования
- 2. Социальная защита. Социальное страхование
- 3. Медицинское страхование (определение, виды)
- Система медицинского страхования в России
- Глава 19 контроль качества медицинской помощи. Лицензирование и аккредитации медицинских учреждений
- Используемые и оптимальные средства контроля различных компонентов качества
- Контрольно-разрешительные механизмы в здравоохранении
- I этап: представление соискателем лицензии документов в лицензирующий орган.
- Глава 20 экспертиза нетрудоспособности в здравоохранении Предмет и задачи врачебно-трудовой экспертизы
- Положение об экспертизе временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях
- Порядок оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
- Основные положения о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан
- I. Порядок выдачи листка нетрудоспособности (справки) при заболеваниях и травмах
- 2. Временная нетрудоспособность в связи с беременностью и родами
- 3. Временная нетрудоспособность в связи с уходом за больным членом семьи, здоровым ребенком и ребенком-инвалидом
- Временная нетрудоспособность в связи с карантином
- 5. Временная нетрудоспособность при протезировании
- 6. Временная нетрудоспособность при санаторно-курортном лечении и медицинской реабилитации
- 7. Особенности оформления временной нетрудоспособности в иных случаях
- 8. Порядок учета и хранения документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
- Медико-социальная экспертиза
- Глава 21 организация санитарно-эпидемиологической службы в российской федерации
- Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
- Структура центра гсэн. Организация и основные направления его работы
- Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Формы и методы планирования работы центров гсэн
- Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной и вторичной профилактики
- Деятельность санэпидслужбы по контролю за санитарным состоянием лпу
- Взаимодействие санэпидслужбы с ведомствами и учреждениями
- Обязанности предприятий и организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Административно-правовые основы деятельности центров гсэн
- Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц
- Методика анализа деятельности центра гсэн
- Глава 22 медицинские кадры
- 1. Обеспеченность медицинскими кадрами
- 2. Система подготовки медицинских кадров в России
- 2.1. Додипломное медицинское образование
- 2.2. Последипломное медицинское образование.
- 3. Врач общей практики (семейный врач) и его роль в системе медицинской помощи
- 4. Особенности подготовки руководящих кадров здравоохранения
- 5. Особенности подготовки медицинских кадров в зарубежных странах
- 6. Международное сотрудничество в области кадровой политики
- 7. Основные направления совершенствования кадровой политики здравоохранения России
- Глава 23 основы планирования, экономики и финансирования здравоохранения
- 1. Планирование здравоохранения
- 2. Экономика здравоохранения
- Хозрасчетный доход коллектива
- 3. Финансирование здравоохранения в условиях медицинского страхования в России
- Экономическая классификация расходов бюджета рф на 2001 г. (сокращенный вариант)
- I. Финансирование здравоохранения на федеральном (государственном) уровне
- II. Финансирование из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов
- III. Из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов финансируются и следующие расходы:
- Глава 24 организационно-правовые основы медицинской деятельности Профессиональные права и обязанности медработников в условиях перехода на рыночные отношения и медицинское страхование
- Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической деятельности
- Правовой статус лечащего врача
- Правовой статус пациента
- Правовой статус муниципальной системы здравоохранения
- Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного предпринимательства
- Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового права
- Изменение трудового договора
- Прекращение трудового договора
- Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- Защита трудовых прав работников, разрешение трудовых споров
- Материальная ответственность сторон трудового договора
- Глава 25 лекарственная помощь населению рф и концептуальные направления развития фармацевтического сектора Нормативно-правовая база обращения лекарственных средств
- Порядок приобретения лекарственных средств за счет собственных средств граждан
- Учет, хранение, выписывание и использование наркотических средств и психотропных веществ в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях
- Глава 26 укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики
- Медико-социальные аспекты образа жизни населения
- Основные факторы риска образа жизни и их медико-социальное значение
- Профилактика и ее основные виды
- Глава 27 участие общественных организации в охране здоровья населения
- Глава 28 здравоохранение в зарубежных странах. Международное сотрудничество в области здравоохранения
- Системы здравоохранения в экономически развитых странах
- Соотношение источников финансирования здравоохранения в ряде зарубежных стран
- Государственная система здравоохранения
- Страховая система здравоохранения
- Частнопредпринимательская система здравоохранения
- Основные направления реформирования систем здравоохранения в странах Центральной и Восточной Европы
- Организация здравоохранения в развивающихся странах
- Международное сотрудничество в области здравоохранения
- Всемирная организация здравоохранения
- Глава 5 основы медицинской статистики 81
- Глава 6 социально-гигиеническое значение важнейших заболевание лечебно-профилактическое значение и организация помощи при них 123
- Глава 7 теоретические аспекты медицинской этики, медицинской деонтологии, биоэтики 153
- Глава 8 научные основы управления здравоохранением 171
- Глава 9 амбулаторно-поликлиническая помощь населению 193
- Глава 22 медицинские кадры 463
- Глава 23 основы планирования, экономики и финансирования здравоохранения 484
- Глава 24 организационно-правовые основы медицинской деятельности 513