Основные проблемы перехода к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) в качестве одного из ведущих инструментов достижения стратегии здоровья для всех, так как она, осуществляя главную функцию системы здравоохранения и являясь ее центральным звеном, составляет неотъемлемую часть всего процесса социально-экономического развития общества. От состояния амбулаторно-поликлинической помощи зависит эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала страны, а также решение большинства медико-социальных проблем, возникающих на уровне семьи и у социально незащищенных групп населения: детей, инвалидов, престарелых и лиц пожилого возраста.
В результате происходящих в России экономических и социальных процессов в конце XX века существующая амбулаторно-поликлиническая служба системы здравоохранения оказалась не в состоянии обеспечить население доступной и квалифицированной медицинской помощью на уровне первичного звена, на этапе которого, как известно, начинают и заканчивают обследование и лечение до 80% населения, обращающегося за медицинской помощью. Стали очевидными недостатки ее организации. Существенные диспропорции в объемах финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи (соответственно, 20—30 % и 70—80% всех расходов на здравоохранение) ограничивают возможность развития материально-технической базы и внедрения современных ресурсосберегающих технологий оказания медицинской помощи надо— и послегоспитальном этапах и приводят к расширению показаний к стационарному лечению, удорожанию медицинской помощи. Не создается экономической мотивации развития стационарозамещающих видов помощи, утрачиваются комплексный подход к здоровью пациента и преемственность между врачами в обследовании, лечении, что влияет отрицательно на экономичность медицинского обслуживания и сохранность здоровья.
Совершенно очевидно, что назрела острая необходимость существенно реформировать ПМСП. Основные направления реформ должны предусматривать переход к организации первичной медико-санитарной помощи на новые формы работы, с лидирующей ролью врача общей (семейной) практики, изменение организации работы поликлиники и специалистов, создание на базе ряда поликлиник консультативно-диагностических центров и центров здоровья, предоставляющих доступную и качественную высокоспециализированную помощь, включая профилактику заболеваний, при достижении высокой эффективности используемых ресурсов. При этом, необходимо обратить внимание на зарубежный опыт, доказавший, что наиболее перспективным направлением в реорганизации ПМСП является внедрение института врача общей практики — семейного врача.
С давних пор основой первичной медикосоциальной помощи в европейских странах является общая врачебная практика (семейная медицина). По определению Левенсхортской группы экспертов, созданной по решению Второй Европейской конференции по изучению общей практики, «врач общей практики (семейный врач) — это лицензированный выпускник медицинского высшего учебного заведения, который обеспечивает индивидуальную первичную и непрерывную медицинскую помощь для отдельных лиц, семей и населения, независимо от возраста, пола или вида заболевания». Именно синтез всех этих функций характеризует врача общей практики (семейного врача). Эксперты разных стран договорились об идентичности понятий «врач общей практики — семейный врач», так как их функции, согласно определению, разделить невозможно, и они являются как бы единым целым.
К основным требованиям, которым должен соответствовать врач общей (семейной) практики, согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения относятся: обеспечение высокого профессионализма, активное сотрудничество с различными группами населения, использование научного прогресса и передовых достижений во всех областях деятельности по охране здоровья. В конечном итоге врач общей (семейной) практики должен содействовать достижению четырех классических целей медицины, а именно: укреплению здоровья, профилактике болезней, лечению и реабилитации.
Чтобы решить эти главные задачи в процессе реформирования первичной медико-санитарной помощи, врачу общей (семейной) практики предстоит выступать в качестве:
— Лица, оказывающего медицинскую помощь. Помимо назначения курса лечения, врачи общей (семейной) практики должны учитывать и другие потребности пациента (улучшение социальных условий, охрана психического здоровья, решение семейных проблем). Они должны обеспечивать всестороннюю помощь: лечебную, профилактическую и реабилитационную, причем таким образом, чтобы медицинская помощь носила взаимодополняющий, интегрированный и непрерывный характер.
— Лица, принимающего решения. Врачи общей (семейной) практики должны принимать решения по оказанию всех видов медицинской помощи, исходя из принципа эффективности мероприятий и их финансовой оптимальности. Из всех возможных способов лечения конкретной болезни врачам общей (семейной) практики необходимо уметь выбрать наиболее приемлемый в данной ситуации, в том числе и госпитализации больного или направления его на консультацию к врачу — «узкому» специалисту.
— Просветителя-пропагандиста. Решающее влияние на сохранение здоровья оказывают такие важные факторы, как сбалансированное питание, соблюдение мер безопасности на рабочем месте, способу проведения досуга, бережное отношение к природе и т.д. Врачи общей (семейной) практики должны уметь убедить людей в том, чтобы каждый человек чувствовал ответственность за укрепление и сохранение собственного здоровья.
— Общественного лидера и организатора. Врачи общей (семейной) практики должны знать потребности и проблемы общества. Зная о зависимости здоровья от состояния окружающей среды и социального окружения, оценивая последствия каждой проблемы и риска для здоровья, врачи должны не только лечить обращающихся к ним за помощью пациентов, но и организовывать мероприятия по охране здоровья населения в обществе, которые принесут огромную пользу большому числу людей.
— Руководителя. Чтобы успешно выполнять перечисленные функции, врачам общей (семейной) практики системы здравоохранения необходимо обрести управленческие навыки. Они помогут им наладить обмен информацией для принятия правильных решений во всей системе здравоохранения.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ №237 от 22.08.92 г. «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи населению по принципу врача общей практики (семейного врача)» врач общей практики (ВОП) — это специалист с высшим медицинским образованием/имеющий юридическое право оказывать первичную многопрофильную медико-социальную помощь населению. Врач общей практики, оказывающий первичную многопрофильную медико-социальную помощь семье, независимо от возраста и пола пациента, является семейным врачом (СВ).
Врач общей практики обязан владеть в первую очередь врачебными манипуляциями терапевтического профиля, то есть уметь оказывать квалифицированную, терапевтическую помощь при распространенных заболеваниях внутренних органов и систем, а также проводить врачебные лечебно-диагностические мероприятия, то есть оказывать первую врачебную помощь при смежных заболеваниях и неотложных состояниях (Денисов И.П., 2000). Кроме того, современный врач общей практики должен владеть методами формирования здорового образа жизни семьи, неукоснительно соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при проведении среди населения оздоровительных, профилактических и лечебно-диагностических мероприятий в амбулаторно-поликлинических условиях и на дому у пациентов, работать в сотрудничестве со службами социальной защиты.
Как показывает практический опыт внедрения общей врачебной практики в России, сейчас на том сложном и неоднозначном этапе реформирования здравоохранения нет никакой необходимости искусственно менять и «ломать» десятилетиями складывающуюся систему организации первичной медицинской помощи, объединяя в лице одного врача — и терапевта, и узкого специалиста, и акушера-гинеколога, и педиатра. Со временем это объединение произойдет, но процесс этот должен быть длительным, постепенным, эволюционным, взвешенным, продуманным и тщательно просчитанным.
Необходимо отметить, что на развитие общей врачебной практики во многих западных странах оказали влияние как исторические аспекты, традиционные подходы к организации медицинской помощи, так и сформировавшиеся системы финансирования здравоохранения. Независимо от сложившихся различий, всеобщность, как основной принцип оказания первичной медико-санитарной помощи, провозглашенный ВОЗ, обеспечивается, к примеру, в Нидерландах за счет развитой системы обязательного медицинского страхования, а в Великобритании — в силу сложившейся государственной системы здравоохранения.
Как правило, в западных странах врачи общей практики не являются работниками, нанятыми по договору трудового найма. Врачи общей практики заключают с местными органами управления здравоохранением договор на оказание медицинской помощи населению; таким образом, они в значительной степени независимы в принятии решений, касающихся ведения больных. Кроме того, в этих же странах имеют значительный вес ассоциации врачей общей практики, которые занимаются вопросами, касающимися разработки стандартов диагностики и лечения, лицензирования медицинской деятельности, правовой защиты врачей и некоторыми другими.
Последипломная подготовка врачей общей практики длится 3—5 лет, причем обязательным также является периодическое повышение квалификации для врачей общей практики в этих странах.
От врачей общей практики требуется обеспечение круглосуточной доступности первичной медицинской помощи. Однако в полной мере это осуществимо лишь в случае групповой практики, когда возможна организация графика дежурств каждого из врачей.
Возможность выбора лечащего врача, как одно из основных прав пациента, представлена достаточно широко в западных странах, однако, в отличие от российской модели, существует ряд ограничений. Так, врач вправе отказать в регистрации пациенту, если тот проживает слишком далеко от места работы врача. Также активно дискутируется вопрос о существующих противоречиях между правом выбора врача и обеспечением непрерывности медицинской помощи. Основными мотивами, которыми руководствуются пациенты при выборе своего врача общей практики, являются следующие: место жительства, рекомендации родственников или друзей, хорошая репутация врача, доброе отношение к детям, неудовлетворенность предыдущим врачом и т.д.
Врач общей практики может работать один (соло-практика или одиночная), в партнерстве с другим врачом (партнерство) или с несколькими врачами (групповая практика). До настоящего времени остается высокой доля одиночных практик, которые в основном функционируют в сельской местности с относительно низкой плотностью населения. Однако более рациональной признана организация первичной медицинской помощи по принципу групповых практик или центров здоровья. Такие центры объединяют 5—7—9 врачей, медицинских сестер, иногда социальных работников. В последнее время наблюдается тенденция именно распространения именно групповой практики. Главными причинами этого являются меньшее количество дежурств, приходящихся на каждого врача, большая возможность отдыха (отпуска), более широкие финансовые возможности для диагностики и лечения пациентов, возможности приобретения лучшего оборудования и аппаратуры, расширение возможностей для профессионального общения, взаимопомощи, учебы и т.д.
Госпитализация, а также консультации специалистов возможны только по направлению врача общей практики. Эта важная функция врача общей практики как «привратника» госпитальной системы позволяет сохранять значительный объем медицинской помощи на первичном этапе, сдерживая рост затрат на дорогостоящую, специализированную и больничную медицинскую помощь. Таким образом, происходит реальное перераспределение ресурсов в сторону экономически более эффективного первичного звена системы здравоохранения. В среднем, только в 10% случаев, врач общей практики пользуется помощью специалистов и/или услугами стационаров. Стационарная медицинская помощь пациентам, обслуживаемым врачом общей практики, оказывается больным вне зависимости от их места жительства, но право выбора стационара часто принадлежит врачу.
Информационная поддержка деятельности западных врачей общей практики развита достаточно хорошо. Практически у каждого врача общей практики есть персональный компьютер, имеющий свободный и практически неограниченный выходе Internet, а также возможность в on-line режиме, в национальной медицинской сети врачей общей практики, общаться с коллегами и консультировать сложные случаи лечения своих пациентов, получать различного рода информацию о новых методах лечения, о фармацевтических препаратах и т.д.
Финансирование деятельности врача общей практики в западных странах осуществляется по различным схемам. К примеру, в Нидерландах превалирует гонорарная система оплаты, которая предполагает оплату каждой детальной медицинской услуги, процедуры, консультации, диагностических исследований и т.д. Кроме того, гонорарной системе оплаты обычно сопутствуют соплатежи населения за медицинскую помощь. Как правило, эти соплатежи небольшие, носят символический характер, но эта мера существенно ограничивает как необоснованные обращения пациентов за медицинской помощью, так и желание врачей к завышению числа рекомендуемых посещений и конкретных услуг. Несомненным достоинством гонорарного метода является также то, что он позволяет связать оплату с реально предоставляемым объемом медицинских услуг. С точки зрения пациентов гонорарный метод дает определенную гарантию получения достаточного объема медицинской помощи, при этом вероятность занижения объема медицинской помощи весьма невелика. Однако этот метод таит в себе угрозу раскручивания затратного механизма, так как у врачей появляется непреодолимый соблазн навязать пациентам не очень нужные процедуры, медицинские услуги, лекарства и т.д. Кроме того, как это ни парадоксально звучит, но врачи общей практики при таком методе оплаты, «не заинтересованы в здоровом пациенте», поскольку каждое его посещение или оказанная медицинская услуга, дают врачу дополнительный доход. Органы государственного управления здравоохранения Нидерландов пытаются нейтрализовать недостатки гонорарного метода оплаты. Для этого используются различные способы — от жесткого контроля за объемами медицинских услуг и стоимостью услуг до установления лимитов расходов на определенные виды медицинской помощи.
В Великобритании, где, как известно, с 1948 г. существует государственная система здравоохранения, основным методом оплаты за медицинские услуги врачей общей практики служит смешанный метод оплаты (метод Глобального бюджета), с преобладанием подушевого финансирования. Этот метод предполагает финансирование врачей общей практики в расчете на прикрепившийся к офису контингент, с учетом половозрастной структуры населения, с включением в норматив финансирования части затрат на другие виды медицинской помощи. Офисы врачей общей практики являются фондодержателями и вступают в договорные отношения со стационарами и специалистами амбулаторного звена, рассчитываясь с ними за оказанные медицинские услуги. В реализации «нового хозяйственного механизма» российского здравоохранения (1988—1990 гг.) также присутствовали основные черты подобной схемы, однако ее практическая реализация в Великобритании имеет свои особенности. Прежде всего, британские общеврачебные практики — «фондодержатели», и эта система органично накладывается на действующую систему оплаты общеврачебных практик, основой которых всегда был метод подушевого финансирования. Доход практики складывается из подушевой оплаты (60%), гонорарной (25%) и прямых государственных субсидий (15%). Интересно заметить, что субсидии покрывают около 70% расходов общеврачебных практик на хозяйственные расходы (аренда, коммунальные платежи и т.д.), оплату вспомогательного персонала, приобретение компьютеров, программного обеспечения, доступ в Internet и т.д., а также повышение квалификации врачей и персонала.
Все эти три элемента оплаты регулируются:соглашением между врачебной ассоциацией и Министерством здравоохранения. Устанавливаются базовые ставки зарплаты и подушевого норматива, размер субсидий и тарифы на отдельные услуги. Британский врач общей практики получает оплату по гонорарной схеме за услуги по планированию семьи, родовспоможению, освидетельствованию состояния здоровья отдельных категорий населения (водители транспорта, полицейские и т.д.). Кроме того, по гонорарному принципу оплачивается целый комплекс профилактических услуг: профосмотры вновь прикрепившихся пациентов, посещение стариков на дому, консультации по вопросам профилактики заболеваний и др. Отдельно оплачивается проверка состояния здоровья детей до 5 лет, вакцинация До 2-х лет. Интересно отметить, что предусматривается резкое снижение ставки оплаты за каждые 5% снижения охвата профосмотрами детей. Почти 90% врачей общей практики получают гонорары за просветительскую работу.
Средняя численность населения участка, обслуживаемого одним врачом общей практики, колеблется от 2300 (в Нидерландах) до 1900 (в Великобритании) и близка к рекомендуемой ВОЗ (2000 человек).
Количество пациентов, принимаемых врачом общей практики, колеблется от 25 до 220 в неделю, но наиболее распространены приемы в 120—160 человек в неделю.
Частота визитов на дом также имеет большой разброс, от 3 до 40 визитов в неделю. Например, в Нидерландах примерно 15% врачей общей практики выполняют не более одного визита задень, а около 17% врачей посещают по 5 и более пациентов за день. При этом весьма важное значение имеет возможность предварительной записи пациентов по телефону и возможность пользоваться личным транспортом для доставки пациента к врачу общей практики.
В таблице 9.2 представлены некоторые сравнительные данные о средней нагрузке на одного врача общей практики в Нидерландах, Великобритании и России.
Таблица 9.2
Некоторые сравнительные данные о работе врачей общей практики в Нидерландах, Великобритании и России
Параметры | Нидерланды | Великобритания | Россия |
Среднее число пациентов, посетивших офис врача общей практики в неделю | 160 | 150 | 60-70 |
Посещение пациентов врачом общей практики на дому, в среднем в неделю | 5-8 | 15-20 | 30-40 |
Средняя длительность приема одного пациента, минуты | 8 | 9 | 20 |
В России общая врачебная (семейная) практика начала формироваться с конца 80-х годов вначале в экспериментальном порядке, а затем на планомерной основе после издания приказа Минздрава России от 26.08.92 г. №237 «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)». Данным приказом были введены специальность и должность врача общей практики (семейного врача), положение и квалификационная характеристика врача и медицинской сестры общей практики, типовые учебные планы и программы профессиональной подготовки специалистов.
Как показывает мировая практика и накапливаемый опыт в регионах страны, особенно на таких территориях, как Санкт-Петербург, Ленинградская, Самарская, Тульская, Кемеровская области и др., врач общей практики (семейный врач) становится своего рода пусковым механизмом структурных преобразований в системе медицинской помощи и здравоохранения в целом. Переход к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики ведет к значительному улучшению качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов и к изменению ориентации на профилактику заболеваний и укрепления здоровья.
Подавляющее большинство опрошенного населения и медицинских работников ряда территорий (Тульской, Самарской, Кемеровской и др. областей) высказались за целесообразность широкого практического внедрения института общей врачебной (семейной) практики. Пациенты отметили существенные преимущества в работе врача общей практики (семейного
врача) по сравнению с участковым терапевтом, в том числе его ответственность за состояние их здоровья и участие в решении проблем, не связанных с медицинской помощью (организация социальной помощи, решение психологических проблем в семье, решение проблем других членов семьи). Улучшается социальный контакт, характер взаимоотношений между врачами и пациентами и возрастает удовлетворенность населения медицинской помощью.
Опыт Тульской области по внедрению общей врачебной (семейной) практики показывает, что после соответствующей подготовки врач общей практики (семейный врач) смог бы взять на себя 22,7% посещений хирурга, 36,4% посещений офтальмолога, 41,0% посещений оториноларинголога и 46,6% посещений невропатолога.
По данным департамента охраны здоровья населения администрации Кемеровской области, эффективность деятельности общей врачебной (семейной) практики, проявилась такими результатами, как снижение уровня госпитализации на 30%, снижение обращаемости населения на станции скорой помощи на 40%, а обращаемость к «узким» специалистам амбулаторно-поликлинического звена уменьшилась в 2 раза. Получили заметное развитие патронаж, организация стационаров на дому, дневных стационаров; снизилось число дефектов медицинского обслуживания. Кроме того, на 50% увеличился объем реабилитационных мероприятий для инвалидов и на 80% — объем диспансеризации, стал почти 100% охват населения прививками и флюорографическими осмотрами неорганизованного населения. Отмеченные положительные сдвиги, а также экономический эффект за счет уменьшения расходов на оказание медицинской помощи и, кроме того, имевшее место повышение заработной платы врачам общей практики (семейным врачам) подтверждают перспективность развития общей врачебной (семейной) практики, в том числе на базе участковых больниц и врачебных амбулаторий на селе.
В настоящее время (2001 г.) в амбулаторно-поликлиническихучреждениях России работает более 1100 врачей общей врачебной (семейной) практики, получили распространение индивидуальная практика, партнерство (2 врача общей практики), реже — групповая практика. В районах с неразвитой социальной инфраструктурой и в сельской местности наиболее распространены амбулаторий общей врачебной (семейной) практики, где ведется работа одним, реже двумя врачами совместно с сестринским персоналом (фельдшерами, медицинскими сестрами, в том числе акушерками и иногда — социальными работниками). В отдельных территориях (Самарская область, Санкт-Петербург и др.) для плавного перехода к общей врачебной (семейной) практике созданы акушерско-педиатрическо-терапевтические комплексы, интегрирующие все участковые службы (педиатрическую, терапевтическую и акушерско-гинекологическую), где помимо врача общей практики, обычно работают педиатры, акушеры-гинекологи, реже—стоматолог, хирург, геронтолог и другие специалисты. Подготовка врачебных и сестринских кадров для общей врачебной (семейной) практики и переподготовка участковых врачей осуществляется, в основном, на базе местных учебных медицинских заведений.
Следует отметить, что реальной реформы первичного звена здравоохранения в стране не произошло в связи со сложностью проблемы, автоматическим вовлечением в реформирование не только первичного звена, а практически всех служб здравоохранения. .Подавляющее большинство территориальных поликлиник продолжают оказывать помощь силами участкового врача, а новая формация, так называемых «врачей общей практики (семейных врачей)» еще далеко не соответствует параметрам, свойственным данному понятию. Врач общей практики (семейный врач) — не в полной мере действует как координатор направлений своих пациентов к врачам-специалистам или как лицо, регулирующее доступ к стационарному лечению. Медленно развиваются амбулаторные консультативные услуги при стационарном звене, поэтому врачи общей практики вынуждены обращаться к услугам менее квалифицированных специалистов амбулаторно-поликлинического звена. Распространение общей врачебной (семейной) практики сдерживается также отсутствием полностью отработанных технологических моделей ее организации.
Несмотря на множество рекомендаций зарубежных специалистов, очевидна бесперспективность проработки и использования международного опыта без глубокого анализа особенностей и необходимой коррекции той социально-экономической среды здравоохранения в нашей стране и того режима использования медицинской помощи населением, которые сложились традиционно и будут оказывать существенное, часто одерживающее влияние на успешность развития общей врачебной (семейной) практики.
Внедрение общей врачебной (семейной) практики сдерживается также недостаточностью ресурсов и несовершенством системы профессиональной подготовки кадров, неполной разработанностью правовой и финансовой базы и информационной поддержки, а также механизмов взаимодействия общей врачебной (семейной) практики со службами здравоохранения, страхования и социальной защиты населения.
Для ускорения реформы первичного звена здравоохранения на основе внедрения общей врачебной (семейной) практики требуется решение прежде всего следующих проблем:
— создание нормативно-правовой, материально-технической и организационно-методической базы для внедрения общей врачебной (семейной) практики;
— создание комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для общей врачебной (семейной) практики;
— информационное обеспечение внедрения общей врачебной (семейной) практики;
— рассмотрение семьи как объекта врачебной (семейной) практики, единицы здоровья с введением использования характеристик семьи (социально-демографических, медико-биологических, психологических, правовых и др.) и на этой основе — отработка принципов, форм и методов профессиональной деятельности врачей общей практики (семейных) врачей и медицинских сестер общей практики в обслуживаемых семьях в зависимости от типа, фаз развития и особенностей данных семей;
— разработка и апробация системы оценок (по комплексу показателей) медицинской и социально-экономической эффективности перехода первичного звена здравоохранения территории на систему общей врачебной (семейной) практики.
При своевременном и адекватном решении этих задач будет заложена основа дальнейшего развития общей врачебной (семейной) практики в Российской Федерации, совместного перехода территорий страны на прогрессивные ресурсосберегающие модели развития системы первичной медико-санитарной помощи населению, построенной на принципах общей врачебной (семейной) практики, и, в конечном счете, увеличения потенциала здоровья населения.
- Общественное здоровье и здравоохранение
- Москва «меДпресс-информ» 2003
- Предисловие
- Глава 1 общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания (Краткая история развития)
- Глава 2 основные этапы развития здравоохранения в россии
- Глава 3 правовые основы здравоохранения в российской федерации
- 3.1. Развитие правовых основ здравоохранения в России
- 3.2. Система правового обеспечения охраны здоровья граждан
- 3.3. Конституция рф об охране здоровья граждан
- 3.4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993)
- Раздел I. Общие положения.
- Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
- Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья.
- Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья.
- Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи.
- Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.
- Раздел VIII. Гарантия осуществления медико-социальной помощи гражданам.
- Раздел IX. Медицинская экспертиза.
- Раздел X. Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.
- Раздел XI. Международное сотрудничество.
- Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
- Глава 4 здоровье населения и методы его изучения
- 4.1. Понятие здоровья, его оценка, социальная обусловленность6
- 4.2. Демографические показатели
- 4.2.1. Статика населения
- 4.2.2. Механическое движение населения
- 4.2.3. Естественное движение населения
- 4.2.3.1. Рождаемость населения
- 4.2.3.2. Смертность населения
- Динамика показателя смертности в России %0
- 4.2.3.3. Естественный прирост населения
- 4.2.3.4. Средняя продолжительность предстоящей жизни
- 4.2.3.5. Материнская смертность
- Динамика показателя материнской смертности в России на 100 тыс. Живорожденных
- 4.2.3.6. Детская смертность
- 4.2.3.7. Перинатальная смертность
- 4.3. Заболеваемость населения
- 4.3.1. Общая заболеваемость по данным обращаемости
- 4.3.2. Заболеваемость по данным медицинских осмотров
- 4.3.3. Инфекционная заболеваемость
- 4.3.4. Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями
- 4.3.5. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
- 4.3.6. Госпитализированная заболеваемость
- 4.4. Инвалидность населения
- 4.5. Международная статистическая классификация болезней и проблемы, связанные со здоровьем
- 4.6. Физическое развитие
- 4.7. Некоторые основные тенденции в состоянии здоровья населения России в конце XX века
- 4.7.1. Особенности демографических процессов в России
- Численность населения России и состав населения по месту проживания (1960—2000 гг.)
- 4.7.2. Современное состояние и особенности заболеваемости и инвалидности
- Структура первично признанных инвалидами по причинам инвалидности (в %)
- 4.7.3. Состояние физического развития и его тенденции
- Глава 5 основы медицинской статистики
- Относительные величины (статистические коэффициенты)
- Стандартизованные коэффициенты
- Стандартизация коэффициентов смертности от злокачественных новообразований в городах «а» и «б» (прямой метод)
- Стандартизация коэффициентов смертности
- Стандартизация коэффициентов смертности от злокачественных новообразований в городе н. Обратный метод (числа условные)
- Динамические ряды
- Динамика численности больничных коек в стационарах системы мз рф Санкт-Петербурга
- Динамика средней длительности пребывания больного на терапевтической койке до— и при переходе больниц Санкт-Петербурга на новые условия хозяйствования
- Динамика средней длительности пребывания больного на терапевтической койке до— и при переходе стационаров Санкт-Петербурга на новые условия хозяйствования
- Динамика младенческой смертности в Санкт-Петербурге (на 1000 родившихся живыми) за 1988—1992 гг.
- Динамика младенческой смертности и выравненной младенческой смертности в Санкт-Петербурге за 1988—1992 гг.
- Средние величины
- Определение среднего срока пребывания больных в специализированном отделении больницы
- Определение среднего роста 14-летних девочек
- Выборочный метод. Оценка достоверности средних арифметических и относительных величин
- Оценка полученного результата по средней ошибке
- Достоверность разности средних величин
- Алгоритм расчета
- Малая выборка
- Методы измерения между явлениями
- Непараметрические критерии
- Глава 6 социально-гигиеническое значение важнейших заболевание лечебно-профилактическое значение и организация помощи при них
- Социально-гигиеническое значение болезней системы кровообращения и организации медицинской помощи при них
- Заболеваемость и смертность от заболеваний системы кровообращения (на 100000 населения России)
- Социально-гигиеническое значение злокачественных новообразований и организация медицинской помощи при них
- Заболеваемость и смертность от злокачественных новообразований в Санкт-Петербурге (на 100000 населения в год)
- Туберкулез как социально-гигиеническая проблема и организация медицинской помощи больным туберкулезом
- Некоторые показатели заболеваемости туберкулезом (на 100000 человек) в России
- Травматизм
- Психические расстройства как социально-гигиеническая проблема
- Болезни органов дыхания
- Общая заболеваемость населения России болезнями органов дыхания
- Инфекционная заболеваемость
- Заболевания, передающиеся половым путем
- Глава 7 теоретические аспекты медицинской этики, медицинской деонтологии, биоэтики
- Глава 8 научные основы управления здравоохранением
- 1. Система управления здравоохранением в Российской Федерации
- 2. Менеджмент как отрасль науки и практической деятельности руководителей органов и учреждений здравоохранения
- Факторы внешней среды
- Структура организации
- Принципы, функции, методы и стиль управления
- Методы управления
- Стиль управления
- Функции управления
- Управленческий цикл и его элементы
- Управленческие решения
- Организация лечебно-профилактической помощи населению Глава 9 амбулаторно-поликлиническая помощь населению
- Амбулаторно-поликлинические учреждения
- Общие принципы организации работы поликлиники
- Организация работы регистратуры поликлиники
- Организация работы отделения профилактики
- Содержание и организация работы терапевтического отделения поликлиники
- Организация диспансерного обслуживания
- Основные проблемы перехода к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)
- Альтернативные формы стационарной помощи
- Глава 10 организация стационарной медицинской помощи взрослому населению
- Номенклатура больничных учреждений (утверждена пр. Мз рф №395 от 03.11.92 г.)
- Показатели стационарной (больничной) медицинской помощи
- Патологоанатомическое отделение и другие службы больницы
- Глава 11 организация скорой медицинской помощи
- Структура службы скорой медицинской помощи
- О профиле бригад скорой медицинской помощи
- Алгоритм очередности направления линейных врачебных, фельдшерских, акушерских и транспортных бригад скорой медицинской помощи по поводу к вызову
- Основные требования к работе выездных бригад
- Контроль работы выездных бригад
- Работа оперативного отдела
- Организационно-методическая работа
- Повышение квалификации медицинского персонала
- Глава 12 организация медицинской помощи работникам промышленных предприятии
- Глава 13 особенности организации медико-социального обеспечения сельского населения в россии
- Глава 14 Охрана здоровья женщин и детей
- Организация акушерско-гинекологической помощи
- Организация работы женской консультации
- I. Диспансеризация беременных и родильниц
- II. Гинекологическая помощь
- III. Профилактика абортов, контрацепция.
- V. Учет и отчетность
- Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи
- Глава 15 организация лечебно-профилактической помощи детям
- Организация работы детской поликлиники
- Детские дошкольные учреждения
- Школы, школы-интернаты, лагеря отдыха
- Дом ребенка
- Организация стационарной помощи детям
- Глава 16 организация стоматологической помощи
- Организация работы стоматологической поликлиники
- Учет и оценка деятельности стоматологической службы
- Особенности стоматологической помощи жителям сельской местности
- Глава 17 санаторно-курортная помощь населению
- Глава 18 социальное и медицинское страхование граждан
- 1. Основные понятия страхования
- 2. Социальная защита. Социальное страхование
- 3. Медицинское страхование (определение, виды)
- Система медицинского страхования в России
- Глава 19 контроль качества медицинской помощи. Лицензирование и аккредитации медицинских учреждений
- Используемые и оптимальные средства контроля различных компонентов качества
- Контрольно-разрешительные механизмы в здравоохранении
- I этап: представление соискателем лицензии документов в лицензирующий орган.
- Глава 20 экспертиза нетрудоспособности в здравоохранении Предмет и задачи врачебно-трудовой экспертизы
- Положение об экспертизе временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях
- Порядок оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
- Основные положения о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан
- I. Порядок выдачи листка нетрудоспособности (справки) при заболеваниях и травмах
- 2. Временная нетрудоспособность в связи с беременностью и родами
- 3. Временная нетрудоспособность в связи с уходом за больным членом семьи, здоровым ребенком и ребенком-инвалидом
- Временная нетрудоспособность в связи с карантином
- 5. Временная нетрудоспособность при протезировании
- 6. Временная нетрудоспособность при санаторно-курортном лечении и медицинской реабилитации
- 7. Особенности оформления временной нетрудоспособности в иных случаях
- 8. Порядок учета и хранения документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
- Медико-социальная экспертиза
- Глава 21 организация санитарно-эпидемиологической службы в российской федерации
- Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
- Структура центра гсэн. Организация и основные направления его работы
- Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Формы и методы планирования работы центров гсэн
- Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной и вторичной профилактики
- Деятельность санэпидслужбы по контролю за санитарным состоянием лпу
- Взаимодействие санэпидслужбы с ведомствами и учреждениями
- Обязанности предприятий и организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Административно-правовые основы деятельности центров гсэн
- Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц
- Методика анализа деятельности центра гсэн
- Глава 22 медицинские кадры
- 1. Обеспеченность медицинскими кадрами
- 2. Система подготовки медицинских кадров в России
- 2.1. Додипломное медицинское образование
- 2.2. Последипломное медицинское образование.
- 3. Врач общей практики (семейный врач) и его роль в системе медицинской помощи
- 4. Особенности подготовки руководящих кадров здравоохранения
- 5. Особенности подготовки медицинских кадров в зарубежных странах
- 6. Международное сотрудничество в области кадровой политики
- 7. Основные направления совершенствования кадровой политики здравоохранения России
- Глава 23 основы планирования, экономики и финансирования здравоохранения
- 1. Планирование здравоохранения
- 2. Экономика здравоохранения
- Хозрасчетный доход коллектива
- 3. Финансирование здравоохранения в условиях медицинского страхования в России
- Экономическая классификация расходов бюджета рф на 2001 г. (сокращенный вариант)
- I. Финансирование здравоохранения на федеральном (государственном) уровне
- II. Финансирование из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов
- III. Из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов финансируются и следующие расходы:
- Глава 24 организационно-правовые основы медицинской деятельности Профессиональные права и обязанности медработников в условиях перехода на рыночные отношения и медицинское страхование
- Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической деятельности
- Правовой статус лечащего врача
- Правовой статус пациента
- Правовой статус муниципальной системы здравоохранения
- Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного предпринимательства
- Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового права
- Изменение трудового договора
- Прекращение трудового договора
- Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- Защита трудовых прав работников, разрешение трудовых споров
- Материальная ответственность сторон трудового договора
- Глава 25 лекарственная помощь населению рф и концептуальные направления развития фармацевтического сектора Нормативно-правовая база обращения лекарственных средств
- Порядок приобретения лекарственных средств за счет собственных средств граждан
- Учет, хранение, выписывание и использование наркотических средств и психотропных веществ в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях
- Глава 26 укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики
- Медико-социальные аспекты образа жизни населения
- Основные факторы риска образа жизни и их медико-социальное значение
- Профилактика и ее основные виды
- Глава 27 участие общественных организации в охране здоровья населения
- Глава 28 здравоохранение в зарубежных странах. Международное сотрудничество в области здравоохранения
- Системы здравоохранения в экономически развитых странах
- Соотношение источников финансирования здравоохранения в ряде зарубежных стран
- Государственная система здравоохранения
- Страховая система здравоохранения
- Частнопредпринимательская система здравоохранения
- Основные направления реформирования систем здравоохранения в странах Центральной и Восточной Европы
- Организация здравоохранения в развивающихся странах
- Международное сотрудничество в области здравоохранения
- Всемирная организация здравоохранения
- Глава 5 основы медицинской статистики 81
- Глава 6 социально-гигиеническое значение важнейших заболевание лечебно-профилактическое значение и организация помощи при них 123
- Глава 7 теоретические аспекты медицинской этики, медицинской деонтологии, биоэтики 153
- Глава 8 научные основы управления здравоохранением 171
- Глава 9 амбулаторно-поликлиническая помощь населению 193
- Глава 22 медицинские кадры 463
- Глава 23 основы планирования, экономики и финансирования здравоохранения 484
- Глава 24 организационно-правовые основы медицинской деятельности 513