Организация работы регистратуры поликлиники
Первое знакомство посетителей с поликлиникой начинается в регистратуре. Она является основным ее структурным подразделением по организации приема больных в поликлинике и на дому.
В задачи регистратуры входит:
— организация предварительной и неотложной записи больных на прием к врачу как при непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону;
— обеспечение четкого регулирования интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки врачей и распределение его по видам оказываемой помощи;
— проведение своевременного подбора и доставки медицинской документации в кабинеты врачей, правильное ведение и хранение картотеки поликлиники.
Рациональная организация приема призвана сократить время ожидания больных на прием к врачам. Управление сложным потоком больных в поликлинике обеспечивается внедрением прогрессивных форм организации труда врачебного и среднего медицинского персонала, а также путем совершенствования существующих форм работы регистратуры с учетом установленных норм нагрузок.
Работа регистратуры должна строиться по централизованной системе и исходить из участково-территориального принципа обслуживания населения и бригадного метода работы врачей поликлиники. Работой регистратуры руководит заведующий, назначаемый на эту должность приказом главного врача поликлиники.
Медицинскому регистратору отводится большая роль в деле правильной организации приема больных. Он первый встречает больного, беседует с ним, в необходимых случаях помогает больному разобраться в организации приема. Медицинский регистратор должен разбираться в вопросах сортировки больных по медицинским показаниям, что дает возможность правильно решать вопросы регулирования потока больных.
Важнейшим элементом работы регистратуры является запись посетителей на прием к врачу, регистрация вызовов на дом, направление обратившихся в поликлинику на флюорографическое обследование и профилактические осмотры. От организации работы регистратуры зависит в значительной степени ритмичность работы всех подразделений поликлиники, обеспечение наиболее оптимального распределения потоков посетителей, уменьшение затрат времени больных на посещение поликлиники.
В настоящее время предусмотрено три метода организации записи посетителей на прием к врачу: талонная система, самозапись, комбинированный метод. При талонной системе записи поток первично обратившихся больных проходит через участковых регистраторов. Посетители предварительно получают талоны с указанием порядкового номера очереди, фамилии врача, номера кабинета и времени явки на прием. При самозаписи на прием к врачу посетители сами в специальные листы вписывают свои паспортные данные с указанием удобного для них времени приема. Для этого в холле поликлиники оборудуются столики с папками листов самозаписи на 5 дней вперед. Дежурный регистратор дает необходимые устные справки, в отдельных случаях помогает посетителям записаться на прием к врачу. Заполненные листы самозаписи в конце дня должны быть переданы работникам картохранилища, которые по ним подбирают медицинские карты амбулаторных больных. Перед приемом медицинская сестра кабинета берет из картохранилища подобранные медицинские карты и лист самозаписи. По окончании приема медицинская сестра кабинета возвращает карты в регистратуру, а лист самозаписи — в кабинет медицинской статистики. При необходимости срочного приема больного регистратор направляет его к соответствующему специалисту или в кабинет доврачебного
приема. Одновременно он заказывает в картохранилище нужную карту, которая сразу же доставляется в кабинет врача.
Как показал опыт работы ряда поликлиник, система самозаписи позволила значительно сократить затраты времени посетителей на запись к врачу, которая составляет в среднем 1 мин., а на получение справок пациенты затрачивают в основное не более 2,5 минут.
При комбинированном методе в лист самозаписи записываются только первичные больные. За 15—20 мин до начала приема врача больной получает в регистратуре заранее заготовленный талон и идет к кабинету врача, где будет принят в соответствии с указанным в талоне временем. При такой системе регистратор всегда знает, сколько человек не явилось на прием к врачу, и имеет право по истечении определенного времени выдать талоны другим больным, желающим попасть на прием к врачу в это время. Повторным больным врач выдает специальную «фишку» с указанием даты и времени приема, которая подлежит обмену в регистратуре на талон формы №025-4/у. При посещении больных на дому, если врач определил необходимость повторного осмотра в поликлинике, он сразу же выдает больному талон формы №025-4/у с указанием даты, времени приема и номера очереди.
Внедрение комбинированного метода записи позволяет решить следующие задачи:
— разделить поток первичных и повторных больных;
— точно учитывать и контролировать нагрузку врача;
— использовать талоны неявившихся больных для выдачи больным, нуждающимся в приеме врача в день обращения;
— уменьшить время ожидания больными приема врача.
Очень важно наладить прием вызовов врачей на дом. Вызов врача для оказания медицинской помощи на дому производится очно и по телефону. Принимаемые от населения вызовы регистратор заносит в книгу записей вызовов врача на дом, в которой помимо паспортных данных, указывают основные жалобы больного или просьбу о вызове того или иного специалиста. Эти книги ведутся по каждому терапевтическому участку, а также для врачей «узких» специальностей отдельно. В ряде поликлиник существует «самозапись» вызовов врача на дом. Вызывающи врача на дом заполняет специальный бланк, в котором указывает фамилию, имя, отчество, адрес больного, основные жалобы, температуру и опускает бланк в ящик вызовов. Поступившие заявки медицинский регистратор вносит в книгу. В ряде поликлиник функционируют автоматизированные информационные системы типа «Регистратура», где все вызовы врачей на дом оператор-регистратор заносит в персональный компьютер, а затем на принтере делается распечатка всех вызовов на дом по каждому врачу. При этом практикуется система присвоения каждому жителю, прикрепленному к поликлинике, персонального индивидуального номера-кода (ПИН-код), которой вносится в память компьютера.
За каждым регистратором закрепляется 9—10 определенных врачебных участков, что составляет, как правило, одно терапевтическое отделение. Это позволяет регистратору лучше знать соответствующий раздел картотеки, что повышает не только эффективность его труда, но также и ответственность за свой участок работы.
При отсутствии самозаписи или при комбинированном методе большое значение в правильной организации работы регистратуры имеют рациональное устройство и организация рабочего места участкового регистратора. Над рабочим местом каждого участкового регистратора должны быть помещены надписи с указанием номера терапевтического отделения и перечислением названия улиц и номеров домов, которые обслуживаются регистратором, а также с указанием фамилий участковых врачей отделений (бригады) и работающих вместе с ним и хирургов, невропатологов, отоларингологов и окулистов. В некоторых поликлиниках подробное описание работы врачей всех специальностей помещается отдельно в вестибюле поликлиники.
Если на территории, обслуживаемой поликлиникой, имеются небольшие промышленные предприятия, прикрепленные к ней для обслуживания, то в регистратуре организуют специальные рабочие места для регистратора, в ведении которого находятся цеховые участки этих промышленных предприятий.
Быстрое обслуживание больных, обратившихся в регистратуру, зависит от рационального размещения в ней амбулаторных карт. Более всего отвечает этим требованиям система расстановки амбулаторных карт в стеллажах по участкам, а внутри них — по улицам, домам и квартирам. Во многом облегчает работу медицинского регистратора система маркировки амбулаторных карт, когда каждый терапевтический участок имеет свою цветовую маркировку. Хорошо зарекомендовала себя номерная система хранения медицинских карт, при которой поиск одной карты сокращается до нескольких секунд. Для этого каждому участку определяется количество номеров соответственно числу лиц, проживающих на данной территории (как резерв следует добавить приблизительно 100 номеров из расчета возможного роста населения).
В поликлинике целесообразно организовать более подробную «немую справку»: расписание работы врачей всех специальностей с указанием часов приема на все дни недели, номеров кабинетов врачебных участков с входящими в них улицами и домами и распределение их между бригадами. Четкая информация должна быть и о правилах вызова врачей на дом, о порядке предварительной записи на прием к врачам с учетом системы самозаписи.
В регистратуре должны быть табло, позволяющие пациентам получить исчерпывающие сведения о режиме работы всех подразделений поликлиники: время И место приема населения главным врачом и его заместителями; адреса дежурных поликлиник и стационаров района (города), оказывающих экстренную специализированную помощь населению в воскресные дни, поэтажный указатель врачебных кабинетов; номера телефонов вызова врачей на дом и вызова дежурных врачей в дневное и вечернее время, часы и объем работа кабинетов доврачебного приема, правила подготовки к исследованиям (рентгеноскопии, рентгенографии, анализов крови и т.д.).
Для использования медицинской и общей документации в практической и научной работе в поликлинике должен быть создан медицинский архив. В медицинском архиве производятся прием, учет, классификация, хранение и выдача документальных материалов как персоналу поликлиники, так и больным в случае изменения их места жительства или запросов различных организаций. В архиве хранятся вся документация о работе поликлиники, в том числе приказы по поликлинике, годовые отчеты, личные дела уволенных, а также вся медицинская документация (в основном медицинские карты амбулаторных больных). Медицинские карты амбулаторных больных поступают в архив из регистратуры в том случае, если больной в течение 3 лет не обращался в поликлинику. Кроме того, в действующий архив можно передавать «утолщенные» и принявшие небрежный вид медицинские карты, после того как взамен их будут заведены новые с выкопировкой из старых карт уточненных диагнозов и краткого эпикриза.
Значительное место в работе регистратуры занимает оформление медицинских документов: справок, направлений и др. Регистраторам предоставлено право задерживать неправильно выданные и неверно оформленные документы и передавать их для выяснения администрации. Вместе с тем, они несут ответственность за документы, наряду с лицами, выдавшими документ.
Особого внимания требует оформление листков нетрудоспособности (больничных листов). Бланки листков нетрудоспособности, выданные врачам с указанием номеров, регистрируются в «Книге регистрации листков нетрудоспособности ».
- Общественное здоровье и здравоохранение
- Москва «меДпресс-информ» 2003
- Предисловие
- Глава 1 общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания (Краткая история развития)
- Глава 2 основные этапы развития здравоохранения в россии
- Глава 3 правовые основы здравоохранения в российской федерации
- 3.1. Развитие правовых основ здравоохранения в России
- 3.2. Система правового обеспечения охраны здоровья граждан
- 3.3. Конституция рф об охране здоровья граждан
- 3.4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993)
- Раздел I. Общие положения.
- Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
- Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья.
- Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья.
- Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи.
- Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.
- Раздел VIII. Гарантия осуществления медико-социальной помощи гражданам.
- Раздел IX. Медицинская экспертиза.
- Раздел X. Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.
- Раздел XI. Международное сотрудничество.
- Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
- Глава 4 здоровье населения и методы его изучения
- 4.1. Понятие здоровья, его оценка, социальная обусловленность6
- 4.2. Демографические показатели
- 4.2.1. Статика населения
- 4.2.2. Механическое движение населения
- 4.2.3. Естественное движение населения
- 4.2.3.1. Рождаемость населения
- 4.2.3.2. Смертность населения
- Динамика показателя смертности в России %0
- 4.2.3.3. Естественный прирост населения
- 4.2.3.4. Средняя продолжительность предстоящей жизни
- 4.2.3.5. Материнская смертность
- Динамика показателя материнской смертности в России на 100 тыс. Живорожденных
- 4.2.3.6. Детская смертность
- 4.2.3.7. Перинатальная смертность
- 4.3. Заболеваемость населения
- 4.3.1. Общая заболеваемость по данным обращаемости
- 4.3.2. Заболеваемость по данным медицинских осмотров
- 4.3.3. Инфекционная заболеваемость
- 4.3.4. Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями
- 4.3.5. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
- 4.3.6. Госпитализированная заболеваемость
- 4.4. Инвалидность населения
- 4.5. Международная статистическая классификация болезней и проблемы, связанные со здоровьем
- 4.6. Физическое развитие
- 4.7. Некоторые основные тенденции в состоянии здоровья населения России в конце XX века
- 4.7.1. Особенности демографических процессов в России
- Численность населения России и состав населения по месту проживания (1960—2000 гг.)
- 4.7.2. Современное состояние и особенности заболеваемости и инвалидности
- Структура первично признанных инвалидами по причинам инвалидности (в %)
- 4.7.3. Состояние физического развития и его тенденции
- Глава 5 основы медицинской статистики
- Относительные величины (статистические коэффициенты)
- Стандартизованные коэффициенты
- Стандартизация коэффициентов смертности от злокачественных новообразований в городах «а» и «б» (прямой метод)
- Стандартизация коэффициентов смертности
- Стандартизация коэффициентов смертности от злокачественных новообразований в городе н. Обратный метод (числа условные)
- Динамические ряды
- Динамика численности больничных коек в стационарах системы мз рф Санкт-Петербурга
- Динамика средней длительности пребывания больного на терапевтической койке до— и при переходе больниц Санкт-Петербурга на новые условия хозяйствования
- Динамика средней длительности пребывания больного на терапевтической койке до— и при переходе стационаров Санкт-Петербурга на новые условия хозяйствования
- Динамика младенческой смертности в Санкт-Петербурге (на 1000 родившихся живыми) за 1988—1992 гг.
- Динамика младенческой смертности и выравненной младенческой смертности в Санкт-Петербурге за 1988—1992 гг.
- Средние величины
- Определение среднего срока пребывания больных в специализированном отделении больницы
- Определение среднего роста 14-летних девочек
- Выборочный метод. Оценка достоверности средних арифметических и относительных величин
- Оценка полученного результата по средней ошибке
- Достоверность разности средних величин
- Алгоритм расчета
- Малая выборка
- Методы измерения между явлениями
- Непараметрические критерии
- Глава 6 социально-гигиеническое значение важнейших заболевание лечебно-профилактическое значение и организация помощи при них
- Социально-гигиеническое значение болезней системы кровообращения и организации медицинской помощи при них
- Заболеваемость и смертность от заболеваний системы кровообращения (на 100000 населения России)
- Социально-гигиеническое значение злокачественных новообразований и организация медицинской помощи при них
- Заболеваемость и смертность от злокачественных новообразований в Санкт-Петербурге (на 100000 населения в год)
- Туберкулез как социально-гигиеническая проблема и организация медицинской помощи больным туберкулезом
- Некоторые показатели заболеваемости туберкулезом (на 100000 человек) в России
- Травматизм
- Психические расстройства как социально-гигиеническая проблема
- Болезни органов дыхания
- Общая заболеваемость населения России болезнями органов дыхания
- Инфекционная заболеваемость
- Заболевания, передающиеся половым путем
- Глава 7 теоретические аспекты медицинской этики, медицинской деонтологии, биоэтики
- Глава 8 научные основы управления здравоохранением
- 1. Система управления здравоохранением в Российской Федерации
- 2. Менеджмент как отрасль науки и практической деятельности руководителей органов и учреждений здравоохранения
- Факторы внешней среды
- Структура организации
- Принципы, функции, методы и стиль управления
- Методы управления
- Стиль управления
- Функции управления
- Управленческий цикл и его элементы
- Управленческие решения
- Организация лечебно-профилактической помощи населению Глава 9 амбулаторно-поликлиническая помощь населению
- Амбулаторно-поликлинические учреждения
- Общие принципы организации работы поликлиники
- Организация работы регистратуры поликлиники
- Организация работы отделения профилактики
- Содержание и организация работы терапевтического отделения поликлиники
- Организация диспансерного обслуживания
- Основные проблемы перехода к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)
- Альтернативные формы стационарной помощи
- Глава 10 организация стационарной медицинской помощи взрослому населению
- Номенклатура больничных учреждений (утверждена пр. Мз рф №395 от 03.11.92 г.)
- Показатели стационарной (больничной) медицинской помощи
- Патологоанатомическое отделение и другие службы больницы
- Глава 11 организация скорой медицинской помощи
- Структура службы скорой медицинской помощи
- О профиле бригад скорой медицинской помощи
- Алгоритм очередности направления линейных врачебных, фельдшерских, акушерских и транспортных бригад скорой медицинской помощи по поводу к вызову
- Основные требования к работе выездных бригад
- Контроль работы выездных бригад
- Работа оперативного отдела
- Организационно-методическая работа
- Повышение квалификации медицинского персонала
- Глава 12 организация медицинской помощи работникам промышленных предприятии
- Глава 13 особенности организации медико-социального обеспечения сельского населения в россии
- Глава 14 Охрана здоровья женщин и детей
- Организация акушерско-гинекологической помощи
- Организация работы женской консультации
- I. Диспансеризация беременных и родильниц
- II. Гинекологическая помощь
- III. Профилактика абортов, контрацепция.
- V. Учет и отчетность
- Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи
- Глава 15 организация лечебно-профилактической помощи детям
- Организация работы детской поликлиники
- Детские дошкольные учреждения
- Школы, школы-интернаты, лагеря отдыха
- Дом ребенка
- Организация стационарной помощи детям
- Глава 16 организация стоматологической помощи
- Организация работы стоматологической поликлиники
- Учет и оценка деятельности стоматологической службы
- Особенности стоматологической помощи жителям сельской местности
- Глава 17 санаторно-курортная помощь населению
- Глава 18 социальное и медицинское страхование граждан
- 1. Основные понятия страхования
- 2. Социальная защита. Социальное страхование
- 3. Медицинское страхование (определение, виды)
- Система медицинского страхования в России
- Глава 19 контроль качества медицинской помощи. Лицензирование и аккредитации медицинских учреждений
- Используемые и оптимальные средства контроля различных компонентов качества
- Контрольно-разрешительные механизмы в здравоохранении
- I этап: представление соискателем лицензии документов в лицензирующий орган.
- Глава 20 экспертиза нетрудоспособности в здравоохранении Предмет и задачи врачебно-трудовой экспертизы
- Положение об экспертизе временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях
- Порядок оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
- Основные положения о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан
- I. Порядок выдачи листка нетрудоспособности (справки) при заболеваниях и травмах
- 2. Временная нетрудоспособность в связи с беременностью и родами
- 3. Временная нетрудоспособность в связи с уходом за больным членом семьи, здоровым ребенком и ребенком-инвалидом
- Временная нетрудоспособность в связи с карантином
- 5. Временная нетрудоспособность при протезировании
- 6. Временная нетрудоспособность при санаторно-курортном лечении и медицинской реабилитации
- 7. Особенности оформления временной нетрудоспособности в иных случаях
- 8. Порядок учета и хранения документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
- Медико-социальная экспертиза
- Глава 21 организация санитарно-эпидемиологической службы в российской федерации
- Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
- Структура центра гсэн. Организация и основные направления его работы
- Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Формы и методы планирования работы центров гсэн
- Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной и вторичной профилактики
- Деятельность санэпидслужбы по контролю за санитарным состоянием лпу
- Взаимодействие санэпидслужбы с ведомствами и учреждениями
- Обязанности предприятий и организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Административно-правовые основы деятельности центров гсэн
- Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц
- Методика анализа деятельности центра гсэн
- Глава 22 медицинские кадры
- 1. Обеспеченность медицинскими кадрами
- 2. Система подготовки медицинских кадров в России
- 2.1. Додипломное медицинское образование
- 2.2. Последипломное медицинское образование.
- 3. Врач общей практики (семейный врач) и его роль в системе медицинской помощи
- 4. Особенности подготовки руководящих кадров здравоохранения
- 5. Особенности подготовки медицинских кадров в зарубежных странах
- 6. Международное сотрудничество в области кадровой политики
- 7. Основные направления совершенствования кадровой политики здравоохранения России
- Глава 23 основы планирования, экономики и финансирования здравоохранения
- 1. Планирование здравоохранения
- 2. Экономика здравоохранения
- Хозрасчетный доход коллектива
- 3. Финансирование здравоохранения в условиях медицинского страхования в России
- Экономическая классификация расходов бюджета рф на 2001 г. (сокращенный вариант)
- I. Финансирование здравоохранения на федеральном (государственном) уровне
- II. Финансирование из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов
- III. Из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов финансируются и следующие расходы:
- Глава 24 организационно-правовые основы медицинской деятельности Профессиональные права и обязанности медработников в условиях перехода на рыночные отношения и медицинское страхование
- Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической деятельности
- Правовой статус лечащего врача
- Правовой статус пациента
- Правовой статус муниципальной системы здравоохранения
- Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного предпринимательства
- Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового права
- Изменение трудового договора
- Прекращение трудового договора
- Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- Защита трудовых прав работников, разрешение трудовых споров
- Материальная ответственность сторон трудового договора
- Глава 25 лекарственная помощь населению рф и концептуальные направления развития фармацевтического сектора Нормативно-правовая база обращения лекарственных средств
- Порядок приобретения лекарственных средств за счет собственных средств граждан
- Учет, хранение, выписывание и использование наркотических средств и психотропных веществ в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях
- Глава 26 укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики
- Медико-социальные аспекты образа жизни населения
- Основные факторы риска образа жизни и их медико-социальное значение
- Профилактика и ее основные виды
- Глава 27 участие общественных организации в охране здоровья населения
- Глава 28 здравоохранение в зарубежных странах. Международное сотрудничество в области здравоохранения
- Системы здравоохранения в экономически развитых странах
- Соотношение источников финансирования здравоохранения в ряде зарубежных стран
- Государственная система здравоохранения
- Страховая система здравоохранения
- Частнопредпринимательская система здравоохранения
- Основные направления реформирования систем здравоохранения в странах Центральной и Восточной Европы
- Организация здравоохранения в развивающихся странах
- Международное сотрудничество в области здравоохранения
- Всемирная организация здравоохранения
- Глава 5 основы медицинской статистики 81
- Глава 6 социально-гигиеническое значение важнейших заболевание лечебно-профилактическое значение и организация помощи при них 123
- Глава 7 теоретические аспекты медицинской этики, медицинской деонтологии, биоэтики 153
- Глава 8 научные основы управления здравоохранением 171
- Глава 9 амбулаторно-поликлиническая помощь населению 193
- Глава 22 медицинские кадры 463
- Глава 23 основы планирования, экономики и финансирования здравоохранения 484
- Глава 24 организационно-правовые основы медицинской деятельности 513