logo search
УЧЕБНИК

Общие принципы организации работы поликлиники

В основу деятельности поликлиники положен территориально-участковый принцип, т.е. оказание медицинской помощи населению, проживающему на закрепленной территории. Этот принцип сохранен в работе отдельных врачей; участковый принцип для терапевтов и бригадный метод для других специалистов, которые так же, как и участковые врачи закрепляются за конкретным населением.

Такое закрепление дает много преимуществ в организации медицинского обслуживания населения, главным из которых является полная осведомленность поликлиники и отдельных врачей о населении, т.е. о демографической ситуации, заболеваемости, условиях жизни, труда и пр. Первостепенное место, в повышении качества поликлинической помощи занимает продуманная научно обоснованная система управления. Научно обоснованное управление всегда должно начинаться со сбора информации и составления текущих и перспективных планов, которые должны быть в основе всего управления.

Постоянное изучение потребности населения во внебольничном обслуживании является важным моментом в развитии амбулаторно-поликлинической помощи.

Основным плановым показателем в поликлиниках является посещаемость (количество посещений в расчете на 1 жителя в год).

Размещение поликлиник в крупных городах должно быть основано на принципе ступенчатости с учетом медико-санитарного зонирования территории города.

Рекомендуются три основных уровня: общегородской - для оказания узкоспециализированной медицинской помощи населению всего города в поликлинических учреждениях городского значения (консультативные поликлиники медицинских вузов, научно-исследовательские институты, городские диспансеры); в крупных городах уровень медико-санитарных зон — для оказания специализированной помощи населению нескольких административных районов (консультативные поликлиники при многопрофильных больницах); районный уровень - для оказания медицинской помощи по основным медицинским специальностям населению одного административного района. На этом уровне должно быть два типа поликлиник: в одном микрорайоне - поликлиника, оказывающая медицинскую помощь по основным специальностям (терапии, хирургии, неврологии, офтальмологии, оториноларингологии, кардиологии, ревматологии), в другом - базовая поликлиника, где помимо приема по основным специальностям организуются прием и консультации больных по некоторым «узким» специальностям, не представленным в обычных поликлиниках.

В составе таких поликлиник организуются специализированные диагностические отделения или кабинеты (электрофизиологические, радиоизотопные, фиброгастроскопии, биохимический); отделения, кабинеты восстановительного лечения.

В случае необходимости больные из базовых поликлиник могут направляться для консультации в специализированные центры зональных многопрофильных больниц, в консультативные поликлиники научно-исследовательских институтов и вузов.

Вся специализированная служба должна быть предназначена прежде всего для помощи участковому врачу в его диагностической и лечебной работе. Дифференциация медицинских специальностей способствует значительному повышению качества медицинской помощи населению. Это, несомненно, прогрессивное явление. Однако в условиях амбулаторно-поликлинической помощи здесь еще много дискуссионных моментов.

Опыт показывает, что организация, так называемых, микроспециализированных приемов на 0,5 оклада врача не оправдана. И, наоборот, сосредоточение специалистов в одном месте в сочетании с надлежащей материально-технической базой значительно поднимает уровень медицинской помощи. Во избежание ошибок необходима единая система планирования специализированной амбулаторно-поликлинической помощи в городе. С появлением значительного количества разнообразной дорогостоящей медицинской техники организация новых видов специализированной медицинской помощи в поликлиниках на современном этапе не может решаться одним учреждением в отрыве от интересов района и города. Поэтому перспективные планы развития амбулаторно-поликлинической помощи по отдельным районам с адресной программой строительства новых поликлиник составляются на общегородском уровне. В них же определяются основные направления и пути развития специализированных видов помощи. В планах же района уже более конкретно определяется, где и какие специализированные кабинеты предполагается открыть на планируемый период.

Такие планы составляются с обязательным участием главных врачей поликлиник и с учетом возможностей отдельных медицинских учреждений. При составлении проекта плана важно учитывать инициативу «снизу», исходящую от коллективов медицинских работников. С этой целью проект плана должен детально обсуждаться с медицинским активом района. Каждая поликлиника составляет свой перспективный план развития, В нем учитываются контрольные показатели районного плана и задачи, стоящие перед поликлиникой, а также возможности, которыми она располагает. Такой план составляется специальной комиссией под председательством главного врача и обсуждается коллективом поликлиники.

В основу планирования деятельности поликлиники и ее штатов должна быть положена численность населения, обслуживаемого поликлиникой, его возрастной и половой состав, уровень и специфика заболеваемости. С этой целью следует силами участковых медицинских сестер периодически проводить перепись населения своего участка. В перспективном плане поликлиники должны быть учтены все возможные изменения численности населения, особенно если в районе ведется новое строительство жилых домов, расширяются промышленные предприятия. Средняя рекомендуемая численность терапевтического участка — 1700 жителей, педиатрического — 800 детей.

Однако при формировании терапевтических и педиатрических участков следует учитывать их протяженность, удаленность от поликлиники, наличие автотранспорта. Исходя из этого, численность населения на участке может несколько колебаться.

При планировании деятельности поликлиники должна учитываться потребность населения в поликлинической помощи, которая исчисляется на основе обращаемости населения в поликлинику, т.е. по количеству посещений на 1 жителя в год. Кроме посещений по поводу заболеваний, необходимо учитывать и профилактические посещения.

Профилактические посещения составляют приблизительно 30—35% от общего числа посещений. План посещений определяется по каждой специальности, по всем вспомогательным отделениям и кабинетам. Планируется объем работы каждого вспомогательного отделения или кабинета: в лаборатории — количество анализов, в рентгеновском кабинете — количество рентгеноскопии и рентгенографии, в физиотерапевтическом — объем процедур и т.д. Необходимо также соблюдать четкое планирование штатов поликлиники. Важным разделом плана является организация лечебно-диагностической деятельности поликлиники. Учитывается освоение новых методов диагностики, внедрение современных достижений медицинской науки в обследовании и лечении больных у разных специалистов.

Намечаются мероприятия по совершенствованию экспертизы трудоспособности, диспансеризации населения. В отдельном разделе плана должна быть представлена санитарно-профилактическая работа поликлиники (определение контингентов, подлежащих профилактическим осмотрам, флюрографическому обследованию, прививкам). Намечаются меры улучшения санитарно-просветительной работы.

В разделе плана «Работа с кадрами» выделяются мероприятия по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала; намечается контингент врачей и медицинских сестер, направляемых для усовершенствования и специализации. Завершается план поликлиники мероприятиями по улучшению материально-технической базы учреждения: медицинское снабжение, ремонт, реконструкция и пр.

Все изложенное и служит основанием к составлению перспективного плана развития поликлиники, а также основой для составления плана работы поликлиники на год. Причем годовой план должен быть более конкретным, с указанием календарных сроков исполнения и исполнителей.

Современная поликлиника является крупным многопрофильным, с специализированным лечебно-профилактическим учреждениям, предназначенным оказывать медицинскую помощь и осуществлять комплекс профилактических мероприятий по оздоровлению населения и предупреждению заболеваний. В ее функции входят: оказание первой медицинской помощи при острых и внезапных заболеваниях, травмах, лечение больных при обращении в поликлинику и на дому; организация и проведение диспансеризации; экспертиза временной нетрудоспособности, освобождение больных от работы, направление на медико-социальную экспертизу лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности, направление больных на санаторно-курортное лечение; своевременная госпитализация нуждающихся в стационарном лечении. Поликлиника проводит большую профилактическую работу, противоэпидемические мероприятия, санитарно-просветительную работу среди населения обслуживаемого района и изучает здоровье прикрепленного контингента населения, выявляет раннюю заболеваемость, организует статистический учет и анализ показателей состояния здоровья населения, изучает заболеваемость с временной утратой трудоспособности на прикрепленных промышленных предприятиях.

В настоящее время в крупных городах имеются два типа поликлиник: объединенные с больницами и необъединенные — самостоятельные.

Основными структурными частями городской поликлиники являются:

1. Руководство поликлиники.

2. Регистратура.

3. Отделение профилактики.

3.1. Кабинет доврачебного приема.

3.2. Смотровой женский кабинет и другие медико-профилактические кабинеты.

4. Лечебно-профилактические подразделения.

4.1. Терапевтические отделения.

4.1.1. Кабинет для оказания медицинской помощи подросткам.

4.2. Цеховое терапевтическое отделение.

4.3. Хирургическое отделение (кабинет).

4.3.1. Централизованная стерилизационная.

4.4. Травматологическое отделение (кабинет).

4.5. Урологический кабинет.

4.6. Стоматологическое отделение (кабинет).

4.6.1. Кабинет терапевтической стоматологии.*

4.6.2. Кабинет хирургической стоматологии.*

4.7. Зубопротезное отделение (кабинет)* - содержится на хозрасчете за счет спецсредств.

4.8. Офтальмологическое отделение (кабинет).

4.9. Оториноларингологическое отделение (кабинет).

4.10. Неврологическое отделение (кабинет).

4.11. Кардиологический кабинет.

4.12. Ревматологический кабинет.

4.13. Эндокринологический кабинет.

4.14. Кабинет инфекционных заболеваний.

4.15. Женская консультация.

4.16. Врачебные здравпункты.

4.17. Фельдшерские здравпункты.

4.18. Отделение восстановительного лечения.

4.18.1. Физиотерапевтическое отделение (кабинет).

4.18.2. Кабинет лечебной физкультуры.

4.18.3. Кабинет механотерапии.

4.18.4. Кабинет трудотерапии.

4.18.5. Кабинет логопедии, психологии.

4.19. Отделение скорой помощи.

4.20. Процедурный кабинет.

5. Вспомогательные диагностические отделения.

5.1. Рентгеновское отделение (кабинет).

5.2. Лаборатория.

5.3. Отделение (кабинет) функциональной диагностики.

5.4. Эндоскопический кабинет.

6. Кабинет для оформления медицинской документации.

7. Кабинет учета и медицинской статистики.

8. Административно-хозяйственная часть.

Успех любого медицинского учреждения во многом зависит от уровня управления. Особое значение имеет четкое определение функциональных обязанностей всех должностных лиц, работающих в поликлинике, от санитарки до главного врача.

Поликлиникой на правах единоначалия руководит главный врач. На должность главного врача назначаются наиболее квалифицированные врачи, имеющие организаторские способности и навыки. Главный врач назначается органом здравоохранения, в ведении которого находится поликлиника. Главный врач несет полную ответственность за врачебно-профилактическую, организационную, административно-хозяйственную и финансовую деятельность в поликлинике; проводит подбор и укомплектование поликлиники кадрами врачей, медицинских сестер, санитарок, административным и хозяйственным персоналом; планирует работу поликлиники и готовит резерв руководителей подразделений поликлиники.

Главный врач организует и контролирует:

— лечебно-диагностическую и профилактическую деятельность поликлиники;

— диспансеризацию населения;

— своевременное проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в прикрепленном районе;

— соблюдение врачебным персоналом установленного порядка выдачи больничных листов;

— повышение квалификации медицинского персонала;

— вовлечение врачей в научно-исследовательскую работу;

— правильность ведения документации;

— учет и хранение сильнодействующих средств и ядовитых веществ, рецептурных бланков на них в соответствии с действующими инструкциями;

— обеспечение поликлиники медицинским оборудованием, инструментами, хозяйственным и мягким инвентарем;

— регулярный анализ деятельности всех подразделений поликлиники, состояния инфекционной и общей заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

— финансово-хозяйственную деятельность поликлиники.

Главный врач утверждает планы повышения квалификации врачебного и среднего медицинского персонала, врачебных конференций, семинарских занятий; устанавливает распорядок работы поликлиники, утверждает графики работы персонала.

В обязанности главного врача входят прием на работу и увольнение медицинского и административно-хозяйственного персонала поликлиники, а также поощрение хорошо работающих, инициативных сотрудников и привлечение к дисциплинарной ответственности работников, нарушающих трудовую дисциплину, не выполняющих свои обязанности.

Главный врач совместно с главный бухгалтером составляет смету поликлиники, являясь распорядителем кредитов, контролирует правильность исполнения бюджета и обеспечивает экономное и рациональное расходование средств, сохранность материальных ценностей; обеспечивает правильное составление и своевременное представление в соответствующие инстанции статистических, медицинских и финансовых отчетов, своевременное рассмотрение жалоб и заявлений населения и принимает по ним необходимые меры.

Главный врач отвечает за санитарное состояние, противопожарную безопасность здания и территории поликлиники, за технику безопасности и охрану труда. Главный врач инициирует деятельность наиболее 'активных членов трудового коллектива на разработку и реализацию перспективных планов развития учреждения в целом и его подразделений. В ряде случаев уже сегодня главные врачи руководят работой по разработке бизнес-планов поликлиник.

Вторым лицом в поликлинике является заместитель главного врача по лечебной работе, который назначается главным врачом из наиболее квалифицированных, обладающих организаторскими способностями, врачей. В отсутствии главного врача он исполняет его обязанности.

Заместитель главного врача по медицинской части отвечает за всю медицинскую деятельность поликлиники. Он организует и контролирует правильность и своевременность обследования и лечения больных в поликлинике и на дому; следит за постоянным внедрением в практику работы врачей современных, наиболее эффективных методов профилактики, диагностики и лечения больных, новых организационных форм и методов работы передовых медицинских учреждений. Он обеспечивает преемственность в обследовании и лечении больных между поликлиникой и стационарами; организацию госпитализации больных, нуждающихся в стационарном лечении.

Под руководством заместителя главного врача проводится вся профилактическая работа поликлиники — плановые и целевые профилактические осмотры прикрепленных контингентов; своевременное проведение профилактических прививок населению; санитарно-просветительная работа, проведение диспансеризации населения.

Заместитель главного врача обеспечивает выполнение плана повышения квалификации медицинского персонала; направляет на стажировку в стационары, на курсы усовершенствования и специализации; организует различные семинары, научно-практические конференции и реферативные обзоры, лечебно-контрольные комиссии с обсуждением состояния лечебно-диагностической работы, расхождений диагнозов и врачебных ошибок, работу кабинета медицинской статистики.

Прямым помощником заместителя главного врача по медицинской части является главная (старшая), медицинская сестра, которая организует и контролирует работу среднего медицинского персонала поликлиники, выполнение им своих функциональных обязанностей. Главная (старшая) медицинская сестра поликлиники:

— осуществляет рациональную расстановку и использование среднего и младшего медицинского персонала, а также составление графиков работы и отпусков;

— обеспечивает четкую работу регистратуры, справочно-информационной службы, процедурного и других лечебных кабинетов, работающих без врачей;

— осуществляет контроль за соблюдением дисциплины и направляет работу младшего и среднего медицинского персонала на поддержание надлежащего уровня культуры в обслуживании больных и выполнение врачебных назначений;

— контролирует учет, распределение, расходование и использование медицинского инструментария, медикаментов, бактериальных препаратов, перевязочного материала, а также хранение и учет сильнодействующих ядовитых медикаментов, ведение медицинской документации;

— всемерно содействует внедрению мероприятий по научной организации труда;

— составляет планы повышения квалификации средних и младших медицинских работников, организует и контролирует их выполнение.

Ответственным лицом в поликлинике является заместитель главного врача по административно-хозяйственной части, который назначается и увольняется главным врачом поликлиники.

В его обязанности входит:

— руководство всей административно-хозяйственной деятельностью поликлиники;

— проведение текущего и капитального ремонта поликлиники;

— организация и руководство снабжением, контроль за бесперебойным обеспечением электроэнергией, горячей водой, отоплением.