logo search
etika_otvety_Avtosokhranenny

Сущность и проблемы современной медицинской деонтологии.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ:

1. Взаимоотношения врача и пациента. Права пациента.

2. Эксперименты на человеке.

3. Эвтаназия (активная и пассивная).

4. Аборт.

5. Новые репродуктивные технологии.

6. Генетика, генная технология, клонирование.

7. Трансплантация систем и органов.

8. Психиатрия, права душевнобольных.

9. Анализ концепции социальной справедливости и определение политики в области здравоохранения.

 Сегодня выделяют следующие модели медицинской деонтологии:

  1. модель Гиппократа («не навреди»), где сформулированы принципы врачевания и обязанности врача перед пациентом;

  2. модель Парацельса («делай добро»), где основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духов­ный контакт врача с пациентом, на основе которого строится весь лечебный процесс;

  3. деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»), в основе которой лежит принцип «соблюдения долга» соблюдение установленного медицинским сообществом набора правил;

  4. биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»), где остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдения прав пациента

  5. модель информированного согласия, в которой первостепенное значение имеет право пациента на информацию, необходимую для согласия в условиях современной медицины, насыщенной разнообраз­ной аппаратурой и повышенной уязвимостью пациента, когда благодеяние врача вопреки воле и желанию пациента считается недопустимым. Причём под информированным согласием понимается добровольное принятие па­циентом курса лечения или терапевтической процедуры после предоставления врачом адекватной информации. Состояние этико-правового регулирования биомедицинских исследований и деятельности биоэтических комитетов в Республике Беларусь.

Соблюдение принципов биомедицинской этики в обращении с телами умерших и анатомическими препаратами. Понятие «анатомический дар». Недопустимость деперсонализации умерших. Ответственное отношение к телу умершего человека.

Анатомический дар - добровольное пожертвование дееспособным лицом тканей и (или) органов (частей органов) как при жизни, так и после его смерти, осуществляемое лицом посредством надлежаще оформленного договора или завещания. В качестве анатомического дара, помимо завещанных тканей и (или) органов (частей органов), признаются также трупы лиц, не опознанные и не востребованные в течение сорока пяти дней со дня их обнаружения.

В группу этических норм обращения с телами и органами умерших, используемых в образовательных целях, входят исторические этические традиции в анатомии и новые этические требования, предъявляемые биоэтикой. К числу основных принципов относят: признание каждого человека личностью, уважение достоинства и автономии личности при использовании тела мертвого человека для обучения. На практике это означает соблюдение следующих норм:

– передача тела умершего в медицинские учреждения образования должна совершаться на основе права и быть альтруистичной;

– соблюдение уважительного отношения к телу умершего при исследовании вскрытого тела, изготовлении и изучении анатомических препаратов;

– недопущение деперсонализации умерших;

– достойное погребение останков.

Проявление уважения к личности человека состоит также в исключении деперсонализации тела и принадлежащих ему тканей, отторгнутых при выполнении препарирования. Деперсонализация предотвращается тщательным ведением учетной документации и контролем за сохранностью маркировки. Удаленные в процессе препарирования ткани собираются в персональные для каждого трупа емкости и хранятся до захоронения. Останки, ставшие непригодными для обучения, подлежат захоронению с надлежащим оформлением места захоронения