Медицинская информация как канал коммуникации в реализации основных задач здравоохранения.
При взаимодействии организации с ее внешней средой, важен выбор наиболее эффективного канала доступа внешних коммуникаций Например, в случае проведения рекламной кампании для товаров повседневного спроса целесообразно использовать телерекламу, а для продвижения банковских услуг лучше всего размещать информацию в журналах.
межличностные коммуникационные каналы: – канал непосредственного общения лицом к лицу; |
Лучше всего подходит для передачи неоднозначных сообщений, нуждающихся в разъяснениях, а также нестандартных, информационно-емких сообщений. |
– интерактивный коммуникационный канал; | Телефон, электронные виды связи ускоряют коммуникацию, это наиболее быстрые каналы. Подходят для информационно-емких сообщений, но несколько менее объемных и многозначных, чем в предыдущем канале. |
– личные письменные коммуникационные каналы; – безличные письменные коммуникационные каналы | Записки, письма и т.п. – подходят для относительно емких, но не перегруженных информационно сообщений. Отчеты, бюллетени и т.п. – подходят для рутинных, четких, простых сообщений |
|
|
- Оглавление
- Ассистируемое самоубийство. Самоубийство и проблема моральной ответственности.
- Биотехнология, биобезопасность и генетическая инженерия: к истории вопроса.
- Биомедицинская этика, основные принципы и правила. Исторические этапы развития медицинской этики. Особенности профессиональной этики врача.
- Врач и общество: социальная ценность деятельности врача, профессиональное совершенствование врача, душевные качества и образ врача, врач и экономические интересы государства.
- Врач и пациент. Врачебная тайна. Врачебные ошибки
- Взаимоотношения медицинских работников «врач – врач», «врач – медицинская сестра» и др. Моральный климат медицинского коллектива.
- Виды коммуникаций медицинских работников.
- 1.По субъектам и средствам коммуникаций:
- 2.По форме общения:
- 3.По каналам общения:
- 4.По организационному признаку (по пространственному расположению каналов):
- 5.По направленности общения:
- Вызовы коммуникации в сфере здравоохранения
- Вербальные и невербальные средства общения.
- Добро и зло и специфика их проявления в медицинской практике. Добро и зло в конкретных ситуациях морального выбора. Максимизация добра и минимизация зла как цель врачевания.
- Индивидуальное и групповое обучение. Стили и методы обучения.
- Комитеты по биомедицинской этике как форма институциализации биоэтики. Основные функции и направления работы биоэтических комитетов.
- Комитеты (комиссии) по вопросам медицинской этики и деонтологии в Республике Беларусь как форма институциализации биоэтики: основные функции и направления работы.
- Контроль над воспроизводством: этический аспект. Моральные проблемы контрацепции. Принудительная и добровольная стерилизация.
- Контрацепция, стерилизация и религиозная мораль. Моральные проблемы использования эмбриональных стволовых клеток.
- Коммерциализация материнства, разрыв родственных связей, возможность психических травм для суррогатной матери и ребенка.
- Конфликты в медицинском коллективе. Пути разрешения конфликта: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, устранение причины конфликта.
- Коммуникации в деятельности медицинских работников.
- Коммуникативные барьеры в процессе общения.
- Каналы коммуникации в здравоохранении.
- Международные принципы медицинской этики. Международный кодекс медицинской этики. Клятва Гиппократа: основные идеи и причины расхождения с современной медициной.
- Международный опыт создания и деятельности этических комитетов: американские и европейские модели. Стандартные операциональные процедуры в деятельности этических комитетов.
- Моральный этикет медицинского работника: правила внутренней культуры, правила внешней культуры поведения.
- Медико-организационные аспекты паллиативной медицины оказываемой в хосписах, в отделениях паллиативной помощи многопрофильных больниц и онкологических диспансерах.
- Моральный выбор в медицинской практике. Понятие врачебного риска. Моральная ответственность врача. Мера ответственности врача.
- Морально-этические основы помощи людям, живущим с вич/спид. Этические нормы лечения вич-инфицированных детей. Недопустимость дискриминации и стигматизации людей, живущих с вич/спид.
- Моральный аспект использования абортивного материала в фетальной терапии и косметологии.
- Моральные проблемы получения и использования генетической информации. Генетическое консультирование, тестирование, скрининг. Генетический диагноз.
- Мифологизация общественного сознания.
- Методы, способствующие убеждению пациентов в соблюдении режима лечения и приверженности к нему. Некоторые причины несоблюдения лечебного плана (врачебных назначений).
- 1. Информирование пациента о заболевании и лечении:
- 2. Подбор индивидуального режима терапии:
- 4. Обеспечение социальной поддержки:
- 5. Взаимодействие с другими специалистами:
- Методы формирования навыков коммуникации
- Модели коммуникации здоровья (терапевтическая модель коммуникации, модель «представления о здоровье», интеракционная модель, модель объяснения).
- Медицинские коммуникации и консультирование.
- Медицинская информация как канал коммуникации в реализации основных задач здравоохранения.
- Медицинское интервью и базовые коммуникативные навыки его проведения.
- Независимая биоэтическая экспертиза: обоснование и формы проведения.
- Национальные, региональные, клинические этические комитеты и комиссии; их субординация, состав, принципы организации и функционирования.
- Основные правила биомедицинской этики: правдивость, конфиденциальность, информированное согласие.
- Основные правила биомедицинской этики. Право пациента на получение правдивой информации. Правило конфиденциальности в условиях специализации и компьютеризации современной медицины.
- Особенности профессиональной этики. Медицинская этика как разновидность профессиональной этики.
- Опыт правового регулирования безопасности генно-инженерной деятельности в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь «о безопасности генно-инженерной деятельности».
- Основные модели взаимоотношений в системе «врач-пациент». Медико-этические особенности профессионального общения врачей с пациентами на различных этапах оказания медицинской помощи.
- Организация коммуникационного процесса. Элементы и этапы процесса коммуникации.
- Особенности коммуникации с больными детьми. Взаимоотношения медицинских работников с родителями больного ребенка.
- Взаимоотношения медицинских работников с родителями больного ребенка.
- Особенности коммуникации с престарелыми пациентами. Особенности общения в домах престарелых.
- Особенности психологии общения в домах престарелых.
- Особенности коммуникации в паллиативной медицине.
- Этические принципы паллиативной медицины
- Основные принципы информационно-образовательной работы с пациентами. Дистанционное образование. Традиционное обучение. Интерактивное обучение.
- Основные правила создания презентации.
- Организация и участие в мероприятиях по проведению Всемирных Дней здоровья.
- Правовое регулирование биомедицинских исследований с участием человека. Этические аспекты проведения биомедицинских исследований с участием уязвимых групп населения.
- Проведение клинических испытаний лекарственных средств, медицинских изделий.
- Профессиональные кодексы, хартии, декларации медицинских работников и их влияние на профессиональную этику медицинского работника. Клятва врача Республики Беларусь.
- Профессиональный риск медицинских работников.
- Правовая и социальная защита лиц, живущих с вич/спид. Спид как ятрогения. Скрининг донорской крови.
- Принудительная госпитализация и добровольное информированное согласие психически больных. Недопустимость насильственного применения некоторых лечебных процедур.
- Проблемы клонирования. Репродуктивное и терапевтическое клонирование. Моральные проблемы клонирования человека.
- Проблемы врачебных ошибок и ятрогений в деятельности медицинских работников. Причины и классификация ятрогенных заболеваний.
- Проблемы коррупции во врачебной деятельности. Приоритет нравственных ценностей над экономическими интересами.
- Принципы эффективной коммуникации в сфере здравоохранения (нейтральная, компетентная, этичная, достоверная, равноправная).
- Принципы дифференцированных коммуникативных подходов к пациентам с учетом психофизических особенностей конкретного индивида и биоэтических проблем современности.
- Поведенческие и коммуникативные навыки общения с пациентами со злокачественными новообразованиями, вич-инфекцией и другими социально-значимыми заболеваниями.
- Сущность и проблемы современной медицинской деонтологии.
- Свобода как моральное самоопределение и моральная автономия личности. Свобода в профессиональной деятельности врача. Моральная и юридическая свобода врача.
- Суицидальный риск в паллиативной медицине.
- Соотношение риска и пользы в исследовании. Концепция «минимального риска». Этические проблемы медицинских исследований на здоровых добровольцах, пациентах, эмбрионах, детях и др.
- Спид и профессиональный риск медицинских работников.
- Страдание и сострадание. Страдание и боль. Эмоциональное и рациональное в сострадании. Формы проявления сострадания. Милосердие.
- Стволовые клетки: типы, источники, этические аспекты использования.
- Суррогатное материнство. Закон Республики Беларусь «о вспомогательных репродуктивных технологиях».
- Специфика врачебной тайны в психиатрии (групповая психотерапия, разговоры о пациентах во внеслужебной обстановке и т.Д.).
- Возможность раскрытия информации третьим сторонам (в целях исследования, страхования или семейной терапии). Злоупотребления в психиатрии.
- Судебно-психиатрическая экспертиза. Этические проблемы современной психотерапии.
- «Синдром эмоционального выгорания» у медицинских работников.
- Современные технологии информирования населения и пациентов.
- Скрипты и техники коммуникации.
- Способы коммуникации (практические способы адаптации текста и информационных сообщений).
- Технология публичных выступлений.
- Условия успешного консультирования.
- Формирование навыков межличностного общения (активное слушание, ведение беседы, типы вопросов, обратная связь).
- Факторы повышения коммуникативной активности.
- Этические аспекты проведения биомедицинских экспериментов с участием уязвимых групп населения. Проблема получения согласия на основе полной информации в развивающихся странах.
- Этические нормы использования животных в биомедицинских исследованиях. Концепция «трех r» в экспериментах с привлечением животных.
- Этические аспекты использования генно-инженерных технологий и проведения биомедицинских исследований.
- Этико-правовое регулирование новых репродуктивных технологий в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь «о вспомогательных репродуктивных технологиях» (2012).
- Этико-деонтологические проблемы взаимодействия медицинских работников с пациентами с различными нозологическими формами заболеваний.
- Этические аспекты лечения хронической боли. Качество жизни умирающего. Поддержка близких умирающего больного.
- Эвтаназия. Исторические воззрения на эвтаназию. Формы эвтаназии: активная, пассивная, добровольная, недобровольная.
- Этические проблемы искусственного аборта. Основные моральные позиции по отношению к искусственному аборту: консервативная; умеренная; либеральная.
- Экстракорпоральное оплодотворение. Манипулирование эмбрионами, проблема «лишних» эмбрионов, риск многоплодной беременности, редукция эмбрионов, здоровье детей.
- Этические проблемы пренатальной диагностики. Проблема обоснованного риска при выборе диагностической процедуры. Морально обоснованный выбор в условиях неопределенности диагноза.
- Этические и правовые аспекты трансплантологии
- Этика реаниматологии. Жизнеподдерживающее лечение и отказ от него. Этические дилеммы, связанные с окончанием человеческой жизни.
- Этико-деонтологические принципы в онкологии. Правило правдивости в онкологической деонтологии. Деонтологический подход к родственникам онкологического больного. Причины отказа от лечения.
- Этические проблемы восстановительной хирургии. Гермафродизм и транссексуальность: медицинские, этические, юридические проблемы.