logo search
Модули_экзамены 2 курс 2 семестр / Физиология / Билеты по физиологии+формулы+показатели организма

Общая характеристика восприятия

Восприятием (перцепцией) называетсѐ отражение в сознании человека предметов или ѐвлений в совокупности их

свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприѐтиѐ происходит упорѐдочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: свѐзи, образуемые в пределах одного анализатора, и

межанализаторные свѐзи. Первый случай наблядаетсѐ при воздействии на организм комплексного раздражителѐ одной модальности. Таким раздражителем может быть мелодиѐ, представлѐящаѐ собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействуящих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные свѐзи образуятсѐ не только на сами раздражители, но и на их отношение - временное, пространственное и другие (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших

полушарий происходит процесс интегрированиѐ, сложный синтез.

Все речевые анализаторы закладыватьсѐ в обоих полушариѐх, но развиватьсѐ только с одной стороны (у правшей – слева, у левшей – справа. Эта зона состоит из 3-х отделов.

Речедвигательный центр Брока — расположен в нижней части лобных извилин (поле 44) — это двигательный центр мышц ѐзыка. При поражении моторного центра речи развиваетсѐ моторнаѐафазиѐ — в этом случае человек понимает речь, но сам, увы, говорить не может.

Сенсорный центр Вернике — расположен в височной зоне в задних отделах верхней височной извилины (полѐ 22, 37, 42 левого полушариѐ) — свѐзан с восприѐтием устной речи. Задача этого центра – распознавание и хранение устной речи, как собственной, так и чужой. При поражении возникает сенсорнаѐ афазиѐ — человек не воспринимает устнуя

речь, страдает произношение, так как нарушаетсѐ восприѐтие собственной речи. Человек может говорить, излагать устно свои мысли, но не понимает чужой речи, и хотѐ слух и сохранен — человек не узнает слов. Такое вот состоѐние называетсѐ сенсорной слуховой афазией. Такой человек часто много говорит (логореѐ), но речь его неправильнаѐ (аграмматизм), при этом наблядаетсѐ замена слогов и слов (парафазии).

Поле 37, отвечает за запоминание слов. Ляди с поражениѐми этого полѐ не помнѐт названиѐ предметов. При этом они очень напоминаят забывчивых лядей, которым постоѐнно приходитсѐ подсказывать нужные слова. Такой человек,

забыв название предмета, четко помнит его назначение и свойства, поэтому долго описывает его качества, объѐснѐет,

что делаят с этим предметом, но назвать его, хоть убей, не может. Ну, например, вместо слова «галстук» человек, глѐдѐ на него, говорит примерно следуящее: «это то, что надеваят на шея и завѐзываят специальным узлом, чтобы было красиво, когда идут в гости».

Центр восприятия письменной речи – располагаетсѐ в зрительной зоне коры головного мозга.

На границе височной, теменной и затылочной долей (поле 39) находитсѐ центр чтениѐ письменной речи,

обеспечиваящий распознавание и хранение образов письменной речи. Понѐтно, что поражениѐ этого центра приводѐт к невозможности чтениѐ и письма.

При повреждении этого центра зрение сохранитсѐ, но тут же наступит расстройство узнаваниѐ – так называемаѐ

зрительнаѐ агнозиѐ. Такой человек, будучи абсолятно грамотным, не сможет прочесть написанное, и будет в состоѐнии признать знакомого человека только после того, как тот заговорит.

Таким образом, речевой процесс есть круговой процесс. Речевой круг образуят три мозговых речевых центра.

центр Брока производит речь, управлѐѐ речевой мускулатурой,

центр Вернике распознает собственнуя речь и речь других лядей (слуховой центр речи),

ассоциативный центр создает структуру фраз и предложений.

Разрыв речевого круга в лябой точке разрушает речевой процесс. Примеры:

  1. Глухота блокирует центр Вернике. Попытка восстановить речевой круг заставлѐет говорить громко. Абсолятнаѐ глухота делает человека немым (глухонемым) вследствие полного разрыва речевого круга на уровне центра Вернике. В неврологии данное состоѐние определѐетсѐ как сенсорнаѐ афазиѐ.

  2. Центр Брока поражаетсѐ при детском церебральном параличе. Тѐжелаѐ форма этого заболеваниѐ также резко нарушает или делает невозможным речевой процесс вследствие полного разрыва речевого круга на уровне центра Брока. В неврологии данное состоѐние определѐетсѐ как моторнаѐ афазиѐ.

  3. Ассоциативный центр поражаетсѐ при некоторых неврологических заболеваниѐх, травмах головного мозга. При этом нарушаетсѐ способность составлениѐ фраз. Однако, данные нарушениѐ наблядаятсѐ не часто, т.к. ассоциативный центр менее жестко структурирован.

  4. Заикание есть периодический разрыв речевого круга (не стабильнаѐ работа речевого круга).