logo
Модули_экзамены 2 курс 2 семестр / Физиология / Билеты по физиологии+формулы+показатели организма

Биологическая роль условных рефлексов. Условия их образования. Виды условного торможения и его физиологическое значение.

Условные рефлексы (УР) - это индивидуально приобретённые в процессе жизнедеятельности реакции организма на раздражение. Создатель учения об условных рефлексах И.П. Павлов называл их временной связью раздражителя с ответной реакцией, которая образуется в организме при определённых условиях. Свойства условных рефлексов:формируются в течение всей жизни в результате взаимодействия индивида с внешней средой;не отличаются постоянством и без подкрепления могут исчезать;не имеют постоянного рецептивного поля;не имеют постоянной рефлекторной дуги;для возникновения условнорефлекторной реакции не требуется действие специфического раздражителя.УР образуются только при определённом сочетании свойств раздражителя и внешних условий. Для выработки условного рефлекса используется сочетание индифферентного или условного раздражителя и подкрепляющего безусловного. Индифферентным называется такой раздражитель, который в естественных условиях не может вызвать данную рефлекторную реакцию, а безусловным - специфический раздражитель, который всегда вызывает возникновение этого рефлекса. Для выработки условных рефлексов необходимы следующие условия:действие условного раздражителя должно предшествовать воздействию безусловного;необходимо многократное сочетание условного и безусловного раздражителей;индифферентный и безусловный раздражители должны иметь сверхпороговую силу;в момент выработки условного рефлекса должны отсутствовать посторонние внешние раздражения;ЦНС должна быть в нормальном функциональном состоянии.

Условно-рефлекторная деятельность начинает формироваться сразу после рождения. Плачущего ребенка берут на руки, и он замолкает, делает изучающие движения головой, предвосхищающие кормление. В первое время рефлексы формируются медленно, с трудом. С возрастом развивается концентрация возбуждения, или начинается иррадиация рефлексов. По мере роста и развития, приблизительно со 2—3-й недели, происходит дифференцирование условных рефлексов. У 2—3-месячного ребенка наблюдается довольно выраженное дифференцирование условно-рефлекторной деятельности. И к 6 месяцам у детей возможно образование рефлексов со всех воспринимающих органов. В течение второго года жизни у ребенка еще более совершенствуются механизмы образования условных рефлексов