logo search
УЧЕБНИК

Глава 2 основные этапы развития здравоохранения в россии

История развития отечественного здравоохранения начинается с Древней Руси. Со времени принятия христианства на Руси стала складываться общественная система призрения, основанная на милосердии в благотворительности. Пришедшие на Русь из Византии монахи принесли с собой представление о врачевании и об общественном призрении как прерогативе церкви. На протяжении многих веков церковь и монастыри были средоточием социальной помощи «сирым и убогим», увечным и больным.

При монастырях же были созданы в XI веке первые больницы в Переяславле, Киеве, позднее в Новгороде, Смоленске, Львове и других городах.

В Московском государстве появились элементы государственного здравоохранения. Был учрежден специальный орган управления медицинским делом — Аптекарский приказ (1620 г.). Созданный первоначально с целью обеспечения лечебной помощью царского двора, уже к середине XVII в. он превратился в крупное общегосударственное учреждение. В функции Аптекарского приказа входило: руководство аптеками, аптекарскими огородами, организацией сбора лекарственных растений; создание медицинской службы в армии; организация временных госпиталей; приглашение на службу иностранных врачей и наблюдение за работой врачей, подготовка врачей; перевод медицинских книг на русский язык; освидетельствование здоровья различных лиц. В задачу Аптекарского приказа входило и проведение мероприятий по борьбе с эпидемиями. Среди этих мер были простейшие карантинные мероприятия, введение правил захоронения умерших; извещение царского двора о случаях «повальных болезней», сжигание зараженных предметов.

В XVIII в. в России произошли многие преобразования в медицине, часть из них была инициирована Петром I: уделялось внимание мерам по сохранению здоровья солдат и матросов, издавались указы о соблюдении гигиены в войсках и на кораблях, о предупреждении заразных болезней в армии, об улучшении помощи больным и раненым, о создании военных госпиталей и богаделен, организации госпитальных школ и др.

В XVIII в. Россия по-прежнему являлась единственной страной, в которой существовал единый орган управления медицинским делом. В 1721 г. создается Медицинская канцелярия - преемница Аптекарского приказа. Во главе Медицинской канцелярии стоял архиятр. Должность эту занимали многие известные врачи, но особенно результативной была деятельность на этом посту врача-реформатора П.З.Кондоиди. В 1763 г. Медицинская канцелярия была преобразована в Медицинскую коллегию во главе с президентом — не врачом.

В 1775 г. произошла реформа гражданского управления, в губерниях были созданы приказы общественного призрения. Одной из главнейших их обязанностей было открытие больниц, аптек, богаделен, сиротских домов, смирительных домов для душевнобольных. В эти годы значительно расширяются типы учреждений. Кроме военных госпиталей создаются гражданские больницы (в 1763 г. — Павловская и в 1776 г. — Екатерининская больницы в Москве, в 1779 г. — Обуховская больница в Петербурге). Создаются учреждения для призрения психических больных (больницы или отделения). Открываются государственные и частные аптеки, курорты (первый — по указу Петра I в 1719 г. в Олонецком крае), организуются родовспомогательные заведения. Для проведения вариоляции (профилактика оспы) создаются «оспенные» дома.

Несмотря на крайне недостаточное число госпиталей и больниц, скудость средств, отпускаемых на их содержание, малочисленность медицинского персонала, все же этот период можно рассматривать как начало организации больничного дела, причем практически для каждого типа учреждений, особенно для аптек и госпиталей, неоднократно вырабатывались регламенты их деятельности.

С усилением господства — абсолютной монархии — благотворительное движение становится все более светским из-за государственной политики финансового и правового ограничения монастырей и храмов, а также поощрения частной благотворительности дворянского сословия. В период всего XVIII века милосердие и благотворительность постепенно принимали организованные формы. Управление и финансирование благотворительных учреждений осуществлялось государством, частными лицами и церковью.

В начале XIX в. по примеру стран Западной Европы в России произошла реформа государственного аппарата, которая привела к созданию министерств по различным отраслям народного хозяйства. Но министерства здравоохранения по этой реформе не предусматривалось ни в одной стране. В России в 1803 г. был создан медицинский департамент в составе Министерства полиции (в 1819г. объединенного с Министерством внутренних дел). Началась децентрализация управления медико-санитарным делом, и прогрессивные традиции были практически утрачены.

Характерной особенностью этого периода явилось создание специализированных больниц — глазных, детских, для психических и венерологических больных. В 1803 г. в Петербурге и Москве были открыты Мариинские больницы для бедных, названные по имени императрицы Марии Федоровны (супруги императора Павла I), которая стала основательницей своеобразного Ведомства учреждений императрицы Марии, сосредоточившем в себе воспитательные дома, приюты для слепых, глухих, увечных, ряд больниц в другие учебно-воспитательные и лечебные учреждения. Во второй половине XIX в. это Ведомство имело статус Министерства. В этот период стала развиваться амбулаторная помощь, при больницах начали функционировать амбулатории; в 1854 г. в Петербурге была создана Максимилиановская лечебница для приходящих больных, находящаяся под попечительством Максимилиана Ляхтенбергского, а затем великой княгини Елены Павловны, консультантами лечебницы были известные врачи, в том числе и Н.И.Пирогов.

Большинство учреждений существовало на частные и благотворительные пожертвования. Наиболее крупным благотворительным обществом в России было Ведомство учреждений императрицы Марии. Параллельно и независимо от него действовало Императорское человеколюбивое общество и ряд других. Кроме того, формировалась сословная благотворительность. Каждое сословие на правах самоуправления заботилось об оказании помощи своим нетрудоспособным гражданам. В соответствии с этим открывались дворянские, купеческие, ремесленные, епархиальные благотворительные учреждения и заведения военного ведомства; продолжали существовать частные благотворительные учреждения.

Во второй половине XIX — начале XX вв. медицина становится подлинно научной дисциплиной благодаря использованию достижений физики, химии, техники, биологии. Были сделаны крупные открытия, перевернувшие взгляды ученых на причины, диагностику, лечение и профилактику, патогенез заболеваний. Однако большие успехи научной медицины не привели к улучшению состояния здоровья населения. Многочисленные социально-гигиенические исследования, проведенные в эти годы, свидетельствуют о широком распространении эпидемических заболеваний и социальных болезней. Показатель общей смертности в России в 1913г. составил 29,1 на 1000 населения, особенно высоким уровнем отличалась младенческая смертность — 270 на 1000 родившихся.

Отмечался низкий уровень санитарного состояния страны. К 1917 г. из примерно 800 городов только в 215 был водопровод, из них 145 не имели очистных сооружений, канализацией были обеспечены 23 города. Многие города не имели постоянной санитарной организации. К 1913 г. на всю Россию насчитывалось 208 тыс. больничных коек (13 коек на 10000 жителей), работали 23 тыс. врачей (1,8 врача на 10000 жителей) и около 50 тыс. средних медицинских работников. Основное число врачей и медицинских учреждений было сосредоточено в городах.

В эти годы распыленность медико-санитарного дела еще более усилилась. Наиболее значительное число медицинских учреждений было подчинено медицинское департаменту Министерства внутренних дел и Министерству государственных имуществ. В сферу забот этих министерств не входила работа врачей и лечебных заведений Военного и Морского министерств, Удельного ведомства, Министерства императорского двора, Министерств народного просвещения, путей сообщения, торговли в промышленности, Ведомства учреждений императрицы Марии и др. Работа частнопрактикующих врачей лишь частично учитывалась Министерством внутренних дел, а работа вольнопрактикующих врачей совсем не попадала в поле их зрения.

Интересный опыт оказания поликлинической помощи населению был предпринят в Петербурге и связан с именем С.П.Боткина и видного санитарного деятеля Г.И.Архангельского. Большие эпидемии дифтерии и скарлатины 1880—1881 гг. потребовали разработки мер борьбы с эпидемиями (среди них одной из главных была организация общедоступной врачебной помощи для населения столицы как на дому, так и амбулаторно). Как гласный Государственной думы С.П.Боткин стал одним из организаторов при ней комиссии общественного здравия, которая в 1839 г. представила доклад об организации постоянной врачебной помощи неимущему населению Петербурга через думских врачей.

К 1885 г. весь Петербург был поделен на 25 участков, на каждом работал один врач. Постепенно стали выделяться специальные помещения и к 1916 г. в Петербурге было организовано 15 амбулаторий «думских» врачей, распространенных по всем районам города. В часы, незанятые приемом думских врачей, в амбулаториях вели приемы врачи-специалисты по глазным, кожным, хирургическим и зубным, ЛОР-заболеваниям, по туберкулезу. Деятельность думских врачей представляет первый опыт оказания медицинской помощи городскому населению по районному принципу (истоки современной участковости).

В конце 90-х годов начала создаваться специальная служба для оказания первоначальной медицинской помощи вне лечебных учреждений — опорой помощи. Часто созданию этой службы способствовали трагедии, сопровождавшиеся массой пострадавших. Так, в Москве скорая помощь была организована вскоре после Ходынской трагедии. В Петербурге в 1899 г. после очередного сильного наводнения было открыто 5 станций.

В нашей стране в 60-х годах XIX в. была впервые в мире организована система оказания медицинской помощи сельскому населению — земская медицина. В своем развитии земская медицина прошла 2 периода. I период начался в 1864 г., продолжался приблизительно 26 лет и характеризовался разъездной системой оказания медицинской помощи, малым числом врачей, в основном работали фельдшеры; недостаточным количеством учреждений; огромной территорией участка, приходящимся на одного врача; платной медицинской помощью. Организованная таким образом медицинская помощь была введена в 34 губерниях России.

Передовые врачи и общественные деятели приложили много сил, чтобы усовершенствовать созданную организацию и их стараниями 17 губерний вступили во II период земской медицины (90-е годы). С этого периода разъездная система сменяется стационарной, при которой врач из «неуловимого кочевника» превращается в прикрепленного к определенному медицинскому учреждению, что несомненно явилось важной вехой в деле улучшения медико-санитарной помощи сельскому населению. Была организована значительная сеть медицинских учреждений, помощь больному в зависимости от тяжести его состояния оказывалась на одном из этапов: фельдшерский пункт, сельская участковая больница, уездная больница, губернская больница. Медицинская помощь оказывалась бесплатно. Постепенно увеличивалось число врачей на селе, многие выдающиеся ученые вышли из среды земских врачей: П.И.Дьяконов, С.И.Спасокукоцкий, Н.И.Напалков, Н.Ф.Филатов и многие другие. Была организована сеть медико-статистических учреждений.

В эти годы сложился тип земского врача — носителя высоких нравственных качеств и общественных принципов. Земские врачи оказали огромное влияние на формирование и развитие лучших традиций отечественной медицины. Крупнейшие деятели земской медицины И.И.Моллесон, Е.А.Осипов, П.И.Куркин, П.А.Песков, Н.И.Тезяков, З.Г.Френкель, С.Н.Игумнов и др. обогатили санитарно-статистическую науку.

Таким образом, в рамках земской медицины были сформулированы и отработаны многие организационные принципы, важнейшие из них участковость, этапность и Создание санитарной организации, в состав которой входили уездный и губернский санитарный врач, уездный и губернский санитарный совет.

В начале XX в. рост промышленности, подъем революционного движения, выдвижение рабочими экономических требований, в том числе и по организации медицинской помощи, способствовали введению страховой медицины в России в рамках существовавшей фабрично-заводской медицины.

23 июня 1912 г. Правительством был принят закон о страховании рабочих в случае болезни и несчастных случаях. Организационную основу страховой медицины составляли больничные кассы, которые могли быть территориальными (общие) и профессиональными (при предприятиях). В состав касс входили и предприниматели, во многом определявшие политику и практическую деятельность этих учреждений. Средства больничных касс образовывались из взносов рабочих и из выплат промышленников. Максимум вычета с рабочих был равен 3% заработка; при большем числе участников кассы процент уменьшался Размер взносов владельца предприятия был определен в 2/3 суммы взносов, взимаемой с участников кассы.

Закон устанавливал, что лечение рабочих должно было производиться за счет владельцев предприятий, но содержание собственных больниц, даже при крупных заводах и фабриках, признавалось для предпринимателей необязательным.

Больничные кассы обеспечивали рабочих 3 видами пособий; болезнь и несчастный случай (от 25 до 75% заработка), роды (50—100%) и погребение в случае смерти застрахованного (100—150% месячного заработка).

Принятый закон, таким образом, был далек от совершенства и вызывал обоснованную критику. Система страхования распространялась только на рабочих, а их в России было немного. Кроме того, закон не распространялся на Сибирь, Дальний Восток и Туркестан. В общем, приблизительно только 15% рабочих подлежало страхованию.

После февральской революции 1917г. была попытка улучшить систему страхования рабочих. Закон от 17 июня 1917 г. вводил ряд нововведений и, прежде всего, предусматривал распространение страхования на все отрасли промышленности и на широкие слои рабочих. Но ничего нового не было принято по одному из основных пунктов о средствах больничных касс, здесь все оставалось по-прежнему.

Таким образом, к 1917 г. в России существовали государственные медицинские учреждения, ведомственные, частные и благотворительные учреждения.

Период становления советского здравоохранения (1917—1920 гг.)

С 1917 г. в нашей стране вопросы охраны здоровья стали государственной задачей, что обеспечивалось государственным руководством и финансированием служб здравоохранения и медицинской науки.

Тяготы революции, гражданская война, разруха, голод, несовершенная организация медико-санитарной помощи, недостаток врачей обусловили перечень неотложных задач этого периода: строительство новой системы организации медико-санитарной службы в Красной Армии; борьба с эпидемиями; привлечение медицинских работников к активной работе и создание необходимых учреждений для оказания медицинской помощи населению; охрана материнства и младенчества.

26 октября (8 ноября) 1917 г. при Военно-революционном комитете Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов был образован медико-санитарный отдел во главе с М.И.Барсуковым. Этому отделу поручалось начать реорганизацию медико-санитарного дела в стране, а также организовать медицинскую помощь восставшим.

Среди создаваемых в эти годы Комиссариатов не было специального Комиссариата здравоохранения, но в различных Комиссариатах организовывались медицинские коллегии. 24 января 1918 г. декретом СНК РСФСР медицинские коллегии всех Комиссариатов были объединены в Совет врачебных коллегий, который стал высшим медицинским органом в стране. Председателем Совета врачебных коллегий был назначен А.Н.Винокуров, его членами стали Е.А.Артеменко, М.И.Барсуков, В.М.Бонч-Бруевич (Величкина), С.Ю.Багоцкий. И.С.Вегер, М.Г.Вечеслов. М.В.Головинский, С.И.Мицкевич, Е.П.Первухин. После переезда Советского правительства в Москву в марте 1918 г. в Совет вошли Н.А.Семашко, З.П.Соловьев, В.И.Русаков, А.П.Голубков, А.П.Кост, В.С.Вейсброд.

Состоявшийся 16—19 июня 1918 г. Всероссийский съезд Медико-санитарных отделов Советов по докладу З.П.Соловьева и В.М.Бонч-Бруевич принял решение о создании Народного Комиссариата здравоохранения, кроме того на съезде обсуждались насущные проблемы здравоохранения этого периода: «Об организации и задачах советской медицины на местах» (доклад Н.А.Семашко), «Об организации борьбы с эпидемиями в условиях Советской республики» (доклад А.Н.Сысина), «О страховой медицине» (И.В.Русаков и Г.В.Линдов).

11 июля СНК принял декрет «Об учреждении Народного комиссариата здравоохранения». Народным комиссаром здравоохранения был назначен Н.А.Семашко, его заместителем — З.П.Соловьев, в состав коллегии НКЗ вошли: В.М.Бонч-Бруевич (Величкина), А.П.Голубков, П.Г.Дауге, Е.П.Первухин.

На местах создавались медико-санитарные отделы Советов, которые проводили решения центральных органов в области здравоохранения на своих территориях.

Для организации медицинского обслуживания бойцов Красной Армии постановлением ВЦИК в октябре 1919г. был создан специальный комитет помощи раненым и больным красноармейцам. Большая роль в координировании всех вопросов принадлежит З.П.Соловьеву, в январе 1920 г. он возглавил Главное Военно-санитарное управление Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В 1919г. он избран председателем Исполкома Российского общества Красного Креста. Госпитальная база была приближена к местам боевых действий, была осуществлена мобилизация медицинских работников. Проводились специальные меры по борьбе с эпидемиями, особенно сыпного тифа, как в войсках, так и среди гражданского населения. Часто устраивались «недели чистоты», «банные недели». На железнодорожных и водных станциях организовывались санпропускники. Для больных сыпным тифом развертывались дополнительные койки. Массовая профилактическая помощь сочеталась с санитарным просвещением, для которого были найдены действенные формы.

Необходимо было налаживать оказание медицинской помощи рабочим. Основополагающее значение имел декрет ВЦИК от 22 декабря 1917 г. «О страховании на случай болезни», который обязывал больничные кассы оказывать застрахованным — рабочим, служащим и членам их семей — бесплатную помощь, что положило начало осуществлению принципа бесплатной, общедоступной и квалифицированной медицинской помощи трудящимся. Больничные кассы, располагавшие определенными средствами, создали ряд крупных амбулаторий, больниц и поликлиник. Таким образом, в первые месяцы Советской власти страховая медицина стала превращаться в «грандиозную организацию, о которой вряд ли мечтали страховые деятели прежней эпохи». Но просуществовала она недолго — до февраля 1919 г., так как вскоре после образования Наркомздрава руководители здравоохранения пришли к выводу, что все медицинские учреждения в стране должны быть только государственными.

В декабре 1918 г. была национализирована вся аптечная сеть, в Наркомздраве был организован фармацевтический отдел.

Несмотря не тяжелейшие условия рассматриваемого периода, именно в эти годы был провозглашен приоритет профилактической медицины, начат комплекс мероприятий по борьбе с социальными болезнями — туберкулезом, венерическими заболеваниями. В Наркомздраве была организована секция по борьбе с туберкулезом и подсекция по борьбе с венерическими заболеваниями. Начали создаваться лечебно-профилактические учреждения нового типа — диспансеры (противотуберкулезный и венерологический). В 1919 г. в Москве состоялся I Всероссийский съезд по борьбе - с социальными болезнями.

Здравоохранение в период 1921 — 1925 гг.

Эти годы проходили под знаком восстановления разрушенной медицинской сети. Число медицинских учреждений возрастало, в том числе увеличивалось и число диспансеров. В связи с введением НЭПа встала необходимость перестройки работы здравоохранения, исходя из новых условий. Большинство медицинских учреждений было переведено с государственного на местный бюджет, который не везде был достаточным. Это приводило к закрытию ряда учреждений и введению платы за лечение. Однако вскоре III Всероссийский съезд здравотделов провозгласил незыблемость основных принципов здравоохранения — государственный характер и бесплатность. К концу этого периода вновь начинает отмечаться рост количества медицинских учреждений не только в городах, но и в сельской местности.

Эпидемическая обстановка в стране продолжала оставаться сложной. В результате огромных усилий эпидемии удалось локализовать. В эти годы большое внимание уделялось борьбе с малярией: при Наркомздраве была организована в 1921 г. Центральная малярийная комиссия, а на местах — малярийные станции и пункты. В 1924 г. был издан специальный декрет СНК РСФСР «О мероприятиях по борьбе с малярией». Началась планомерная борьба с оспой, также закрепленная декретами: «Об обязательном оспопрививании» (октябрь 1924 г., как дополнение к декрету 1919г.), обязывающий проводить ревакцинацию. Важное значение имел декрет «О мерах по улучшению водоснабжения, канализации и ассенизации». В июне 1921 г. было издано постановление, согласно которому в Наркомздраве сосредотачивалось все дело санитарной охраны жилищ. Началась реализация лозунга «От борьбы с эпидемиями к оздоровлению труда и быта», провозглашенного V Всероссийским съездом здравотделов и знаменующего синтез лечебной и профилактической работы.

Значение широких оздоровительных мер, вовлечение трудящихся в работу по оздоровлению, санитарному просвещению подчеркнул III Всероссийский съезд Советов (1925 г. по докладу Н.А.Семашко). Именно в это время широкое распространение получили разнообразные формы участия населения и объединений трудящихся в работе лечебно-профилактических учреждений, оздоровлении условий труда и быта.

Особенно остро в эти года ощущался недостаток врачей и другого медицинского персонала. В связи с новыми условиями, задачами и содержанием советской медицины, а также привлечением в учебные заведения нового студенчества — детей рабочих и крестьянской бедноты, была проведена реформа медицинского образования. Стали открываться новые медицинские факультеты университетов. Особую роль в реорганизации медицинского образования сыграли кафедры социальной гигиены, способствующие внедрению профилактических начал в медицину, изучению социальных проблем медицины.

К концу этого периода наметились некоторые тенденции к улучшению состояния здоровья населения: сократилась заболеваемость и смертность от острозаразных болезней, общая смертность снизилась до 20,3 на 1000 населения, постепенно стала расти продолжительность предстоящей жизни.

Здравоохранение в довоенный период (1926—1940 гг.)

С началом первых пятилеток в экономической политике страны был взят курс на индустриализацию и коллективизацию. Форсированные индустриализация и экономический рост в условиях нехватки капиталов вели к увеличению разрыва между экономической и социальной сторонами развития. При значительном увеличении капиталовложений в промышленность доля расходов на социальную сферу и здравоохранение сокращалась.

Основным методом лечебно-профилактической помощи провозглашается диспансеризация. Одним из первых диспансерный метод стал внедряться в Московском здравоохранении, возглавляемом В.А.Обухом.

Активно он применялся в Ленинграде, Киеве и других крупных городах. Опыт диспансеризации этих лет имел положительное значение: диспансерный метод вышел за рамки социальных болезней и стал применяться во всех медицинских учреждениях. С другой стороны, в конце 20-х годов диспансерный метод пытались внедрять в неоправданно широких масштабах, что привело к теоретическим и практическим просчетам в проведении диспансерной работы, в значительной мере объясним недоучетом ограниченных возможностей материально-технической базы здравоохранения, недостатком медицинского персонала.

Жестокое проведение классово-политической линии стало определяющим принципом в организации медицинского обеспечения населения. Главной задачей органов здравоохранения являлось обслуживание промышленных рабочих и колхозного крестьянства.

Выступивший на VII Всероссийском съезде здравотделов (1930), с программным докладом нарком здравоохранения М.Ф.Владимирский, определил круг задач, требующих неотложного решения экономических проблем здравоохранения, рациональная организация медицинской помощи как важнейшего фактора повышения производительности труда, снижения потерь рабочего времени в связи с нетрудоспособностью по болезни и др. Большое значение придавалось планированию здравоохранения и медицинской науки. Особая роль отводилась здравпунктам на промышленных предприятиях. Много внимания уделялось борьбе с профессиональными заболеваниями и травматизмом.

Более основательно в эти годы решаются вопросы санитарного законодательства. Выходит ряд правительственных законов по санитарному делу: постановления СНК РСФСР «О санитарных органах республики» (1927), «Об учреждении Положения в санитарных органах республики» (1927). Результатом явилось установление повсеместно постоянного предупредительного и текущего санитарного надзора, четко определялись права и функции санитарных органов.

В конце 20-х годов появились новые учреждения — санитарно-эпидемиологические станции (СЭС) — органы сосредотачивающие мероприятия по борьбе с инфекционными и паразитарными болезнями, организующие работу по оздоровлению окружающей среды. В 1933 г. была создана Государственная санитарная инспекция для руководства работой органов санитарной инспекции на всей территории страны.

В 1930 г. происходит реформа медицинского образования, суть которой заключалась в реорганизации медицинских факультетов в самостоятельные медицинские институты и передаче их из Народного Комиссариата просвещения в НКЗ, что способствовало совершенствованию планирования приема и выпуска врачей, увеличению числа медицинских институтов, а, следовательно, и числа врачей (в 1928 г. — 70 тыс. врачей, в 1940 г. — 155,3 тыс.). Началось профильное обучение, в медицинских институтах организуются лечебный, санитарно-гигиенический и педиатрический факультеты. К 1940 г. в стране насчитывалось 72 медицинских вуза.

В 1934 г. наркомом здравоохранения РСФСР назначается Г.Н.Каминский, оставивший заметный след в истории советского здравоохранения. В июле 1936 г. был создан Народный Комиссариат Здравоохранения СССР и первым наркомом утверждается Г.Н.Каминский. Так была завершена централизация медико-санитарного дела в стране. В ведение НКЗ СССР перешли республиканские народные комиссариаты здравоохранения.

Одной из неотложных задач здравоохранения 30-х годов было улучшение внебольничной помощи и снижение заболеваемости населения.

Действовавший в стране, так называемый, остаточный принцип финансирования здравоохранения обусловил серьезное ослабление внимания к вопросам охраны здоровья и, как следствие, сокращение ассигнований, приостановку роста сети, уменьшение числа лечебно-профилактических учреждений. Начиная с 1934—1935 гг. сеть медицинских учреждений на промышленных предприятиях уменьшалась, качество обслуживания рабочих снизилось, показатели заболеваемости с временной утратой нетрудоспособности возросли. Сказалась, вероятно, и неудовлетворительная работа органов здравоохранения. Поэтому перед Г.Н.Каменским и сменившем его в 1937 г. на посту наркома здравоохранения СССР М.Ф.Болдыревым были поставлены серьезные задачи по ликвидации выявленных недостатков в здравоохранении. Предусматривалось введение в работу принципа участковости, организация помощи на дому, нормирование нагрузки врачей и создание единой номенклатуры медицинских учреждений. Основным звеном медико-санитарного обслуживания на селе стал сельский врачебный участок. Началось строительство здравоохранения в союзных республиках. Для каждой республики была утверждена обязательная сеть врачебных участков, обеспеченных врачами. Был предусмотрен бюджет учреждений здравоохранения. Создается медицинская и фармацевтическая промышленность. Проводилось это в тяжелых условиях массовых репрессий и других нарушений законности по отношению ко всем слоям общества, в том числе и медиков. Не миновали они и первых наркомов здравоохранения СССР

Статистические данные этого периода отражали, в основном, количественный рост сети и кадров, не выявляя массы нерешенных проблем здравоохранения. Так, по официальным данным число больничных коек возросло с 247 тыс. в 1928 г. до 791 тыс. в 1910г. Снизилась общая смертность (1940 — 18,0 на 1000 населения), возросла средняя продолжительность жизни. Были ликвидированы опасные эпидемические заболевания, сократилась заболеваемость малярией, другими инфекционными и паразитарными заболеваниями.

Здравоохранение в период Великой Отечественной войны и восстановление народного хозяйства (1941-1952 гг.)

В годы Великой Отечественной войны службы здравоохранения были нацелены на выполнение задач, обусловленных военным временем: оказание медицинской помощи раненым на этапах эвакуации, быстрейшему восстановлению их боеспособности, предупреждение эпидемий. Решение этих задач происходило с неимоверными трудностями.

Еще в мае 1940 г. в секретном докладе правительственной комиссии отмечалось, что санитарная служба Красной Армии, как показал опыт войны с белофиннами, оказалась недостаточно подготовленной: не хватало медицинских кадров, особенно хирургов, неудовлетворительной была подготовка медицинского персонала по вопросам военно-полевой хирургии, организации и тактики медицинской службы.

Накануне войны 1941 г. медицинские учреждения были укомплектованы врачами лишь на 77%. Остро ощущался недостаток в квалифицированных руководителях военно-медицинской службы, не была завершена перестройка медицинской службы Красной Армии, не разработаны основные положения деятельности военных медиков в боевой обстановке.

Особенно тяжелые потери отмечались в первые месяцы войны во время окружения или вынужденного отступления. Были разрушены многие медицинские учреждения, уничтожено имущество медико-санитарных учреждений, запасы лекарств, различное оборудование.

Действиям военных медиков в первые 2 года войны особенно мешали устаревшие, но оставшиеся руководящими довоенные представления о тактике медицинской службы, в частности жесткая регламентация расположения госпиталей. В этих условиях для выполнения своего профессионального долга от медиков требовалось напряжение всех сил, высокое мастерство, самостоятельность в работе. Благодаря этому удалось предотвратить массовые эпидемии, добиться возвращения в строй значительного процента раненых и больных.

Спустя некоторое время на основе единой военно-полевой медицинской доктрины была создана система этапного лечения раненых и больных с эвакуацией по назначению, которая предусматривала проведение преемственных и последовательных мероприятий в сочетании с эвакуацией по медицинским показаниям и с учетом боевой обстановки. Впервые в истории отечественной военной медицины была организована специализированная медицинская помощь в соответствующих профилированных госпиталях, максимально приближенная к раненому. Раненым в голову, грудь, живот, бедро, суставы оказывали помощь компетентные специалисты. Была разработана и быстро внедрена система лечения легкораненых. Создание терапевтических госпиталей упорядочило систему лечения больных.

Ведущую роль в организации медицинского обеспечения действующей армии играло Главное военно-санитарное управление, возглавляемое Е.И.Смирновым. Большое значение в организации медицинского обеспечения боевых действий войск, в совершенствовании методов лечения больных и раненых и обобщении боевого опыта медицинской службы имел Ученый медицинский совет при начальнике Главного военно-санитарного управления.

Для внедрения в практику единых принципов лечения и профилактики, а также для развертывания в условиях войны научных исследований, важное значение имело введение в руководящие органы медицинской службы в центре и на фронтах должностей главных специалистов, на которые назначались известные ученые М.А.Ахутин, С.И.Бенайтис, А.А.Вишневский, М.С.Вовси, С.С.Гирголав, Н.Н.Еланский, Ф.Г.Кротков, П.А.Куприянов, И.А.Молчанов, В.Н.Шамов, С.С.Юдин и др. Пост главного хирурга Советской Армии занимал Н.Н.Бурденко, а аналогичную должность в Военно-морском флоте — Ю.Ю.Джанелидзе.

Были разработаны не только методы лечения ран, травм, восстановления трудоспособности, переливания крови и кровезаменителей, борьбы с шоком и послераневыми осложнениями, предложены эффективные лекарственные средства, но продолжались и фундаментальные доследования, определившие перспективу важнейших направлений современной медицинской науки. В 1944 г. была учреждена Академия медицинских наук СССР, объединившая ведущие научно-исследовательские институты медицинского и медико-биологического профиля. Первым президентом АМН СССР стал Н.Н.Бурденко.

Была создана аффективная система санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, охватывающих войска и гражданское население страны. Во всех республиках, областях, городах и районах были созданы чрезвычайные противоэпидемические комиссии, обладавшие широкими полномочиями. Нарком здравоохранения СССР Г.А.Митирев был назначен уполномоченным Государственного Комитета обороны по противоэпидемической работе, что позволило сосредоточить в едином органе все меры по предотвращению эпидемий.

Сложные и трудные задачи стояли и перед органами гражданского здравоохранения: необходимо было обеспечивать страну медицинскими кадрами, организовывать лечение в эвакогоспиталях раненых и больных, сохранять санитарное благополучие тыла, организовывать медицинскую помощь гражданскому населению, в том числе женщинам и подросткам, установить медицинский надзор над эвакуированными детьми.

8 июля 1944 г. издается указ Президиума Верховного совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждением ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

Немалую роль сыграли медицинские работники и в обороне Ленинграда, которые должны были обеспечить охрану здоровья населения осажденного и обстреливаемого города. Все крупные больницы и медицинские институты значились на немецких картах артобстрелов под специальными номерами, как объекты, подлежащие уничтожению. На фронт ушли свыше 2 тыс. врачей. Кроме оказания медицинской помощи гражданскому населению, необходимо было развернуть госпитали для обслуживания раненых и больных бойцов. В короткий срок было организовано большое число таких госпиталей, они были полностью снабжены имуществом и оборудованием.

В первые же месяцы стала формироваться медико-санитарная служба для эвакуированных.

Была создана медико-санитарная служба противовоздушной обороны. На предприятиях, в домохозяйствах, общежитиях были организованы пункты первой помощи. Дружинницы Красного Креста под руководством врачей провели героическую работу по оказанию помощи пострадавшим при воздушных налетах и артиллерийских обстрелах города. Они подбирали больных на улицах, госпитализировали их, выявляли больных на дому, обеспечивали уход за ними.

Организованно работала ленинградская скорая помощь, на долю которой выпала ответственная работа по своевременному оказанию помощи пострадавшим от бомбежек и обстрелов. Немало работников скорой помощи погибло при выполнении своих обязанностей.

Санитарная и противоэпидемическая работа, проведенная работниками здравоохранения и поддержанная жителями города, привела к тому, что в осажденном городе не было эпидемий.

Зимой 1941 — 1942 гг. до 90 % всех коек в больницах занимали больные алиментарной дистрофией, которая часто сопровождалась осложнениями в виде пневмоний, дизентерии. Значительная часть больных поступала в тяжелейшем состоянии и часто умирала в первые сутки и даже часы после поступления в стационар. За время блокады в городе только от голода умерло более миллиона ленинградцев. В конце 1941 г. — начале 1942 г. увеличилось число больных с проявлениями авитаминозов. Авитаминозы и алиментарная дистрофия не только сами по себе резко ухудшали состояние здоровья, но значительно осложняли течение и ухудшали исходы других заболеваний. Так, смертность от дизентерии среди больных алиментарной дистрофией и авитаминозами увеличилась в 5 раз, а от сыпного тифа — в 15 раз.

Медицинские вузы города продолжали подготовку врачей для военного и гражданского здравоохранения, организовывали многочисленные курсы усовершенствования и специализации для всех звеньев медицинского персонала по различным актуальным проблемам военного времени.

Особенной интенсивностью отличалась научно-исследовательская работа в медицинских и научных учреждениях города. Большой вклад был внесен в теорию и практику разнообразной патологии военного времени, в том числе в особенности патологии блокированного города. В институтах действовали Ученые Советы, шла защита докторских и кандидатских диссертаций, издавались научные труды и методические рекомендации для военных медиков. Поражает необыкновенная быстрота внедрения научных достижений в практику здравоохранения в эти годы, несравнимая с до- и послевоенным периодами.

После окончания этой жесточайшей войны, принесшей неисчислимые потери для нашей страны, началось постепенное восстановление разрушенной сети здравоохранения, а затем и дальнейшее развитие.

Официальные данные свидетельствуют, что к 1960 г. число медицинских учреждений, больничных коек, врачей не только достигло довоенного уровня, но и значительно превзошло его. В сельской местности насчитывалось более 63 тыс. фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов. В 1950 г. показатель общей смертности снизился по сравнению с 1940 г. в 2 раза (9,7 на 1000 жителей), снизилась заболеваемость и смертность от инфекционных заболеваний.

Важнейшим организационным мероприятием этого периода было объединение амбулаторно-поликлинических учреждений с больницами в комплексы — объединенные больницы. Это решение было одобрено Всесоюзным совещанием работников здравоохранения в 1947 г., обосновывая этот шаг повышением качества медицинской помощи и квалификации врачей. Действительно положительными сторонами объединения были: доступность госпитализации, расширение возможностей диагностики, преемственность наблюдения за больными, благоприятные условия для повышения квалификации врачей. Однако объединение часто проходило по формальному принципу: поликлиники объединялись с инфекционными больницами, наблюдалась территориальная разобщенность поликлиники и больницы, преимущественное внимание уделялось стационару: за счет поликлиники укомплектовывались штаты стационара, материальные средства в большей степени расходовались на укрепление базы стационара. Поэтому в конце 60-х — начале 70-х годов появилась тенденция к разъединению таких больниц и поликлиник, а в крупных городах в новых жилых районах было разрешено строительство самостоятельных поликлиник.

Здравоохранение в послевоенный период (е:1952 г.)

В эти годы шли поиски новых форм и методов оказания лечебно-профилактической помощи населению.

Была проведена реформа управления здравоохранением в сельской местности. Районные отделы здравоохранения были упразднены, и все административные и хозяйственные функции по отношению к учреждениям здравоохранения района были переданы районной больнице, главный врач которой становился главным врачом района. Центральные районные больницы стали организационно-методическими центрами квалифицированной медицинской помощи.

В 60-е годы, наряду с дальнейшим развитием сети медицинских учреждений все больше внимания уделялось развитию специализированных служб, обеспечению населения скорой и неотложной медицинской помощью, стоматологической и рентгенорадиологической помощью. Были проведены конкретные мероприятия по снижению заболеваемости туберкулезом, полиомиелитом, дифтерией. Строительство крупных многопрофильных больниц и увеличение мощности существующих центральных районных больниц до 300—400 коек со всеми видами специализированной помощи министр здравоохранения С.В.Курашов рассматривал как генеральную линию развития здравоохранения.

Больше внимания стали уделять организации медицинской помощи больным с патологией органов дыхания, сердечно-сосудистыми, онкологическими, аллергическими заболеваниями.

Однако все отчетливее было видно, что результаты деятельности органов здравоохранения перестали соответствовать потребностям населения, насущным задачам времени.

Финансирование здравоохранения продолжило осуществляться по остаточному принципу. По сравнению с другими странами мира, где при оценке финансирования исходят из показателей доли национального дохода, идущего на здравоохранение, в 70—80-е годы СССР занимал место в 7-м десятке стран. Оценка по доле госбюджета, идущего на эти цели, показала, что эта доля неуклонно снижалась: 1960 г. — 6,6%, 1970 г. — 6,1%, 1980 г. - 5,0% 1985 г. - 4,6%, 1993 г. - 3,5%. Рост ассигнований в абсолютных величинах едва покрывал расходы, связанные с ростом населения страны.

Здравоохранение стали включать в сферу обслуживания, внимание административно-управленческого аппарата к охране здоровья людей снизилось.

Профилактическое направление медицины в его традиционном понимании как борьба с массовыми, преимущественно инфекционными, остро протекающими заболеваниями путем санитарно-противоэпидемических мер, стало исчерпывать себя. Одна из причин этого — стремительная трансформация патологии: все большее преобладание неэпидемических хронических болезней, составивших основу современной структуры смертности и заболеваемости. Появились новые вопросы, связанные с недооценкой не только в 30—40-е годы, но и в 50—60-е годы, проблем окружающей среды и гигиены труда. Таким образом, по-прежнему декларируемое профилактическое направление на практике не выполнялось, у врачей преобладал лечебный раздел работы, профилактикой же врачи занимались формально, часто «для отчета».

Особое место принадлежит значимости экстенсивных путей развития здравоохранения. Несомненно, что на определенном этапе развития, когда многие проблемы охраны здоровья были связаны с нехваткой врачей, больниц, поликлиник, санитарно-эпидемиологических учреждений, эти пути сыграли свою роль. Но они могли привести к успехам лишь до определенной степени, при определенных условиях. Был упущен момент, когда от количественных показателей развития здравоохранения надо было осуществить качественный скачок на основе дополнительного финансирования, иного подхода к использованию ресурсов, поиску новых форм и методов работы всех звеньев здравоохранения с включением материальных стимулов, с новыми подходами в подготовке кадров. Несмотря на продолжающийся рост сети и медицинских кадров, обеспеченность населения врачами и койками была далека от желаемой, доступность высококвалифицированной и специализированной помощи снижалась и была недостаточной даже в городах. Не исчезал дефицит лекарств, медицинских приборов и оборудования. Недостаточными темпами снижались заболеваемость и смертность населения.

Задачи в области здравоохранения определялись постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения» (1960, 1968, 1977, 1982). Многое в этих постановлениях оставалось также на уровне деклараций, вместо кардинальных решений предусматривались необязательные полумеры.

С другой стороны, сложившиеся на протяжении десятилетий формы и методы лечебно-профилактической помощи во многом оправдали себя и получили международное признание. ВОЗ позитивно оценила принципы советского здравоохранения. Международное совещание в Алма-Ате (1978) под эгидой ВОЗ признало организацию первичной медико-санитарной помощи в СССР, ее принципы как один из лучших в мире.

В эти годы проводится большая работа по улучшению качества подготовки врачей. В медицинских институтах совершенствуется учебный план и программы обучения, вводится 6-й курс — субординатура и после окончания института — интернатура с экзаменом по основной специальности.

Политические, экономические и социальные изменения последних лет привели к необходимости пересмотра системы лечебно-профилактической помощи населения.

В 90-е годы в стране складывается очень тяжелое положение со здравоохранением. Из-за недостатка средств в больницах нечем лечить больных, нет необходимых медикаментов, перевязочного материала, реактивов. Из-за высокой стоимости лекарств в аптеках и низкого материального уровня, большая часть населения лишена возможности покупать нужные лекарства. В стране растет смертность населения, детская смертность, заболеваемость, в частности наряду с ростом числа неинфекционных заболеваний, быстро увеличивается заболеваемость инфекционными болезнями, туберкулезом, психическими расстройствами и т.д. Возникла острая необходимость в реформировании здравоохранения. В качестве альтернативы сложившейся отечественной государственной системы здравоохранения вводится медицинское страхование, которому предшествовал эксперимент на ряде территорий России по отработке нового хозяйственного механизма с применением экономических методов управления здравоохранением. В стране появляются новые формы медицинского обслуживания — врач общей практики, дневные стационары, центры амбулаторной хирургии в поликлиниках и др. Внедряются новые технологии в больницах, новые открытия в медицинской науке.

Но, к сожалению, все эти меры пока не изменяют сложного положения в медицинском обслуживании населения, что связано, в первую очередь, с резким дефицитом финансирования отрасли в целом.