logo search
etika_otvety_Avtosokhranenny

«Синдром эмоционального выгорания» у медицинских работников.

"синдром эмоционального выгорания" (СЭВ), характерный для лиц коммуникативных профессий, оказывающих помощь больным и пострадавшим или работающих с населением.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, данный синдром встречается у медицинских работников в 30-90% случаев в зависимости от конкретной профессиональной деятельности, типа личности, объективных возможностей психологической адаптации к реальным ситуациям.

Факторы, потенциально влияющие на развитие СЭВ:

- социально-демографические (пол, возраст, психологический климат в семье и др.);

- профессиональные (место работы, специальность, стаж работы, заработная плата и т.д.);

- личностные факторы (эмоциональная устойчивость, фрустрированность, доминантность и др.).

Для "синдрома эмоционального выгорания" характерно чувство хронической усталости, эмоционального истощения и опустошенности, смена настроения, раздражительность, неудовлетворенность работой, толерантность к просьбам пациентов о поддержке и помощи, грубость, депрессия, личностная отстраненность, формальность при выполнении профессиональных обязанностей, нарушение межличностных отношений, приводящее к конфликтам на рабочем месте, и др.

Важным компонентом профилактики "синдрома эмоционального выгорания" является умение разделить личное и профессиональное пространство и адекватно распределить ответственность за выполняемую работу.

Психологическими компонентами "выгорания" являются:

- эмоциональное истощение (чувства эмоционального перенапряжения, нехватки сил до конца смены и на следующий день);

- деперсонализация/обезличивание (чувства опустошенности, самоизоляции, потери интереса к общению;

- снижение самооценки значимости своих действий и принимаемых решений (чувство "провала") и т.д.

К физическим проявлениям относятся снижение аппетита, обострение хронических заболеваний, быстрая утомляемость, повышение артериального давления, головная боль, нарушение сна и др.

Причины "выгорания" могут быть классифицированы на две группы:

- объективные (напрямую связаны в выполняемыми видами деятельности по оказанию помощи, например изменение распорядка дня, чередование дневных и ночных смен и т.д.);

- субъективные (связаны с личным отношением ухаживающего к умирающему больному, выполняемым видам деятельности, взаимоотношениями с больными, их родственниками, коллегами по работе, членами своей семьи и т.д.).