Глава 27 участие общественных организации в охране здоровья населения
Профессиональные союзы (профсоюзы)
Среди различных общественных организаций, задействованных в охране здоровья населения, особое место занимают профессиональные союзы (профсоюзы).
Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Выделяют разные типы профессиональных союзов:
— первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;
— общероссийский профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
— общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов — добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;
— межрегиональный профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
— межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
— территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;
— территориальная организация профсоюза — добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района.
Необходимо отметить, что профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.
Основные права профсоюзных организаций в России регламентируется специальным Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ФЗ № 10 от 12 января 1996 года в ред. от 24.01.2002 №3-П).
Ниже представлены основные права и задачи профсоюзов.
1. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
1.1. Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).
Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
1.2. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.
1.3. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.
2. Право профсоюзов на содействие занятости.
Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.
3. Право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом.
Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения, первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.
4. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров.
Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.
5. Право профсоюзов на информацию.
5.1. Для осуществления своей деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.
5.2. Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой информации в соответствии с федеральным законом.
6. Право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров.
Профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза.
7. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.
Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также подругам социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.
8. Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды.
Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.
В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.
9. Другие права профсоюзов.
9.1. Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
9.2. Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.
9.3. Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов.
9.4. Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.
Общества Красного Креста
Союз обществ Красного Креста и Красного полумесяца — одна из самых массовых общественных организаций в мире.
Свою историю Красный Крест начинает в середине XIX века, когда во многих странах Европы были созданы общества попечения о больных и раненых воинах. Созданный в 1863 г. в Женеве Международный комитет помощи раненым воинам, ставший в последствии Международным Комитетом Красного Креста (1880), объединил локальные, порой плохо связанные между собой движения в одно целое, имеющие уникальные основополагающие принципы, цели и эмблему. При его активном участии в Швейцарии в 1864 г. была подписана I Женевская конвенция об улучшении участи раненых больных в действующих армиях. Это соглашение вошло в историю под названием Женевской конвенции.
Конференция утвердила эмблему Обществ и отличительный знак санитарной службы армий. Из уважения к инициатору созыва конференции такой эмблемой стал красный крест на белом фоне — обратное цветовое изображение национального флага Швейцарии. По этой эмблеме и сами гуманные общества получили название «Общества Красного Креста». Позже к этому движению присоединилась Турция и Иран. В силу религиозных соображений они не могли принять знак креста. Для этих стран отличительными знаками были утверждены «Красный полумесяц» (для Турции) и «Красный Лев и Солнце» (для Ирана). В настоящее время знаком Красного Полумесяца пользуются большинство стран, где исповедуется мусульманство.
Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867 г., этот год считается годом рождения Российского общества Красный Крест (РОКК). В первые годы существования РОКК главной задачей общества было оказание помощи раненым только в военное время. Однако по мере накопления материальных средств, появления сети лечебных и других специальных учреждений у большого числа его членов, главным идеологом которых стал Н.И. Пирогов сформировалось убеждение, что необходимо не только сосредоточиться на потребностях военного времени, но и стараться в мирной жизни удовлетворять чрезвычайные и повседневные нужды населения, так как это способствовало бы повышению авторитета РОКК и доверия к нему. Предпосылками появления этого направления деятельности общества послужил голод, охвативший в 1891 — 1892 гг. почти все губернии России. Тогда Российский Красный Крест собрал огромную сумму пожертвований, передав ее в виде хлеба, горячей пищи, одежды и семян для будущих посевов пострадавшему населению. Одновременно пришлось бороться с эпидемиями тифа, холеры, дифтерии и проказы в южных губерниях стран, оказывать помощь пострадавшим от землетрясения на Кавказе.
У истоков формирования РОКК стояли общины сестер милосердия, способствовавшие его обеспечению квалифицированными и подготовленными кадрами— медсестрами, сиделками, врачами. На протяжении многих лет активное участие в работе Российского Красного Креста принимали знаменитые русские врачи Н.В.Склифосовский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вельяминов, С.П.Боткин, С.И.Спасокукоцкий.
В результате дореволюционный Красный Крест был одним из самых крупных и активных в Европе: на 1 января 1917г. в его штате насчитывалось 2500 врачей, 20 000 сестер милосердия, более 50 000 санитаров, на фронтах было развернуто 685 000, а в тылу 482 000 коек.
Настоящим испытанием для РОКК стала гражданская война — только в результате ее первых 2 лет в стране насчитывалось более 1,5 млн. изувеченных и хронически больных. В этот период были сформированы и отправлены на фронт 439 лечебных, профилактических, санитарных учреждений, организован сбор средств внутри страны и за рубежом (в результате было собрано 28 млн. руб. золотом) для оказания помощи голодающему населению в Поволжье, значительные силы были брошены на борьбу с эпидемиями, антисанитарией.
Развивалось и крепло движение Красного Креста и Красного Полумесяца на Украине, в Белоруссии, Армении, Грузии, Азербайджане. В 1923 г. после подписания Декларации об объединении был образован Союз Красного Креста и Красного Полумесяца СССР.
По окончании гражданской войны и ликвидации голода в Поволжье деятельность Красного Креста была направлена на решение острых социальных проблем, восстановление сети медицинских учреждений, организацию противоэпидемических мероприятий. Общество помогало создавать санитарные учреждения, запасы оборудования и перевязочных средств. Им была организована массовая подготовка сестринских кадров — к началу 1941 г. их число уже составило 52 800.
1933 г. стал годом рождения под эгидой Красного Креста санитарной авиации, сыгравшей важную роль в развитии экстренной медицинской помощи населению в труднодоступных районах. Создавались новые лечебно-профилактические учреждения для детей и взрослых на Крайнем Севере, санитарные поезда и амбулатории, больницы, диспансеры и санатории, пионерские лагеря (с 1925 по 1927 г. открыто 12 лагерей, в том числе и всем известный «Артек»), пункты первой помощи в колхозах, на заводах и дорогах. Эти учреждения во многом позволили обеспечить повышение уровня здоровья населения и помогли формированию сети медицинских учреждений. В 1937 г. 6111 лечебно-профилактических учреждений Общества были безвозмездно переданы государству. В тот же период Красный Крест начал работу по формированию донорских кадров. Значительные силы были направлены на профилактику инфекционной патологии.
Во всех странах Красный Крест создавался под лозунгом оказания помощи раненым, но никогда эта деятельность не достигала такого широкого размаха, как в период Великой Отечественной войны. В то время общество вынесло на своих плечах груз массовой подготовки санитарных и сестринских кадров, обучения населения, общественной помощи раненым в госпиталях; пропаганды донорства, акушерско-гинекологической помощи женщинам, сражающимся на полях войны, помощи эвакуированному населению и беженцам из районов боевых действий, борьбы с эпидемиями. Тысячи медсестер, подготовленных всего за 5,5 мес., работали в госпиталях, военно-санитарных поездах, войсковых частях. Сандружинницы (имея за плечами всего лишь 2,5 мес. подготовки) оказывали первую помощь и выносили раненых с поля боя, обученные по программам ГСО и БГСО миллионы добровольцев ухаживали за раненными в госпиталях, устраивали для них концерты, помогали писать письма, стирали и шили постельное белье и одежду. Тысячи литров крови добровольных доноров спасали жизни воинов, возвращая их в ряды армии. В 1944 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил нагрудный знак «Почетный донор СССР», который на протяжении многих лет от лица государства вручал Красный Крест. По инициативе его комитетов организовывались участки, на которых выращивались овощи и фрукты для детских домов и приютов, создавались специальные шефские фонды и комиссии. Активисты общества оказывали первую помощь пострадавшим от бомбежек, помогали при эвакуации населения. На освобожденную территорию направлялись представители Красного Креста, организовывалась доставка одежды и питания для населения, противоэпидемические отряды обследовали и дезинфицировали жилища, оказывали медицинскую помощь, строили бани и колодцы, следили за качеством питьевой воды.
В послевоенный период заслуживает особого внимания участие Красного Креста в массовом общественном движении по благоустройству населенных пунктов, профилактике заболеваний, повышению уровня санитарной культуры. Важную роль в этом направлении деятельности (а именно она в послевоенные годы стала приоритетной для общества) продолжал играть санитарный актив. Теперь он был представлен кружками по обучению первой помощи, санитарными дружинницами, санитарными уполномоченными и т.д. В середине 50-х годов санитарный актив насчитывал несколько миллионов человек. Красный Крест вел активную совместную работу с Институтом санитарного просвещения Минздрава СССР по изданию листовок, плакатов, таблиц и других материалов профилактической направленности, пропаганде донорства. Отвечая на потребности общества в оказании надомной медико-социальной помощи инвалидам и нетрудоспособным гражданам, Красный Крест создает патронажную службу медсестер, переименованную в 1988 г. в Службу милосердия РОКК. Создание похожей государственной структуры стало возможным лишь в 70-е годы и продолжается по сей день.
Сегодня основные усилия РОКК реализуются в нескольких направлениях.
1. Оказание медико-социальной помощи слабозащищенным слоям населения: одиноким пожилым людям, инвалидам, многодетным семьям. Эти мероприятия осуществляются с помощью патронажных сестер, оказывающих помощь на дому, а также в специальных центрах (комнатах) медико-социальной помощи РОКК-
2. Помощь детям. Под покровительством РОКК находятся дети-сироты, дети-жертвы национальных конфликтов, дети из неблагополучных и малообеспеченных семей. Детям предоставляются горячее питание, одежда, обувь, проводятся медицинские осмотры, оказывается психологическая помощь. Опытные педагоги помогают осваивать школьную программу.
3. Помощь беженцам. РОКК осуществляет программу оказания многосторонней помощи беженцам и вынужденным переселенцам, которая включает в себя:
— медицинскую помощь;
— лекарственную помощь;
— социальную, психологическую и юридическую помощь;
— профессиональное обучение;
— обучение детей мигрантов (прежде всего русскому языку).
4. Обучение населения приемам оказания первой медицинской помощи. Такая программа проводится с 1995 года и предусматривает создание Учебно-методических центров, подготовку инструкторов, методистов, издание специальных учебно-методических пособий для передачи знаний и навыков широким слоям населения.
Аналогичным образом проводится обучение населения основам ухода за больными на дому.
5. Борьба против туберкулеза. В этом направлении основными задачами для РОКК являются:
— просвещение населения по вопросам заболевания туберкулезом и его профилактика;
— контролируемое лечение и социальная поддержка больных туберкулезом из числа наиболее социально уязвимых групп населения силами сестер милосердия РОКК;
— помощь противотуберкулезным диспансерам в вопросах первичного выявления и амбулаторного лечения больных туберкулезом.
6. Профилактика ВИЧ/СПИДа среди молодежи.
В рамках этого направления осуществляется подготовка добровольцев-инструкторов для проведения занятий в общеобразовательных учреждениях.
7. Донорство. Данная программа ставит перед собой задачу привлечения в ряды безвозмездных доноров и укрепление сотрудничества РОКК и государственной службы крови России, организации и пропаганды безвозмездного донорства на региональном уровне.
Профессиональные медицинские ассоциации
Профессиональные медицинские ассоциации играют значительную роль в здравоохранении многих стран. Основная их задача — обеспечение различных нематериальных потребностей медицинских работников. В отличие от профессиональных союзов, круг вопросов решаемых профессиональными ассоциациями лежит, в основном, вне сферы трудовых отношений.
С каждым годом эти организации играют все большую роль в реформировании отечественного здравоохранения, совершенствовании его на региональном, местном и учрежденческом уровнях.
Профессиональные медицинские объединения и ассоциации призваны решать следующие задачи:
1. Выступать с законодательной и нормотворческой инициативами, направленными на разработку новых и совершенствование действующих законодательных и нормативных актов в области охраны здоровья населения и развития здравоохранения;
2. Проводить информационно-пропагандистскую деятельность, разъясняя широким слоям медицинской общественности стратегию и тактику развития здравоохранения, тем самым обеспечивая обратную связь с управленческими структурами, что повышает эффективность процесса управления;
3. Принимать участие в формировании кадрового состава системы здравоохранения, создавая квалификационные комиссии, а также участвуя в работе аттестационных комиссий при органах управления здравоохранением;
4. Осуществлять общественный контроль за соблюдением обязательств со стороны органов власти и управления, территориальных фондов ОМС по отношению к медицинским учреждениям при реализации программ государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью;
5. Участвовать в процессе управления качеством медицинской помощи в виде:
— содействия органам и учреждениям здравоохранения, территориальным фондам ОМС и др. субъектам здравоохранения в формировании единой политики управления качеством медицинской помощи;
— организации и проведении независимых медицинских экспертиз в сложных, конфликтных случаях;
— обобщения передового опыта по применению новых технологий внутреннего контроля качества медицинской помощи и распространение его среди медицинских учреждений;
— повышение мотивации персонала медицинских учреждений в повышении качества медицинской помощи;
6. Проводить мероприятия по правовой и социальной защите медицинских и фармацевтических работников;
7. Осуществлять информационную поддержку членов организации прежде всего с целью распространения передового опыта (организация конференций, семинаров, создание информационных сайтов, издание профессиональных журналов и т.д.)
К сожалению, пока не все из перечисленных направлений деятельности профессиональных ассоциаций развиты в нашей стране в полной мере. Кроме того, имеющиеся медицинские общественные организации раздроблены, малочисленны (за редким исключением). Всего на 2001 год в России было зарегистрировано 96 общественных медицинских организаций, действующих на федеральном и региональном уровнях, при этом между собой они практически никак не взаимодействуют. В связи с этим в стране назрела необходимость создания единой врачебной организации, которая могла бы более активно участвовать в решении вопросов постдипломного обучения, улучшения качества медицинской помощи, и других вопросах развития здравоохранения.
- Общественное здоровье и здравоохранение
- Москва «меДпресс-информ» 2003
- Предисловие
- Глава 1 общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания (Краткая история развития)
- Глава 2 основные этапы развития здравоохранения в россии
- Глава 3 правовые основы здравоохранения в российской федерации
- 3.1. Развитие правовых основ здравоохранения в России
- 3.2. Система правового обеспечения охраны здоровья граждан
- 3.3. Конституция рф об охране здоровья граждан
- 3.4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993)
- Раздел I. Общие положения.
- Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
- Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья.
- Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья.
- Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи.
- Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.
- Раздел VIII. Гарантия осуществления медико-социальной помощи гражданам.
- Раздел IX. Медицинская экспертиза.
- Раздел X. Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.
- Раздел XI. Международное сотрудничество.
- Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
- Глава 4 здоровье населения и методы его изучения
- 4.1. Понятие здоровья, его оценка, социальная обусловленность6
- 4.2. Демографические показатели
- 4.2.1. Статика населения
- 4.2.2. Механическое движение населения
- 4.2.3. Естественное движение населения
- 4.2.3.1. Рождаемость населения
- 4.2.3.2. Смертность населения
- Динамика показателя смертности в России %0
- 4.2.3.3. Естественный прирост населения
- 4.2.3.4. Средняя продолжительность предстоящей жизни
- 4.2.3.5. Материнская смертность
- Динамика показателя материнской смертности в России на 100 тыс. Живорожденных
- 4.2.3.6. Детская смертность
- 4.2.3.7. Перинатальная смертность
- 4.3. Заболеваемость населения
- 4.3.1. Общая заболеваемость по данным обращаемости
- 4.3.2. Заболеваемость по данным медицинских осмотров
- 4.3.3. Инфекционная заболеваемость
- 4.3.4. Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями
- 4.3.5. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
- 4.3.6. Госпитализированная заболеваемость
- 4.4. Инвалидность населения
- 4.5. Международная статистическая классификация болезней и проблемы, связанные со здоровьем
- 4.6. Физическое развитие
- 4.7. Некоторые основные тенденции в состоянии здоровья населения России в конце XX века
- 4.7.1. Особенности демографических процессов в России
- Численность населения России и состав населения по месту проживания (1960—2000 гг.)
- 4.7.2. Современное состояние и особенности заболеваемости и инвалидности
- Структура первично признанных инвалидами по причинам инвалидности (в %)
- 4.7.3. Состояние физического развития и его тенденции
- Глава 5 основы медицинской статистики
- Относительные величины (статистические коэффициенты)
- Стандартизованные коэффициенты
- Стандартизация коэффициентов смертности от злокачественных новообразований в городах «а» и «б» (прямой метод)
- Стандартизация коэффициентов смертности
- Стандартизация коэффициентов смертности от злокачественных новообразований в городе н. Обратный метод (числа условные)
- Динамические ряды
- Динамика численности больничных коек в стационарах системы мз рф Санкт-Петербурга
- Динамика средней длительности пребывания больного на терапевтической койке до— и при переходе больниц Санкт-Петербурга на новые условия хозяйствования
- Динамика средней длительности пребывания больного на терапевтической койке до— и при переходе стационаров Санкт-Петербурга на новые условия хозяйствования
- Динамика младенческой смертности в Санкт-Петербурге (на 1000 родившихся живыми) за 1988—1992 гг.
- Динамика младенческой смертности и выравненной младенческой смертности в Санкт-Петербурге за 1988—1992 гг.
- Средние величины
- Определение среднего срока пребывания больных в специализированном отделении больницы
- Определение среднего роста 14-летних девочек
- Выборочный метод. Оценка достоверности средних арифметических и относительных величин
- Оценка полученного результата по средней ошибке
- Достоверность разности средних величин
- Алгоритм расчета
- Малая выборка
- Методы измерения между явлениями
- Непараметрические критерии
- Глава 6 социально-гигиеническое значение важнейших заболевание лечебно-профилактическое значение и организация помощи при них
- Социально-гигиеническое значение болезней системы кровообращения и организации медицинской помощи при них
- Заболеваемость и смертность от заболеваний системы кровообращения (на 100000 населения России)
- Социально-гигиеническое значение злокачественных новообразований и организация медицинской помощи при них
- Заболеваемость и смертность от злокачественных новообразований в Санкт-Петербурге (на 100000 населения в год)
- Туберкулез как социально-гигиеническая проблема и организация медицинской помощи больным туберкулезом
- Некоторые показатели заболеваемости туберкулезом (на 100000 человек) в России
- Травматизм
- Психические расстройства как социально-гигиеническая проблема
- Болезни органов дыхания
- Общая заболеваемость населения России болезнями органов дыхания
- Инфекционная заболеваемость
- Заболевания, передающиеся половым путем
- Глава 7 теоретические аспекты медицинской этики, медицинской деонтологии, биоэтики
- Глава 8 научные основы управления здравоохранением
- 1. Система управления здравоохранением в Российской Федерации
- 2. Менеджмент как отрасль науки и практической деятельности руководителей органов и учреждений здравоохранения
- Факторы внешней среды
- Структура организации
- Принципы, функции, методы и стиль управления
- Методы управления
- Стиль управления
- Функции управления
- Управленческий цикл и его элементы
- Управленческие решения
- Организация лечебно-профилактической помощи населению Глава 9 амбулаторно-поликлиническая помощь населению
- Амбулаторно-поликлинические учреждения
- Общие принципы организации работы поликлиники
- Организация работы регистратуры поликлиники
- Организация работы отделения профилактики
- Содержание и организация работы терапевтического отделения поликлиники
- Организация диспансерного обслуживания
- Основные проблемы перехода к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)
- Альтернативные формы стационарной помощи
- Глава 10 организация стационарной медицинской помощи взрослому населению
- Номенклатура больничных учреждений (утверждена пр. Мз рф №395 от 03.11.92 г.)
- Показатели стационарной (больничной) медицинской помощи
- Патологоанатомическое отделение и другие службы больницы
- Глава 11 организация скорой медицинской помощи
- Структура службы скорой медицинской помощи
- О профиле бригад скорой медицинской помощи
- Алгоритм очередности направления линейных врачебных, фельдшерских, акушерских и транспортных бригад скорой медицинской помощи по поводу к вызову
- Основные требования к работе выездных бригад
- Контроль работы выездных бригад
- Работа оперативного отдела
- Организационно-методическая работа
- Повышение квалификации медицинского персонала
- Глава 12 организация медицинской помощи работникам промышленных предприятии
- Глава 13 особенности организации медико-социального обеспечения сельского населения в россии
- Глава 14 Охрана здоровья женщин и детей
- Организация акушерско-гинекологической помощи
- Организация работы женской консультации
- I. Диспансеризация беременных и родильниц
- II. Гинекологическая помощь
- III. Профилактика абортов, контрацепция.
- V. Учет и отчетность
- Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи
- Глава 15 организация лечебно-профилактической помощи детям
- Организация работы детской поликлиники
- Детские дошкольные учреждения
- Школы, школы-интернаты, лагеря отдыха
- Дом ребенка
- Организация стационарной помощи детям
- Глава 16 организация стоматологической помощи
- Организация работы стоматологической поликлиники
- Учет и оценка деятельности стоматологической службы
- Особенности стоматологической помощи жителям сельской местности
- Глава 17 санаторно-курортная помощь населению
- Глава 18 социальное и медицинское страхование граждан
- 1. Основные понятия страхования
- 2. Социальная защита. Социальное страхование
- 3. Медицинское страхование (определение, виды)
- Система медицинского страхования в России
- Глава 19 контроль качества медицинской помощи. Лицензирование и аккредитации медицинских учреждений
- Используемые и оптимальные средства контроля различных компонентов качества
- Контрольно-разрешительные механизмы в здравоохранении
- I этап: представление соискателем лицензии документов в лицензирующий орган.
- Глава 20 экспертиза нетрудоспособности в здравоохранении Предмет и задачи врачебно-трудовой экспертизы
- Положение об экспертизе временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях
- Порядок оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
- Основные положения о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан
- I. Порядок выдачи листка нетрудоспособности (справки) при заболеваниях и травмах
- 2. Временная нетрудоспособность в связи с беременностью и родами
- 3. Временная нетрудоспособность в связи с уходом за больным членом семьи, здоровым ребенком и ребенком-инвалидом
- Временная нетрудоспособность в связи с карантином
- 5. Временная нетрудоспособность при протезировании
- 6. Временная нетрудоспособность при санаторно-курортном лечении и медицинской реабилитации
- 7. Особенности оформления временной нетрудоспособности в иных случаях
- 8. Порядок учета и хранения документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
- Медико-социальная экспертиза
- Глава 21 организация санитарно-эпидемиологической службы в российской федерации
- Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
- Структура центра гсэн. Организация и основные направления его работы
- Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Формы и методы планирования работы центров гсэн
- Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной и вторичной профилактики
- Деятельность санэпидслужбы по контролю за санитарным состоянием лпу
- Взаимодействие санэпидслужбы с ведомствами и учреждениями
- Обязанности предприятий и организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Административно-правовые основы деятельности центров гсэн
- Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц
- Методика анализа деятельности центра гсэн
- Глава 22 медицинские кадры
- 1. Обеспеченность медицинскими кадрами
- 2. Система подготовки медицинских кадров в России
- 2.1. Додипломное медицинское образование
- 2.2. Последипломное медицинское образование.
- 3. Врач общей практики (семейный врач) и его роль в системе медицинской помощи
- 4. Особенности подготовки руководящих кадров здравоохранения
- 5. Особенности подготовки медицинских кадров в зарубежных странах
- 6. Международное сотрудничество в области кадровой политики
- 7. Основные направления совершенствования кадровой политики здравоохранения России
- Глава 23 основы планирования, экономики и финансирования здравоохранения
- 1. Планирование здравоохранения
- 2. Экономика здравоохранения
- Хозрасчетный доход коллектива
- 3. Финансирование здравоохранения в условиях медицинского страхования в России
- Экономическая классификация расходов бюджета рф на 2001 г. (сокращенный вариант)
- I. Финансирование здравоохранения на федеральном (государственном) уровне
- II. Финансирование из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов
- III. Из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов финансируются и следующие расходы:
- Глава 24 организационно-правовые основы медицинской деятельности Профессиональные права и обязанности медработников в условиях перехода на рыночные отношения и медицинское страхование
- Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической деятельности
- Правовой статус лечащего врача
- Правовой статус пациента
- Правовой статус муниципальной системы здравоохранения
- Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного предпринимательства
- Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового права
- Изменение трудового договора
- Прекращение трудового договора
- Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- Защита трудовых прав работников, разрешение трудовых споров
- Материальная ответственность сторон трудового договора
- Глава 25 лекарственная помощь населению рф и концептуальные направления развития фармацевтического сектора Нормативно-правовая база обращения лекарственных средств
- Порядок приобретения лекарственных средств за счет собственных средств граждан
- Учет, хранение, выписывание и использование наркотических средств и психотропных веществ в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях
- Глава 26 укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики
- Медико-социальные аспекты образа жизни населения
- Основные факторы риска образа жизни и их медико-социальное значение
- Профилактика и ее основные виды
- Глава 27 участие общественных организации в охране здоровья населения
- Глава 28 здравоохранение в зарубежных странах. Международное сотрудничество в области здравоохранения
- Системы здравоохранения в экономически развитых странах
- Соотношение источников финансирования здравоохранения в ряде зарубежных стран
- Государственная система здравоохранения
- Страховая система здравоохранения
- Частнопредпринимательская система здравоохранения
- Основные направления реформирования систем здравоохранения в странах Центральной и Восточной Европы
- Организация здравоохранения в развивающихся странах
- Международное сотрудничество в области здравоохранения
- Всемирная организация здравоохранения
- Глава 5 основы медицинской статистики 81
- Глава 6 социально-гигиеническое значение важнейших заболевание лечебно-профилактическое значение и организация помощи при них 123
- Глава 7 теоретические аспекты медицинской этики, медицинской деонтологии, биоэтики 153
- Глава 8 научные основы управления здравоохранением 171
- Глава 9 амбулаторно-поликлиническая помощь населению 193
- Глава 22 медицинские кадры 463
- Глава 23 основы планирования, экономики и финансирования здравоохранения 484
- Глава 24 организационно-правовые основы медицинской деятельности 513