2. Менеджмент как отрасль науки и практической деятельности руководителей органов и учреждений здравоохранения
Успех управленческой деятельности в здравоохранении во многом зависит от уровня подготовки руководителей всех уровней по основным разделам менеджмента, грамотного использования опыта управления накопленного человечеством, научно обоснованного подхода к решению проблем учреждения.
В современных условиях менеджмент необходимо рассматривать с двух основных позиций:
1) как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности;
2) как процесс управления отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом.
В соответствии с общими функциями управления в настоящее время менеджмент делится на три составных части: производственный менеджмент, маркетинг и финансовый менеджмент.
Развитие менеджмента как отрасли науки и практической деятельности является эволюционным процессом. Изучение основных этапов его развития, анализ особенностей различных школ управления представляет не только исторический интерес. Принципы управления, основные положения теории управления, разработанные представителями разных школ и направлений много лет назад, и в настоящее время находят широкое применение в практике и позволяют повысить эффективность управленческой деятельности.
Несмотря на определенное разнообразие в выделении школ и направлений менеджмента принято выделять четыре основные сложившиеся школы (Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И., 1997):
1. Школа научного управления (1885-1920 гг.).
2. Административная или классическая школа (1920—1950 гг.).
3. Школа человеческих отношений (1930—1950 гг.).
4. Математическая школа управления (с 50-х годов).
Школа научного управления. Возникновение научного управления связано прежде всего с теориями управления Ф.У.Тейлора (1856-1915 гг.) - президента Американского общества инженеров-механиков.
Основные положения теории Тейлора изложены в работе «Принципы и методы научного управления» (1911). Суть своей теории Ф.Тейлор объяснял так: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ее ограничения; развитие каждого отдельного рабочего до максимально доступной ему производительности и максимального благосостояния».
Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые по сути, послужили исходными принципами для последующего развития менеджмента:
— разработка формальной структуры организации;
— рациональная организация труда;
— определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего и разграничение исполнительных и управленческих функций.
Ф.Тейлор впервые поставил под сомнение существующую в то время «линейную» структуру управления, при которой рабочий получал указания от одного непосредственного начальника и заменил ее функциональной, при которой рабочий стал получать указания от нескольких узкоспециализированных руководителей.
Идеи функционального управления были прогрессивными для своего времени. И хотя впоследствии выявились недостатки функциональной структуры, связанные с отсутствием единоначалия, возврата к системе линейной структуры не произошло, а подчинение функциональных руководителей одному начальнику способствовало формированию новой структуры — линейно-функциональной структуры организации.
Административная или классическая школа управления. Развитие административной школы происходило по двум основным направлениям — рационализация производства и исследование проблем управления. Основной задачей этой школы было создание универсальных принципов управления, реализация которых в любой организации должна привести к успеху. Практически все представители этой школы (Г.Эмерсон, А.Файоль, М.Вебер, Г.Форд) пытались по своему сформулировать основные принципы успешного управления.
Внимательное рассмотрение принципов управления, разработанных еще в начале века, убеждает в том, что и в современной организации независимо от ее размеров и численности работающих эти принципы являются основой управленческой деятельности, создают устойчивость организации во времени и пространстве.
Так, Г.Эмерсон в своем труде «Двенадцать принципов производительности» впервые вводит понятие эффективности, как максимально выгодного соотношения между совокупными затратами и экономическими результатами.
Основные принципы управления, сформулированные Г.Эмерсоном, и в настоящее время не утратили своей актуальности:
1. Точно поставленные идеалы и цели.
2. Здравый смысл.
3. Компетентная консультация (компетентный совет может быть только коллегиальным).
4. Дисциплина в коллективе.
5. Справедливое отношение к персоналу.
6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.
7. Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление.
8. Нормы и расписания, позволяющие измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери.
9. Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты.
10. Нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности, при которых достигаются наилучшие результаты.
11. Письменные стандартные инструкции.
12. Вознаграждение за производительность.
Большое внимание разработке управленческих принципов уделял и генеральный директор горнодобывающей и металлургической промышленности Анри Файоль (1847—1925), которым были выделены 6 основных управленческих функций: техническая, коммерческая, финансовая, защитная, бухгалтерская, административная.
Внедрение научных принципов управления позволило на практике реализовать власть менеджера над исполнителями. Однако уже в 20—30-е годы жесткая централизация управления и регламентирование управленческой деятельности стали определенным тормозом в развитии организаций, и следствием этого стало развитие школы человеческих отношений.
Школа человеческих отношений. Основоположником школы человеческих отношений является Элтон Мейо (1880-1949) Представители этой школы впервые стали рассматривать каждую организацию как социальную систему и исходили из того, что эффективно управлять можно только при умелом воздействии на систему социально-психологических факторов. Основным выводом исследований Мейо является следующий: если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что должно приводить к увеличению производительности.
Определенный вклад в развитие школы человеческих отношений внес и Дуглас Мак—Грегор, выдвинувший тезис о том, что каждый руководитель в отношениях с подчиненными опирается на теоретические предпосылки, порождающие убежденность в том, что его поведение вызывает со стороны подчиненных определенную реакцию, которую можно предвидеть. По мнению Д.Мак—Грегора, группировка этих предпосылок может послужить основой теорий условно названных: X, У.
Согласно теории X рядовой индивид имеет врожденную неприязнь к труду и старается от него уклониться. С этим связана убежденность многих руководителей в том, что их основная задача состоит в преодолении естественной склонности подчиненных уклоняться от работы. Рядовой индивид любит, чтобы им управляли, он нечестолюбив и прежде всего стремится к спокойствию. Таким образом, для управления подчиненными большое значение имеет угроза взыскания. Из теории X вытекает признание необходимости очень жесткой формализации организационной структуры, централизации принятия решений.
Согласно теории У труд является естественной потребностью человека. Поэтому теория У предполагает меньшую степень формализации, децентрализацию управления, значительную самостоятельность исполнителей, поощрение инициативы. В теории У основной упор делается на поощрения.
Математическая школа управления (с 1950 г.) возникла в 40-е годы и ее принципы широко использовались в управлении войсками в период второй мировой войны. В последующие годы, благодаря ведущим представителям этой школы (Н.Акоффу, С.Биру, Д.Форрестеру и др.) зарубежные фирмы все чаще стали прибегать и применять количественные методы для решения управленческих проблем.
Основой математической школы является теория исследования операций и моделирование, а также использование системного и ситуационного подхода в управлении.
В соответствии с системным подходом весь окружающий мир представлен бесчисленным множеством динамических систем разной сложности, пребывающих в постоянном взаимодействии. В свою очередь, ситуационный подход к управлению предполагает, что внутреннее построение систем есть ответ на воздействия внешней среды.
Остановимся на основных понятиях, раскрывающих суть системного и ситуационного подходов.
Система — это совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов.
Существует множество классификаций систем. Все системы можно разделить: по происхождению, по специфике содержания, по объективности существования, по степени связи с окружающей средой, по зависимости от времени, по обусловленности действия, по месту в иерархии систем.
И здравоохранение в целом, и медицинское страхование, и любое лечебно-профилактическое учреждение представляют собой большие социально-экономические системы (БС), которые характеризуются определенными классификационными признаками. Это материальные, искусственные, открытые, динамические, вероятностные системы.
Исходя из позиций системного анализа, в процессе управления можно выделить две системы: управляющую (субъект управления) и управляемую (объект управления). Субъект управления для вышестоящего уровня иерархической (имеющей разные уровни) системы становится объектом управления. В свою очередь, объект управления для нижестоящего уровня становится субъектом управления. Например, Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга по отношению к районному отделу здравоохранения является субъектом, а по отношению к Министерству здравоохранения РФ объектом управления. Большие системы, таким образом, могут быть представлены совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в рамках БС базовые элементарные функции. При определении целей организации, построении ее структуры и анализа деятельности менеджер должен владеть методами системного анализа, которые условно можно разделить на две большие группы.
1. По содержанию: вербальные, графические, экспертные, математические.
2. По цели: декомпозиции, композиции, упрощения систем, оценки структурной адекватности, оценки взаимодействия элементов, оценки устойчивости системы во времени и пространстве.
Вербальные методы — методы качественного анализа проблемы, процесса, организации, в основе которого лежат методы анализа и синтеза, дедукции и индукции. Вербальные методы являются составной частью любого исследования.
Графические методы - методы наглядного, изображения вербального описания системы с помощью которого можно лучше представить ее структуру, функции и цели. Одним из таких методов является метод построения «дерева», когда необходимо какую-то категорию разделить на составные части с последующим делением на более мелкие элементы. Наиболее часто строят «дерево целей». При этом происходит декомпозиция главной цели на подцели 1-го яруса, которые делятся на подцели 2-го яруса и т.д.
Так, основным направлением реформирования стационарной помощи является реструктуризация коечного фонда и сокращение числа коек (подцели 2-го яруса). Сокращение коечного фонда, в свою очередь, осуществляется в условиях развития стационарозамещающих технологий в поликлиниках (дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии, стационаров на дому); увеличения объема и качества амбулаторно-поликлинической помощи, развертывания консультативно-диагностических центров (поддели 3-го яруса). Реструктуризация коечного фонда требует постановки подцелей 3-го яруса, в том числе дифференциацию коечного фонда по степени интенсивности лечения и ухода и приведение структуры коечного фонда в полное соответствие с потребностями населения в различных видах стационарной помощи (рис. 8.2).
Рис. 8.2. Реструктуризация коечного фонда.
Математические методы используются для математического описания (моделирования) изучаемой проблемы или объекта.
Экспертные методы дают возможность обобщать и использовать полученные оценки для решения различных проблем. Причем, экспертные оценки могут быть стандартизованными, то есть производиться на основании установленных стандартов и нестандартизованными, основанными на опыте и знаниях эксперта. Естественно, что нестандартизованные отличаются большей степенью субъективности. В условиях обязательного медицинского страхования экспертные методы получают широкое применение при проведении ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской помощи.
Методы декомпозиции представляют собой разложение целого на части. При этом можно уточнить взаимодействие частных проблем, их зависимость друг от друга. Декомпозиция системы, ее целей и функций может быть выполнена и по вертикали, и по горизонтали. Большое значение метод декомпозиции имеет при решении следующих проблем здравоохранения:
— проведение медико-санитарного зонирования города;
— разукрупнение медицинских учреждений;
— разграничение функций и полномочий между различными иерархическими уровнями управления.
Метод композиции направлен на составление (интеграцию) целого из отдельных частей. Важное значение этот метод имеет при реорганизации различных служб, укрупнении учреждений. При этом необходимо определить параметры создаваемых систем, дать научно обоснованный прогноз последствий такого укрупнения.
Метод упрощения систем используется для уменьшения степени сложности системы. Упрощением называют эквивалентные преобразования сложной системы в более простую. Основными методами упрощения систем являются:
— метод редукции (элиминирования), который предполагает исключение подсистем, элементов и их связей;
— метод свертывания, связанный с реорганизацией структуры, пересмотром взаимоотношений между подсистемами и элементами систем.
Метод оценки структурной адекватности позволяет оценить, насколько соответствуют друг другу отдельные параметры, подсистемы и элементы, их цели. Для оценки структурной адекватности используются различные по содержанию методы (графические, экспертные, математические). Так, среди графических методов чаще всего используют сравнение деревьев кронами для выяснения степени адекватности целей и ресурсов, целей и методов решения и т.д. Использование данного метода позволяет избежать серьезных ошибок, как при формировании новых систем (например, при формировании системы обязательного медицинского страхования), так и при реформировании функционирующих систем (при реорганизации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи; скорой и неотложной медицинской помощи). Например, переход к общеврачебной практике затруднен в связи с отсутствием необходимых кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов.
Методы оценки взаимодействия структурных частей позволяют анализировать связи между подсистемами, помогают выяснить степень дублирования полномочий, решать вопросы перераспределения функций и ресурсов. Так, изучение деятельности отделений общеврачебной практики и подразделений, оказывающих амбулаторную специализированную помощь, свидетельствует не только о том, что механизм взаимодействия между ними недостаточно отработан, но и о том, что целый ряд функций врачей общей практики и врачей-специалистов нередко дублируется в связи с отсутствием четкого различия полномочий между ними.
Методы оценки устойчивости системы во времени и в пространстве с учетом внутренней структуры и влияния факторов внешней среды. Устойчивость системы во времени изучается в трех аспектах:
1) в историческом;
2) на данный момент времени;
3) на перспективу.
В первом случае используется историко-генетический анализ, во втором — диагностический и, наконец, в третьем случае — концептуальный анализ (концептуальное моделирование). Наряду с системным подходом современные модели управления: используют и ситуационный подход, основанный на том, что главные предпосылки успеха организации лежат не внутри, а вне ее. Эффективность деятельности организации зависит от того, насколько удачно она вписывается во внешнюю среду. Так, финансовое положение стационаров в настоящее время определяется, прежде всего тем, насколько его коечный фонд соответствует потребностям населения в разных видах стационарной помощи, которые претерпели существенное изменение и в связи с изменением демографической ситуации, и в связи с развитием стационарозамещающих технологий. Таким образом, ситуационный подход к управлению означает, что все внутреннее построение системы есть ответ на воздействия внешней среды.
Внешняя среда организации
Практически до 50-х годов представителями различных школ менеджмента анализировались в основном внутренние факторы организации. И лишь во второй половине XX века стало уделяться внимание факторам внешней среды, которые условно можно разделить на факторы прямого и косвенного воздействия.
Таблица 8.1
- Общественное здоровье и здравоохранение
- Москва «меДпресс-информ» 2003
- Предисловие
- Глава 1 общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания (Краткая история развития)
- Глава 2 основные этапы развития здравоохранения в россии
- Глава 3 правовые основы здравоохранения в российской федерации
- 3.1. Развитие правовых основ здравоохранения в России
- 3.2. Система правового обеспечения охраны здоровья граждан
- 3.3. Конституция рф об охране здоровья граждан
- 3.4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993)
- Раздел I. Общие положения.
- Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
- Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья.
- Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья.
- Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи.
- Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.
- Раздел VIII. Гарантия осуществления медико-социальной помощи гражданам.
- Раздел IX. Медицинская экспертиза.
- Раздел X. Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.
- Раздел XI. Международное сотрудничество.
- Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
- Глава 4 здоровье населения и методы его изучения
- 4.1. Понятие здоровья, его оценка, социальная обусловленность6
- 4.2. Демографические показатели
- 4.2.1. Статика населения
- 4.2.2. Механическое движение населения
- 4.2.3. Естественное движение населения
- 4.2.3.1. Рождаемость населения
- 4.2.3.2. Смертность населения
- Динамика показателя смертности в России %0
- 4.2.3.3. Естественный прирост населения
- 4.2.3.4. Средняя продолжительность предстоящей жизни
- 4.2.3.5. Материнская смертность
- Динамика показателя материнской смертности в России на 100 тыс. Живорожденных
- 4.2.3.6. Детская смертность
- 4.2.3.7. Перинатальная смертность
- 4.3. Заболеваемость населения
- 4.3.1. Общая заболеваемость по данным обращаемости
- 4.3.2. Заболеваемость по данным медицинских осмотров
- 4.3.3. Инфекционная заболеваемость
- 4.3.4. Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями
- 4.3.5. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
- 4.3.6. Госпитализированная заболеваемость
- 4.4. Инвалидность населения
- 4.5. Международная статистическая классификация болезней и проблемы, связанные со здоровьем
- 4.6. Физическое развитие
- 4.7. Некоторые основные тенденции в состоянии здоровья населения России в конце XX века
- 4.7.1. Особенности демографических процессов в России
- Численность населения России и состав населения по месту проживания (1960—2000 гг.)
- 4.7.2. Современное состояние и особенности заболеваемости и инвалидности
- Структура первично признанных инвалидами по причинам инвалидности (в %)
- 4.7.3. Состояние физического развития и его тенденции
- Глава 5 основы медицинской статистики
- Относительные величины (статистические коэффициенты)
- Стандартизованные коэффициенты
- Стандартизация коэффициентов смертности от злокачественных новообразований в городах «а» и «б» (прямой метод)
- Стандартизация коэффициентов смертности
- Стандартизация коэффициентов смертности от злокачественных новообразований в городе н. Обратный метод (числа условные)
- Динамические ряды
- Динамика численности больничных коек в стационарах системы мз рф Санкт-Петербурга
- Динамика средней длительности пребывания больного на терапевтической койке до— и при переходе больниц Санкт-Петербурга на новые условия хозяйствования
- Динамика средней длительности пребывания больного на терапевтической койке до— и при переходе стационаров Санкт-Петербурга на новые условия хозяйствования
- Динамика младенческой смертности в Санкт-Петербурге (на 1000 родившихся живыми) за 1988—1992 гг.
- Динамика младенческой смертности и выравненной младенческой смертности в Санкт-Петербурге за 1988—1992 гг.
- Средние величины
- Определение среднего срока пребывания больных в специализированном отделении больницы
- Определение среднего роста 14-летних девочек
- Выборочный метод. Оценка достоверности средних арифметических и относительных величин
- Оценка полученного результата по средней ошибке
- Достоверность разности средних величин
- Алгоритм расчета
- Малая выборка
- Методы измерения между явлениями
- Непараметрические критерии
- Глава 6 социально-гигиеническое значение важнейших заболевание лечебно-профилактическое значение и организация помощи при них
- Социально-гигиеническое значение болезней системы кровообращения и организации медицинской помощи при них
- Заболеваемость и смертность от заболеваний системы кровообращения (на 100000 населения России)
- Социально-гигиеническое значение злокачественных новообразований и организация медицинской помощи при них
- Заболеваемость и смертность от злокачественных новообразований в Санкт-Петербурге (на 100000 населения в год)
- Туберкулез как социально-гигиеническая проблема и организация медицинской помощи больным туберкулезом
- Некоторые показатели заболеваемости туберкулезом (на 100000 человек) в России
- Травматизм
- Психические расстройства как социально-гигиеническая проблема
- Болезни органов дыхания
- Общая заболеваемость населения России болезнями органов дыхания
- Инфекционная заболеваемость
- Заболевания, передающиеся половым путем
- Глава 7 теоретические аспекты медицинской этики, медицинской деонтологии, биоэтики
- Глава 8 научные основы управления здравоохранением
- 1. Система управления здравоохранением в Российской Федерации
- 2. Менеджмент как отрасль науки и практической деятельности руководителей органов и учреждений здравоохранения
- Факторы внешней среды
- Структура организации
- Принципы, функции, методы и стиль управления
- Методы управления
- Стиль управления
- Функции управления
- Управленческий цикл и его элементы
- Управленческие решения
- Организация лечебно-профилактической помощи населению Глава 9 амбулаторно-поликлиническая помощь населению
- Амбулаторно-поликлинические учреждения
- Общие принципы организации работы поликлиники
- Организация работы регистратуры поликлиники
- Организация работы отделения профилактики
- Содержание и организация работы терапевтического отделения поликлиники
- Организация диспансерного обслуживания
- Основные проблемы перехода к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)
- Альтернативные формы стационарной помощи
- Глава 10 организация стационарной медицинской помощи взрослому населению
- Номенклатура больничных учреждений (утверждена пр. Мз рф №395 от 03.11.92 г.)
- Показатели стационарной (больничной) медицинской помощи
- Патологоанатомическое отделение и другие службы больницы
- Глава 11 организация скорой медицинской помощи
- Структура службы скорой медицинской помощи
- О профиле бригад скорой медицинской помощи
- Алгоритм очередности направления линейных врачебных, фельдшерских, акушерских и транспортных бригад скорой медицинской помощи по поводу к вызову
- Основные требования к работе выездных бригад
- Контроль работы выездных бригад
- Работа оперативного отдела
- Организационно-методическая работа
- Повышение квалификации медицинского персонала
- Глава 12 организация медицинской помощи работникам промышленных предприятии
- Глава 13 особенности организации медико-социального обеспечения сельского населения в россии
- Глава 14 Охрана здоровья женщин и детей
- Организация акушерско-гинекологической помощи
- Организация работы женской консультации
- I. Диспансеризация беременных и родильниц
- II. Гинекологическая помощь
- III. Профилактика абортов, контрацепция.
- V. Учет и отчетность
- Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи
- Глава 15 организация лечебно-профилактической помощи детям
- Организация работы детской поликлиники
- Детские дошкольные учреждения
- Школы, школы-интернаты, лагеря отдыха
- Дом ребенка
- Организация стационарной помощи детям
- Глава 16 организация стоматологической помощи
- Организация работы стоматологической поликлиники
- Учет и оценка деятельности стоматологической службы
- Особенности стоматологической помощи жителям сельской местности
- Глава 17 санаторно-курортная помощь населению
- Глава 18 социальное и медицинское страхование граждан
- 1. Основные понятия страхования
- 2. Социальная защита. Социальное страхование
- 3. Медицинское страхование (определение, виды)
- Система медицинского страхования в России
- Глава 19 контроль качества медицинской помощи. Лицензирование и аккредитации медицинских учреждений
- Используемые и оптимальные средства контроля различных компонентов качества
- Контрольно-разрешительные механизмы в здравоохранении
- I этап: представление соискателем лицензии документов в лицензирующий орган.
- Глава 20 экспертиза нетрудоспособности в здравоохранении Предмет и задачи врачебно-трудовой экспертизы
- Положение об экспертизе временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях
- Порядок оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
- Основные положения о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан
- I. Порядок выдачи листка нетрудоспособности (справки) при заболеваниях и травмах
- 2. Временная нетрудоспособность в связи с беременностью и родами
- 3. Временная нетрудоспособность в связи с уходом за больным членом семьи, здоровым ребенком и ребенком-инвалидом
- Временная нетрудоспособность в связи с карантином
- 5. Временная нетрудоспособность при протезировании
- 6. Временная нетрудоспособность при санаторно-курортном лечении и медицинской реабилитации
- 7. Особенности оформления временной нетрудоспособности в иных случаях
- 8. Порядок учета и хранения документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
- Медико-социальная экспертиза
- Глава 21 организация санитарно-эпидемиологической службы в российской федерации
- Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
- Структура центра гсэн. Организация и основные направления его работы
- Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Формы и методы планирования работы центров гсэн
- Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной и вторичной профилактики
- Деятельность санэпидслужбы по контролю за санитарным состоянием лпу
- Взаимодействие санэпидслужбы с ведомствами и учреждениями
- Обязанности предприятий и организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Административно-правовые основы деятельности центров гсэн
- Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц
- Методика анализа деятельности центра гсэн
- Глава 22 медицинские кадры
- 1. Обеспеченность медицинскими кадрами
- 2. Система подготовки медицинских кадров в России
- 2.1. Додипломное медицинское образование
- 2.2. Последипломное медицинское образование.
- 3. Врач общей практики (семейный врач) и его роль в системе медицинской помощи
- 4. Особенности подготовки руководящих кадров здравоохранения
- 5. Особенности подготовки медицинских кадров в зарубежных странах
- 6. Международное сотрудничество в области кадровой политики
- 7. Основные направления совершенствования кадровой политики здравоохранения России
- Глава 23 основы планирования, экономики и финансирования здравоохранения
- 1. Планирование здравоохранения
- 2. Экономика здравоохранения
- Хозрасчетный доход коллектива
- 3. Финансирование здравоохранения в условиях медицинского страхования в России
- Экономическая классификация расходов бюджета рф на 2001 г. (сокращенный вариант)
- I. Финансирование здравоохранения на федеральном (государственном) уровне
- II. Финансирование из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов
- III. Из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов финансируются и следующие расходы:
- Глава 24 организационно-правовые основы медицинской деятельности Профессиональные права и обязанности медработников в условиях перехода на рыночные отношения и медицинское страхование
- Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической деятельности
- Правовой статус лечащего врача
- Правовой статус пациента
- Правовой статус муниципальной системы здравоохранения
- Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного предпринимательства
- Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового права
- Изменение трудового договора
- Прекращение трудового договора
- Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- Защита трудовых прав работников, разрешение трудовых споров
- Материальная ответственность сторон трудового договора
- Глава 25 лекарственная помощь населению рф и концептуальные направления развития фармацевтического сектора Нормативно-правовая база обращения лекарственных средств
- Порядок приобретения лекарственных средств за счет собственных средств граждан
- Учет, хранение, выписывание и использование наркотических средств и психотропных веществ в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях
- Глава 26 укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики
- Медико-социальные аспекты образа жизни населения
- Основные факторы риска образа жизни и их медико-социальное значение
- Профилактика и ее основные виды
- Глава 27 участие общественных организации в охране здоровья населения
- Глава 28 здравоохранение в зарубежных странах. Международное сотрудничество в области здравоохранения
- Системы здравоохранения в экономически развитых странах
- Соотношение источников финансирования здравоохранения в ряде зарубежных стран
- Государственная система здравоохранения
- Страховая система здравоохранения
- Частнопредпринимательская система здравоохранения
- Основные направления реформирования систем здравоохранения в странах Центральной и Восточной Европы
- Организация здравоохранения в развивающихся странах
- Международное сотрудничество в области здравоохранения
- Всемирная организация здравоохранения
- Глава 5 основы медицинской статистики 81
- Глава 6 социально-гигиеническое значение важнейших заболевание лечебно-профилактическое значение и организация помощи при них 123
- Глава 7 теоретические аспекты медицинской этики, медицинской деонтологии, биоэтики 153
- Глава 8 научные основы управления здравоохранением 171
- Глава 9 амбулаторно-поликлиническая помощь населению 193
- Глава 22 медицинские кадры 463
- Глава 23 основы планирования, экономики и финансирования здравоохранения 484
- Глава 24 организационно-правовые основы медицинской деятельности 513