logo search
УЧЕБНИК

Управленческие решения

Управленческие решения принимаются на всех уровнях управления в соответствии с функциями, обязанностями и правами руководителей. Характерной чертой любой ситуации, связанной с принятием решения, является наличие большого числа возможных, вариантов действий, из которых нужно выбрать наилучший.

В идеале решение — это выбор определенного оптимального курса действий из возможных вариантов.

По характеру организации разработки и принятия решения выделяют: единоначальные, коллегиальные, коллективные; а по характеру целей: текущие, тактические и стратегические решения.

Процесс принятия решений включает ряд обязательных, последовательных этапов, которые могут быть соединены друг с другом как прямыми, так и обратными связями, образуя интегративные циклы. В конкретных случаях, особенно при разработке массовых «стандартных» решений, отдельные этапы выпадают или интегрируются. Таким образом, фактическое число этапов определяется самой проблемой.

Процесс разработки и принятия решения осуществляется в такой последовательности этапов:

1. Диагностика проблемы — формулировка и обоснование проблемы, отражающей либо потенциальную возможность повышения эффективности деятельности, либо разницу между существующим и желаемым состоянием системы, либо разницу между полученными и запланированными результатами деятельности. Собственно процесс диагностики проблемы начинается с получения информации о состоянии внешней среды и внутренней среды учреждения. После выявления проблемы главная задача менеджера — ее четкое формулирование, от которого зависит дальнейшее определение целей и задач, позволяющих решить данную проблему.

2. Формулировка ограничений и критериев для принятия решения. К числу ограничений для принятия конкретного управленческого решения можно отнести:

— недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт;

— потребность в слишком дорогой технологии;

— невозможность закупить все необходимые ресурсы по приемлемым ценам и т.д.

Важным моментом является и формулировка критериев для принятия управленческого решения. Реализация решений, как правило, всегда связана с потреблением трудовых, материальных, энергетических и финансовых ресурсов. И в качестве критериев выбора варианта решения могут приниматься следующие критерии: наименьшие затраты, максимизация объема производства медицинских услуг, максимальное использование оборудования (например, при развертывании КДЦ в крупных многопрофильных стационарах); ценность решений с социальной точки зрения (например, создание хосписов и отделений сестринского ухода).

3. Формулировка и отбор возможных вариантов решения с помощью прогнозирования и «отсечения» нежелательных вариантов решений, для принятия или реализации которых имеются ограничения. При отборе возможных вариантов используются в основном эвристические методы, основанные на логике.

4. Выбор лучшего, оптимального варианта решения.

По результатам сравнения вариантов решения выбирается наиболее целесообразный для конкретных условий вариант, который обеспечивает наиболее эффективное достижение поставленной цели.

К оптимальному варианту решения применимы следующие требования: всесторонняя обоснованность, своевременность, полнота содержания, полномочность, согласованность с ранее принятыми решениями.

Каждое принятое из решений должно включать: цель; средства и ресурсы, необходимые для его реализации; основные пути и сроки достижения цели; порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями; организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения.

5. После того, как управленческое решение принято, обрело соответствующую форму и юридическую силу, наступает этап его реализации.

Значение этого этапа определяется тем, что в конечном итоге именно степень полноты реализации принятых решений обеспечивает реальные результаты и смысл функционирующей системы. «Реализуемость» решений — важный показатель эффективности работы системы управления, которая должна действовать по принципу «одна проблема — одно решение».

Принятое управленческое решение может быть выражено в устной или оформлено в письменной форме (приказами, распоряжениями, инструкциями).

6. Важным элементом управленческого цикла является осуществление контроля за реализацией принятого решения (см. функции управления).