Анализ рынка джема, варенья и повидла, описание продукта
Джемы, желе, пюре и мармелад - это фруктовые продукты, полученные в процессе приготовления фруктов с добавлением или без добавления подсластителей или гелеобразующих веществ [15].
Другими общими терминами для таких продуктов являются «фруктовые консервы» или «фруктовые спреды».
Варенье готовят из цельных фруктов, кусочков фруктов, фруктовой мякоти или фруктового пюре.
Джем и желе изготавливается из фруктового сока, обычно с добавлением подсластителей.
Повидло готовят путем варки цитрусовых до получения гелеобразной консистенции.
Международные продажи джемов, отправленных странами-экспортерами, составили в течение 2017 года 3,2 млрд. долларов США. Эта сумма в долларах отражает скромный рост на 0,1% с 2013 года и рост на 2,2% с 2016 по 2017 год [15].
С континентальной точки зрения европейские страны получили наивысшую стоимость в долларах США. экспортные джемы в течение 2017 года с поставками на сумму 2 млрд. долл. США, или 61,1% от общемирового объема [14].
На втором месте были азиатские экспортеры с 20,2%, тогда как 9,3% варенья, поставляемого по всему миру, происходили из Латинской Америки, за исключением Мексики, но включая страны Карибского бассейна. Меньший процент поступил из Северной Америки (5,6%), Африки (2,7%) и Океании, в частности Австралии (1,1%).
Ожидается, что мировой рынок варенья, желе и консервов достигнет 8,7 млрд к 2021 году, увеличившись на 3,2% в среднем за прогнозируемый период.
Рынок фруктового джема, желе и консервов определяется удобством пищевых добавок, предпочтением готовых к употреблению продуктов, множеством каналов сбыта, изменением образа жизни и пищевых предпочтений в связи с урбанизацией и популярностью универсальных ароматизированных пищевых материалов. Хотя мировой рынок растет приличными темпами, высокая стоимость сырья и ингредиентов, а также государственное регулирование в отношении обработанных пищевых продуктов и пищевых добавок замедляют его. Разработка инновационных продуктов с новыми ароматами нетрадиционных фруктов и органических продуктов - это возможность для игроков рынка. Еще одна возможность - проникновение на развивающийся рынок джемов, желе и консервов.
В следующих странах был зафиксирован самый высокий положительный чистый экспорт джемов в течение 2017 года (главные экпортеры) [15]:
-
Турция – 249,1 млн. долларов США (сальдо экспорта выросло на 3,3% с 2013 года).
-
Франция – 179,3 млн. долларов (рост на 29,8%).
-
Италия – 171,6 млн долларов (рост на 27,1%).
-
Чили – 131,8 млн. долл. США (снижение на 22%).
-
Испания – 125 миллионов долларов (рост на 32,9%).
-
Индия – 103,9 млн. долларов (снижение на 5,9%).
-
Бельгия – 90,7 млн. долларов (снижение на 36,1%).
-
Дания – 44,2 млн. Долларов (снижение на 24,4%).
-
Австрия – 41,5 млн. Долларов (рост на 196%).
-
Эквадор – 40,6 млн. Долларов (рост на 10,2%).
Чистый экспорт рассматривается как стоимость общего экспорта страны за вычетом стоимости ее общего импорта. Таким образом, приведенные ниже статистические данные представляют излишки между стоимостью экспортируемых джемов каждой страны и ее импортных закупок для этого же товара.
В следующих странах зарегистрирован самый высокий отрицательный чистый экспорт джемов (преобладание импорта над экспортом) в течение 2017 года [15]:
-
Соединенные Штаты - 175,8 млн. долларов США (чистый дефицит экспорта вырос на 18% с 2013 года)
-
Великобритания - 133,7 млн. долларов (рост на 2,5%)
-
Россия - 91,5 млн. долларов (снижение на -38,1%)
-
Германия - 64,4 млн. долларов (рост на 1704%)
-
Канада - 59 миллионов долларов (рост на 140,9%)
-
Австралия - 44,4 млн. долларов (рост на 7%)
-
Япония - 41,4 млн. долларов (снижение на 18,6%)
-
Португалия - 27,8 млн. долларов (рост на 71,4%)
-
Ирландия - 27,3 млн долларов (снижение на 10,3%)
-
Швеция - 26 миллионов долларов (рост на 37,6%)
Чистый экспорт определяется как стоимость общего экспорта страны за вычетом стоимости ее общего импорта. Таким образом, приведенные ниже статистические данные представляют дефицит между стоимостью импортных закупок джемов каждой страны и ее экспортом для того же товара.
Таким образом, Россия в 2017 году на 38% сократила объемы импорта джема.
Данная ситуация вызвана запретом на ввоз на территорию РФ свежих фруктов и орехов, а также фруктов и орехов, подвергшихся тепловой обработке из стран ЕС и США.
По данным на начало 2019 года список стран расширился до 32 наименований [14].
Санкции начали вводится с 2014 года. На рисунке 1 и 2 представлена статистика производства импортозамещающих продуктов.
Рисунок 1 – Динамика производства плодоовощных консервов в 2010-2016 гг., млн. усл. банок
Данные рисунка свидетельствуют о сокращении производства консервов, начиная с 2015 года из-за сокращения поставок необходимого сырья.
Рост производства в 2014 году обоснован рекордным объемом роста рынка свежих фруктов, ягод и орехов в 2013 году (прирост составил 146% к уровню 2012 года) о чем свидетельствуют данные рисунка 2.
146
Рисунок 2 – Динамика производства фруктов, ягод и орехов за 2010-2018 гг, тыс. тонн
Данные рисунка свидетельствуют о высоких урожаях в 2017-2018 году, позволивших добиться роста темпов производства (в 2017 году прирост составил 42,7%, в 2018 году – 12,3%).
В России, по разным оценкам перерабатывается 15-25% собранных овощей и фруктов (в США перерабатывается до 50%, а в ЕС – около 20%, во Франции – 20%, в Швеции – около 17%, в Белоруссии – 10%) [16].
География производства необходимого сырья и самого производства джемов, варенья и повидла (поскольку производство как правило располагается около фермерских хозяйств. Что существенно сокращает издержки производства) на территории РФ представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – География и локализация производства джема и варенья в РФ, %
Источник: Консалтинговая компания «Амико» (https://www.bsplan.ru/)
Также следует отметить, что производство джемов по данным Росстата в 2018 году выросло на 2,7 % к уровню 2017 года, а за январь-март 2019 года в 2,1 раза к аналогичному периоду 2018 года, составив 3,8 тыс. тонн.
По прогнозам объем мирового рынка джема и желе к 2023 году должен вырасти до 1,53 млрд. долларов США. Рынок розничных продаж в Европе будет расти на 1,33% по всей Европе, а к 2023 году этот показатель достигнет 3,8 млрд. долларов США [18].
В России для изменения ситуации в сторону ускорения импортозамещения в сегменте переработки овощей и фруктов была принята «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации до 2020 года», а также ее подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства». В рамках этой программы предусматривается решение следующих задач:
-
стимулирование увеличения объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой и перерабатывающей промышленности;
-
стимулирование модернизации и обновления материально-технической и технологической базы функционирования сельскохозяйственного производства;
-
создание благоприятных условий для повышения объема инвестиций в агропромышленный комплекс.
- Введение
- Глава 1. Анализ рынка, участников и потребительских предпочтений
- Анализ рынка джема, варенья и повидла, описание продукта
- Анализ потребительских предпочтений
- Оценка конкуренции
- Оценка рисков
- Вывод по главе
- Глава 2. Создание фирмы «cherry berry»
- 2.1. Капитал и организационно-правовая форма
- 2.2. Маркетинговое обоснование бизнес-идеи
- 2.3. Производственное обоснование бизнес-идеи (производство, персонал)
- 2.4. Финансовое обоснование бизнес-идеи
- Выводы по главе
- Заключение
- Список использованной литературы