3.3. Амплитудно-частотная характеристика (ачх).
Нам известны понятия «амплитуда», по сути это та же громкость, и понятие «частота». В естественных условиях мы рассматривали это как факт. При работе со звуком в рамках электропередачи, мы сталкиваемся с неизбежным процессом потерь на любом из участков звукового тракта. Изменение естественного звучания происходит в микрофоне, в линиях электропередачи, огромные изменения вносят усилители и корректоры, искажает громкоговоритель.
Любой сложный звук состоит из ряда простых колебаний, соотношение уровней которого строго определенно и характерно для него. При звукопередаче эти соотношения должны быть сохранены. В связи с этим, качество любого участка звукового канала должно оцениваться по амплитудно-частотной характеристике (АЧХ).
АЧХ – это график отношений громкостей входящих сигналов, к выходящим на всем слышимом диапазоне.
В идеальном случае характеристика линейная «а», где входящий сигнал равен выходящему без изменений, однако фактически характеристика любого прибора имеет некоторую кривую, например «б». Это неизбежно связано с процессом преобразования в схемах внутри прибора.
Для удобства и отображения фактических значений того или иного прибора составляют усредненный или индивидуальный график нелинейности АЧХ как указано на рисунке. Однако для удобства, пользуются результирующими значениями и описывают лишь динамические изменения АЧХ в децибелах, относительно нулевого уровня. Таким образом, для студийного оборудования допускается нелинейность АЧХ в пределах 1 дБ., для концертной, клубной аппаратуры 2-4 дБ., для бытовой 8-10 дБ.
АЧХ представляет собой некую кривую, говорящую о нелинейности воспроизведения некоторых частот каким либо прибором. Для удобства описывают диапазон изменений нелинейности в дБ, или предоставляют графическое изображение АЧХ.
Имея представление о нелинейности АЧХ одного прибора, есть возможность произвести коррекцию другим прибором (эквалайзером).
АЧХ предоставляется в паспорте к аппарату, прибору, чаще всего имеет усредненные значения, но иногда производится индивидуально, например для микрофонов.
На вход аппарата подается сигнал розового шума (весь слышимый диапазон частот с одинаковой громкостью), и снимается на выходе, фиксируется в виде рисунка изменений громкости частот.
На примере изображен процесс измерения АЧХ усилителя. Для других приборов процедура аналогичная.
АЧХ – необходима для расчета качества звукового тракта канала звукопередачи.
- 1.Понятие «звукорежиссура» в рамках мультимедиа.
- 1.1. Введение.
- 1. 2. Краткая история звукозаписи.
- 33 1/3. Так же долгое время были актуальны пластинки со скоростью 45 об./мин.
- 2.Физика звука.
- 2.1. Частота звука.
- 2.2. Строение слухового аппарата.
- 2.3. Звуковой диапазон частот. Виды звуков.
- 2.4. Тембр. Обертона на примере струны.
- 2.5. Формы звуковых колебаний. Синтез.
- 2.6. Динамический диапазон слуха. Понятие дециБел
- 2.7. Пространство и звук.
- 2.8. Звук в закрытом помещении.
- 3. Звукопередача.
- 3.1. Основные понятия.
- 3.2. Преобразование звуковых волн в электрический ток.
- 3.3. Амплитудно-частотная характеристика (ачх).
- 3.4. Нелинейные искажения.
- 3.5. Помехи в тракте звукопередачи.
- 3. Импульсные помехи возникают вследствие ненадежных соединений, статических разрядок, наиболее выраженные трески заметны при воспроизведении грампластинок.
- 3.6. Динамический диапазон передачи.
- 4.Микрофоны.
- 4.1. Основные технические характеристики.
- 4.2. Классификация микрофонов.
- 4.3. Стереофония.
- 5. Устройства обработки звукового сигнала.
- 5.1. Микшерный пульт.
- 5.2. Автоматические регуляторы динамики (громкости).
- 5.3. Частотная коррекция.
- 5.4. Пространственная обработка. Ревербератор.
- 5.5. Аналого-цифровое преобразование (ацп).
- 3. Кодирование – процесс преобразования значений квантования и дискретизации в последовательность единичных и нулевых импульсов в двоичной системе.
- 6. Звукорежиссура как вид художественного творчества.
- 6.1. Основные понятия звукорежиссуры.
- 6.2. Звуковое решение аудиовизуальной программы.
- 6.3. Звуковая экспликация.
- 6.4. Микрофонная запись.
- 1. Источник звука в кадре неподвижен.
- 1.1. Микрофон в кадре.
- 6.6. Шумы в аудиовизуальной программе.
- 7. Практическая звукорежиссура.
- 7.1. Оценка качества фонограмм.
- 7.1.1. Субъективная оценка качества фонограммы.
- 10. Динамический диапазон – параметр интенсивности ощущения звучания в пределах, зависящих от технических условий.
- 7.1.2. Объективный контроль качества звукозаписи.
- 7.2. Монтаж фонограмм.
- 7.3. Передача речи совместно с музыкой и шумами.