6.6. Шумы в аудиовизуальной программе.
Шумы, помимо иллюстрации звуковой предметности кадра, выполняют сюжетно-драматургическую функцию, активно участвуя в формировании атмосферы фильма.
Шумы делятся на виды:
- внутрикадровые (синхронные) - шумы, которые сопровождают видимое в кадре движение;
- закадровые (несинхронные) - шумы, источник которых находится вне кадра;
- фоновые - второплановые шумы, не требующие синхронности.
Закадровые и фоновые шумы характеризуются протяженностью звучания, в зависимости от драматургии являются сильным выразительным, художественным средством.
Характеристики всех шумов складываются из нескольких понятий:
- Тембр — характерная окраска звука, позволяющая отличить друг от друга два однотипных шума (конский топот по булыжной мостовой или по деревянному мосту).
- Ритм — периодическое чередование звуков по длительности звучания и пауз (стук колес на стыках рельс).
- Темп — скорость, с которой чередуются звуки (быстро и медленно идущий поезд).
Функции шумов разнообразны. Шумы могут указать время и место действия, в некоторых случаях более конкретны и образны, чем музыка (вой ветра, шум дождя, моря, колокольный звон и т. п.). С их помощью режиссер может создать звуковой подтекст кадра, более тонко обрисовать характер действующего лица. Шумы могут восприниматься «ушами» героев на экране, т.е. мы слышим, так как слышат действующие лица.
Пространство воспринимается как реальность в том случае, если оно обладает звучанием. Отсутствие некоторых видов шумов так же способно выполнять образную функцию, является сильнейшим драматургическим элементом.
Шумы отвечают за создание атмосферы внутри кадра. Атмосфера, наряду с другими выразительными средствами, способствует созданию целостного образа фильма.
Так же как и музыкальный лейтмотив в кино может существовать шумовой лейтмотив, лейтобраз, лейттема.
Шумы, подвергнувшись частотной, пространственной, временной (эхо) и проч. обработке, могут создать атмосферу фантастики, миража, сна, ассоциаций и т.д. Так же в образный звукоряд можно внести понятие «музыкальный шум», «шумо-музыка».
Синтезирование шумов сильно раскрывает, раскрепощает возможности звукорежиссера, позволяет создать уникальные шумовые фактуры.
- 1.Понятие «звукорежиссура» в рамках мультимедиа.
- 1.1. Введение.
- 1. 2. Краткая история звукозаписи.
- 33 1/3. Так же долгое время были актуальны пластинки со скоростью 45 об./мин.
- 2.Физика звука.
- 2.1. Частота звука.
- 2.2. Строение слухового аппарата.
- 2.3. Звуковой диапазон частот. Виды звуков.
- 2.4. Тембр. Обертона на примере струны.
- 2.5. Формы звуковых колебаний. Синтез.
- 2.6. Динамический диапазон слуха. Понятие дециБел
- 2.7. Пространство и звук.
- 2.8. Звук в закрытом помещении.
- 3. Звукопередача.
- 3.1. Основные понятия.
- 3.2. Преобразование звуковых волн в электрический ток.
- 3.3. Амплитудно-частотная характеристика (ачх).
- 3.4. Нелинейные искажения.
- 3.5. Помехи в тракте звукопередачи.
- 3. Импульсные помехи возникают вследствие ненадежных соединений, статических разрядок, наиболее выраженные трески заметны при воспроизведении грампластинок.
- 3.6. Динамический диапазон передачи.
- 4.Микрофоны.
- 4.1. Основные технические характеристики.
- 4.2. Классификация микрофонов.
- 4.3. Стереофония.
- 5. Устройства обработки звукового сигнала.
- 5.1. Микшерный пульт.
- 5.2. Автоматические регуляторы динамики (громкости).
- 5.3. Частотная коррекция.
- 5.4. Пространственная обработка. Ревербератор.
- 5.5. Аналого-цифровое преобразование (ацп).
- 3. Кодирование – процесс преобразования значений квантования и дискретизации в последовательность единичных и нулевых импульсов в двоичной системе.
- 6. Звукорежиссура как вид художественного творчества.
- 6.1. Основные понятия звукорежиссуры.
- 6.2. Звуковое решение аудиовизуальной программы.
- 6.3. Звуковая экспликация.
- 6.4. Микрофонная запись.
- 1. Источник звука в кадре неподвижен.
- 1.1. Микрофон в кадре.
- 6.6. Шумы в аудиовизуальной программе.
- 7. Практическая звукорежиссура.
- 7.1. Оценка качества фонограмм.
- 7.1.1. Субъективная оценка качества фонограммы.
- 10. Динамический диапазон – параметр интенсивности ощущения звучания в пределах, зависящих от технических условий.
- 7.1.2. Объективный контроль качества звукозаписи.
- 7.2. Монтаж фонограмм.
- 7.3. Передача речи совместно с музыкой и шумами.