4.1. Основные технические характеристики.
Микрофон – приемник звука, преобразователь звуковых колебаний в электрические.
Существует множество способов преобразования звуковой энергии, в электрическую, но любой микрофон можно описать определенным набором технических параметров, позволяющих судить о качестве, а главное области применения того или иного преобразователя.
Чувствительность – один из наиболее важных параметров, она характеризуется отношением звуковой энергии к электрическому сигналу на выходе микрофона.
Т.е. какое количество электрической энергии будет создавать микрофон под определенным звуковым давлением.
Микрофоны обладают частотной характеристикой (АЧХ), где наиболее важным является её неравномерность.
На микрофон подают частоту в 1 кГц и принимают эту громкость за «0» и от нее рассчитывают неравномерность, как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Способность микрофона реагировать на звуки находящиеся в разных точках пространства называется - характеристикой направленности. Исчисления ведут в полярной системе координат. В качестве опорного направления (0 – 180о) используют ось микрофона, а вдоль линий определяющих направление прихода звуковой энергии ставят точки положения которых пропорциональны чувствительности в этом направлении.
Микрофоны принято подразделять по диаграммам направленности на три группы: ненаправленные, двусторонненаправленные, односторонненаправленные.
Микрофоном с ненаправленной характеристикой называют такой микрофон, чувствительность которого одинакова на всех направлениях вокруг него. Иногда к нему применяют термин «шарик» или «сфера», это означает что, чувствительность вокруг него одинакова во всех направлениях.
Конечно, это не идеальная сфера, она ей быть не может, потому, как микрофон оказывает экранирующее действие по отношению к разным частотам. Подразумевается то что на низких частотах это действительно сфера, на средних это нечто похожее на овал, на высоких любая другая форма.
Двусторонненаправленные микрофоны – имеют одинаковую чувствительность с фронтальной и тыловой сторон, а в поперечном направлении чувствительность равна нулю.
За схожесть диаграммы направленности с цифрой «8», к микрофонам с такой характеристикой применяют термин «восьмерка».
Односторонненаправленные микрофоны воспринимают звуковые колебания, приходящие лишь с фронтальной стороны. Диаграмма направленности схожа с геометрической фигурой «кардиоидой», поэтому и микрофоны называют кардиоидными.
Различные характеристики направленностей микрофонов – результат конструкторских ухищрений, их суть заложена в положении чувствительного элемента относительно корпуса.
Диаграмма направленности – одна из наиболее важных эксплуатационных характеристик микрофона. Важно подобрать для каждого конкретного случая микрофон с нужной характеристикой.
Например, микрофон со сферической диаграммой направленности применяют для записи синхронных шумов, чтоб захватить как можно шире звуки, находящиеся в разных точках пространства, или например группу разговаривающих собеседников за столом...
«Восьмерка» подойдет для записи диалога двух человек, или некого музыкального дуэта, где участники находятся друг напротив друга.
Кардиоидные микрофоны применяются при записи индивидуальных источников таким образом, что бы звуки других источников проникали как можно меньше. Например, голос, инструмент солиста и оркестр озвучиваются разными микрофонами, не «проникая» в чужой микрофон.
- 1.Понятие «звукорежиссура» в рамках мультимедиа.
- 1.1. Введение.
- 1. 2. Краткая история звукозаписи.
- 33 1/3. Так же долгое время были актуальны пластинки со скоростью 45 об./мин.
- 2.Физика звука.
- 2.1. Частота звука.
- 2.2. Строение слухового аппарата.
- 2.3. Звуковой диапазон частот. Виды звуков.
- 2.4. Тембр. Обертона на примере струны.
- 2.5. Формы звуковых колебаний. Синтез.
- 2.6. Динамический диапазон слуха. Понятие дециБел
- 2.7. Пространство и звук.
- 2.8. Звук в закрытом помещении.
- 3. Звукопередача.
- 3.1. Основные понятия.
- 3.2. Преобразование звуковых волн в электрический ток.
- 3.3. Амплитудно-частотная характеристика (ачх).
- 3.4. Нелинейные искажения.
- 3.5. Помехи в тракте звукопередачи.
- 3. Импульсные помехи возникают вследствие ненадежных соединений, статических разрядок, наиболее выраженные трески заметны при воспроизведении грампластинок.
- 3.6. Динамический диапазон передачи.
- 4.Микрофоны.
- 4.1. Основные технические характеристики.
- 4.2. Классификация микрофонов.
- 4.3. Стереофония.
- 5. Устройства обработки звукового сигнала.
- 5.1. Микшерный пульт.
- 5.2. Автоматические регуляторы динамики (громкости).
- 5.3. Частотная коррекция.
- 5.4. Пространственная обработка. Ревербератор.
- 5.5. Аналого-цифровое преобразование (ацп).
- 3. Кодирование – процесс преобразования значений квантования и дискретизации в последовательность единичных и нулевых импульсов в двоичной системе.
- 6. Звукорежиссура как вид художественного творчества.
- 6.1. Основные понятия звукорежиссуры.
- 6.2. Звуковое решение аудиовизуальной программы.
- 6.3. Звуковая экспликация.
- 6.4. Микрофонная запись.
- 1. Источник звука в кадре неподвижен.
- 1.1. Микрофон в кадре.
- 6.6. Шумы в аудиовизуальной программе.
- 7. Практическая звукорежиссура.
- 7.1. Оценка качества фонограмм.
- 7.1.1. Субъективная оценка качества фонограммы.
- 10. Динамический диапазон – параметр интенсивности ощущения звучания в пределах, зависящих от технических условий.
- 7.1.2. Объективный контроль качества звукозаписи.
- 7.2. Монтаж фонограмм.
- 7.3. Передача речи совместно с музыкой и шумами.