2.6. Динамический диапазон слуха. Понятие дециБел
Восприятие звука это субъективная оценка силы (интенсивности) звука.
Источник звука производит колебания, вызывающие ощущение звука, с определенной интенсивностью, силой, которую можно измерить достаточно точно. Человек может четко дать определение громкости слышимого источника по простой шкале определений (громко, тихо, нормально, еле слышно...). Однако человек воспринимает этот звук по-разному в силу различных факторов (удаленности от источника, зашумленности помещения...). При анализе звуковой громкости обязательно надо учитывать эти факторы.
Человеческий слух ограничен по восприятию звуков. Существуют две границы: нижняя и верхняя. Нижний порог слышимости – звуковая величина, при которой мы начинаем различать звуки относительно тишины. Звуки, которые мы не воспринимаем, лежат за порогом слышимости.
Верхний порог слышимости ограничен звуком вызывающим ощущение боли в ушах, это так называемый «болевой порог».
Сила звука у порога слышимости и болевого порога отличается в 1012 раз.
Таким образом, мы имеем некоторый диапазон слышимых звуков, громкость которых можем определить, опираясь на ощущения.
Например: Громким можно назвать тот звук, который превышает громкость нормальной речи, а тихим наоборот является такой звук, при котором хочется говорить тихо или шёпотом, что бы услышать его.
Так случилось, что наш орган слуха воспринимает звуки разной частоты по-разному, оценивает интенсивность источников звука не линейно, а по некоторой логарифмической кривой:
Человек одинаково оценивает равные относительные изменения звука. Другими словами, изменение громкости кажется человеку одинаковым, если сила звука источника изменилась в одно и то же количество раз (или на один и тот же процент относительно своей первоначальной громкости). Однако в реальности, на разной громкости звук воспринимается по-разному. Для восприятия изменений тихого звука потребуется минимальное изменение его интенсивности, но при прослушивании звуков большой интенсивности потребуется значительное изменение, чтоб вызвать аналогичные ощущения.
Существует ряд формул доказывающих, что восприятие тихих и громких звуков не линейно, оно подвержено логарифмической зависимости изменения громкости одного звука от другого. Принципиальным значением в этом понятии лежит то, что ощущаемое изменение тихих звуков мы различаем очень чётко, однако при увеличении интенсивности звука, что бы ощутить аналогичную разницу, потребуется изменение интенсивности в десятки и сотни раз.
Например, если говорить нормальным голосом, то даже самые незначительные изменения его интенсивности (громкости) воспримутся вами как явное изменение. А вот если слушать шум одного поезда и через какое-то время появится другой поезд с аналогичной громкостью шума, звук по логике усилится в 2 раза, однако разницы мы почти не почувствуем.
Для понятия громкости и её определения (измерения) применяется логарифмическая шкала в дециБелах, (дБ).
Именно эта шкала дает четкое представление о изменении звуковых ощущений. При изменении ощущений в одинаковое количество раз, но при разной громкости (интенсивности), логарифмическая шкала соответствует изменению в то же количество раз.
Ощущение пропорционально логарифму возбуждения. (закон Вебера-Фехнера)
N = 20lgU1/U2
Громкостью называют субъективное качество, определяющее силу слухового ощущения, вызываемого звуком у слушателя. Измеряется громкость в дециБелах (дБ).
Теперь, зная, что такое громкость, мы сможем вспомнить и поговорить о нелинейности восприятия частот. Порог слышимости, изображенный графически, представляет собой кривую, опускающуюся в области частот 3000-4000 Гц и поднимающуюся к краям звукового диапазона.
Из этой формы кривой следует, что для равногромкого ощущения интенсивность (громкость) низких и высоких частот должна быть выше, чем средних.
С ростом громкости прослушивания звука, кривые равной громкости, как бы, выпрямляются.
Другими словами, частотная зависимость слуха в большей степени сказывается при тихом прослушивании, чем при громком. Это важно учитывать на практике! Например, звук, записанный на большой громкости, будет звучать бедно, тускло при прослушивании на маленькой громкости, и наоборот. Поэтому при работе в студии громкости воспроизведения, записи, прослушивании, оценки должны быть одинаковыми и близкими к оригиналу, если речь идет о записи живых инструментов. И так, прослушивать запись инструмента желательно на такой же громкости, на которой он звучит самостоятельно (без усиления).
Ниже приведена таблица звуков, для приблизительного восприятия и оценки громкости:
Так же следует отметить понятие «звуковая маскировка».
В реальных условиях, акустический сигнал не существует в условиях абсолютной тишины. Вместе с ним, на слух действуют те или иные посторонние шумы, затрудняющие слуховое восприятие, они как бы маскируют основной сигнал. Этот эффект довольно часто применяется в звукопроизводстве кино для достижения определенных художественных задач, и для эмоционального воздействия на слушателя. Например, теряющееся внимание учащегося слушающего урок плавно маскируют лиричной музыкой, таким образом, голос преподавателя уходит на второй план, а музыка оказывается на первом. Складывается ощущение, что герой погрузился в мечты.
- 1.Понятие «звукорежиссура» в рамках мультимедиа.
- 1.1. Введение.
- 1. 2. Краткая история звукозаписи.
- 33 1/3. Так же долгое время были актуальны пластинки со скоростью 45 об./мин.
- 2.Физика звука.
- 2.1. Частота звука.
- 2.2. Строение слухового аппарата.
- 2.3. Звуковой диапазон частот. Виды звуков.
- 2.4. Тембр. Обертона на примере струны.
- 2.5. Формы звуковых колебаний. Синтез.
- 2.6. Динамический диапазон слуха. Понятие дециБел
- 2.7. Пространство и звук.
- 2.8. Звук в закрытом помещении.
- 3. Звукопередача.
- 3.1. Основные понятия.
- 3.2. Преобразование звуковых волн в электрический ток.
- 3.3. Амплитудно-частотная характеристика (ачх).
- 3.4. Нелинейные искажения.
- 3.5. Помехи в тракте звукопередачи.
- 3. Импульсные помехи возникают вследствие ненадежных соединений, статических разрядок, наиболее выраженные трески заметны при воспроизведении грампластинок.
- 3.6. Динамический диапазон передачи.
- 4.Микрофоны.
- 4.1. Основные технические характеристики.
- 4.2. Классификация микрофонов.
- 4.3. Стереофония.
- 5. Устройства обработки звукового сигнала.
- 5.1. Микшерный пульт.
- 5.2. Автоматические регуляторы динамики (громкости).
- 5.3. Частотная коррекция.
- 5.4. Пространственная обработка. Ревербератор.
- 5.5. Аналого-цифровое преобразование (ацп).
- 3. Кодирование – процесс преобразования значений квантования и дискретизации в последовательность единичных и нулевых импульсов в двоичной системе.
- 6. Звукорежиссура как вид художественного творчества.
- 6.1. Основные понятия звукорежиссуры.
- 6.2. Звуковое решение аудиовизуальной программы.
- 6.3. Звуковая экспликация.
- 6.4. Микрофонная запись.
- 1. Источник звука в кадре неподвижен.
- 1.1. Микрофон в кадре.
- 6.6. Шумы в аудиовизуальной программе.
- 7. Практическая звукорежиссура.
- 7.1. Оценка качества фонограмм.
- 7.1.1. Субъективная оценка качества фонограммы.
- 10. Динамический диапазон – параметр интенсивности ощущения звучания в пределах, зависящих от технических условий.
- 7.1.2. Объективный контроль качества звукозаписи.
- 7.2. Монтаж фонограмм.
- 7.3. Передача речи совместно с музыкой и шумами.