1.1. Микрофон в кадре.
Если у режиссера нет возражений против появления микрофонов в кадре (в кино — это большая редкость), звукорежиссер имеет право разместить их там, где он считает нужным для достоверной передачи звуковой картины телепостановки. Ситуация усложняется если актеры импровизируют.
1.1.1. Микрофоны на стойках, подвесах. Одной из главных особенностей микрофона в кадре, является его заметность, что бы он имел неяркую окраску и матовый корпус, чтобы избежать бликов от источников освещения.
1.1.2. Микрофоны на настольных подставках. Этот вариант часто встречается при съемке пресс-конференций, спортивных комментариев, в работе радиодиджея, съемка в зале суда и пр.
1.1.3. Петличные микрофоны. Такие микрофоны незаметны в кадре, они миниатюрны и визуально эстетичны. Их легко скрыть деталями одежды — за галстуком, оборкой платья и пр. Если микрофон на груди возникает сильный подъем НЧ составляющих, для этого необходимо произвести частотную коррекцию. В театральных постановках часто прячут в волосах, париках актёров.
1.2. Микрофоны не могут находиться в кадре.
Если микрофон не должен попадать в кадр, существуют два основных варианта его расположения:
- он может быть замаскирован в декорациях в кадре;
- микрофон устанавливается вне кадра.
1.2.1. Маскируемые микрофоны. При маскировке микрофона в элементах интерьера необходимо учесть, что средства маскировки могут оказывать заметное влияние на их звучание.
1.2.2. Подвесные микрофоны. Чтобы расположить микрофон как можно ближе к артисту и в то же время вне кадра, его можно подвесить сверху. Простейший способ — подвеска микрофона на журавле. Достоинство этого метода в простоте установки оптимального положения микрофона.
Звукорежиссеру стоит позаботиться, чтобы ориентация и угол наклона микрофона могли меняться в зависимости от требований мизансцены, не мешали движению камер и не создавали теней от источников света.
1.2.3. Микрофоны граничного слоя (PZM-микрофоны). PZM-микрофоны имеют максимально ровную АЧХ. Тембр такого микрофона практически независим от угла прихода звукового сигнала. При записи ТВ- и кинозвука больше подходят для кадров общего плана. Такой микрофон легко маскируется (например, за настольной лампой) и идеально подходит для записи голоса актера, сидящего за столом, для записи пения, музыки в сильно заглушенных помещениях, при записи интервью и бесед за круглым столом.
2. Движущийся источник звука в кадре,
2.1. Микрофон в кадре.
Допускается применение ручного микрофона с ветрозащитой круговой или кардиоидной направленности. Гарнитуры, используемые в телепроизводстве (запись в телестудии) по большей части имеют круговую направленность.
2.1.1. Радиомикрофоны. Главное их преимущество — возможность обойтись без микрофонного кабеля. Три основных варианта исполнения:
- ручной (handheld), в котором в одно целое объединены микрофонная головка, передатчик, антенна и автономный источник питания;
- радиопетличка, представляющая собой обычную «петличку», подключенную к карманному или поясному передатчику;
- наголовный (headset) микрофон/гарнитура, закрепляемая на голове артиста специальным зажимом, также подключаемая к передатчику.
2.2. Микрофоны не могут находиться в кадре.
2.2.1. Скрытые индивидуальные микрофоны. Они могут использоваться совместно с радиопередатчиками, но основная проблема заключается в их полной маскировке: микрофоны можно разместить под одеждой или в ее складках.
2.2.2. Многомикрофонная техника. Запись движущихся источников звука можно произвести с помощью нескольких неподвижных микрофонов, подвешенных над съемочной площадкой, при этом звукорежиссер работает фейдерами в соответствии с движением артистов. Данный метод дает хорошие результаты, если действие ограничено по площади, а актеры говорят в строго установленных направлениях.
2.2.3. Узконаправленные микрофоны вне кадра. Когда требуется записать источник, находящийся на значительном расстоянии либо в сложных акустических условиях (помещение с сильной реверберацией, высокий уровень внешнего шума или сильный ветер, при съемке на берегу моря), стоит использовать остронаправленный микрофон — «пушку» с соответствующей ветрозащитой. «Классикой жанра» стали микрофоны-«пушки» на штативах-удочках, а умение микрофонных операторов манипулировать ими стало предметом особой гордости съемочных бригад.
6.5. Музыка в аудиовизуальной программе.
Музыка в аудиовизуальной программе – выразительное средство усиливающее, выражающее образы, задает темпоритм, атмоферу, которая раскрывает зрителю-слушателю внутренние образы сюжета и героев.
Музыка может выполнять множество функций:
- художественная – это конкретное средство для достижения определенного эмоционального ощущения у слушателя.
- расширение пространства – сообщение о том чего нет на экране. Например музыка конкретного временного периода, местности.
- погружение в личное – музыка позволяет подслушать мысли героя, услышать внутренний монолог.
- сопоставление нескольких музыкальных тем создает впечатление контраста, пошаговости, придает другой смысл изображению.
- противопоставление, когда музыка кардинально отличается от изображения.
- лейтмотив – музыка, создающая канву для всего фильма, на которую ложатся разные сцены или выделяется отдельный образ. Герой может быть наделен лейтмотивом и «появляться» именно в виде музыки. Иногда лейтмотив может быть в разных стилевых вариациях (лиричный, яркий, романтичный, нейтральный).
Музыка в кино и телефильмах может быть реалистичной (в кадре) — звучат только те инструменты, которые зритель видит на экране, — и условной, закадровой.
Она может быть прозаической — усиливающей художественную роль изображения — или поэтической — выражающей настроение героя. Музыка выступает согласованно, в сопоставлении и противопоставлении с изобразительным рядом, объединяясь с речью и шумами создает звукозрительный образ.
Контрапункт – одновременное сочетание двух или более самостоятельных тем в музыке, а в звукозрительном образе противопоставление или сопоставление звука и изображения.
- 1.Понятие «звукорежиссура» в рамках мультимедиа.
- 1.1. Введение.
- 1. 2. Краткая история звукозаписи.
- 33 1/3. Так же долгое время были актуальны пластинки со скоростью 45 об./мин.
- 2.Физика звука.
- 2.1. Частота звука.
- 2.2. Строение слухового аппарата.
- 2.3. Звуковой диапазон частот. Виды звуков.
- 2.4. Тембр. Обертона на примере струны.
- 2.5. Формы звуковых колебаний. Синтез.
- 2.6. Динамический диапазон слуха. Понятие дециБел
- 2.7. Пространство и звук.
- 2.8. Звук в закрытом помещении.
- 3. Звукопередача.
- 3.1. Основные понятия.
- 3.2. Преобразование звуковых волн в электрический ток.
- 3.3. Амплитудно-частотная характеристика (ачх).
- 3.4. Нелинейные искажения.
- 3.5. Помехи в тракте звукопередачи.
- 3. Импульсные помехи возникают вследствие ненадежных соединений, статических разрядок, наиболее выраженные трески заметны при воспроизведении грампластинок.
- 3.6. Динамический диапазон передачи.
- 4.Микрофоны.
- 4.1. Основные технические характеристики.
- 4.2. Классификация микрофонов.
- 4.3. Стереофония.
- 5. Устройства обработки звукового сигнала.
- 5.1. Микшерный пульт.
- 5.2. Автоматические регуляторы динамики (громкости).
- 5.3. Частотная коррекция.
- 5.4. Пространственная обработка. Ревербератор.
- 5.5. Аналого-цифровое преобразование (ацп).
- 3. Кодирование – процесс преобразования значений квантования и дискретизации в последовательность единичных и нулевых импульсов в двоичной системе.
- 6. Звукорежиссура как вид художественного творчества.
- 6.1. Основные понятия звукорежиссуры.
- 6.2. Звуковое решение аудиовизуальной программы.
- 6.3. Звуковая экспликация.
- 6.4. Микрофонная запись.
- 1. Источник звука в кадре неподвижен.
- 1.1. Микрофон в кадре.
- 6.6. Шумы в аудиовизуальной программе.
- 7. Практическая звукорежиссура.
- 7.1. Оценка качества фонограмм.
- 7.1.1. Субъективная оценка качества фонограммы.
- 10. Динамический диапазон – параметр интенсивности ощущения звучания в пределах, зависящих от технических условий.
- 7.1.2. Объективный контроль качества звукозаписи.
- 7.2. Монтаж фонограмм.
- 7.3. Передача речи совместно с музыкой и шумами.