logo
КНИЖКА ЗВУКОРЕЖИССУРА МУЛЬТИМЕДИА

5.4. Пространственная обработка. Ревербератор.

О понятии реверберация, и о её естественном происхождении в помещениях говорилось чуть выше. Любое помещение обладает собственными реверберационными характеристиками. Однако не всегда залы и студии позволяют добиться необходимых значений реверберации. Для этого стали использовать искусственную реверберацию.

Суть искусственной реверберации заключена в том, что к прямому сигналу идущему, например, от микрофона подмешивается необходимое количество его отражений, повторений.

Эхокамера – имеет отражающий характер стен с хаотично расположенными по её площади щитами, усиливающими отражения. Создает эффект естественного помещения, зала, холла.

Магнитный, ленточный ревербератор – построен на основе звукозаписывающего магнитофона и множеством воспроизводящих головок. Создает эффект многократного эха. В зависимости от скорости ленты возможны вариации времени прихода отражений.

До появления цифровой звукозаписи, для достижения различных художественных и технических задач в арсенале звукорежиссера должны быть эти приборы и условия. Однако с появлением возможностей цифровой звукозаписи все это стало возможным в одном приборе – пространственном процессоре эффектов.

Как и в естественных условиях, современные цифровые приборы ревербераторы обладают множеством характеристик: время первичных отражений, время реверберации, тембр реверберации и т.д.

Наиболее часто используемые эффекты: Холл (hall), эхо (delay), хорус (chorus), фленджер (flanger), фэйзер (faser). Отличие этих эффектов заключено во времени первичных отражений, времени реверберации, частотной коррекции или в отсутствии одного или нескольких компонентов.