2.7. Пространство и звук.
Вернёмся ненадолго к человеку, точнее к его слуховому органу – к ушам. Человек обладает способностью определять направление приходящих звуков. Наши органы слуха, воспринимая звуковые колебания от источников звука, расположенных справа и слева от слушателя, различают их по амплитуде и по фазе.
При этом фазовые сдвиги приходящих звуковых волн связаны с разницей в расстояниях между ушами. Различие по амплитуде звуковых колебаний, вызвано тем, что голова оказывает экранирующее действие, это особенно заметно на звуковых волнах, длины которых соизмеримы с размерами головы (высокие частоты).
Оба этих явления воспринимаются человеком и служат информацией о месте источника звука в пространстве.
Если источник звука (И1) находится фронтально на одной оси с головой человека, то к обоим ушам звук приходит с одинаковой амплитудой и фазой.
Однако, если источник звука расположен справа или слева (И2) от человека, то звуковые колебания, огибая голову приходят с различной амплитудой (громкостью) и с различной фазой.
Бинауральный эффект (двуухий) – это способность человека определять место расположения (локализацию) источника звука, т.е. ощущать направление прихода звуковых волн.
Благодаря бинауральному эффекту возможно пространственное слуховое ощущение.
Именно на способности человека определять расположение источников, был построен принцип стереофонической, двуканальной звукозаписи, однако бинауральный эффект позволяет локализовать намного больше источников, что было подтверждено и применено в системе Dolby Surround.
В случае, когда в пространстве не один, а несколько источников звука, то наши уши легко определяют положение этих источников. Человек, сознательно или бессознательно, способен концентрировать внимание только на одном или нескольких звуках, выделяя их как наиболее важные.
Возможность отделить близкие по звучанию звуки (например: похожие музыкальные инструменты в оркестре), которые «маскируют» друг друга по громкости, но находятся (локализуются) в разных местах, называется – бинауральной демаскировкой, которая характеризуется как «прозрачность» звучания.
(объяснить на примере зрения, эффект аналогичный)
В описании звука на записи или на натуре, применяется термин «прозрачность звучания» он как раз и отвечает за то, чтобы звуки близкие по звучанию были как бы отделены и не маскировали друг друга.
Именно этим и пользуются звукорежиссеры при записи, «расставляя», схожие по тембру источники звука по «панораме».
- 1.Понятие «звукорежиссура» в рамках мультимедиа.
- 1.1. Введение.
- 1. 2. Краткая история звукозаписи.
- 33 1/3. Так же долгое время были актуальны пластинки со скоростью 45 об./мин.
- 2.Физика звука.
- 2.1. Частота звука.
- 2.2. Строение слухового аппарата.
- 2.3. Звуковой диапазон частот. Виды звуков.
- 2.4. Тембр. Обертона на примере струны.
- 2.5. Формы звуковых колебаний. Синтез.
- 2.6. Динамический диапазон слуха. Понятие дециБел
- 2.7. Пространство и звук.
- 2.8. Звук в закрытом помещении.
- 3. Звукопередача.
- 3.1. Основные понятия.
- 3.2. Преобразование звуковых волн в электрический ток.
- 3.3. Амплитудно-частотная характеристика (ачх).
- 3.4. Нелинейные искажения.
- 3.5. Помехи в тракте звукопередачи.
- 3. Импульсные помехи возникают вследствие ненадежных соединений, статических разрядок, наиболее выраженные трески заметны при воспроизведении грампластинок.
- 3.6. Динамический диапазон передачи.
- 4.Микрофоны.
- 4.1. Основные технические характеристики.
- 4.2. Классификация микрофонов.
- 4.3. Стереофония.
- 5. Устройства обработки звукового сигнала.
- 5.1. Микшерный пульт.
- 5.2. Автоматические регуляторы динамики (громкости).
- 5.3. Частотная коррекция.
- 5.4. Пространственная обработка. Ревербератор.
- 5.5. Аналого-цифровое преобразование (ацп).
- 3. Кодирование – процесс преобразования значений квантования и дискретизации в последовательность единичных и нулевых импульсов в двоичной системе.
- 6. Звукорежиссура как вид художественного творчества.
- 6.1. Основные понятия звукорежиссуры.
- 6.2. Звуковое решение аудиовизуальной программы.
- 6.3. Звуковая экспликация.
- 6.4. Микрофонная запись.
- 1. Источник звука в кадре неподвижен.
- 1.1. Микрофон в кадре.
- 6.6. Шумы в аудиовизуальной программе.
- 7. Практическая звукорежиссура.
- 7.1. Оценка качества фонограмм.
- 7.1.1. Субъективная оценка качества фонограммы.
- 10. Динамический диапазон – параметр интенсивности ощущения звучания в пределах, зависящих от технических условий.
- 7.1.2. Объективный контроль качества звукозаписи.
- 7.2. Монтаж фонограмм.
- 7.3. Передача речи совместно с музыкой и шумами.