2.2. Строение слухового аппарата.
Ухо – это не только ушная раковина, которое называется внешним ухом, но и сложный механизм, который состоит из среднего и внутреннего ушей.
Ухо состоит из трёх частей – наружного, среднего и внутреннего.
Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода, а заканчивается оно барабанной перепонкой. Наружное ухо – это рупор, труба конической формы для концентрации энергии звуковых колебаний с целью усиления звука.
Среднее ухо содержит в себе три слуховые косточки – молоточек, наковальню и стремечко. Это самые маленькие косточки человека, каждая из них весит доли грамма. Звуковые волны, пройдя по слуховому проходу, вызывают колебания барабанной перепонки, далее передаются по цепочке слуховых косточек. Здесь звук усиливается ~ в 20 раз.
Внутреннее ухо представляет собой спираль, названную из за сходства, улиткой. В улитке находятся волосковые клетки (названы так, потому что оканчиваются волосками), которые соединены с волокнами слухового нерва. Основная часть улитки заполнена жидкостью (лимфой). Звуковые волны вызывают колебания этой жидкости, что приводит к раздражению волосковых клеток. В них возникают электрические импульсы, которые далее по слуховому нерву движутся к головному мозгу. И лишь в слуховых центрах воспринимаются как звуки.
Наружное и среднее ухо проводит звук, а внутреннее ухо (улитка и слуховой нерв) воспринимает и предает звук в слуховые центры мозга в виде электрических колебаний.
Улитка, если её распрямить, это уникальный орган, каждая часть которого воспринимает только свои частоты. Внутри улитки по всей её длине находятся волоски нервных клеток (около 30000) которые воспринимают каждая свои частоты. Разные частоты имеют разные длины волн, соответственно, чем выше частота, тем короче её длина волны. Ввиду того что волосковые клетки со временем отмирают, мы начинаем хуже слышать высокие частоты, т.е. дина волны высокой частоты просто не покрывает нужного количества волосков и звуковая информация этой частоты нами не воспринимается. Так же процесс отмирания клеток ускоряется при длительном воздействии на них звукового давления излишней силы.
Слуховой аппарат имеет в своём строении нечто похожее на компрессор, лимитер, который защищает от воздействия слишком громких звуков и наоборот. Движение косточек среднего уха контролируется мышцей, которая может сокращаясь с очень большой скоростью (15-30 мс.) она «заклинивает» проход звуковой энергии, и наоборот когда звук очень слаб, мышца расслабляется.
Стоит еще отметить важный момент: в строении внутреннего уха присутствует вестибулярный аппарат, который ориентируется на земное притяжение, контролирует наши движения, сообщая мозгу, в каком положении находится тело. При воздействии громкого звука вестибулярный аппарат теряет свои качества и «отключается» на какой-то период, в этот момент человек способен потерять равновесие и т.д.
Важно, что давление внутри уха и атмосферное давление должны быть одинаковыми, за это отвечает евстахиева труба. В противном случае барабанная перепонка будет либо ослаблена, либо натянута, что приведет к ухудшению слуха.
- 1.Понятие «звукорежиссура» в рамках мультимедиа.
- 1.1. Введение.
- 1. 2. Краткая история звукозаписи.
- 33 1/3. Так же долгое время были актуальны пластинки со скоростью 45 об./мин.
- 2.Физика звука.
- 2.1. Частота звука.
- 2.2. Строение слухового аппарата.
- 2.3. Звуковой диапазон частот. Виды звуков.
- 2.4. Тембр. Обертона на примере струны.
- 2.5. Формы звуковых колебаний. Синтез.
- 2.6. Динамический диапазон слуха. Понятие дециБел
- 2.7. Пространство и звук.
- 2.8. Звук в закрытом помещении.
- 3. Звукопередача.
- 3.1. Основные понятия.
- 3.2. Преобразование звуковых волн в электрический ток.
- 3.3. Амплитудно-частотная характеристика (ачх).
- 3.4. Нелинейные искажения.
- 3.5. Помехи в тракте звукопередачи.
- 3. Импульсные помехи возникают вследствие ненадежных соединений, статических разрядок, наиболее выраженные трески заметны при воспроизведении грампластинок.
- 3.6. Динамический диапазон передачи.
- 4.Микрофоны.
- 4.1. Основные технические характеристики.
- 4.2. Классификация микрофонов.
- 4.3. Стереофония.
- 5. Устройства обработки звукового сигнала.
- 5.1. Микшерный пульт.
- 5.2. Автоматические регуляторы динамики (громкости).
- 5.3. Частотная коррекция.
- 5.4. Пространственная обработка. Ревербератор.
- 5.5. Аналого-цифровое преобразование (ацп).
- 3. Кодирование – процесс преобразования значений квантования и дискретизации в последовательность единичных и нулевых импульсов в двоичной системе.
- 6. Звукорежиссура как вид художественного творчества.
- 6.1. Основные понятия звукорежиссуры.
- 6.2. Звуковое решение аудиовизуальной программы.
- 6.3. Звуковая экспликация.
- 6.4. Микрофонная запись.
- 1. Источник звука в кадре неподвижен.
- 1.1. Микрофон в кадре.
- 6.6. Шумы в аудиовизуальной программе.
- 7. Практическая звукорежиссура.
- 7.1. Оценка качества фонограмм.
- 7.1.1. Субъективная оценка качества фонограммы.
- 10. Динамический диапазон – параметр интенсивности ощущения звучания в пределах, зависящих от технических условий.
- 7.1.2. Объективный контроль качества звукозаписи.
- 7.2. Монтаж фонограмм.
- 7.3. Передача речи совместно с музыкой и шумами.