3.4. Нелинейные искажения.
Мы подошли к оценке качества тракта звукопередачи, вот еще один раздел касающийся громкости и изменения тембра в тракте звукопередачи, к сожалению, характерных для любой техники.
Нелинейные искажения представляют собой изменения формы звуковых колебаний, проходящих через электрическую цепь (например усилитель), вызванные нарушением пропорциональности напряжения на входе и на выходе.
Другими словами, в следствие нелинейных искажений происходит изменение тембра, что объективно нежелательно.
Графически это выглядит следующим образом:
На вход некого прибора (усилителя) подается синусоидальный, простой сигнал. На выходе производятся замеры, говорящие об изменении первоначального сигнала. В спектре образовываются обертона, гармоники, которых не было в первоначальном сигнале.
Сигнал, проходя через тракт, как бы меняет рисунок, «отражаясь» от границ допустимых значений, таким образом, появляются дополнительные частоты, обертона.
При подаче ряда колебаний на вход усилителя, имеющего нелинейную характеристику, на его выходе, вследствие нелинейных искажений, появится много паразитных колебаний – гармоник и комбинационных тонов.
Эти колебания могут заметно исказить или полностью нарушить звуковую картину.
В реальности через усилитель проходят сигналы музыки, голоса, которые уже обладают рядом обертонов и гармоник. При проходе через нелинейную систему преобразования, усиления, будет искажен тембр, что и повлияет на конечный результат звучания.
Нелинейные искажения оцениваются величиной коэффициента нелинейных искажений. На практике применяется процентное соотношение привнесенных искажений, т.е. на сколько процентов увеличилось количество искажений. Их называют гармоническими искажениями. При значении 1-3% разницы на слух не ощущается.
Для примера: Эти искажения, однако, плотно заняли место в деятельности музыкантов. Эффект изменения тембра посредствам нелинейных искажений применяется для обработки звука электрогитар и многих инструментов. Таким образом, на свет появились «примочки» в виде приборов: «дисторшн», «овердрайв», «фуз» и т.д. Где происходит подчеркивание, явное усиление до состояния искажения тембра, с последующим понижением сигнала до нормального уровня громкости. Т.е. внутри прибора происходит сильное усиление сигнала, вызывающее появление, «подчеркивание» обертонов, и ослабление сигнала до нормального уровня.
Основным виновником появления гармонических, нелинейных искажений является перегруз входа усилителя. Поэтому чаще всего оборудование снабжено индикацией или световым сигналом с пометкой «перегруз», или «CLIP».
Пример выдержки из паспорта спецификации для усилителей CROWN CTs:
- 1.Понятие «звукорежиссура» в рамках мультимедиа.
- 1.1. Введение.
- 1. 2. Краткая история звукозаписи.
- 33 1/3. Так же долгое время были актуальны пластинки со скоростью 45 об./мин.
- 2.Физика звука.
- 2.1. Частота звука.
- 2.2. Строение слухового аппарата.
- 2.3. Звуковой диапазон частот. Виды звуков.
- 2.4. Тембр. Обертона на примере струны.
- 2.5. Формы звуковых колебаний. Синтез.
- 2.6. Динамический диапазон слуха. Понятие дециБел
- 2.7. Пространство и звук.
- 2.8. Звук в закрытом помещении.
- 3. Звукопередача.
- 3.1. Основные понятия.
- 3.2. Преобразование звуковых волн в электрический ток.
- 3.3. Амплитудно-частотная характеристика (ачх).
- 3.4. Нелинейные искажения.
- 3.5. Помехи в тракте звукопередачи.
- 3. Импульсные помехи возникают вследствие ненадежных соединений, статических разрядок, наиболее выраженные трески заметны при воспроизведении грампластинок.
- 3.6. Динамический диапазон передачи.
- 4.Микрофоны.
- 4.1. Основные технические характеристики.
- 4.2. Классификация микрофонов.
- 4.3. Стереофония.
- 5. Устройства обработки звукового сигнала.
- 5.1. Микшерный пульт.
- 5.2. Автоматические регуляторы динамики (громкости).
- 5.3. Частотная коррекция.
- 5.4. Пространственная обработка. Ревербератор.
- 5.5. Аналого-цифровое преобразование (ацп).
- 3. Кодирование – процесс преобразования значений квантования и дискретизации в последовательность единичных и нулевых импульсов в двоичной системе.
- 6. Звукорежиссура как вид художественного творчества.
- 6.1. Основные понятия звукорежиссуры.
- 6.2. Звуковое решение аудиовизуальной программы.
- 6.3. Звуковая экспликация.
- 6.4. Микрофонная запись.
- 1. Источник звука в кадре неподвижен.
- 1.1. Микрофон в кадре.
- 6.6. Шумы в аудиовизуальной программе.
- 7. Практическая звукорежиссура.
- 7.1. Оценка качества фонограмм.
- 7.1.1. Субъективная оценка качества фонограммы.
- 10. Динамический диапазон – параметр интенсивности ощущения звучания в пределах, зависящих от технических условий.
- 7.1.2. Объективный контроль качества звукозаписи.
- 7.2. Монтаж фонограмм.
- 7.3. Передача речи совместно с музыкой и шумами.