logo search
Бисярина - Детские болезни с уходом за детьми и

10ХпХ7, где п—день жизни ребенка, 7—число кормлений. Так, 4-дневяый ребенок должен получать 280 ыл грудного мо­лока в сутки.

Суточное количество пищи, необходимое ребенку старше 7— 8 дней, должно составлять '/5 его массы.

Решающее значение для оценки досгаточности количества молока, получаемого ребенком, имеют общее состояние ребен­ка и динамика кривой массы его тела.

Ежедневно при первом утреннем туалете (до первого корм­ления) детей нужно взвешивать. Масса тела ребенка в. это время является основным показателем его физического развития.

Предварительно детская сестра должна тщательно прове­рить, правильно ли стоят и хорошо ли отрегулированы весы. .Чтобы весы работали точно и бесперебойно, их следует уста­новить на неподвижном столике, содержать в чистоте и после взвешивания детей закрывать чехлом.

Перед взвешиванием ребенка чашу весов протирают спир­том или дезинфицирующим раствором (во избежание переноса инфекции от одного ребенка к другому) и покрывают чистой пеленкой, предварительно установив ее массу. Сестра должна точно определить массу тела ребенка (за вычетом массы пе­ленки, распашонки) и правильно записать ее в историю разви­тия ребенка. Уменьшение массы тела является первым насто­раживающим симптомом начинающегося отставания в развитии или даже заболевания. От того, какова масса тела ребен­ка при выписке, зависят советы, которые дают матери врач, акушерка или сестра. Данные о первоначальной массе тела ребенка, его росте и массе тела в день выписки заносят в об­менную карту ребенка, заполняемую в родильном доме. После выписки из родильного дома обменную карту передают в рай­онную поликлинику по месту жительства ребенка. Эти сведе­ния имеют большое значение при дальнейшем наблюдении за ребенком.

Если, несмотря на достаточное количество молока и пра­вильный уход, масса тела ребенка увеличивается медленно, следует добавить необходимые пищевые вещества (коррекция питания) —творог, каззоль или казеиновое молоко. Творог дают тщательно растертым с грудным молоком, каззоль—в виде 10 % раствора. В дальнейшем при хорошем увеличении массы тела можно отказаться от добавления белка.

Если к концу 1-й недели жизни ребенка, а иногда несколько раньше выяснится, что у матери мало молока, необходимо наз­начить докорм донорским молоком.

Матери, у которых есть излишки молока, должны его сце­живать, так как это способствует нормальной функции молоч­ных желез. Наиболее быстрый способ — отсасывание молоко-отсосом с резиновым баллончиком или вакуумным аппаратом (рис. 4, 5). К началу кормления молокоотсосы должны быть простер илизованы.

При отсутствии молокоотсоса молоко можно сцеживать ру­ками (рис. 6). Предварительно мать должна тщательно вы­мыть руки с мылом и насухо их вытереть. Сцеживать молоко необходимо в стерильный стакан, при этом большой и указа­тельный пальцы кладут на внешнюю границу околососкового кружка, сильно и ритмично сжимаюг пальцы. Сосок не надо грогать пальцами вообще.

Сцеженное молоко стерилизуют (бутылочки держат в кипя­щей воде 5—8 мин) или пастеризуют (температура воды 65— 75 °С, продолжительность прогревания до 30 мин). При пасте ризации состав грудного молока меняется меньше, чем при на­гревании до 100 °С, но стерилизацию применяют чаще, так как она проще и быстрее осуществляется.

Рис. 4. Молокоотсос и резино­вая накладка,

Рис. 5. Вакуумный молокоотсос,

С первых дней жизни ребенку надо давать ежедневно до 30—50 мл кипяченой несладкой воды. При высокой температу­ре окружающего воздуха (выше 25 °С) количество питья следу­ет увеличить до 100 мл.

При каждом кормлении необходимо прикладывать ребенка только к одной груди и обращать внимание на полное ее опо­рожнение. Остающееся молоко надо обязательно полностью сцедить. После кормления ребенку на некоторое время нужно придать вертикальное положение, чтобы уменьшить вероят­ность срыгивания.

В период становления лактации вполне допустимо кормить из обеих грудей, но при этом следует: 1) давать вторую грудь только после того, как ребенок все высосал из первой; 2) чере­довать порядок прикладывания. Эти правила необходимо соб­людать, так как первые порции молока высасываются легче, чем последующие, а более частое прикладывание стимулирует функцию железы.

При кормлении новорожденных из груди матери следует придерживаться следующих правил:

1) перед началом кормления мать моет руки с мылом, при­крывает волосы косынкой, надевает маску;

2) прежде чем дать ребенка матери, медицинская сестра тщательно проверяет документацию ребенка, спрашивая у ма­тери ее фамилию и пол ребенка. Перед прикладыванием ребен­ка к груди матери сестра ватой, взятой пинцетом, сама обмы­вает сосок 2 % раствором борной кислоты или раствором пер-манганата калия (1 : 8000), после чего прикладывает ребенка к

Рис. 6. Сцеживание молока руками в чистую бутылочку.

груди, подложив под него пеленку; во время кормления детей матерям должен обеспечиваться полный покой (не проводить осмотров, выполнения назначений и др.);

3) перед кормлением мать сцеживает несколько капель молока для удаления случайного загрязнения выводных про­токов молочных желез;

4) первые 3—4 дня мать должна кормить ребенка лежа. Ребенка укладывают параллельно матери, мать поворачивает­ся в сторону той груди, которой кормит ребенка, противополож­ной рукой она поддерживает грудь и вкладывает сосок в рот ребенка. Необходимо следить, чтобы ребенок захватывал не только сосок, но и околососковый кружок. При этом большим пальцем верхнюю поверхность груди слегка отдавливают кни­зу, чтобы она не закрывала нос ребенка и не мешала ему ды­шать;

5) через 4—5 дней матери разрешается кормить сидя, под ногу (левую, если ребенку дают левую грудь, и правую, если ему дают правую грудь) ставят скамеечку. Длительность корм­ления к 7—8-му дню следует сократить до 15—20 мин;

6) после кормления грудь следует обмыть кипяченой водой и обсушить ватой. Для предохранения соска необходимо при­крывать его кусочком марли и поддерживать грудь свободным бюстгальтером.

При кормлении или же сразу после него дети нередко сры­гивают, иногда обильно.

За кормлением детей наблюдает медицинская сестра. Она следит за правильным положением матери при кормлении, дает указания, как кормить новорожденного, сцеживать молоко, оставшееся после кормления ребенка.