Питание детей дошкольного и школьного возраста
Обычно дети старшего возраста едят ту же пищу, что и взрослые. Однако энергетические потребности у детей по сравнению со взрослыми относительно более высокие, что объясняется более интенсивным обменом веществ, большей подвижностью и иным соотношением между поверхностью тела и его массой.
В детском возрасте повышается потребность в пластических элементах, необходимых не только для покрытия энергетических затрат, но и для роста и развития организма.
Потребность в белке при расчете на 1 кг массы тела в среднем составляет у детей дошкольного возраста 3,5—4 г, у детей младшего школьного возраста 3—3,5 г, у детей старшего школьного возраста 2,5 г. Жиры требуются в тех же количествах,
б В. П. Бисярина
129
что и белки, с резко выраженным преобладанием животных жиров (сливочное масло). Потребность в углеводах у детей 3—11 лет составляет 10—15 г на 1 кг массы тела, у детей старшего возраста — 9—10 г.
Кроме белков, жиров и углеводов, пища детей всех возрастов должна быть богата и минеральными веществами, к которым относятся соли натрия, калия, кальция, фосфора, магния и др. В состав минеральных веществ входят и микроэлементы, содержащиеся в пище в крайне незначительных количествах, но имеющие большое значение для жизнедеятельности организма.
Продукты растительного происхождения содержат достаточное количество калия, а некоторые (картофель, капуста) — даже значительное. Натрий же содержится в продуктах в очень небольших количествах, поэтому его необходимо добавлять в пищу в виде хлорида натрия (поваренная соль). Ребенок дошкольного возраста дополнительно должен получать 2,0—' 2,5 г хлорида натрия, школьник — 3—3,5 г в сутки.
Потребность в солях кальция удовлетворяется за счет введения в рацион молока и молочных продуктов, особенно сыра, в котором находится самое большое количество легкоусвояемого кальция.
Наибольшее количество фосфора содержится в продуктах животного происхождения: в некоторых сортах рыбы, молоке, мясе, яичном желтке и др. Фосфор есть также в муке, хлебе, крупе, фасоли, но из этих продуктов он плохо усваивается.
Магний находится главным образом в продуктах растительного происхождения. Обычная смешанная пища содержит достаточное количество магния, удовлетворяющее потребность организма.
Железо содержится в продуктах как животного, так и растительного происхождения. Больше всего его в печени, языке, яичном желтке, твороге, овсяной крупе, бобовых растениях, ржаном хлебе, в некоторых сортах фруктов.
Из других микроэлементов наибольшее значение для детского организма имеют медь и кобальт и меньшее—марганец, никель, цинк, молибден, хром и др.
Потребность в витаминах, регулирующих процессы развития организма и фосфорно-кальциевого обмена, возрастает. Дети и подростки более чувствительны к недостатку любых витаминов, чем взрослые (табл. 5).
Режим питания детей школьного и дошкольного возраста должен предусматривать 4-разовый прием пищи.
Для детей дошкольного возраста суточный объем пищи доходит до 1800 мл. Завтрак составляет 25 % суточной калорийности, обед — 35—40 %, полдник — 10 %, ужин — 20—25 %. Меню может включать соленые и острые блюда. Допускаются
130
жареный картофель, гуляш, бефстроганов. Суточная калорийность пищи у детей до 7 лет доходит до 2300 кал.
Таблица 5 Нормы потребности детей в витаминах
| Витамины | ||||||
Возраст, |
|
|
|
|
|
|
|
годы | A, ME | В[, МГ | Вг, мг | РР, МР | В., МР | С, мг | D, ME |
До 1 | 1650 (0,5 мг) | 0,5 | 1,0 | 5 | 0,5 | 30 | 500 |
1—3 | 3300 (1 мг) | 1,0 | 1,5 | 10 | 1,0 | 40 | 500 |
3—7 | 3300 (1 мг) | 1,5 | 2,5 | 10 | 1,5 | 50 | 500 |
7—11 | 5000 (1,5 мг) | 1,5 | 3,0 | 15 | 1,5 | 60 | 500 |
11—14 | 5000 (1,5 мг) | 2,0 | 3,0 | 20 | 2,0 | 70 | 500 |
В связи с тем что подавляющая часть детей этой возрастной группы посещает детские сады, большое значение приобретает организация домашних ужинов, которые должны включать творог, сметану, картофель и другие овощи, яйца, хлеб с маслом, сдобные булочки, молоко, простоквашу, фрукты.
Для школьников суточный объем питания может достигать 2 л, суточная калорийность — 2800—3000 кал.
При разработке режима питания школьников необходимо учитывать время занятий в школе. Для детей, занимающихся в первую смену, необходимо установить следующий режим. Первый завтрак, составляющий 20 % суточной калорийности, дети должны получать в 7 ч 30 мин—8 ч, второй завтрак (20 %) —в школе в 11 ч 30 мин— 12 ч, обед (около 40 %) — дома в 15—16 ч, ужин (20 %) — в 19 ч 30 мин — 20 ч.
Для детей, занимающихся во вторую смену, режим питания должен быть иным. В 7 ч 30 мин — 8ч дети должны получать завтрак, составляющий 20 % суточной калорийности, в 12 ч—обед (40%). Третье питание (15%), детям полагается получать в школе приблизительно в 16 ч. Ужин (25%) учащиеся получают в 20 ч по возвращении из школы.
Порции пищи не должны быть слишком большими. Для детей школьного возраста принят следующий объем порций каждого блюда: кофе или чай с молоком—200 г, каша—200 г;
1-е блюдо обеда—400—450 г, 2-е блюдо с гарниром—250— 270 г, 3-е блюдо—200 г; 1-е блюдо ужина—300—350 г, 2-е блюдо — 200 г.
Примерный суточный набор продуктов для детей разных возрастов приведен в табл. 6.
При питании детей приходится учитывать не только калорийность продуктов, но и содержание в них важнейших питательных веществ. Из этого следует, что при необходимости заменить один продукт другим надо интересоваться не только
б* 131
количеством калорий, которые дает заменяющий продукт, он и его составом. Замена должна быть равноценной не только по калорийности, но и по составу. Нельзя, например, заменить творог таким же количеством крупы, потому что в твороге больше белка и он более полноценный в пищевом отношении. Творог можно заменить равным количеством яиц, мяса или рыбы. Свежие фрукты нельзя заменить сухими, потому что в свежих содержится витамин С, которого в сухих в большинстве случаев нет.
Таблицаб
- Бисярина в. П. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиолп гическими особенностями детского возраста. — м.: Медицина, 1981 463 с
- Краткая история отечественной педиатрии
- Периоды детского возраста и их характеристика
- Обязанности участковой медицинской сестры городской детской поликлиники
- Лечебные мероприятия.
- Новорожденный ребенок и уход за ним
- Признаки доношенности новорожденного
- Первый туалет новорожденного
- Физиологические состояния новорожденного
- Организация ухода за новорожденным
- Правила пеленания
- Уход за кожей и слизистыми оболочками
- Вскармливание новорожденного
- 10ХпХ7, где п—день жизни ребенка, 7—число кормлений. Так, 4-дневяый ребенок должен получать 280 ыл грудного молока в сутки.
- Специфическая профилактика туберкулеза
- Первичный патронаж новорожденного
- Гигиена новорожденного в домашних условиях
- 6 Распашонок с разрезом сзади, 6 кофточек с длинными рукавами, 15 подгузников (60х60 см), 12 легких и 6 теплых пеленок, 3 одеяла (байковое, тканевое, ватное), 2—3 косынки, подкладная клеенка.
- Недоношенный ребенок и уход за ним
- Характеристика недоношенного ребенка
- Организация внешней среды недоношенного ребенка
- Вскармливание недоношенных детей
- Предохранение недоношенного ребенка от инфекции
- Дальнейшее развитие недоношенного ребенка
- Антропометрические показатели развития ребенка
- Днатомо-физиологические особенности нервной системы
- Особенности эндокринной системы
- Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной клетчатки
- Уход за кожей
- Анатомо-физиологические особенности костной ткани
- Особенности мышечной системы
- Анатомо-физиологические особенности органов дыхания
- Днатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы
- Значение свежего воздуха, закаливания, гимнастики для правильного функционирования органов дыхания, кровообращения и кроветворения
- Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения
- Анатомо-физиологические особенности органов мочевыделения
- Принципы вскармливания грудного ребенка и питание в последующие периоды детства
- Противопоказания и затруднения при грудном вскармливании
- Диета и режим кормящей матери
- Смешанное вскармливание
- 2) Показания со стороны ребенка; 3) социально-бытовые показания.
- Искусственное вскармливание
- Молочная кухня и донорские пункты
- Питание детей в возрасте 1-3 лет
- Питание детей дошкольного и школьного возраста
- Примерный суточный набор продуктов для детей разных возрастов (по данным Института питания амн ссср)
- Гемолитическая болезнь новорожденных
- Болезни пупка
- Кожные болезни
- Заболевания глаз
- Сепсис новорожденных
- Расстройства пищеварения и питания у детей грудного возраста
- Токсическая диспепсия
- Пилороспазм, пилоростеноз
- Гипотрофии
- 2) Пугливость, немотивированные капризы; 3) тревожный, неспокойный сон.
- Гипервитаминоз d
- Спазмофилия
- Экссудативный диатез
- Рекомендуемые дозы на прием противогистаминных препаратов и салицилатов
- Молочница
- Острый гастрит
- Острый гастроэнтерит
- Хронический гастрит
- Гельминтозы
- Аскаридоз
- 8 В. П. Бисярина 223
- Энтеробиоз
- Холециститы
- Болезни органов дыхания у детей
- Острый ринофарингит у детей раннего возраста
- Острый ларингит
- Острый стенозирующий ларинготрахеобронхит (ложный круп) у детей грудного возраста
- Бронхит
- Хронический тонзиллит
- Пневмонии
- Бронхиальная aciwa
- Крупозная пневмония
- Плевриты
- Ревматизм
- 4) Данными лабораторных исследований (умеренный лейкоцитоз, повышение соэ, увеличение титров асл-0, асг, показателя дфа, наличие с-реактивного белка).
- Болезни крови и кроветворных органов Анемия
- 10 В, п. Бисярина 289
- Препараты желгзэ, применяемые для лечения анемий у детей раннего возраста (разовые дозы)
- Геморрагические диатезы
- Лейкозы
- Болезни почек и мочевыводящих путей Диффузный гломерулонефрит
- Дозы и продолжительность действия наиболее широко применяемых диуретических препаратов
- Пиелонефрит
- Особенности течения сахарного диабета у детей
- Дифференциально-диагностические признаки диабетической и гипогликемической комы
- Болезнь даунд
- Острые респираторные заболевания
- Парагрипп
- Аденовирусная инфекция
- Менингококковая инфекция
- Вирусный гепатит (болезнь боткина)
- Активность некоторых ферментов сыворотки крови и осадочных проб у здоровых и больных вирусным гепатитом детей
- Туберкулез в детском и подростковом возрасте
- Дизентерия (dysenteria)
- Коли-инфекция
- Дифференциально-диагностические признаки некоторых кишечных инфекций
- Сальмонеллезы
- Острые желудочно-кишечные заболевания стафилококковой этиологии
- 13 В, п. Бисярина 383
- Д!зфтерия (dvphtheria)
- Инфекционный мононуклеоз (железистая лихорадка филатова-пфейффера)
- Корь (morbilli)
- Краснуха (rubeoba)
- Скарлатина (scarlatina)
- Коклюш (pertussis)
- Ветряная оспа (varicella)
- Паротит эпидемический (parotitis epidemica)
- Неотложные состояния и помощь при них Острая дыхательная недостаточность
- Острая сердечно-сосудистая недостаточность
- Судорожный синдром
- Гипертермический синдром
- Острая почечная недостаточность
- Токсикоз с эксикозом
- Потребность ребенка в жидкости в зависимости от возраста и степени эксикоза
- Действующих лекарственных средств для детей, десятого издания (гфх) в сокращенном виде
- Продолжительность инкубационного периода некоторых инфекционных болезней
- Приложение 4 прививочный календарь (утвержден министром здравоохранения ссср 14.01. 1980 г.)
- Примерные рецепты наиболее часто употребляемых лекарственных средств
- Сроки изоляции инфекционных больных и лиц, контактировавших с ними
- Рекомендуемые сроки введения и примерное количество отдельных продуктов и прикорма детям 1-го года жизни, находящимся на грудном вскармливании
- 1Е суточные нормы продуктов для детей разных возрастов
- Суточная потребность детбй в пищевых веществах
- Технология приготовления молочных смесей
- Овощная каша
- Кисель из свежих фруктов и ягод
- Кисель из сухофруктов
- Кисель из черники