Особенности мышечной системы
Мышцы у новорожденного и ребенка грудного возраста развиты слабо; они составляют около 25 % массы его тела, тогда как у взрослого — не менее 40—43 % •
У детей первых месяцев жизни отмечается повышенный тонус мышц, так называемая физиологическая гипертензия, которая связана с особенностями функционирования центральной нервной системы. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей; этим объясняется тот факт, что дети грудного возраста, если их распеленать, обычно лежат с согнутыми руками и ногами. Постепенно эта гипертензия исчезает.
Сила и тонус мышц у ребенка слабые. Двигательная способность появляется сначала у мышц шеи и туловища, а потом уже у мышц конечностей. Мышечная сила постепенно нарастает. Особенно интенсивно развивается мускулатура в период полового созревания, происходит нарастание силы и точности движений. Мальчики обычно отличаются лучшим мышечным тонусом, чем девочки. Формирование и рост мышечных волокон заканчивается к 20—23 годам.
При обследовании детей обращают внимание на силу и тонус мышц. Сила мышц у детей грудного возраста измеряется лишь приблизительно путем определения того усилия, которое необходимо для противодействия тому или другому движению ребенка; у детей старшего возраста сила мышц измеряется, так же как и у взрослых, с помощью динамометра.
О тонусе мышц судят, во-первых, по степени сопротивления, которое возникает при пассивных движениях, и, во-вторых, по консистенции мышечной ткани, определяемой на ощупь. В норме развитие и тонус мышц в симметричных местах одинаковы.
При нормальном развитии ребенка двигательные навыки у него образуются последовательно. Новорожденный ребенок беспомощен, он не может самостоятельно изменить положение те-
86
ла, не держит головку. Развитие статических и локомоторных функций происходит постепенно. Оно характеризуется следующими основными данными. В 1—2 мес ребенок должен удерживать голову в вертикальном положении, в 3—ЗУз мес — при поддержке подмышки упираться ногами, в 6 мес — самостоятельно сидеть и поворачиваться со спины на живот и обратно, в 7—8 мес ползать, в 10 мес—стоять без опоры, в 12 мес— делать первые самостоятельные шаги.
Всякая задержка в развитии и появлении двигательных навыков у ребенка 1-го года жизни должна внушать тревогу в отношении заболевания центральной нервной системы.
Для своевременного развития движений следует почти с первых дней жизни предоставить ребенку свободу в движениях и помогать ему овладевать ими.
В развитии движений весьма существенное значение имеют игровые процессы. Все время бодрствования, за исключением еды и проведения туалета, здоровый ребенок проводит в разнообразных играх, занятиях, характер которых изменяется с возрастом.
Для своевременного развития статических и двигательных функций у ребенка 1-го года жизни большое значение имеют также массаж и гимнастика, проведение которых следует начинать у здоровых детей с Г/2—2 мес жизни и осуществлять ежедневно в определенные часы бодрствования ребенка, за 20—30 мин до или через 30—40 мин после еды. Массаж и гимнастику проводят в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха не ниже 20 °С, а в летнее время—на открытом воздухе в тени при отсутствии ветра при температуре 22 °С. Занятия проводят с обнаженным ребенком на столе, покрытом байковым одеялом, небольшой клеенкой и пеленкой. При проведении массажа руки должны быть чистыми и сухими. Массаж и гимнастические упражнения следует проводить осторожно, мягко, без усилий и медленно. Во время занятий у ребенка необходимо поддерживать хорошее настроение. При плаче и беспокойстве ребенка занятия начинать не следует.
Проведение гимнастики и массажа не исключает необходимости в представлении ребенку возможности удовлетворять свойственную его возрасту потребность в движениях.
- Бисярина в. П. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиолп гическими особенностями детского возраста. — м.: Медицина, 1981 463 с
- Краткая история отечественной педиатрии
- Периоды детского возраста и их характеристика
- Обязанности участковой медицинской сестры городской детской поликлиники
- Лечебные мероприятия.
- Новорожденный ребенок и уход за ним
- Признаки доношенности новорожденного
- Первый туалет новорожденного
- Физиологические состояния новорожденного
- Организация ухода за новорожденным
- Правила пеленания
- Уход за кожей и слизистыми оболочками
- Вскармливание новорожденного
- 10ХпХ7, где п—день жизни ребенка, 7—число кормлений. Так, 4-дневяый ребенок должен получать 280 ыл грудного молока в сутки.
- Специфическая профилактика туберкулеза
- Первичный патронаж новорожденного
- Гигиена новорожденного в домашних условиях
- 6 Распашонок с разрезом сзади, 6 кофточек с длинными рукавами, 15 подгузников (60х60 см), 12 легких и 6 теплых пеленок, 3 одеяла (байковое, тканевое, ватное), 2—3 косынки, подкладная клеенка.
- Недоношенный ребенок и уход за ним
- Характеристика недоношенного ребенка
- Организация внешней среды недоношенного ребенка
- Вскармливание недоношенных детей
- Предохранение недоношенного ребенка от инфекции
- Дальнейшее развитие недоношенного ребенка
- Антропометрические показатели развития ребенка
- Днатомо-физиологические особенности нервной системы
- Особенности эндокринной системы
- Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной клетчатки
- Уход за кожей
- Анатомо-физиологические особенности костной ткани
- Особенности мышечной системы
- Анатомо-физиологические особенности органов дыхания
- Днатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы
- Значение свежего воздуха, закаливания, гимнастики для правильного функционирования органов дыхания, кровообращения и кроветворения
- Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения
- Анатомо-физиологические особенности органов мочевыделения
- Принципы вскармливания грудного ребенка и питание в последующие периоды детства
- Противопоказания и затруднения при грудном вскармливании
- Диета и режим кормящей матери
- Смешанное вскармливание
- 2) Показания со стороны ребенка; 3) социально-бытовые показания.
- Искусственное вскармливание
- Молочная кухня и донорские пункты
- Питание детей в возрасте 1-3 лет
- Питание детей дошкольного и школьного возраста
- Примерный суточный набор продуктов для детей разных возрастов (по данным Института питания амн ссср)
- Гемолитическая болезнь новорожденных
- Болезни пупка
- Кожные болезни
- Заболевания глаз
- Сепсис новорожденных
- Расстройства пищеварения и питания у детей грудного возраста
- Токсическая диспепсия
- Пилороспазм, пилоростеноз
- Гипотрофии
- 2) Пугливость, немотивированные капризы; 3) тревожный, неспокойный сон.
- Гипервитаминоз d
- Спазмофилия
- Экссудативный диатез
- Рекомендуемые дозы на прием противогистаминных препаратов и салицилатов
- Молочница
- Острый гастрит
- Острый гастроэнтерит
- Хронический гастрит
- Гельминтозы
- Аскаридоз
- 8 В. П. Бисярина 223
- Энтеробиоз
- Холециститы
- Болезни органов дыхания у детей
- Острый ринофарингит у детей раннего возраста
- Острый ларингит
- Острый стенозирующий ларинготрахеобронхит (ложный круп) у детей грудного возраста
- Бронхит
- Хронический тонзиллит
- Пневмонии
- Бронхиальная aciwa
- Крупозная пневмония
- Плевриты
- Ревматизм
- 4) Данными лабораторных исследований (умеренный лейкоцитоз, повышение соэ, увеличение титров асл-0, асг, показателя дфа, наличие с-реактивного белка).
- Болезни крови и кроветворных органов Анемия
- 10 В, п. Бисярина 289
- Препараты желгзэ, применяемые для лечения анемий у детей раннего возраста (разовые дозы)
- Геморрагические диатезы
- Лейкозы
- Болезни почек и мочевыводящих путей Диффузный гломерулонефрит
- Дозы и продолжительность действия наиболее широко применяемых диуретических препаратов
- Пиелонефрит
- Особенности течения сахарного диабета у детей
- Дифференциально-диагностические признаки диабетической и гипогликемической комы
- Болезнь даунд
- Острые респираторные заболевания
- Парагрипп
- Аденовирусная инфекция
- Менингококковая инфекция
- Вирусный гепатит (болезнь боткина)
- Активность некоторых ферментов сыворотки крови и осадочных проб у здоровых и больных вирусным гепатитом детей
- Туберкулез в детском и подростковом возрасте
- Дизентерия (dysenteria)
- Коли-инфекция
- Дифференциально-диагностические признаки некоторых кишечных инфекций
- Сальмонеллезы
- Острые желудочно-кишечные заболевания стафилококковой этиологии
- 13 В, п. Бисярина 383
- Д!зфтерия (dvphtheria)
- Инфекционный мононуклеоз (железистая лихорадка филатова-пфейффера)
- Корь (morbilli)
- Краснуха (rubeoba)
- Скарлатина (scarlatina)
- Коклюш (pertussis)
- Ветряная оспа (varicella)
- Паротит эпидемический (parotitis epidemica)
- Неотложные состояния и помощь при них Острая дыхательная недостаточность
- Острая сердечно-сосудистая недостаточность
- Судорожный синдром
- Гипертермический синдром
- Острая почечная недостаточность
- Токсикоз с эксикозом
- Потребность ребенка в жидкости в зависимости от возраста и степени эксикоза
- Действующих лекарственных средств для детей, десятого издания (гфх) в сокращенном виде
- Продолжительность инкубационного периода некоторых инфекционных болезней
- Приложение 4 прививочный календарь (утвержден министром здравоохранения ссср 14.01. 1980 г.)
- Примерные рецепты наиболее часто употребляемых лекарственных средств
- Сроки изоляции инфекционных больных и лиц, контактировавших с ними
- Рекомендуемые сроки введения и примерное количество отдельных продуктов и прикорма детям 1-го года жизни, находящимся на грудном вскармливании
- 1Е суточные нормы продуктов для детей разных возрастов
- Суточная потребность детбй в пищевых веществах
- Технология приготовления молочных смесей
- Овощная каша
- Кисель из свежих фруктов и ягод
- Кисель из сухофруктов
- Кисель из черники