logo search
Хрипкова

§3. Инфекционные заболевания

    Одной из причин многих заболеваний у человека являются болезнетворные микробы. В результате внедрения болезнетворных микроорганизмов в организм человека возникает и развивается инфекционный процесс. На развитие инфекционного процесса существенное влияние оказывают условия окружающей среды.     Инфекционный процесс может не сопровождаться развитием клинических симптомов болезни или, наоборот, сопровождаться развитием инфекционной болезни.     Инфекционные болезни, заразные болезни — заболевания, которые связаны с внедрением в организм человека болезнетворных (патогенных) микробов. Общим признаком инфекционных болезней является возможность передачи их от больного к здоровому. Источником инфекции могут быть больные или выздоравливающие люди, еще выделяющие микробы, а также здоровые бактерио- и вирусоносители.     Инфекционные болезни могут передаваться через животных: собаки — бешенство, рогатый скот — ящур, сибирская язва, грызуны— чума, туляремия. Возбудители передаются здоровому человеку контактным путем — непосредственным соприкосновением с больным, через загрязненные больным предметы, через пищевые продукты и воду (брюшной тиф и др.), воздушно-капельным путем— капельками, разбрызгиваемыми при кашле, чихании, разговоре (корь, ветряная оспа, грипп), а также переносчиками-насекомыми (малярия, сыпной тиф и др.).     Особую опасность представляет распространившееся в последнее время инфекционное заболевание СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита. Возбудитель его ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) проникает в кровь и поражает Т-лимфоциты, которые играют важнейшую роль в защите организма от инфекции.     Заражение ВИЧ происходит через кровь (переливание крови, инъекции) и половым путем. Число зараженных с каждым годом увеличивается. Лекарственные препараты, излечивающие от СПИДа, и вакцины, предупреждающие развитие этого заболевания, пока еще не получены. Вот почему необходимо воспитательную работу среди школьников старших классов вести так, чтобы они знали правду об угрожающей эпидемии и о том, как избежать заражения.     Решающую роль в ликвидации инфекционных болезней играют социально-бытовые условия, экономический и культурный уровень населения, планомерные и систематические меры профилактики инфекционных болезней: раннее выявление больных, своевременная госпитализация и рациональное их лечение, дезинфекция в очаге заболевания, выявление лиц, находившихся в контакте с больным или бактерионосителем, изоляция и лечение при подозрении на возникновение заболевания, профилактические прививки, санитарное просвещение, санитарно-гигиенические мероприятия в отношении питьевой воды, пищи и почвы.     В течении инфекционной болезни наблюдаются определенные моменты. Момент заражения. Пути проникновения возбудителя в организм (так называемые входные ворота инфекции) строго постоянны для многих инфекционных болезней (скарлатина, дифтерия— через слизистую оболочку зева, грипп — через верхние дыхательные пути, сыпной тиф, малярия и др.— через укус насекомого). После внедрения болезнетворного возбудителя болезнь развивается не сразу, а спустя некоторое время после так называемого скрытого периода (инкубационного) — периода с момента проникновения болезнетворных микробов в организм до появления первых явных признаков болезни. Этот период сменяется следующим —периодом предвестников болезни (так называемым продромальным периодом), который сопровождается общим недомоганием, чувством разбитости, головной болью и др. За периодом предвестников болезни следует период развития болезни: появляются признаки, специфические для данной инфекционной болезни, прежде всего лихорадка — общий для всех болезней признак. Последний период — выздоровление. Дети, подростки, взрослые, перенесшие инфекционную болезнь, как правило, приобретают иммунитет — невосприимчивость к возбудителю данного заболевания.     Дети физически крепкие, гармонично развитые, редко болеющие легче переносят заболевания. У хилых, ослабленных и тучных детей инфекционные болезни протекают тяжело, с частыми осложнениями (поражение сердца, почек, отиты и т. д.).     Занятия физической культурой и закаливание повышают сопротивляемость организма детей и подростков к инфекционным заболеваниям. Этому же содействует выполнение гигиенических требований к режиму обучения и отдыха, привитие детям правил личной и общественной гигиены.