§3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
Спортивные площадки на открытом воздухе. Спортивные площадки на открытом воздухе должны быть ровными (без ям и выбоин); их очищают от всяких посторонних предметов (камней, стекол, обрезков железа и др.), которые могут явиться причиной травм. Все спортивные площадки необходимо содержать в чистоте, ежедневно убирать, а за 30—45 мин до начала игры поливать. Сразу же после поливки или дождя игры, бег и прыжки на скользких площадках не допускаются. Для метания гранат, копья и диска отводят места с плотным, ровным и непылящим поверхностным слоем грунта. В зоне падения снарядов поверхностный слой грунта должен быть рыхлым. Метание снарядов производится только в одну сторону, при этом не допускается скопление людей вблизи и справа от места метания. Катки. Поверхность катка должна быть ровной, без шероховатостей, трещин и выбоин. Различные повреждения льда, возникшие во время катания, немедленно ограждают, а затем заделывают. Чистота на катке является непременным условием его эксплуатации, так как всякие посторонние предметы, даже бумага и окурки, могут стать причиной падения и травм катающихся. Толщина льда на катках, открываемых на естественных водоемах, должна быть не менее 25 см, а на наливных катках — не менее 15 см. Количество одновременно катающихся на катке допускается из расчета 8 м2 на одного ребенка и 10 м2 на одного взрослого. Для фигурного катания, а также для начинающих отводят отдельные площадки. Беговую дорожку отделяют от круга. Искусственное освещение катка должно быть равномерным, не менее 40 лк (при игре в хоккей — 50 лк). У входа на каток вывешивают доску с показаниями температуры воздуха, которую измеряют каждые 3 ч. При температуре —20 °С в безветренную погоду и от —12 до —14 °С при сильном ветре дети, как правило, на каток не допускаются. В отдельных случаях, по согласованию с местной санитарно-эпидемиологической станцией, катание детей на катках разрешается при более низкой температуре воздуха. Каждый каток должен иметь помещение для обогрева и отдыха. В этом же помещении за барьером может размещаться гардероб. Число крючков на вешалках предусматривается из расчета на 100% одновременно катающихся. Раздевальни и комнаты для отдыха оборудуют скамьями, подставками для ног, которыми пользуются дети при шнуровке обуви перед выходом на лед, урнами-ящиками для сбора мусора. В комнатах для отдыха и обогрева температура воздуха поддерживается в пределах 12—15 °С. По мере увлажнения полы в комнатах отдыха протирают опилками. Лыжные базы. У входа на базу прикрепляют скребки и кладут метелки для очистки лыж и обуви от снега. Гардероб ограждают барьером. Число крючков на вешалках предусматривают соответственно количеству пар лыж, имеющихся на базе. Для хранения обуви и ручного багажа лыжников устраивают полки. Температура воздуха в гардеробной должна быть не ниже 10°С. В комнате для подгонки лыж располагается сушильный шкаф для просушки одежды и обуви. Весь прокатный инвентарь и обувь своевременно ремонтируют и выдают лыжникам только исправными (обувь — целой, чистой, сухой, смазанной специальными мазями). Прокат шерстяных чулок, носков, перчаток запрещается. Перед входом на базу вывешивают термометр и доску с указанием температуры воздуха, которую измеряют 3 раза в день. Лыжную базу закрывают при температуре воздуха ниже —25 °С в безветренную погоду и ниже —20 °С при ветре. Гимнастические залы и оборудование. Площади залов для занятий физической культурой и тренировок по отдельным видам спорта бывают самыми различными. Самая минимальная площадь на одного занимающегося — 4 м2. Основные размеры и вес спортивного оборудования и инвентаря установлены на основании измерений отдельных параметров тела детей и подростков. Поверхность снарядов должна быть гладкой, без вмятин, захватов, трещин, заусенцев, отполированной или покрытой краской; острые углы и кромки закруглены. Такая отделка снарядов позволяет легко поддерживать их в чистоте, предохраняет занимающихся от ушибов, заноз и ранений. Гимнастический зал в школе обязательно оборудуют: гимнастическими стенками, скамейками и лестницей; стойками и мостиками для прыжков; гимнастическими палками; шестами и канатами для лазанья; параллельными брусьями; гимнастическими козлом и конем; мячами (футбольные, баскетбольные, волейбольные); гранатами и дисками для метания; ядрами для толкания; легкоатлетическими барьерами; гимнастическими матами. Может быть использовано нестандартное оборудование, но оно, так же как и основное оборудование и инвентарь, должно своими размерами, массой, отделкой, устойчивостью соответствовать требованиям гигиены и позволять применять его дифференцированно для различных возрастных групп учащихся. Естественные водоемы, используемые для купания, и пляжи. Купание детей и подростков можно проводить только в проточных водоемах. Место купания должно быть расположено выше по течению на 100 м от места загрязнения воды сбросами и места водопоя скота. Водную базу устраивают на ровном низком берегy, постепенно переходящем в ровное песчаное дно водоема, очищенное от всяких режущих предметов (стекла, камни, проволока, железо и т. д.), с небольшим (0,5 м/с) течением воды, без быстрин, водоворотов и воронок, при равномерной температуре воды (что может быть только при отсутствии выхода грунтовых вод). Дно водоема в месте купания периодически обследуют и освобождают от посторонних предметов. Глубина водоема в местах купания детей должна быть от 0,7 до 1,3 м. Место купания, отвечающее гигиеническим требованиям, отгораживают вехами. Для детей, не умеющих плавать, сооружают искусственные купальни глубиной 0,5—0,8 м с поверхностью для плавания из расчета 3 м2 на человека. Пол и решетчатые стенки купален должны быть '' гладкими, без зазоров и торчащих гвоздей. Ежедневно проверяют целость пола и стенок, очищают их от накапливающейся слизи и ила. На видном месте базы вывешивают правила спасения утопающих и доску с указанием температуры воздуха и воды, которая измеряется 3 раза в день. Не реже одного раза в месяц вода в водоеме подвергается химико-бактериологическому исследованию. Купание детей проходит обязательно в присутствии взрослого, который умеет хорошо плавать и знаком с приемами спасения утопающих и оказания неотложной помощи. На пляже должны иметься спасательные средства (круги, камеры, шесты, лодки и др.), перевязочный материал и медикаменты для оказания первой помощи. Купание детей проводят небольшими группами, чтобы можно было держать в поле зрения каждого ребенка, зашедшего в воду. Искусственные бассейны для плавания. Зал, в котором размещается бассейн, должен быть светлым (световой коэффициент 1:4—1:6, искусственная освещенность 100 лк в открытых и 150 лк в закрытых бассейнах на поверхности воды), с центральной приточно-вытяжной вентиляцией, отоплением, дающим возможность поддерживать равномерную температуру воздуха, равную 26°С (не ниже температуры воды в бассейне). Радиаторы располагают в нишах и закрывают съемными решетками. Температура воды в бассейне для детей должна быть 28—30°С, в бассейнах при дошкольных учреждениях — не ниже 30°С. Измерение температуры проводится не менее 3 раз в день. Пропускная способность бассейна рассчитывается по норме не менее 5 м2 площади воды на одного занимающегося. Вода, поступающая в бассейн, должна отвечать требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Контрольные пробы воды для определения ее качества берут до поступления ее на фильтры и после фильтров. Для этого устраивают контрольные краны на трубопроводе после фильтров и на выпуске из бассейна. Очистка воды и ее обеззараживание обеспечиваются бесперебойной работой фильтрационных и хлораторных установок. Вода должна быть настолько прозрачной, чтобы белый на черном фоне диск диаметром 15 см, опущенный на дно в любом месте бассейна, был хорошо виден. Все помещения плавательного бассейна подвергают ежедневной уборке: влажными тряпками протирают стены, не менее 3 раз в день вытирают полы. В дни опорожнения и очистки бассейна стены и полы зала обмывают сильной струей из шланга. В подсобных помещениях помимо ежедневной уборки 2 раза в неделю должны производиться мытье полов горячей водой, промывка мебели. Перед посещением бассейна все лица должны пройти медицинский осмотр. Повторные медицинские осмотры требуется проводить один раз в месяц. Каждый посетитель перед входом в бассейн должен вымыться под душем горячей водой с мылом, сполоснуть горячей водой купальный костюм, принесенный с собой, надеть на голову резиновую шапочку и пройти в бассейн через проточную ножную ванну.
- Глава I Общие закономерности роста и развития детей и подростков
- §1. Закономерности роста и развития организма§2. Возрастная периодизация
- §1. Закономерности роста и развития организма
- §2. Возрастная периодизация
- Глава II Физиология нервной системы
- §1. Общий план строения и значение нервной системы
- §2. Основные свойства и функции элементов нервной системы
- §3. Рефлекс как основная форма нервной деятельности
- §4. Возбуждение и торможение в цнс
- §5. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы
- §6. Вегетативная нервная система
- Глава III Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности
- §1. Условные и безусловные рефлексы
- §2. Качественные особенности высшей нервной деятельности человека
- §3. Типы высшей нервной деятельности
- §4. Интегративная деятельность мозга и системная организация приспособительных поведенческих реакций
- §5. Интегративные процессы в цнс как основа психических функций
- Глава IV Возрастная физиология и гигиена анализаторов
- §1. Общая характеристика сенсорных систем§2. Зрительный анализатор§3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков§4. Слуховой анализатор
- §1. Общая характеристика сенсорных систем
- §2. Зрительный анализатор
- §3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков
- §4. Слуховой анализатор
- Глава V Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе и пту
- §1. Работоспособность детей и подростков
- §2. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности
- §3. Гигиена письма и чтения
- §4. Совершенствование условий обучения и воспитания учащихся пту
- Глава VI Режим дня детей и подростков
- §1. Гигиенические требования к режиму дня школьников
- §2. Гигиена сна
- §3. Режим групп (классов) и школ с продленным днем
- §4. Режим дня воспитанников школ-интернатов
- §5. Особенности организации режима дня в учреждениях санаторного типа
- §6. Режим дня учащихся пту
- §7. Режим дня в пионерском лагере
- Глава VII Возрастная эндокринология. Общие закономерности деятельности эндокринной системы
- §1. Эндокринная система§2. Половое созревание
- §1. Эндокринная система
- §2. Половое созревание
- Глава VIII Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ и пту
- §1. Общие сведения об опорно-двигательной системе
- §2. Части скелета и их развитие
- §3. Мышечная система
- §4. Особенности реакций организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды
- §5. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом
- §6. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков
- §7. Школьная мебель и ее использование
- §8. Гигиенические требования к организации труда учащихся
- Глава IX Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Гигиена питания
- §1. Строение и функции органов пищеварения§2. Обмен веществ и энергии§3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
- §1. Строение и функции органов пищеварения
- §2. Обмен веществ и энергии
- §3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
- Глава X Возрастные особенности крови и кровообращения
- §1. Кровь и ее значение
- §2. Система кровообращения
- §3. Движение крови по сосудам
- §4. Регуляция кровообращения и ее возрастные особенности
- §5. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку
- Глава XI Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений
- §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности§2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
- §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности
- §2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
- Глава XII Возрастные особенности органов выделения. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви
- §1. Строение и функция почек§2. Строение и функция кожи§3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви§4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
- §1. Строение и функция почек
- §2. Строение и функция кожи
- §3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви
- §4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
- Глава XIII Состояние здоровья детей и подростков
- §1. Понятие о здоровье§2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии§3. Инфекционные заболевания§4. Защита организма от инфекции
- §1. Понятие о здоровье
- §2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии
- §3. Инфекционные заболевания
- §4. Защита организма от инфекции
- Глава XIV Гигиена физического воспитания
- §1. Задачи, формы и средства физического воспитания§2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания§3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
- §1. Задачи, формы и средства физического воспитания
- §2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания
- §3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
- Глава XV Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
- §1. Организация трудовой деятельности учащихся§2. Профессиональная ориентация учащихся
- §1. Организация трудовой деятельности учащихся
- §2. Профессиональная ориентация учащихся
- Глава XVI Профилактика вредных привычек