§8. Гигиенические требования к организации труда учащихся
Знакомство детей с оборудованием для занятий по труду следует сопровождать указаниями о правилах их безопасного использования. Основным колющим и режущим инструментарием для выполнения учащимися I—IV классов разных поделок служат:
а) ножницы 118—120 мм длиной с закругленными концами, с длиной режущей поверхности 70 мм. Рычаги ножниц должны двигаться свободно, без усилий, а режущие поверхности должны быть хорошо отточенными; б) нож массой 75 г, длина клинка 60 мм, ширина 18 мм. Лезвие хорошо заточено. Ручка 85 мм из дерева твердой породы или пластмассы, хорошо отполирована; в) шило стальное длиной до 40 мм. Длина ручки 85 мм, а диаметр утолщенной части 30 мм. Ручка должна изготовляться из отполированного дерева или пластмассы.
Для выполнения картонажных работ следует использовать картон толщиной не более 0,5 мм, легко поддающийся резанию по прямым и закругленным линиям; для лепки лучше использовать пластилин, как более податливый, чем глина. Освоение учащимися навыков пиления, строгания, долбления также лучше начинать на податливой древесине: сухих без сучков досках и брусках из мягких пород дерева (липа, сосна, ель). Столярная мастерская оборудуется столярными верстаками и станками по обработке дерева (токарный, сверлильный и др.). Устройство верстаков должно допускать приспособление их по высоте не менее чем для трех групп роста учащихся. Установлено, что для учащихся ростом до 127 см высота верстака должна быть 65,5 см, для учащихся ростом до 128—133 см — 70,5 см, а для учащихся ростом 134—141 см — 77,5 см. Слесарно-механические мастерские оборудуются многоместными верстаками и станками: токарно-винторезным, настольно-сверлильным, заточным и др. Высота слесарных верстаков до губок тисков в соответствии с тремя группами роста учащихся предусматривается 75, 80,5 и 88 см. В случаях несоответствия высоты верстаков или станков росту учащихся используют специально сделанные подставки с изменяющейся высотой. Воспитание правильной осанки не ограничивается только приучением учащихся сидеть правильно за партой. Правильное положение тела должно сохраняться и при выполнении различных работ, в том числе в школьных мастерских. Правильное положение тела в зависимости от характера выполняемой физической работы достигается:
1) прямым положением корпуса и небольшим наклоном головы; 2) симметричным положением тела, а в случаях необходимости асимметричного положения— частым изменением этой позы; 3) одинаковой нагрузкой на правую и левую половину тела; 4) равномерным упражнением обеих половин тела; 5) устойчивым положением; 6) недопущением сдавливания органов грудной и брюшной полости; 7) отсутствием перенапряжения органов зрения.
Станки и верстаки размещают в мастерских с учетом педагогических требований и правил по технике безопасности. Минимальное расстояние между станками допускается 0,8 м, а между рядами станков 1,2 м. Движущиеся части станков во избежание травматизма учащихся закрывают защитными приспособлениями. Заточный станок должен иметь защитный экран. По задней стенке слесарных верстаков устанавливают металлическую сетку с мелкими ячейками. Высота сетки 0,75 м. Сетка предохраняет от осколков, отлетающих при обработке деталей. В числе оборудования мастерских предусматривается аптечка с перевязочным материалом и медикаментами, необходимыми для оказания первой помощи при ожогах и ранениях (стерильные бинты, марля или индивидуальные пакеты, вата, йодная настойка, перманганат калия, перекись водорода, раствор бриллиантовой зелени). Особое внимание должно быть уделено кабинетам, где производится обучение учащихся машинописи. Используются специальные столы (62, 66 и 69 см) соответственно росту учащихся (150— 159, 160—169, 170 см и выше). Длина крышки стола 90 см, ширина 50 см. Ширина пространства для ног 40—45 см. Высота стульев должна соответствовать высоте столов (41, 44 и 47 см). Гигиенические требования к инструментарию в школьных мастерских. Инструментарий, которым пользуются в школьных мастерских при освоении простейших навыков обработки дерева и металла, по массе и размерам должен соответствовать размерам рук школьников и размахам рабочих движений. Использование инструментария, не отвечающего возрастным особенностям и возможностям, приводит к быстрому утомлению детей и подростков, отрицательно влияет на их осанку, не обеспечивает освоения правильных движений, неблагоприятно отражается на сердечно-сосудистой системе и вынуждает затрачивать большую силу. Во время занятий ручным трудом рекомендуется пользоваться специальным инструментарием. Гигиенические требования к садово-огородному инвентарю. Садово-огородный инвентарь, применяемый при работах на пришкольном участке или на сельскохозяйственных работах, по массе и размерам также должен соответствовать основным пропорциям тела учащихся и их возрастным возможностям. Во избежание возникновения у школьников асимметрии плечевого пояса им рекомендуется переносить тяжесть одновременно в двух руках. Ведра и лейки изготовляют емкостью 2—3 л или 4 и 6 л. Для детей 8—9 лет должны быть лейки малой емкости, а если их нет, то используют 4-литровые лейки, только воды в них наливают на 1,5 л меньше, чем для детей 11—13 лет, для чего на корпусе наносят соответствующую метку. Для вскапывания почвы используют лопаты, имеющие различную режущую грань (прямая, полукруглая и остроугольная) с толщиной лотка 2 мм. Для учащихся младшего, среднего и старшего возраста установлены определенные размеры лопат: для учащихся 8—9 лет длина ручки 600—650 мм, ее диаметр 30 мм и размер лотка 210х140 мм, а для 15—17-летних школьников соответственно 770—800 мм, 32—35 мм и 250х170 мм. Грабли железные и деревянные рекомендуется применять двух размеров: для учащихся младшего школьного возраста 8-зубовые железные и 7-зубовые деревянные, а для учащихся среднего и старшего возраста 10-зубовые железные и 9-зубовые деревянные. Мотыги также применяют двух размеров: размер бойка для учащихся младшего возраста 100x90 мм, для учащихся среднего и старшего возраста 125x100 мм. Ручки делают овальной формы: их удобнее держать и при работе они не выскальзывают из рук. Длина мотыг должна соответствовать росту учащихся: для учащихся младшего школьного возраста длина ручки не должна превышать 110 см, а для учащихся среднего и старшего школьного возраста 140 см. Помимо указанных размеров, необходимо, чтобы масса используемых детьми младшего школьного возраста лопат, мотыг, метел, щеток, граблей не превышала 400—600 г. Носилки и тачки, которые школьники используют при переноске и перевозке груза, также должны своими габаритами и массой соответствовать возможностям учащихся младших классов. Предельная общая масса переносимого груза вместе с носилками для младших школьников 6—8 кг. Учащихся младших классов нужно приучать правильно переносить груз на носилках: согласованно двигаться во время ходьбы и одновременно, переворачивая носилки, высыпать груз. В случаях необходимости выполнения работ с переносом и передвижением тяжестей (уборка фруктов, овощей и их погрузка) необходимо соблюдать следующие гигиенические требования: такая работа не должна занимать более 1/3 рабочего времени, а переносимые тяжести не превышать: для подростков и юношей 14 лет — 6 кг, 15 лет — 8,2 кг, 16 лет—12 кг и 17 лет—16,4 кг, а для девушек соответственно 6 кг, 6,8 кг, 8 кг и 9 кг. Гигиенические требования к ранцам и сумкам. Ранцы и сумки служат школьникам для переноски книг и тетрадей. Ранцы (заплечные сумки) являются более гигиеничными, потому что при их ношении нагрузка распределяется равномерно на плечевой пояс, а это сохраняет симметричное положение тела. Размеры ранца для учащихся I—IV классов должны быть следующими: длина 300—360 мм, высота передней стенки 220—260 мм, ширина 60—100 мм, длина плечевого ремня 600—700 мм, ширина плечевого ремня в верхнем отрезке 35—40 мм, масса не более 700 г. Для изготовления ранцев используют легкий, прочный, с водоотталкивающей пропиткой материал, яркий по цвету, хорошо поддающийся очистке, морозоустойчивый. При переноске книг в портфелях и сумках, особенно если в них слишком много книг, нагрузка падает преимущественно на одну сторону туловища. Это обстоятельство может способствовать нарушению осанки. Уголок школьника в семье. В семье для школьника рекомендуется оборудовать отдельный уголок, поставить там стол и стул, кровать, повесить полку или приобрести шкаф для книг. Соблюдение ребенком правильной позы необходимо и при занятиях в домашних условиях. Это возможно в том случае, если стол и стул, которыми пользуется школьник, соответствуют размерам его тела. Лучше всего стол с наклонной и изменяющейся по высоте крышкой. В случае отсутствия такого стола все же следует стараться правильно оборудовать рабочее место. Для этого до 14-летнего возраста следует как минимум дважды изменять высоту стола и стула, которыми учащийся пользуется при выполнении уроков. В первые годы обучения высота стола должна быть 60—62 см, а затем 68 см. Высота стула от пола в первом случае 38 см, во втором 41 см. При организации домашней учебной работы за большим столом необходимо, чтобы разница между высотой стола и высотой стула равнялась максимум 27 см и минимум 21 см. Для создания упора для ног используют маленькую скамеечку. Глубина обычного бытового стула для ребенка слишком большая. Поэтому целесообразно на уровне 11 —13—15 см (постепенно изменяя) от поверхности сиденья закрепить на спинке стула валик, своеобразную спинку (соответственно для групп роста 110— 119 см, 120—139 см и 140—145 см). Гигиенические требования к письменным принадлежностям. Специальные исследования гигиенистов и наблюдения педагогов подтвердили целесообразность применения учащимися, в том числе начальных классов, школьных ручек с автоматической подачей чернил. В этом случае увеличивается скорость письма, что позволяет выполнить больший объем упражнений и тем самым способствует лучшему усвоению материала. Ручки и карандаши изготовляют определенной длины и диаметра, с тем чтобы учащемуся было удобно писать. Ручки диаметром менее 7 мм вынуждают делать сильный нажим, что утомляет учащихся, а диаметром более 10 мм — выскальзывают из рук и осложняют движения. Школьные авторучки с автоматической подачей чернил изготовляют из пластмассы. Длина их 142—150 мм, диаметр не более 10 мм, масса не более 10 г, перо предусматривается открытое, средней жесткости. Разрешается пользоваться также круглыми ручками с шариковыми стержнями. Из карандашей более всего отвечают гигиеническим требованиям круглые карандаши средней твердости, оставляющие на бумаге четкую, неразмазывающуюся линию. Длина ученического карандаша около 180 мм, диаметр 7—8 мм. Чернила применяют интенсивно-черного, темно-фиолетового или темно-синего цвета, легко стекающие с пера и быстро высыхающие. Долгое время считали, что для обеспечения максимальной контрастности между буквами и фоном бумаги, снижающей нагрузку на зрение учащихся и учителя, требуется использовать ч только насыщенно-черные чернила. Однако психофизиологические исследования последних лет позволили выявить, что для легкости прочтения, а следовательно, и уменьшения нагрузки на зрительный анализатор имеет значение не только контрастность, но и состояние освещения. Оказалось, что при достаточной освещенности рабочего места по удобочитаемости сочетание черных буквенных знаков на белом фоне находится лишь на пятом месте, в то время как сочетание синих знаков с белым фоном по удобочитаемости текста занимает третье место. В случае же вынужденной работы при сниженной освещенности сочетание синих знаков с белым фоном по удобочитаемости стоит на первом месте, а сочетание черных знаков с белым фоном — лишь на третьем месте. Таким образом, использование в школах (учащимися и учителями) насыщенных синих чернил (пасты) или насыщенных фиолетовых чернил (пасты) не является противопоказанным, а с психофизиологических позиций даже более приемлемо.
- Глава I Общие закономерности роста и развития детей и подростков
- §1. Закономерности роста и развития организма§2. Возрастная периодизация
- §1. Закономерности роста и развития организма
- §2. Возрастная периодизация
- Глава II Физиология нервной системы
- §1. Общий план строения и значение нервной системы
- §2. Основные свойства и функции элементов нервной системы
- §3. Рефлекс как основная форма нервной деятельности
- §4. Возбуждение и торможение в цнс
- §5. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы
- §6. Вегетативная нервная система
- Глава III Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности
- §1. Условные и безусловные рефлексы
- §2. Качественные особенности высшей нервной деятельности человека
- §3. Типы высшей нервной деятельности
- §4. Интегративная деятельность мозга и системная организация приспособительных поведенческих реакций
- §5. Интегративные процессы в цнс как основа психических функций
- Глава IV Возрастная физиология и гигиена анализаторов
- §1. Общая характеристика сенсорных систем§2. Зрительный анализатор§3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков§4. Слуховой анализатор
- §1. Общая характеристика сенсорных систем
- §2. Зрительный анализатор
- §3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков
- §4. Слуховой анализатор
- Глава V Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе и пту
- §1. Работоспособность детей и подростков
- §2. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности
- §3. Гигиена письма и чтения
- §4. Совершенствование условий обучения и воспитания учащихся пту
- Глава VI Режим дня детей и подростков
- §1. Гигиенические требования к режиму дня школьников
- §2. Гигиена сна
- §3. Режим групп (классов) и школ с продленным днем
- §4. Режим дня воспитанников школ-интернатов
- §5. Особенности организации режима дня в учреждениях санаторного типа
- §6. Режим дня учащихся пту
- §7. Режим дня в пионерском лагере
- Глава VII Возрастная эндокринология. Общие закономерности деятельности эндокринной системы
- §1. Эндокринная система§2. Половое созревание
- §1. Эндокринная система
- §2. Половое созревание
- Глава VIII Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ и пту
- §1. Общие сведения об опорно-двигательной системе
- §2. Части скелета и их развитие
- §3. Мышечная система
- §4. Особенности реакций организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды
- §5. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом
- §6. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков
- §7. Школьная мебель и ее использование
- §8. Гигиенические требования к организации труда учащихся
- Глава IX Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Гигиена питания
- §1. Строение и функции органов пищеварения§2. Обмен веществ и энергии§3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
- §1. Строение и функции органов пищеварения
- §2. Обмен веществ и энергии
- §3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
- Глава X Возрастные особенности крови и кровообращения
- §1. Кровь и ее значение
- §2. Система кровообращения
- §3. Движение крови по сосудам
- §4. Регуляция кровообращения и ее возрастные особенности
- §5. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку
- Глава XI Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений
- §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности§2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
- §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности
- §2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
- Глава XII Возрастные особенности органов выделения. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви
- §1. Строение и функция почек§2. Строение и функция кожи§3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви§4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
- §1. Строение и функция почек
- §2. Строение и функция кожи
- §3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви
- §4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
- Глава XIII Состояние здоровья детей и подростков
- §1. Понятие о здоровье§2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии§3. Инфекционные заболевания§4. Защита организма от инфекции
- §1. Понятие о здоровье
- §2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии
- §3. Инфекционные заболевания
- §4. Защита организма от инфекции
- Глава XIV Гигиена физического воспитания
- §1. Задачи, формы и средства физического воспитания§2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания§3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
- §1. Задачи, формы и средства физического воспитания
- §2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания
- §3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
- Глава XV Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
- §1. Организация трудовой деятельности учащихся§2. Профессиональная ориентация учащихся
- §1. Организация трудовой деятельности учащихся
- §2. Профессиональная ориентация учащихся
- Глава XVI Профилактика вредных привычек