§7. Режим дня в пионерском лагере
В общей системе оздоровительных мероприятий пребывание детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях (дачи, пионерские лагеря и т. д.) имеет существенное значение. В течение всего дня дети могут находиться на открытом воздухе и подвергаться благотворному воздействию рассеянной и прямой ультрафиолетовой радиации. Создаются большие возможности для проведения закаливающих процедур (обливание, купание в реке), обогащения питания свежими овощами и ягодами. Для школьников, нуждающихся в полноценном организованном отдыхе после напряженного года учебных занятий, предназначаются пионерские лагеря — массовые оздоровительные учреждения. В них ежегодно проводят каникулы миллионы учащихся. Дети с отклонениями в состоянии здоровья направляются в санаторные пионерские лагеря и санатории. Для учащихся профессионально-технических училищ и старших школьников создаются оздоровительные спортивные лагеря. Летние оздоровительные учреждения открывают после приемки их районной (городской) лагерной комиссией, в состав которой входит врач санитарно-эпидемиологической станции. Последний и осуществляет в дальнейшем контроль за санитарным состоянием и режимом работы этих учреждений. В пионерских лагерях и лагерях труда и отдыха с учетом возрастных особенностей детей и подростков режим дня предусматривает достаточный дневной и ночной сон, регулярное питание, рациональную организацию общественно-трудовой деятельности, использование естественных факторов. Вместе с тем в построении режима дня находит отражение и принцип индивидуального учета состояния здоровья детей и подростков. Особое внимание обращают на общественно полезную и трудовую деятельность детей и подростков, на проведение которой в режиме дня отводят от 2 до 4 ч (с 9 до 11 ч и с 16 до 18 ч в средней полосе СССР). Из многообразных видов общественно полезной и трудной деятельности детей и подростков наиболее распространенными и целесообразными в летних оздоровительных учреждениях следует считать сельскохозяйственные работы и работы по самообслуживанию. Дети в возрасте 12—13 лет и старше могут привлекаться к влажной уборке полов, ремонту оборудования, оформлению территории лагеря и помещений. Дети старшего возраста под руководством педагогов и пионервожатых занимаются благоустройством земельного участка лагеря: устраивают площадки для костра, подвижных и спортивных игр, беседки для проведения кружковой работы, расчищают и оформляют дорожки, разбивают клумбы. В порядке выполнения общественно полезной работы все дети участвуют в сборе ягод, лекарственных трав на близлежащих полянах и в лесу, а старшие (11—14 лет) выполняют садово-огородные и полевые работы. В режиме дня предусматривают физические упражнения и подвижные игры, работу кружков, прием солнечных ванн и купание. Детям и подросткам выделяется не менее 2 ч в день свободного времени, когда они могут заниматься тем, что им интересно (читать, писать письма, вести записи в дневнике, производить мелкую починку платья и обуви, вышивать, вязать, рисовать и т. д.). С целью развития детского творчества в лагерях организуют различные кружки: авиамодельный, судомодельный, радиотехнический, художественный и др. Для октябрят и младших пионеров предусматривается кружок «Умелые руки». Занятия каждого кружка проводят 2 раза в неделю не более чем по 2 ч, а спортивных секций — не более 3 раз в неделю. Один-два раза за период пребывания подростков в пионерских лагерях или лагерях отдыха организуют туристские походы, проводят пионерские костры. Площадку для костра выбирают подальше от жилых помещений. На ней на расстоянии 2,5—3 м от деревьев намечают место для сжигания хвороста, снимают дерн и делают небольшое углубление. Площадку окапывают ровиком. Костры проводят в безветренную погоду или при небольшом ветре. В безветренную погоду детей рассаживают вокруг костра, а при небольшом ветре — полукругом лишь с наветренной стороны. В оздоровительно-спортивных лагерях учебно-спортивная работа является продолжением учебно-воспитательного процесса в ДЮСШ. В режиме дня предусмотрены два тренировочных занятия. Перед первым тренировочным занятием дети и подростки пьют только чай, а завтракают после тренировки. Вечернее тренировочное занятие проводят через 2,5 ч после обеда.
- Глава I Общие закономерности роста и развития детей и подростков
- §1. Закономерности роста и развития организма§2. Возрастная периодизация
- §1. Закономерности роста и развития организма
- §2. Возрастная периодизация
- Глава II Физиология нервной системы
- §1. Общий план строения и значение нервной системы
- §2. Основные свойства и функции элементов нервной системы
- §3. Рефлекс как основная форма нервной деятельности
- §4. Возбуждение и торможение в цнс
- §5. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы
- §6. Вегетативная нервная система
- Глава III Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности
- §1. Условные и безусловные рефлексы
- §2. Качественные особенности высшей нервной деятельности человека
- §3. Типы высшей нервной деятельности
- §4. Интегративная деятельность мозга и системная организация приспособительных поведенческих реакций
- §5. Интегративные процессы в цнс как основа психических функций
- Глава IV Возрастная физиология и гигиена анализаторов
- §1. Общая характеристика сенсорных систем§2. Зрительный анализатор§3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков§4. Слуховой анализатор
- §1. Общая характеристика сенсорных систем
- §2. Зрительный анализатор
- §3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков
- §4. Слуховой анализатор
- Глава V Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе и пту
- §1. Работоспособность детей и подростков
- §2. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности
- §3. Гигиена письма и чтения
- §4. Совершенствование условий обучения и воспитания учащихся пту
- Глава VI Режим дня детей и подростков
- §1. Гигиенические требования к режиму дня школьников
- §2. Гигиена сна
- §3. Режим групп (классов) и школ с продленным днем
- §4. Режим дня воспитанников школ-интернатов
- §5. Особенности организации режима дня в учреждениях санаторного типа
- §6. Режим дня учащихся пту
- §7. Режим дня в пионерском лагере
- Глава VII Возрастная эндокринология. Общие закономерности деятельности эндокринной системы
- §1. Эндокринная система§2. Половое созревание
- §1. Эндокринная система
- §2. Половое созревание
- Глава VIII Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ и пту
- §1. Общие сведения об опорно-двигательной системе
- §2. Части скелета и их развитие
- §3. Мышечная система
- §4. Особенности реакций организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды
- §5. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом
- §6. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков
- §7. Школьная мебель и ее использование
- §8. Гигиенические требования к организации труда учащихся
- Глава IX Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Гигиена питания
- §1. Строение и функции органов пищеварения§2. Обмен веществ и энергии§3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
- §1. Строение и функции органов пищеварения
- §2. Обмен веществ и энергии
- §3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
- Глава X Возрастные особенности крови и кровообращения
- §1. Кровь и ее значение
- §2. Система кровообращения
- §3. Движение крови по сосудам
- §4. Регуляция кровообращения и ее возрастные особенности
- §5. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку
- Глава XI Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений
- §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности§2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
- §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности
- §2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
- Глава XII Возрастные особенности органов выделения. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви
- §1. Строение и функция почек§2. Строение и функция кожи§3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви§4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
- §1. Строение и функция почек
- §2. Строение и функция кожи
- §3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви
- §4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
- Глава XIII Состояние здоровья детей и подростков
- §1. Понятие о здоровье§2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии§3. Инфекционные заболевания§4. Защита организма от инфекции
- §1. Понятие о здоровье
- §2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии
- §3. Инфекционные заболевания
- §4. Защита организма от инфекции
- Глава XIV Гигиена физического воспитания
- §1. Задачи, формы и средства физического воспитания§2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания§3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
- §1. Задачи, формы и средства физического воспитания
- §2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания
- §3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
- Глава XV Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
- §1. Организация трудовой деятельности учащихся§2. Профессиональная ориентация учащихся
- §1. Организация трудовой деятельности учащихся
- §2. Профессиональная ориентация учащихся
- Глава XVI Профилактика вредных привычек