§2. Профессиональная ориентация учащихся
Курс «Основы производства. Выбор профессии». Принципы профессиональной ориентации. В школах обычно вводится в VIII—X классах курс «Основы производства. Выбор профессии». Цель курса — ознакомить учащихся с политехническими основами производства, оказать помощь в выборе профессии. Курс этот является составной частью профессионального обучения и сочетается с профориентационной работой, которую школа проводит на протяжении всех лет обучения детей и подростков. Первейшие принципы профессиональной ориентации подростков—свобода, обоснованность и сознательность выбора специальности. К сознательному выбору профессии готовят школа и семья. В настоящее время перечень профессий включает их более 50 тыс., причем в ряде школ учащиеся овладевают такими профессиями, как программист, слесарь-механизатор широкого профиля и др. Вместе с тем состояние здоровья, психофизиологические особенности и уровень развития ключевых, профессионально значимых функций могут стать препятствием к успешному освоению юношей или девушкой той или иной профессии, вопреки их стремлению и неправильной самооценке своих возможностей. По целому ряду профессий имеются противопоказания, разработанные специалистами по гигиене труда и врачами разных специальностей. Пренебрежение этими противопоказаниями не только лишает возможности освоить специальность, но нередко приводит к ранней и тяжелой инвалидности молодых людей. Поэтому очень важно, чтобы в работе, развернутой школой по профессиональной ориентации, принимали участие медицинские работники, обслуживающие учебно-воспитательное учреждение, а также врачи разных специальностей детских поликлиник и подростковых кабинетов взрослых поликлиник, осуществляющие профессиональную консультацию. Медицинские работники, всесторонне оценив состояние здоровья и зная требования, которые предъявляет та или иная профессия и условия ее освоения к организму работающего, могут правильнее ориентировать подростков в выборе будущей профессии. Индивидуальные профессиональные консультации школьников могут осуществляться на базе учебно-методических кабинетов профориентации в школе, в межшкольном учебно-производственном комбинате, консультационных пунктах вузов, на предприятиях, а также в центрах профориентации. К трудовому обучению и производительному труду и факультативным занятиям, имеющим целью дальнейшую профессиональную подготовку, допускаются только те учащиеся, у которых отсутствуют общие и специальные медицинские противопоказания. Хорошо организованная работа профессиональных консультаций позволяет обеспечить трудовое обучение отдельных учащихся именно тем профессиям, которые не только не противопоказаны им по состоянию здоровья, но и в которых они могут проявить себя наилучшим образом в силу индивидуальных наклонностей, интересов, а также функциональных особенностей и возможностей. Профессиональная подготовка учащихся средних общеобразовательных школ. Профессиональная подготовка учащихся восьмых классов по конкретному профилю начинается во втором полугодии учебного года после изучения первой части курса «Основы производства. Выбор профессии». Специальным перечнем для VIII—IX классов рекомендованы профессии: деревообработка, кондитерское производство, металлообработка, общественное питание, радиоэлектроника, электротехника, основы агротехники и механизации растениеводства, основы животноводства и механизации животноводческих ферм и комплексов, основы автоматики и телемеханики, торговое обслуживание и др. При наличии необходимых условий трудовое обучение, общественно полезный, производительный труд школьников начиная с VIIIкласса по массовым профессиям могут быть организованы в средних ПТУ. На время летних каникул учащиеся VIII—IX классов могут допускаться к временным посильным работам по найму, с соблюдением правил по охране труда, а также продолжительности общественно полезного, производительного труда: в возрасте 14—15 лет не более 4 ч и 16 лет не более 6 ч в день. Рекомендован перечень профессий и видов работ (46), на которых возможно применение труда учащихся VIII—IX- классов общеобразовательных школ. Предельный срок окончания временной работы— 15 августа. Запрещается применение труда учащихся на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, на работах в ночную смену и в выходные дни. Довольно широкое распространение в X—XI классах получило профессиональное обучение по профилям: оператор ЭВМ, слесарь-электромонтажник, оператор вычислительных машин II и I категории, оператор машинного доения, оператор овцеводческих комплексов и механизированных ферм. На учебных занятиях и в ходе производительного труда следует постоянно обращать внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. В зависимости от местных условий и возможностей трудовое обучение и производительный труд учащихся по-разному могут сочетаться с учебными занятиями в режиме дня и недели:
1) трудовое обучение проводится в дни учебных занятий; 2) для трудового обучения выделяются отдельные дни; 3) трудовое обучение и производительный труд без учебных занятий включаются в режим дня ежедневно на протяжении нескольких недель в начале или конце учебного года. Подобная сезонная организация трудового обучения характерна преимущественно для сельских школ. В режиме учебной недели дни трудового обучения могут следовать подряд или чередоваться с днями учебных занятий. Чередование дней работы и дней учебных занятий гигиенически более оправдано, так как способствует равномерному распределению домашней учебной нагрузки учащихся и менее утомительно. Последнее подтверждают данные исследований, показывающих, что к концу недели при смене дня работы днем учебных занятий у школьников менее значительны ухудшения показателей работоспособности и физиологических реакций, чем в случаях концентрации в первой половине недели исключительно трудовых, а во второй половине недели — учебных дней. Режим трудового обучения, предусматривающий ежедневную работу в течение длительного времени с полным прекращением учебных занятий по общеобразовательным предметам, допустим. Однако с гигиенических позиций он менее предпочтителен, чем два упомянутых режима, так как отрицательно сказывается на равномерности распределения нагрузки в течение года и адаптации учащихся к учебной деятельности. На промышленных производствах работа учащихся в порядке производственного обучения и производительного труда разрешается только в утреннюю смену. При этом желательно избегать как слишком раннего начала работы в утреннюю смену, так и слишком позднего окончания ее в дневную с тем, чтобы у учащихся не нарушался общий распорядок дня, не уменьшалась продолжительность ночного сна. Начало работы позже 10 ч в утреннюю и 15 ч в дневную смену нецелесообразно, так как режим дня в этих случаях тоже оказывается нарушенным. Если же избежать раннего начала работы невозможно, учащимся следует рекомендовать после окончания ее дневной сон. Этим в известной мере будет компенсироваться недостаточность ночного сна. Занятия по трудовому обучению в специально выделенные дни рассчитываются максимум на 6 ч. В эти же часы входит теоретическое обучение (освоение технологии производства, основ производства, техники безопасности и т. д.). Наблюдения за динамикой работоспособности и изменением производительности труда учащихся дают основание ограничить продолжительность непосредственного труда учащихся 15—16 лет 4 ч и учащихся 17—18 лет — 6 ч. Такая продолжительность работы установлена советским законодательством о труде для работающих подростков. Большая продолжительность производительного труда учащихся, увеличивая их общую нагрузку, может повлечь за собой нежелательные изменения в здоровье. Увеличение рабочего дня нецелесообразно и потому, что после первых 3 ч работы последующее время от часа к часу расходуется учащимися все менее рационально. Примером могут служить данные хронометража работы учащихся некоторых профессий, в частности слесарей-формовщиков. В первые 3 ч работы на основную работу подростки расходовали 85% рабочего времени, а на 4-м часу— уже только 60%. Наименьшее ухудшение различных физиологических реакций к концу работы, а следовательно, и меньшее утомление организма отмечается у школьников при выполнении ими разнообразных трудовых операций при определенной, оптимальной для данного вида труда плотности рабочего времени. Изучение организации труда подростков на металлообрабатывающих и текстильных производствах позволяет считать плотность рабочего времени в пределах 65—80% оптимальной для учащихся 16—18 лет — слесарей, фрезеровщиков, токарей, сновальщиц, крутильщиц, шпульниц. Низкая (10—40%) плотность рабочего времени, обусловленная длительными вынужденными перерывами в работе и обычно связанная с отсутствием сырья, постоянного рабочего места или иными причинами, не менее утомительна для учащихся, чем выполнение на протяжении всей смены однообразных операций или работы на станках-полуавтоматах. Гигиенический рациональный режим труда подростков, слагающийся в конечном счете из отдельных компонентов, наиболее благоприятных для организма (смена работы отдыхом, чередование рабочих операций, оптимальный режим, интенсивность работы и плотность рабочего времени), может быть обеспечен тогда, когда к этому имеются необходимые предпосылки. Основными из них являются наличие у каждого работающего подростка своего рабочего места, достаточного количества сырья, нужных материалов и инструментов, а также соответствие условий внешней среды (освещенность, микроклимат, уровень звукового давления и др.) действующим нормам и требованиям. Трудовое обучение и производительный труд учащихся сельских средних общеобразовательных школ также осуществляется в соответствии с вышеуказанными программами. У 15—16-летних школьников труд должен занимать не более 4 ч, у 17—18-летних — 6 ч. Через каждые 50 мин работы целесообразно делать 10-минутные перерывы, а через 3 ч —часовой перерыв для приема пищи и более продолжительного отдыха. Непрерывная нагрузка на отдельные группы мышц тела, обусловленная необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу, устраняется путем своевременного переключения учащихся с одного вида сельскохозяйственных работ на другой. В жаркое время года учащиеся привлекаются к проведению работ только в часы слабой интенсивности солнечной радиации — в средней полосе с 8 до 12 ч дня и после 16 ч. В южных районах работы утром начинают более рано (6—7 ч), а затем днем посла 17 ч. В северных районах устанавливают более позднее начало утренних работ и более раннее — вечерних. Сельскохозяйственные машины, предназначенные для трудового обучения учащихся, должны иметь хорошо амортизирующие мягкие сиденья с подлокотниками и спинкой. Такие сиденья в значительной степени способствуют устранению неблагоприятного воздействия на организм вибрации. Под кронами больших деревьев, а если их нет, то под навесами или тентами следует оборудовать места для отдыха учащихся. Здесь же в закрытых и защищенных от солнца эмалированных бачках (желательно в специальных бачках-фонтанчиках) хранят прохладную кипяченую воду для питья, а в большой чистой таре (баки, деревянные бочки с кранами) держат доброкачественную колодезную или речную воду, которой учащиеся пользуются для мытья лица и рук после работы. При всех сельскохозяйственных работах, особенно работах о машинами, необходимо соблюдать правила охраны труда и техники безопасности. При работах на животноводческих фермах не допускается контакт учащихся со скотом, больным бруцеллезом, ящером, сибирской язвой и сапом. Несмотря на соблюдение правил охраны труда, среди отдельных учащихся возможны травмы. Необходимо оказать первую доврачебную помощь. После оказания первой помощи пострадавших обязательно направляют к врачу для обработки ран, введения противостолбнячной сыворотки и т. д. Общественно полезный и производительный труд для учащихся сельских школ можно проводить в летнее время сверх объема, предусмотренного учебной программой. В летнее время крайне важен не только правильный режим труда, но и рациональное построение всего суточного режима учащихся. Кроме труда, в режиме дня регламентируются все остальные виды деятельности и отдыха учащихся, предусматриваются занятия физической культурой и спортом, оздоровительные и культурно-массовые мероприятия, достаточное и полноценное питание, дневной и ночной сон. Правильный режим труда и всего дня легче обеспечить учащимся в ученических производственных бригадах. При такой форме организации школьники объединяются не только на время труда, но и на весь день или круглые сутки. Непрерывный ежедневный труд ребят даже в ученических бригадах желателен в определенных пределах — не более 3 недель. Остальная часть каникул должна отводиться рационально организованному отдыху. Членам ученических производственных бригад отдых-отпуск предусматривается по скользящему графику. Этот отдых учащимся также целесообразно проводить организованно в туристских походах и экскурсиях по родному краю и стране, в доме отдыха или там же, где они жили в период сельскохозяйственных работ. В последнем случае изменяется режим дня — больше времени уделяется оздоровительным, познавательным и спортивным мероприятиям, труд же ограничивается выполнением работ по самообслуживанию. В ученические производственные бригады включаются учащиеся старших классов. До открытия лагеря все учащиеся должны обязательно пройти медицинский осмотр. Учащиеся привлекаются только к тем видам труда, которые не отнесены к числу запрещенных для лиц, не достигших 18-летнего возраста. Учащихся — членов ученической производственной бригады наиболее, целесообразно ставить на сельскохозяйственные работы, предусмотренные для освоения школьной программы. В период, свободный от учебных занятий, учащиеся ученических производственных бригад сначала выполняют работы, связанные преимущественно с выращиванием полевых культур, овощей и фруктов, а затем с уборкой урожая. Все виды сельскохозяйственных работ относительно малой и средней трудоемкости (прополка, уборка урожая) целесообразно нормировать одинаково для юношей и девушек 14—15 лет из расчета 60%, а 16—17 лет — 70—75% почасовой нормы выработки колхозников данной местности. К работам большой трудоемкости (окапывание приствольных кругов деревьев) школьники 14—15 лет не должны привлекаться. Для 16—17-летних школьников подобные работы нормируются дифференцированно из расчета не более 60% почасовой нормы взрослых для юношей и 25 % — для девушек. Учащиеся-механизаторы, имеющие право вождения трактора на основе действующего законодательства, производят культивацию полевых культур и уборку урожая на сельскохозяйственных машинах. Все учащиеся ученических производственных бригад независимо от профиля их производственного обучения, как правило, привлекаются к прополке разных культур мотыгами, прорывке, пасынкованию, обрыву метелок у кукурузы и другим работам. Из них наиболее трудоемкой работой является прополка, особенно когда имеется высокая степень засоренности культуры. Время на производительный труд — выполнение учащимися всех видов указанных и других сельскохозяйственных работ — предусматривается в режиме дня ученической производственной бригады или в молодежном лагере строго в пределах принятых гигиенических нормативов и Государственного законодательства о труде: для учащихся до 15 лет не более 3 ч в день, для учащихся 15—16 лет не более 4 ч, для учащихся 16—18 лет не более 6 ч в день. Каждые 50 мин работы устраивают 10—15-минутные перерывы; при 6-часовой продолжительности работы, кроме того, через 4 ч необходимо делать длительный перерыв. В случаях круглосуточного и дневного пребывания учащихся в лагере перерыв продолжается с 11—12 до 16 ч. В это время учащиеся купаются, загорают, обедают, а при наличии условий спят. Если же ученическая производственная бригада не имеет своего культстана или отведенных ей необходимых помещений в стане колхозной полевой бригады, то через 3—4 ч работы устраивается часовой перерыв для приема пищи и отдыха, после чего учащиеся возобновляют работу. Члены ученических производственных бригад, входящие в звенья птицеводов, работают посменно по 4—6 ч в утреннюю, дневную и вечернюю смены. В ночное время учащихся должны заменять взрослые работники птицеферм. Во время выполнения различных работ, особенно трудоемких, лица, ответственные за организацию трудового обучения, общественно полезного, производительного труда, должны следить за состоянием учащихся и при появлении у них выраженного (средняя степень) утомления (табл. 25) прерывать работу. При постоянном быстром проявлении утомления следует направить учащегося в медицинское учреждение для заключения о состоянии здоровья. Необходимо строго придерживаться выполнения всех медицинских предписаний в отношении учащихся, которые допущены к определенным работам, но имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Таких учащихся, особенно с отклонениями в состоянии сердечно-сосудистой системы, привлекают только к легким видам труда при сокращении до 1,5 ч его продолжительности. Гигиенические требования к режиму труда школьников — членов ученических производственных бригад те же, что и к аналогичным работам, выполняемым подростками за время практики и трудового обучения: чередование работы и отдыха, соблюдение правил техники безопасности и личной гигиены, соответствие одежды и обуви климатическим условиям и виду труда и др. Помимо рационального чередования различных сельскохозяйственных работ предусматриваются производственная гимнастика и другие элементы физического воспитания. В режиме дня также предусматриваются специальные оздоровительные мероприятия (солнечные ванны и водные закаливающие процедуры — обтирания, душ, купание) и для них резервируется определенное время. Производительный труд требует значительных затрат энергии, которые необходимо компенсировать полноценным высококалорийным питанием. Общественно полезный труд и работы по самообслуживанию. В порядке общественно полезного труда школьники, воспитанники школ-интернатов в учебном году в школе, а в летние каникулы в городских и загородных пионерских лагерях могут привлекаться к картонажным, столярным, слесарным и садово-огородным работам, работам по уходу за домашней птицей и кроликами, к различного рода работам по самообслуживанию, не считая личного самообслуживания.
Таблица 25: Примерная схема внешних признаков утомления при физических нагрузках в процессе труда или физических упражнений
Гигиенические требования к организации всех видов общественно полезного труда школьников и работ по самообслуживанию по существу те же, что и к организации работ, выполняемых детьми, подростками, юношами и девушками в процессе учебных занятий, трудового обучения и производительного труда по действующим программам. Общественно полезный труд и работы по самообслуживанию не должны увеличивать общую нагрузку школьников в режиме учебного дня и недели и сокращать пребывание на открытом воздухе. Общественно полезный труд, а также работы по самообслуживанию организуются в дни с наименьшим числом уроков, или для них отводятся часы, предусмотренные бюджетом времени на внеклассные и внешкольные занятия. Учащимся не разрешаются работы, опасные для жизни (очистка снега с крыш и проезжих частей улиц, ремонт и обслуживание электрической сети, заготовка льда на реках и озерах, мытье и протирка осветительной арматуры и оконных стекол на любом этаже, обслуживание котельной, текущая дезинфекция, а также дегазация, дезинсекция и дератизация), работы, опасные в эпидемиологическом отношении для работающего (уборка санитарных узлов, умывальных комнат, мест общего пользования, уборка и вывоз нечистот и др.), работы, представляющие опасность в эпидемиологическом отношении для окружающих в случае нарушения санитарных норм и требований (различные работы по кухне), а также работы, не отвечающие возрастным особенностям и возможностям организма и приводящие вследствие этого к нарушениям в состоянии здоровья. После освоения правил по технике безопасности и сдачи техминимума подростки в присутствии дежурных педагогов и воспитателей могут выполнять работы с бытовыми электрическими машинами и приборами (пылесосами, электрополотерами, стиральными машинами). После сдачи санитарного минимума, прохождения необходимых медицинских обследований и при полном соблюдении требований, предъявляемых к санитарному режиму на пищеблоке, подростки допускаются к работам на кухне, резке хлеба, мытью столовой посуды, заправке питьевых бачков. Виды общественно полезного труда и работы по самообслуживанию, выполняемые в здании или вне его, чрезвычайно многообразны. Из этого многообразия для учащихся необходимо выбрать только те работы, которые им не противопоказаны. Для работы, особенно для мытья полов, генеральной уборки помещения и др., учащиеся должны иметь специальное платье и обувь. В порядке общественно полезного труда учащиеся начиная с III класса широко привлекаются к сбору вторичного сырья. Учащихся III—IV классов можно привлекать только к сбору макулатуры; учащиеся V—VIклассов допускаются к сбору всех указанных видов вторичного сырья: металлолома (кроме консервных банок), макулатуры, стеклянной посуды. Учащиеся III—VI классов могут производить сбор вторичного сырья только в квартирах, где они проживают. Учащимся VII—X (XI) классов разрешается собирать вторичное сырье в учреждениях (кроме медицинских), магазинах и на предприятиях. Во всех случаях директор школы обязан предварительно согласовать объекты сбора вторичного сырья с органами санитарного надзора, обеспечить школьников рукавицами, тележками, носилками, санками, сетками, мешками и т. д. для переноски собранного сырья; запретить учащимся сбор вторичного сырья путем обхода квартир, во двоpax из мусоросборников, на рынках, свалках и других местах, неблагополучных в санитарно-эпидемиологическом отношении. Медицинский персонал детского учреждения призван предотвращать нарушения со стороны школы, учителей, воспитателей гигиенических норм и требований к организации труда учащихся. Крайне важно при выполнении различных работ по самообслуживанию обучить учащихся правильным приемам уборки помещения, ухода за одеждой и обувью, стирки мелких личных вещей, а затем постельного и нательного белья. Недостаточное ознакомление учащихся с элементарными правилами ухода за помещением приводит к тому, что после произведенной уборки воздух в комнате оказывается по своим свойствам намного хуже, чем был до этого. При подметании пола, вытирании пыли с радиаторов, парт, подоконников и других предметов сухими тряпками запыленность и бактериальная обсемененность воздуха в классах к концу уборки возрастают (как показали наблюдения) более чем в 4 раза. Инвентарь, специально выделенный учащимся для работы по самообслуживанию (щетки, тряпки для стирания пыли, мытья пола и др.), каждый раз по окончании работ тщательно выполаскивают, просушивают и хранят отдельно от инвентаря, используемого техническим персоналом школы. Каждый школьник должен быть приучен к соблюдению правил личной гигиены. Особенно тщательное мытье рук требуется от учащихся перед выполнением некоторых видов общественно полезного труда и работ по самообслуживанию (сбор ягод и фруктов, помощь старшим в приготовлении пищи, перебирание круп и сухих фруктов, резка хлеба, заправка питьевых бачков, сервировка стола и др.) и после работ, связанных с загрязнением рук (прополка, переборка овощей, мытье пола и др.). Гигиена обучения учащихся в ПТУ. Продолжительность производственного обучения и практики находится в пределах действующего законодательства о труде подростков в возрасте 15—18 лет. Для учащихся, которым к началу производственной практики исполнилось 18 лет, длительность рабочего дня установлена такая же, как и для рабочих на данном производстве. Производственная нагрузка в первые три недели практически уменьшается. Это особенно строго выполняется на предприятиях, где не может быть устранено полностью влияние на учащихся комплекса неблагоприятных факторов (в химической, металлургической, угольной, текстильной и других отраслях промышленности). Системой подмены учащегося на одном рабочем месте возможно обеспечить гигиеническое требование постепенного увеличения продолжительности рабочего дня от 3 до 6—8 ч. На I курсе производственную практику обычно проводят в учебных мастерских и учебных цехах, которые полностью должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Широко используются при этом тренажеры и ТСО. Производственное обучение и практику на II и III курсах необходимо проводить в мастерских, учебных цехах и па базовых предприятиях, где условия труда отвечают санитарным нормам и правилам. Лучше всего выделять на производствах специальные участки и рабочие места, которые были бы изолированы от помещений с тепло-, газо- и пылевыделениями. В обязательном порядке все учащиеся обеспечиваются индивидуальными средствами защиты: спецодеждой, спецобувыо, средствами защиты органов дыхания (респираторы), глаз (очки, маски), органов слуха (противошумы), средствами, предупреждающими падение с высоты (предохранительные пояса и т. д.). Соблюдаются возрастно-половые нормативы переноса и передвижения тяжестей учащимися, причем длительность переноски тяжести не должна превышать '/з рабочего времени подростка. Профилактика травматизма учащихся требует особого внимания мастеров производственного обучения к технике безопасности и охране труда. К работам в ночную смену во время производственной практики учащихся не привлекают. Прозводственное обучение на I и II курсах не должно начинаться ранее 8 ч, а на III курсе — ранее 7 ч 30 мин. В южных районах страны практика учащихся па штатном рабочем месте не должна проводиться в летний период. В это время воздействие ряда производственных вредностей, особенно химических веществ, существенно увеличивается.
- Глава I Общие закономерности роста и развития детей и подростков
- §1. Закономерности роста и развития организма§2. Возрастная периодизация
- §1. Закономерности роста и развития организма
- §2. Возрастная периодизация
- Глава II Физиология нервной системы
- §1. Общий план строения и значение нервной системы
- §2. Основные свойства и функции элементов нервной системы
- §3. Рефлекс как основная форма нервной деятельности
- §4. Возбуждение и торможение в цнс
- §5. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы
- §6. Вегетативная нервная система
- Глава III Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности
- §1. Условные и безусловные рефлексы
- §2. Качественные особенности высшей нервной деятельности человека
- §3. Типы высшей нервной деятельности
- §4. Интегративная деятельность мозга и системная организация приспособительных поведенческих реакций
- §5. Интегративные процессы в цнс как основа психических функций
- Глава IV Возрастная физиология и гигиена анализаторов
- §1. Общая характеристика сенсорных систем§2. Зрительный анализатор§3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков§4. Слуховой анализатор
- §1. Общая характеристика сенсорных систем
- §2. Зрительный анализатор
- §3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков
- §4. Слуховой анализатор
- Глава V Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе и пту
- §1. Работоспособность детей и подростков
- §2. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности
- §3. Гигиена письма и чтения
- §4. Совершенствование условий обучения и воспитания учащихся пту
- Глава VI Режим дня детей и подростков
- §1. Гигиенические требования к режиму дня школьников
- §2. Гигиена сна
- §3. Режим групп (классов) и школ с продленным днем
- §4. Режим дня воспитанников школ-интернатов
- §5. Особенности организации режима дня в учреждениях санаторного типа
- §6. Режим дня учащихся пту
- §7. Режим дня в пионерском лагере
- Глава VII Возрастная эндокринология. Общие закономерности деятельности эндокринной системы
- §1. Эндокринная система§2. Половое созревание
- §1. Эндокринная система
- §2. Половое созревание
- Глава VIII Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ и пту
- §1. Общие сведения об опорно-двигательной системе
- §2. Части скелета и их развитие
- §3. Мышечная система
- §4. Особенности реакций организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды
- §5. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом
- §6. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков
- §7. Школьная мебель и ее использование
- §8. Гигиенические требования к организации труда учащихся
- Глава IX Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Гигиена питания
- §1. Строение и функции органов пищеварения§2. Обмен веществ и энергии§3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
- §1. Строение и функции органов пищеварения
- §2. Обмен веществ и энергии
- §3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
- Глава X Возрастные особенности крови и кровообращения
- §1. Кровь и ее значение
- §2. Система кровообращения
- §3. Движение крови по сосудам
- §4. Регуляция кровообращения и ее возрастные особенности
- §5. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку
- Глава XI Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений
- §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности§2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
- §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности
- §2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
- Глава XII Возрастные особенности органов выделения. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви
- §1. Строение и функция почек§2. Строение и функция кожи§3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви§4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
- §1. Строение и функция почек
- §2. Строение и функция кожи
- §3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви
- §4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
- Глава XIII Состояние здоровья детей и подростков
- §1. Понятие о здоровье§2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии§3. Инфекционные заболевания§4. Защита организма от инфекции
- §1. Понятие о здоровье
- §2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии
- §3. Инфекционные заболевания
- §4. Защита организма от инфекции
- Глава XIV Гигиена физического воспитания
- §1. Задачи, формы и средства физического воспитания§2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания§3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
- §1. Задачи, формы и средства физического воспитания
- §2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания
- §3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
- Глава XV Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
- §1. Организация трудовой деятельности учащихся§2. Профессиональная ориентация учащихся
- §1. Организация трудовой деятельности учащихся
- §2. Профессиональная ориентация учащихся
- Глава XVI Профилактика вредных привычек