logo
Хрипкова

§2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания

    Закаливание. Наилучшее оздоровительное влияние физических упражнений на организм детей и подростков достигается при сочетании их с воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами. Целенаправленное использование воздуха, воды и лучистой энергии солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды, в частности достичь быстрой приспособляемости к резким температурным колебаниям.     В закаливании организма кожа играет первостепенную роль. Воздушные и водные процедуры, способствуя удалению с кожи паров, газов, пота, сала и отмерших клеток эпителия, имеют определенное гигиеническое значение. Чистая кожа обладает высокими бактерицидными свойствами. Кроме того, воздушные ванны и водные процедуры благодаря термическому раздражению кожи оказывают на организм физиологическое действие. Это выражается прежде всего в рефлекторном сужении и расширении кровеносных сосудов с последующим улучшением работы чрезвычайно тонкого и сложного механизма терморегуляции (теплообразование и теплоотдача), повышения тонуса мышц и выносливости сердечно-сосудистой системы, увеличения содержания гемоглобина и эритроцитов в крови и во многих других благоприятных изменениях в организме. Таким образом, путем выработки сложных рефлексов при использовании естественных факторов природы представляется возможным термическими, механическими и биологическими воздействиями на кожу благотворно влиять на весь организм в целом.     В системе физического воспитания детей и подростков широко применяются различные водные процедуры (полные или частичные обтирания, обливания, души, ванны, купания), воздушные ванны (пребывание на воздухе в обнаженном и полуобнаженном виде), лучистая энергия солнца (рассеянная радиация при воздушных ваннах и прямая при солнечных) и искусственных источников.     При  применении  всех  этих  средств  закаливания  необходимо строгое соблюдение следующих принципов:

    1)   дозирование процедур в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья и индивидуальных реакций на действующие факторы;     2)  постепенное повышение интенсивности процедур;     3) ежедневное, без перерывов,  их  проведение  начиная  с  первых  дней   жизни  ребенка;     4)  постоянный контроль за влиянием применяемых процедур на организм.

    Нерациональное применение закаливающих процедур отрицательно влияет на нервную систему детей и нередко приводит к тяжелым расстройствам здоровья. Особенно неблагоприятно для организма детей чрезмерное пользование таким сильнодействующим биологическим фактором, как лучистая энергия (солнечные ванны, искусственные облучения). Неправильная дозировка может вызвать у детей снижение психического тонуса, вялость, заторможенность, резкие функциональные нарушения в деятельности организма.     Закаливание воздухом — наиболее благоприятное и распространенное в физическом воспитании средство закаливания. Может проводиться круглый год.     В зависимости от температуры воздуха воздушные ванны делятся на холодные (6—14°С), прохладные и умеренные (14— 20 °С) и теплые (20—30 °С). Дети 6—7 лет остаются в трусах и тапочках в течение 10—15 мин, из них 6—7 мин занимаются гимнастикой.     В летнее время воздушные ванны проводят на открытом воздухе преимущественно в утренние часы, в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и резкого ветра. Дети в течение определенного времени должны оставаться обнаженными. Тело обнажают по указанию врача в определенном порядке: сначала верхние и нижние конечности, а затем туловище. Закаливание детей воздушными ваннами начинают летом в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 20 °С. Во время воздушных ванн рекомендуется проводить игры или какие-нибудь подвижные занятия. Продолжительность первых ванн не должна быть более 15 мин, затем ее постепенно увеличивают.     При проведении воздушных ванн учитывают состояние здоровья детей и их индивидуальную реакцию. Нельзя допускать охлаждения детей, особенно ослабленных, появления дрожи, «гусиной кожи» и синюшности.     С целью усиления положительного влияния воздушных ванн рекомендуется после них проводить какие-либо водные процедуры, поэтому воздушные ванны, как и солнечные, организуют вблизи водоемов, а при отсутствии их проводят обтирания или обливания по указанию врача.

Водные процедуры (обтирания, обливания и купания) являются следующим фактором закаливания и имеют для организма человека как гигиеническое, так и физиологическое значение.

Выбор водных процедур определяется врачом на основании данных о здоровье детей.

Местные водные процедуры — утреннее умывание, мытье рук перед едой и мытье ног перед сном. Все эти процедуры проводятся в соответствии с режимом. Температура воздуха в помещении, где проводятся водные процедуры, остается обычной. С 4 лет и старше дети моют лицо, шею, грудь, руки до плеч. После гигиенической процедуры мытья ног необходимо проводить обливание стоп и нижней половины голеней прохладной водой. Температура воды, равная при первых местных обливаниях 28 °С, затем постепенно снижается до 18 °С.

Обтирание- наиболее слабая по силе своего воздействия на организм водная процедура, начинать которую рекомендуется с самого раннего возраста и проводить сразу после подъема и утренней гимнастики.

Процедура эта заключается в последовательном обтирании всего тела сразу или по частям. Кусок грубой ткани (холст, мохнатое полотенце) или для удобства специально сшитую из этой же ткани перчатку смачивают водой определенной температуры, после чего отжимают, чтобы по телу не стекала вода. Перчаткой производят быстрое последовательное обтирание шеи, рук, груди, живота, спины, ягодиц, бедер, голеней и стоп. После этого, руководствуясь направлением кровеносных сосудов от периферии к центру, энергично растирают все тело мохнатым полотенцем до ощущения приятной теплоты.

Детям с ослабленным здоровьем, недостаточно выносливым к охлаждению, впервые начинающим проводить обтирание, обнажать все тело сразу нельзя. В таких случаях обнажение, обтирание и растирание тела производят по частям, в порядке указанной выше последовательности.     Температура воды при первых обтираниях равна 33°С. Каждые 2—3 дня она снижается на 1—2°С и доводится до 18 °С (для детей от 4 лет и старше). Температура воздуха в комнате при этой водной процедуре обычная, но не ниже 16 °С.     Для усиления раздражающего действия обтираний в воду добавляют поваренную соль (1 чайная ложка на стакан воды). Общие обливания. Через 1—1,5 месяца обтираний при ясно выраженном благоприятном действии их на организм можно переходить к более сильным по степени физиологического воздействия водным процедурам — обливаниям. Начальная температура воды при общих обливаниях и душах в силу большого механического действия и охлаждающего эффекта процедуры для детей от года и старше установлена в 34—33 °С, через каждые 2—3 дня она  снижается  на   1—2°С  и доводится  зимой до 26 °С  и летом до 24 °С.     Ванны рекомендуется проводить 2 раза в неделю детям от одного года и старше при температуре воды 36 °С продолжительностью 10 мин, с последующим обливанием водой температуры 34 °С.     Купание — наиболее распространенный вид массового закаливания. Однако вследствие очень большого охлаждающего и раздражающего действия на организм этого вида водных процедур к ним следует подходить сугубо осторожно. Ряд заболеваний, которыми дети страдают или которые перенесли в течение предшествующего года, является безусловным противопоказанием к применению такого вида закаливания. Поэтому каждый ребенок допускается к купанию с разрешения врача.     Купание нужно проводить спустя 1,5—2 ч после приема пищи. Купание натощак недопустимо, оно оказывает неблагоприятное влияние на функциональное состояние организма.     Купания учащихся можно начинать при температуре воды в водоеме не ниже 20 °С. Первые купания непродолжительны — 2—3 мин, а последующие постепенно увеличиваются. Время купаний находится в строгой зависимости от температуры воды и воздуха, а главное — от состояния здоровья детей и их реакции. Купание обычно проводится после солнечных ванн, а поэтому по времени сочетается с ними. Более одного купания в день (исключая особенно жаркие дни) проводить не рекомендуется. Нельзя допускать длительного пребывания детей в водоеме. Чрезмерное охлаждение тела, внешне выражающееся в дрожи, посинении губ, кожных покровов, появлении «гусиной кожи», приносит вред здоровью.     Максимальная продолжительность купания детей младшего и среднего школьного возраста при активном движении их (плавание, игра в мяч и др.) составляет 8—10 мин, а старшего школьного возраста—15 мин. Детям разгоряченным и вспотевшим перед купанием необходимо 10—15 мин спокойно посидеть.     Солнечные ванны проводятся только после медицинского осмотра детей и заключения врача об индивидуальной дозировке, которая находится в строгом соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка. Окончательная дозировка устанавливается в результате непосредственного наблюдения за реакцией организма на воздействие солнечных лучей. Первые солнечные ванны для школьников не должны быть продолжительнее 5—6 мин.     Солнечные ванны проводят на вполне благоустроенном в гигиеническом отношении участке, расположенном вблизи мест купания и обращенном на юг. Участок должен быть покрыт чистым сухим песком или деревянным настилом, обеспечен лежаками. Солнечные ванны проводятся спустя 1,5 ч после приема пищи, в средних широтах —между 11 и 13 ч.     Огромное  значение  естественных  факторов   природы  диктует необходимость использования их в повседневной жизни детей. Кроме того, в закаливании детского организма играют роль такие мероприятия, как ежедневное (независимо от погоды) пребывание детей на воздухе, дневной сон на открытом воздухе, ночной— в помещении с открытыми форточками, гимнастика, утренние и вечерние водные процедуры, максимальное пребывание в летнее время на открытом воздухе и, наконец, постоянное пользование соответствующей сезону одеждой, исключающей возможность охлаждения и перегревания ребенка.     Наибольший эффект закаливания достигается при максимальном рациональном сочетании закаливающих процедур в режиме дня: воздушные ванны, утренние и вечерние водные процедуры, занятия физической культурой на открытом воздухе в течение всего года, ежедневные прогулки и подвижные игры на воздухе в течение 1,5—2,0 ч.     В летнее время рекомендуется практиковать хождение детей босиком по чистому грунту, траве.     В условиях жаркого климата применяется иная система закаливания детей: повышение сопротивляемости организма воздействию высоких температур. Для учащихся начальной школы рекомендуется сочетать в режиме дня солнечные ванны (при температуре воздуха 26 °С длительность до 25 мин и при температуре 29°С не более 15 мин), купания в бассейне и горячие ножные ванны (температура воды 40°С, длительность 1 мин). В условиях такой системы закаливания существенно (до 28 °С) расширяется оптимальная зона температуры воздуха. В период же резких колебаний суточной температуры воздуха (холодный период года) детям рекомендуются воздушные ванны в помещении и обливания ног водой комнатной температуры.     Организация туристских походов. Лучшей формой массовых оздоровительных мероприятий являются экскурсионно-туристские походы, организованные с учетом возрастных особенностей детей и подростков. Маршруты экскурсий и походов разрабатываются с участием врача, обслуживающего детские учреждения. Руководители походов получают от органов здравоохранения сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии населенных мест, через которые проходит маршрут, и пригодности для питья воды из водоисточников, встречающихся на пути. В экскурсионно-туристских походах дети и подростки принимают участие с разрешения врача.     Туристские походы проводятся по определенному режиму. Устанавливаются продолжительность похода, общая протяженность пути, время привалов, организуется рациональное питание, соблюдается соответствие одежды и обуви походным условиям.     Зимние походы — лыжные или пешеходные (в средней полосе Советского Союза) — организуются в безветренную погоду или при слабом ветре и строго нормированной температуре. Походы могут быть однодневные, двухдневные и более продолжительные; организуются они в выходные дни и во время зимних каникул. С детьми и подростками походы, как правило, проводятся однодневные, протяженность пути (с учетом обратного возвращения на лыжах) до 8 км для детей 9—10 лет, 10 км для подростков 11 — 12 лет и 16 км для подростков 13—14 лет. Для девочек в возрасте 9—12 лет протяженность лыжного маршрута сокращается на 2 км, а для девочек-подростков 13—14 лет — на 4 км. Скорость передвижения устанавливается в пределах 3—3,5 км/ч для детей 9—10 лет и 3,5—4 км/ч для подростков 11—14 лет.     Максимальное непрерывное пребывание на лыжах для детей — 1 ч, для подростков—1,5 ч. Через каждые 1—1,5 км пути устраиваются малые 5—10-минутные привалы, а в середине пути на базе — средний привал на 1—1,5 ч.     С подростками 13—14 лет при сохранении тех же, что и при однодневных лыжных походах, требований к скорости передвижения и отдыху организуются двухдневные походы общей протяженностью пути до 18 км (девочки) и 25 км (мальчики). Кроме привалов малых и средних организуется большой привал с ночевкой на базе (не менее 12 ч).     В летнее время, помимо однодневных и двухдневных туристских походов, с подростками 13—15 лет проводятся трехдневные походы. Нормативы нагрузки для детей и подростков в однодневных летних туристских походах те же, что и соответственно для лыжных. Общая максимальная протяженность трехдневных походов для подростков 13—15 лет установлена в 40 км.     В летнее время туристские походы проводятся в не очень жаркую погоду. Отправляются в путь обычно рано утром, на жаркое время дня (с 12 до 16 ч) устраивают привал в тенистой сухой местности (большие лесные массивы), вблизи от водоемов, пригодных для купания. Малые привалы в 5—10 мин устраивают на протяжении всего похода через 2 км для детей 9—10 лет, через 2—3 км — для подростков 11—12 лет и через 3—4 км —для подростков 13—15 лет. Большие привалы продолжительностью не менее чем 10 ч с ночевками организуются в населенных пунктах, благополучных в эпидемиологическом отношении, или при наличии палаток и шерстяных одеял в сухой лесной местности Помимо строгого соблюдения режима походов, необходимо ограничить массу поклажи, которую несет каждый участник похода (продукты питания, одежда, палатки, посуда и т. д.). Первоначальная масса поклажи не должна превышать для детей 9—10 лет 2 кг (лыжные походы) и 2,5 кг (летние походы), для подростков 11—12 лет — 2,5 кг (лыжные походы) и 3,5 кг (летние походы), для подростков 13—15 лет — 3 кг (лыжные походы), 4 кг (летние однодневные и двухдневные) и 5 кг (трехдневные).     Поклажу, в том числе личные вещи детей и подростков (мыло, полотенце, зубной порошок и т. д.), укладывают в рюкзак. Тяжелые вещи кладут на дно рюкзака, а мягкие — к той стороне рюкзака, которая прикасается к спине. Лямки рюкзака шириной не менее 4 см подгоняют по размерам тела, они не должны   резать   плечи и сдавливать сосуды в подмышечной области.     Не менее важно обеспечить участников похода одеждой и обувью, отвечающей походным условиям и погоде.